Коррекционно – развивающее обучение на уроках швейного дела в школе VIII вида

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционно - развивающее обучение на уроках швейного дела в школе VIII вида.

Труд играет большую роль в судьбе умственно отсталых учащихся. Трудовая деятельность школьников с ограниченными возможностями здоровья характеризуется глубоким своеобразием, обусловленным особенностями их психофизического развития. В ходе выполнения трудовых заданий можно обнаружить, насколько усвоил ученик знания по отдельным общеобразовательным дисциплинам и каковы его возможности в использовании этих знаний в практической деятельности, в частности на уроках швейного дела. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества школьников с ОВЗ: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство коллективизма и т. п.
Трудовое обучение и трудовое воспитание - два взаимосвязанных и взаимодополняющих процесса. Трудовое воспитание может обеспечить формирование у умственно отсталых детей разумных потребностей. Важной задачей, стоящей перед специальной (коррекционной) школой, является развитие у учащихся с ограниченными возможностями здоровья общетрудовых умений и навыков, необходимых в любой трудовой деятельности. Школьников нужно научить планировать свои действия, контролировать их выполнение, работать аккуратно, целенаправленно, самостоятельно.
Принципы коррекционно-развивающего обучения заключаются в упрочении связей между полученными знаниями и навыками, вырабатывание при этом мобильных умений, способные сориентировать учащегося в социуме и производственной сфере (социально-трудовая адаптация).
К составляющим педагогической технологии обучения труду умственно отсталых школьников относятся:
- знание особенностей психофизиологии школьника и применение этих знаний в обучении их труду;
- типологизация учащихся в трудовом обучении для дифференцированного индивидуального подхода;
- подбор средств коррекции эмоционально-волевой сферы и сенсомоторных процессов;
- отбор оптимальных методов обучения с учетом целей и задач конкретного урока;
- отбор эффективных для решения задач трудового обучения технических средств.
Следовательно, технология обучения представляет собой совокупность факторов, влияющих на степень обученности учащихся. Естественно, в центре педагогического внимания должны быть урок и воспитательное занятие как основные формы обучения, реализующие дидактические принципы специальной педагогики и психологии.
Решение коррекционных задач, с одной стороны, приближает адаптационные
возможности умственно отсталых школьников к уровню нормально развивающихся детей и, с другой стороны, позволяет успешно овладевать профессиональной деятельностью.
Для повышения активности учащихся в учебно-трудовой деятельности, прежде всего, формируются положительные мотивы трудового обучения. Для этого на уроках создается проблемная ситуация, благоприятный морально-психологический климат, воспитывается чувство ответственности и интерес к работе. При изучении темы «Накладная заплата» предлагается следующая ситуация: друг, играя в футбол за школьную команду, порвал при падении форму, которую ему с трудом купила мама на свою небольшую зарплату. Мальчик очень расстроился. Ребята, сочувствуя другу, с большим интересом подобрали форму заплаты в виде футбольного мяча, соответствующую ткань, виды стежков. Выполнение данной работы формирует у учащихся трудолюбие, умение работать в коллективе, чувство товарищества.
К активизирующим факторам относится оценка работы учителем («Молодец!» и т. п.), самооценка (самооценка практически всегда бывает завышена), взаимооценка учащимися (взаимооценка чаще всего занижена, т. к. работа сравнивается с образцом), контроль учебной деятельности и ее результатов, обсуждение перспектив трудоустройства и самостоятельности работы выпускников школы. Нравственно-поощрительная оценка труда школьников приносит заметный эффект в воспитательном плане, способствует повышению интереса к учебе, активности, помогает решать задачи формирования и коррекции личностных качеств обучающихся.
Для повышения активности учащихся при выполнении практической работы, учитель швейного дела подбирает теоретический и практический материал с учетом доступности и посильности входящих в него умений и навыков, а также умственных операций, обеспечивающих практические действия в соответствии с техническим уровнем орудий труда, интересами учащихся. Развитие осознанной регуляции трудовой деятельности учащихся в основном определяется их способностью усваивать и применять на практике технико-технологические знания. От приобретенных школьником знаний в первую очередь зависят точность усвоения цели предстоящей деятельности.
В 5 классе дети знакомятся с устройством бытовой швейной машины, учатся выполнять машинные строчки и швы, обрабатывать прямые, косые, закругленные срезы в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа.
В 6-8 классах продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение закрепки машинной строчки), в результате чего вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине.

В 7-8 классах изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций, поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты.
В 9 классе девочки овладевают промышленной технологией пошива женской и детской легкой одежды и скоростными приемами труда на производственных швейных машинах.
Обучение швейному делу ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей и т.д.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику мышц пальцев рук аномальных детей. Выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Трудовое обучение коррекционной школы ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ в условиях обычного трудового коллектива. Коллектив является связующим звеном между отдельной личностью и обществом. Под влиянием труда в коллективе жизнь умственно отсталых школьников становится богаче, содержательнее. Пассивное, безразличное отношение к окружающему уступает место активному, заинтересованному отношению к жизни коллектива и окружающей действительности. Поступки товарищей и их собственные начинают подвергаться нравственной оценке.
Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы в специальной (коррекционной) школе VIII вида, решает задачу всестороннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Однако, основная задача трудового обучения - дать школьникам начальное профессиональное образование, т. е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.

Литература
1. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. - Москва, 2002.
2. Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.- Москва «Школа-Пресс», 1994.
3. Васенков Г. В. Профессионально-трудовая подготовка учащихся коррекционных школ VIII вида.- Москва, 2007.
4. Васенков Г. В. Развитие и коррекция учащихся коррекционных школ VIII вида.- Москва, 2009.



© 2010-2022