Программа факультативного курса: Здоровое питание

Программа «Азбука здорового питания» предназначена для преподавания интегрированного факультативного курса по технологии – биологии для учащихся 8,9 классов, рассчитана на один год обучения (34 час, соответственно по 1 часу в неделю). Программа авторская, радикальная. Об актуальности данной программы говорит ее название - курс об основах здорового питания. Новизна программы в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, в ее интеграции, нестандартном содержании изучаемо...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования администрации г.Братска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №34»



РАССМОТРЕНО РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Заседание НМС Приказ №

МБОУ «СОШ №34» ЭМС МАУ «ЦРО» 2012г

Протокол № г. Братска Директор

от Протокол № __от ________ г. МБОУ «СОШ №34»

Зам. директора по НМР Директор МАУ «ЦРО» Филиппова Т.А..

_______ Кускова И.Н. _____________ ____________________

(печать) (печать)



Авторская комбинаторная педагогическая разработка


«Азбука здорового питания»


Программа факультативного курса.




Авторы разработки:

Перевалова Людмила Александровна,

учитель биологии МБОУ «СОШ №34»,

высшая квалификационная категории

Сухова Галина Николаевна,

учитель технологии МБОУ «СОШ №34»,

первая квалификационная категория







2012

г. Братск




П А С П О Р Т

авторской комбинаторной образовательной программы




Пояснительная записка

Программа « Азбука здорового питания» предназначена для преподавания интегрированного факультативного курса по технологии - биологии для учащихся 8,9 классов, рассчитана на один год обучения (34 час, соответственно по 1 часу в неделю).

Программа авторская, радикальная. Об актуальности данной программы говорит ее название - курс об основах здорового питания. Новизна программы в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, в ее интеграции, нестандартном содержании изучаемого материала, составленного с учетом интересов и по желанию учеников и их родителей. Суть интеграции заключается в получении знаний в области кулинарии и изучении влияния пищи на организм человека. Практико-ориентированная направленность содержания факультативного курса обеспечивает интеграцию знаний в области анатомии, медицины, кулинарии, информатики, математики и позволяет применять их в познавательно-практической, ориентационной деятельности ученика. Обучение включает изучение материала, не содержащегося в базовой программе по технологии и биологии, и содержит знания вызывающие познавательный интерес к правильному питанию. Ученики по результатам исследований приходят к выводу, что для организма человека важен режим питания, рацион питания, разнообразное меню, находят решения какая пища и напитки полезны для лечения и профилактики болезней. В результате исследований учащиеся узнают, что пища не только еда, а и лекарство. Учащиеся отрабатывают навыки по приготовлению блюд и закреплению теоретических знаний на практике. Программа не создает учебных нагрузок для школьников и построена таким образом, что на основе знаний, полученных учениками в области анатомии и кулинарии, исследуется влияние пищи на организм человека, обобщаются полученные исследования, систематизируются. Программа основывается на практических, проектных, исследовательских, лекционных методах обучения.

При изучении курса ученики выполняют практические работы по приготовлению пищи, исследовательский проект по созданию книги «Сорняки или деликатесы» и ее презентации, проводят исследования о питании школьников, жителей нашего города, ведут исследовательскую работу по содержанию пищевых добавок в продуктах питания, организуют выставку исследованных продуктов, выпускают газеты, проводят опросы и анкетирование.

Цель курса:

Сформировать устойчивые знания о здоровом, правильном питании учащихся.

Задачи курса:


  • развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;

  • формирование технологических знаний и экологической культуры;

  • привитие элементарных знаний и умений по экономному ведению домашнего хозяйства;

  • расширение знаний учащихся в области кулинарии, биологии( анатомия человека), медицине;

  • воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, обязательности, культуры поведения и бесконфликтного общения, ответственности за результаты своего труда;

  • овладение умениями передачи, поиска, отбора, преобразования, хранения информации, технологическими приемами обработки пищевых продуктов;

  • закрепление правил техники безопасного труда;

  • использование приобретаемых знаний для творческого решения практических, проектных и исследовательских задач;

  • приобретение навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

  • воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам;

  • обеспечение условий для познания мира профессий;

  • включение обучающихся в разнообразные виды деятельности при исследовании влияния продуктов питания на здоровье человека во время религиозных праздников и связанных с ними обрядов и традиций;

  • понимание значимости правильного питания для здоровья.

Программа факультативного курса «Азбука здорового питания» имеет практико-ориентированную направленность. Выполнение исследовательских, практических, выставочных работ способствуют развитию социально значимых личностных качеств школьников, формированию системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Для формирования личностных универсальных учебных предлагаются:

  1. творческие задания;

  2. представление работ

  3. самооценка результатов своей деятельности;

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий:

  1. выявить, сколько процентов школьников правильно питаются;

  2. определить, какие продукты необходимы в питании школьника, чтобы успешно «грызть гранит науки?»;

  3. исследовать продукты питания школьников на содержание вредных и опасных пищевых добавок

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий используются:

  1. анкетировапние;

  2. проектирование;

  3. поиск информации в информационных источниках;

  4. взаимоконтроль

  5. представление результатов исследований;

  6. защита проектных работ

Результаты освоения факультативного курса :

Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально- личностных позиций, , общительность, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться.

Предметными результатами изучения факультативного курса являются: доступная по возрасту технология обработки пищевых продуктов; определение влияния пищи на организм человека; выработка культуры труда; умения предметно-преобразовательной деятельности; возможность ориентироваться в мире профессий.

Метапредметными результатами изучения факультатива является освоение учащимися универсальных способов деятельности: умение ставить учебную задачу, выделять проблему, составлять план действий практических, исследовательских; умение применять его для решения практических задач; осуществлять информационный поиск; необходимую корректировку в ходе практической реализации; выполнять самооценку результата; умение представлять выполненную работу.


Результативность:

Рейтинговые оценки

Выполнение исследований

Практические работы

Выпуск газет

Презентация сборника.

Информационные выставки.

Материально-технические условия обеспечивают :

  1. санитарно-гигиенических нормы образовательного процесса (водоснабжение, канализация, освещение, воздушно-тепловой режим);

  2. санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных моек, санузлов, мест личной гигиены);

  3. социально-бытовых условий ( оборудованного рабочего места);

  4. пожарной и электробезопасности;

  5. требований охраны труда

Тематическое планирование.

№ занятия

  1. Раздел, тема

часы

вид деятельности

дата

примечание

1

1.Вводное занятие. Физиология питания

Техника безопасности и санитарно- гигиенические требования при выполнении практических работ.

1

Обзор курса :беседа , инструктаж по т.б и санитарно- гигиеническим требованиям. Презентация : « Физиология питания»

2

2.Наука о питании. Пути формирования здорового образа жизни.

1

Лекция

3

Основы рационального питания. Обмен веществ.

1

Беседа.

4

Витамины. Зима с витаминами. Особенности приготовления пищи для сохранения витаминов.

1

Практические занятия: «Заготовка продуктов»

5

6

Пищевой рацион.

Исследовательская работа: « Питание школьников»

1

1

Презентация: «Пищевой рацион»

Анкетирование: « Питание школьников»

Работа на компьютере: «Потребление калорий»

7

3. Пища лечит. Оздоровительная сила пищи. Пищевая аллергия.

1

Исследование на тему: «Целебные свойства распространенных продуктов»

8

Диетические блюда. Подбор диет.

1

Практическая работа: «Приготовление диетических блюд».

9

Чтоб успешно грызть гранит науки.

1

Практическая работа: «Подбор особо значимых продуктов для школьников» Выпуск газеты

10

Инфекции и простудные заболевания, пища для борьбы с ними.

Отвары и настои.

Особенности приготовления лечебных напитков.

1

Лекция


11

1

Практическая работа: «Подбор рецептов»

12

1

Практическая работа: « Отвары настои, морсы при ОРЗ»

13

4. Культура питания.

Исследовательская работа «Когда приходит аппетит»

1

Мультимедийная презентация « Этикет. Сервировка»

14

В новогодней суете

1

Практическая работа: «Праздничное меню + новогодние хлопоты. Сервировка праздничного стола»

15

Полезные остатки.

1

Практическая работа. «Экономные хозяйки».

16

Презентация исследований

1

Пр. работа. Представление исследовательских работ.

17

5 . Питание , связанное с обрядами и и традициями на Руси

1

Обзор древних и современных праздников

18

Рождество

1

Колядки

19

Крещение. Сила крещенской воды

1

Посиделки. Крещенский вечерок

20

Вкусные сувениры.

1

Выпечка сувенирных пряников. Практическая работа : « Сердечное чаепитие. Съешь мою «Валентинку»

21

Масленица

1

Практическая работа. Приготовление блинов.

22

Религия и питание .

Православная пища

Вегетарианская пища.

1

Пр. раб. Сбор рецептов постных блюд.

Выпуск газеты

23

1

24

6. Хлеб- всему голова. Ассортимент хлебобулочных изделий

1

Экскурсия на хлебозавод

Экскурсия на молоко завод

25

7. Питательная ценность молока и кисломолочных продуктов.

1

26

8. Никаких пищевых добавок? Качество продуктов, их влияние на здоровье человека.

1

Исследовательская работа «Пищевые добавки»

27

Что мы едим?

1

Выставка продуктов питания с вредными и опасными пищевыми добавками.

28

9.Красота - залог здоровья.

Презентация «Красота и здоровье».

Подбор рецептов: « Натуральные косметические средства от прабабушек». Мастер- класс « Салон красоты»

29

10.Проект. Вкусная азбука полезной пищи.

1

Мультимедийная презентация « Сорняки или деликатесы» Исследовательский проект.

30

Кухня Робинзона.

Сорняки или деликатесы

1

Практические работы: 1.Подбор рецептов 2. Приготовление блюд.

31

Лесные чаи .

1

Чаепитие.

32

Обед на даче.

Пр. раб. Меню дачного стола.

33

Подготовка к презентации

1

Пр. раб. Оформление сборника рецептов из сорняков.

34

Завершение работы над проектом. Подведение итогов.

1

Презентация сборника. Защита проекта

итого

34

Содержание программы.

Тема1. Вводное занятие. (1час)

Знакомство с группой. План работы на год. Правила поведения, инструктаж по технике безопасности и санитарно- гигиеническим требованиям

Тема2. Наука о питании (5часов)

Наука о питании древняя и современная. Здоровье и питание жителей иркутской области. Формирование здорового образа жизни. Мультимедийная презентация : « Пищевой рацион». Анкетирование « Питание школьников»Практические работы с применением компьютера: «Составление меню, расчет калорий, суточное потребление калорий, подбор рецептов малокалорийных блюд» Витамины.. Особенности и способы заготовки продуктов сохраняющие максимально витамины и полезные свойства продуктов. Практическая работа: «Заготовка продуктов»

Тема 3. Пища лечит. (6 часов)

Пищевая аллергия. Оздоровительная сила пищи.Продукты, вызывающие аллергию. Аллергия замедленного типа. Диетические блюда. Инфекции и простудные заболевания, пища для борьбы с ними. Отвары и настои при ОРЗ. Подбор диет. Практическая работа: «Приготовление диетических блюд». Подбор особо значимых продуктов для школьников, чтоб успешно грызть гранит науки. Выпуск информационно - познавательной газеты.

Тема4. Культура питания. ( 4 часа)

Особые правила этикета. Сервировка стола. В новогодней суете важно заранее составить список гостей, выбрать сценарий, составить меню новогоднего и рождественского стола. Полезные рецепты как хозяйкам использовать остатки от праздничного стола, чтобы получилось экономно и вкусно. Исследовательская работа на тему : « Когда приходит аппетит»

Тема5. Питание, связанное с обрядами и традициями на Руси. ( 7 часов) Обзор древних и современных праздников: Рождество, Крещенье, Масленица . Подбор материала о традициях и обрядах. Колядки. Посиделки: « Крещенский вечерок» Крещенская вода, с ила крещенской воды. Вкусные сувениры. Практические работы: « Сердечное чаепитие» - выпечка сувенирных пряников. Приготовление блинов в масленичную неделю. Вегетарианское питание. Религия и питание, питание во время поста. Сбор рецептов постных блюд, выпуск газеты. Православная пища. Пост. Постные блюда. Меню поста. Вегетарианская пища. Пр. раб. Сбор рецептов постных блюд. Выпуск газеты

Тема6. Хлеб- всему голова. (1 час) Хлебопечение. Ассортимент хлебобулочных изделий. Экскурсия на хлебозавод.

Тема7. Питательная ценность молока и кисломолочных продуктов. (1 час)

Экскурсия на молокозавод.

Тема8. Никаких пищевых добавок? (2 часа) Качество продуктов и их влияние на здоровье человека. Что мы едим? Пищевые добавки: вредные, полезные, опасные и запрещенные. Исследование продуктов с пищевыми добавками. Организация выставки с продуктами, которые вредны и опасны для здоровья ( о них нужно знать).

Тема 9. Красота - залог здоровья. (1 часа)

Презентация «Красота и здоровье». Идеал красоты? Косметика без химии. Полезные советы.

Полезные советы для красоты и здоровья. Подбор рецептов: « Натуральные косметические средства». Мастер- класс « Салон красоты»

Тема 10. Проект. Вкусная азбука полезной пищи. (7 часов)

Мультимедийная презентация «Сорняки или деликатесы». Исследовательский проект «Вкусная азбука полезной пищи. Кухня Робинзона, блюда из дикорастущих растений. Сорняки или деликатесы - речь идет о сорняках в городе. А что вкусного и полезного можно из них приготовить? Обед на даче. Пр. раб. Меню дачного стола. Пр. раб. Подбор рецептов блюд из дикорастущих растений и сорняков, приготовление блюд. Лесные чаи. Пр. раб. Чаепитие. Пр. раб. Оформление сборника рецептов из сорняков. Подготовка к презентации сборника. Презентация сборника. Защита проекта. Подведение итогов

Список литературы дл учащихся:

Т. Деревянко. « Украшение блюд»

Н.А. Белова « Рецепты православной кухни»

А.М. Ильин « Лечение лекарственными растениями»

П.В. Липин « Лекарственные растения»

И. Ройтенберг « ждем гостей. За праздничным столом»

Н.И. Брунек « Овощная кулинария»

А.М Задорожный « Лекарственные растения»

Журналы « Плюшка»

Список литературы дл учителей:

В.А. Кудашев « Чудесная диета»

И. Соловей. « Лучшая книга о питании»

Л А. Трушкина «Хрен да редька, лук да капуста»

С. Смолицкая «Закуски и холодные блюда»

В.И. Ермакова. « Основы кулинарии»

А.Т. Морозов « Кулинария для всех»

В.Д. Симоненко « Технология»

Н.И. Сонин « Биология. Человек»

.Г. Ануфриева « Домашний лечебник

БотороевГ «Курорт Аршан»

К.М. Молодожникова «Лесная косметика»

Журналы « Школа и производство»










Внешняя рецензия

на программу элективного курса предпрофильной

подготовки для 9 классов учителя технологии Суховой Г.Н.

(МОУ СОШ № 34, Г. Братск, Иркутской области.)

Представленная программа «Сегодня я - повар. Гостей привечаю» Суховой Г.Н. относится к программам пред профильного обучения

Содержание курса знакомит со спецификой вида деятельности при выборе профиля,

знакомит учащихся с профессиями повара, кондитера, способами приготовления блюд и напитков их оформлению и подаче. В программе определена последовательность изучения учебного материала, которая соответствует целям обучения.

Содержание элективного курса определяет основные разделы, темы курса. Тематический план включает знакомство с профессиями общепита: повар, кондитер. Большое внимание уделено анализу практических работ и определение рейтинговой оценки по освоению профессий

Автор программы определяет время, требуемое на изучение отдельных разделов, тем и всей программы в целом.

Система оценивания достижений учащихся присутствует в программе, соответствует целям образования. Программа включает в себя контролирующие материалы по итогам практических работ - ведения трудовых листков, определения рейтинговой оценки. На итоговом занятии планируется анализ деятельности, где определяется уровень освоения профессий.

Рекомендации:

Желательно презентация блюд с дегустацией либо перечень контрольных вопросов по усвоению видов деятельности по окончании курса

Предполагаемый курс пред профильной подготовки не дублирует базисный курс, ориентирует школьников в дальнейшем на выбор профессии.

Программа курса по выбору, ориентированного на пред профильную подготовку, рассчитана на 17 учебных часов.

Программа «Сегодня я - повар. Гостей привечаю»» Суховой Г.Н. соответствует всем требованиям предъявленным к элективным курсам пред профильной подготовки, и может быть рекомендована к реализации.

Рекомендации:

Желательно ввести анкетирование учащихся по ведущим для данного профиля видам деятельности.

Предполагаемый курс пред профильной подготовки не дублирует базисный курс, ориентирует школьников в дальнейшем на выбор профессии.

,

28.12.07.

Учитель 1 категории

МОУ СОШ № 4 5

Демина Н.В.


© 2010-2022