Статья Метод проектов-как развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метод проектов- как развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии.

Хабарова Татьяна Олеговна

Осташевская СОШ ,Волоколамский район, Московская область

Процесс обучения технологии предлагается строить, используя метод проектов. В наши дни именно проекты стали неотъемлемой частью школьной программы по технологии , поэтому возросла актуальность вопросов, связанных с методикой их преподавания. Весь комплекс вопросов, относящихся к деятельности учителя и ученика-количество проект ов, их направленность ,время выполнения- нацелен на воспитание творческих и активных людей, способных принимать обоснованные решения и самостоятельно учиться в течение всей жизни.

В рамках образовательной области «Технология» учащиеся по- прежнему смогут приобрести разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучить технику и культуру дома, уточнить свои профессиональные планы. При этом введение методов проектов как одного из основных методов обучения по данному предмету даст школьникам дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создать изделие, испытывать его и оценивать в реальных условиях.

В педагогике под методом проектов понимается совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому если мы говорим о методе проектов,то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Чтобы добиться такого результата, надо научить детей самостоятельно мыслить,находить и решать проблемы ,привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования проектирования и изготовления изделий.

С методической точки зрения проектная деятельность учащихся представляет собой теоретическое и практическое проблемно-ориентированное исследование, которое учащиеся проводят в учебных целях под научным руководством одного или нескольких преподавателей.

Под методом проектов в образовательной области «Технология» мы понимаем способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Он предусматривает определение потребностей людей ,разработку идеи изготовления изделия или услуги по удовлетворению этой потребности, проектирование и создание изделия или оказание услуги, оценку их качества, определение реального спроса на рынке товаров.

Метод проектов представляет собой гибкую модель образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности.

Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.

Метод проектов-это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для влоспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать,что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Результатами проектов могут быть изделия, услуги, системы, технологии, разработки по благоустройству окружающей среды и другое…Навыки работы с материалами, инструментами и информацией учащиеся получают по мере необходимости для выполнения того или иного проекта .Система проектов строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы закладывается ряд положений:

-постепенное увеличение объема знаний и навыков;

-выполнение проектов в различных областях ,начиная от более знакомых (дом, школа, места отдыха) и заканчивая более сложными (общество, бизнес ,индустрия и другое…)

-постоянное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем.

-постепенно учащиеся осознают собственные способности и возможности для удовлетворения потребностей личности и общества;
-возможность акцентировать внимание на местных условиях, так как проблемы для проектов выбираются в основном из окружающей жизни.

Метод проектов может быть реализован как индивидуально ,так и в группе.

В первом случае проект основан на сотрудничестве учителя и отдельного ученика, во втором- целой группы, в которую входит и сам учитель.

Учитель должен помогать школьникам :
-получить различные материалы, справочники, информацию, инструменты и т.п;

-обсудить способы преодоления трудностей путем косвенных, наводящих вопросов;

-одобрить или не одобрить различные фазы рабочей процедуры;

-научить кратко записывать результаты своей деятельности;
-дать четкий анализ выполненного проекта.

При разработке плана проекта учащиеся обращаются к справочникам, используют Интернет, другие источники информации, советуются с членами семьи, сведущими людьми, изучают инструменты, материалы, необходимые для выполнения проекта.

Благодаря специальному анализу можно выяснить, удачно или неудачно выполнен тот или иной проект ,выяснить причины. Под общим анализом понимается разбор ошибок общего характера, например :небрежность формулировки задачи, неаккуратность технического исполнения, отступления от намеченного плана. Но подводить итоги следует не только в конце работы ,но ив любой момент. Самая лучшая форма проведения - неофициальная беседа, в процессе которой учитель и ученик свободно выражают свои мнения. Живое участие и заинтересованность учителя в том, чтобы учащиеся правильно выполнили свой проект, имеют огромное педагогическое значение. Умение использовать метод проектов в профессиональной деятельности- показатель высокой квалификации учителя.

Введение метода проектов ставит перед учителем ряд проблем.среди которых можно выделить следующие:

-содержание задания для проектов;

-методика выполнения проектов учащимися разных возрастов;

-знания и умения, которыми должен обладать учитель, чтобы помочь школьникам разработать проект, а затем контролировать его выполнение;

-знания и умения, которыми должны обладать учащиеся для успешного выполнения проектов.

Основные компоненты проекта

1.Определение потребности и краткая формулировка задачи.

Необходимо с самого начала определить , для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему оно этому человеку необходимо. Иногда изделие создается для одного человека ,иногда для группы людей.

2.Набор первоначальных идей.

Эти идеи представляют собой размышление учащихся о том, какого рода изделие они могут изготовить. Чаще всего для изделий, выполненных из дерева, металла, картона и ткани, первоначальные идеи изображают в виде эскизов на бумаге.

3.Проработка одной или нескольких идей.

Учащийся должен оценить первоначальные идеи и выбрать в процессе обсуждения с учителем ту идею , которая будет прорабатываться дальше .Именно в процессе обсуждения и проработки идеи учащийся проводит эксперименты или начинает работать с материалами.

4.Изготовление изделия.

Учащиеся создают то, что они разработали. На этой стадии они могут изменить дизайн, если во время работы встречаются с серьезными трудностями. Часто приходится упрощать первоначальный вариант. В процессе создания изделий или до начала работы учащиеся выполняют упражнения, которые их учат определенным умениям и навыкам.

5. Испытание и оценка изделия.

Изделие спроектировано и изготовлено для того ,чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытано в реальной ситуации. Насколько хорошо оно удовлетворяет эти потребности? Самооценка может включать предложения, показывающие, как изделие может быть улучшено. Помимо этого учащийся оценивает свою деятельность во время выполнения проекта, указывает ,как бы он улучшил процесс выполнения проекта в следующий раз.

Таким образом организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений, развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, экономических, экологических и технлологических ситуаций.

Творческий проект «Изготовление народного костюма для выступления на школьном мероприятии».7-8класс.

1.Проблемная ситуация. В подготовке школьного праздника выявилась проблема ,нет русского народного костюма для выступления .что же делать?

Попросить у другой организации

Где взять? Купить в магазине

Перешить из старых вещей

Сшить новый самим

Размышления

Попросить у других- нет нужного размера ,да и заняты костюмы на других мероприятиях, купить- очень недешево, да и лишних денег просто нет, перешить из строго -будет не так смотреться на выступлении ,остается -сшить самим, так как есть в наличии лоскуты необходимой ткани и тесьма для отделки костюма.

2.Цель проекта -подобрать модель исшить русский народный костюм (сарафан ).

3. Задачи.

1)Провести исследования и разработать эскиз русского сарафана.

2)Организовать рабочее место.

3)Подобрать необходимые инструменты и приспособления для различных операций.

4)Изготовить выкройки необходимых изделий.

5)подобрать лоскуты ткани для изделий.

6)Провести раскрой.

7)Подготовить изделие к примерке и провести ее.

8)обработать изделие после примерки.

9)Проконтролировать качество своей работы.

10)Оценить качество готового изделия.

4,6. Исследование. Выбор лучшей идеи.

С помощью Интернета ознакомились, что вариантов русского народного костюма очень много- это и тверской ,и орловский ,и костромской ,и тульский, и воронежский ,и вологодский и др…

На многие костюмы нужно очень много ткани, поэтому остановимся на прямом сарафане ,прямой блузе и головном уборе в виде невысокой короны.

5. Критерии выбора идеи изделия

1)Несложная конструкция.

2)Экономный расход ткани.

3)Нет расхода денег на покупку ткани ,так как используются лоскуты.

4)Нет вреда здоровью.

5)Эстетично и красиво будет смотреться со сцены.

6)Несложно в уходе.

7)Мерки ,необходимые для изготовления сарафана.

Рост-157см.

Обхват груди (Ог.) -82см.

Обхват талии (От.) -65см.

Обхват бедер (Об.) -87см.

Вывод- мой российский размер-157- 82-87,42-размер

Европейский размер-18

8. Выбор выкройки. САРАФАН

Сарафан "московец" прямого кроя сшит из семи прямых полотнищ с лифом . Переднее полотнище собрано в защипы под кумачовую обшивку, а боковые и задние - в частые сборки под лиф. Он представляет собой широкую центральную прямоугольную полосу с верхним фигурным краем и двумя клиновидными вставками с изнанки продублирован серым холстом. Узкие лямки обшиты х/б тканью и крепятся на груди и середине спины. К краям переднего полотнища пришиты длинные, узкие завязки, поддерживающие грудь. По подолу проходят две полосы - нашивки ярко-синего цвета из х/б ткани. Полотнища сарафана сотканы из льняных и покупных х/б нитей в технике полотняного плетения " с перебором ". Ткань сарафана отличается подчеркнутой декоративностью. По оранжевому фону расположены неширокие поперечные полосы, расцвеченные красными, белыми и синими нитями.

Статья Метод проектов- как развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии.

9.Выбор нужной ткани.

У нас имеются уже готовые разноцветные полосы ткани из вискозы разного цвета.

10)Выбор нужного цвета.

Цвета полос :синий, красный, черный, коричневый, ядовито-зеленый ,серый.

Решение: выбираю полосы красного и синего цвета ,так как красный цвет на Руси являлся цветом оберега, кроме этого красный цвет- яркий, будет хорошо смотретьтся со сцены ,синий цвет-это цвет неба ,цвет чистой воды и он также будет хорошо со сцены.

11) Расчет расхода ткани

Так как мы уже имеем лоскуты ткани ,то расчтаем сколько нам нужно на сарафан около 4м обшей ткани при ширине 110см. Суммировав все лоскуты красного и синего цвета мы получим нужное нам количество.

12)Выбор дополнительных материалов и оборудования

1)калька ,ножницы ,линейка -для копирования выкройки;

2)портновский мел(высушенное мыло), булавки ,ножницы -для раскроя;

3)булавки, ручная игла ,швейная машина- для шитья ;

4)утюг, утюжильная доска- для ВТО.

5)тесьма для отделки-5метров.

13.Затраты на материалы для изготовления изделия.

Наименование материала

Условная цена за единицу измерения,руб.

Расход материала на изделие

Затраты на материалы,руб.

1.

Лоскуты вискозной ткани (выпады)

0руб.

4метра

0руб.

2.

Тесьма

25руб. за 1 метр.

5метров

125руб.

3.

Нитки х/б

10 руб. за катушку

1 катушка

10 руб.

4.

Нитки шелковые

15 руб. за катушку

1 катушка

15 руб.

Итого:

150руб.

14.План изготовления изделия.

Составляем план своей работы.

1)Скопируем выкройку ,подгоняем под нужный размер и вырезаем ее из бумаги.

2)Сметываем лоскуты ,стачиваем на швейной машине, разутюживаем припуски .

3)Прикалываем выкройки на ткани булавками, обмеловываем с припусками на швы по10 мм и на подгибку низа -5см -выкраиваем.

4)Все детали сметываем ручными стежками .

5) Выполним первую примерку.

6)Устраним все недочеты.

7)Стачаем все швы стачным швом ,обработаем срезы швов «зиг-загом», проведем ВТО.

8)Обработаем обтачным швом бретели сарафана, вывернем и отутюжим готовые бретели сарафана.

9)Соединим бретели с сарафаном планкой, учитывая мерку над грудью сметочными ручными стежками ,закрепляем настрочным швом.

10)Заметаем припуск на подгибку низа изделия ,застрочим на швейной машине.

11)Наметаем и настрочим тесьму по центру и по низу сарафана.

12)Готовый сарафан отутюжим и примерим.

15. Самооценка и оценка

1)Изготовление изделия соответствует программе 7-8 классов по технологии,все способы обработки изучали и закрепляли на уроках.

2)Расхода ткани не произошло ,так как использовались отходы от ткани.

3)Конструкция сарафана не была выбрана сложной,тем не менее при примерке были обнаружены недочеты.

4)На пошив изделия несколько урочных и внеурочных занятий.

5)Сарафан получился очень ярким ,сценичным,то что и требовалось по необходимости.

6)За изделием легко ухаживать ,ткань хорошо утюжится.

Мы молодцы ,хорошо все потрудились, с поставленной задачей справились.

Теперь пусть оценят родители,учителя,одноклассники.

Используемая литература:

Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников

1) Журналы и справочники по шитью

2) Пособие для учителя под редакцией И.А. Сасовой;

3)Учебник «Технология. Обслуживающий труд» для учащихся 7 класса.











Статья Метод проектов- как развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии.Статья Метод проектов- как развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии.Статья Метод проектов- как развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии.Статья Метод проектов- как развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии.Статья Метод проектов- как развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии.Статья Метод проектов- как развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии.Статья Метод проектов- как развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии.Статья Метод проектов- как развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии.

© 2010-2022