Уход за одеждой

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по технологии - 6 класс.

Урок № 53-54 Тема: «Уход за одеждой».

Практическая работа: «Удаление пятен».

Исследовательская работа: « Исследование состава синтетических моющих средств».

Учитель: Турбина Александра Евгеньевна, ГБОУ Школа № 1161 Класс - 6 Дата - Задачи: Обучения - формирование знаний по теме с целью расширения кругозора учащихся в вопросах культуры и быта. Познакомить учащихся с современными средствами ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью, с символами по уходу за изделиями, изучить эти символы. Воспитания - воспитывать трудолюбие, бережливость, чувство рачительного хозяина; прививать эстетический вкус, творческий подход к выбору стиля одежды;. Развития: способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся, прививать навыки культуры труда, аккуратности, бережливости; развивать логическое и наглядно-образное мышление, развивать интерес к своему внешнему виду; Средство обучения - вербально - информативный, слово, инструкционные карты проведения практической работы « Удаление пятен»,

учебник В.Д. Симоненко 6 класс стр. 138. « Практическая работа № 23»; Межпредметные связи: химия, история, литература, экология, математика, информатика. Технические средства - компьютер, экран. Наглядные пособия: выставка книг по рукоделию; образцы с фурнитурой; образцы готовых изделий. Оборудование: рабочая папка, гладильная доска, утюг, школьные принадлежности, тетради, лотки с материалами для практической работы « Удаление пятен», учебники. Раздаточный материал - ярлыки от одежды из различных видов ткани, этикетки моющих средств, лотки с материалами для практических работ, учебники. Литература к уроку: 1. Г.Е. Крейдлин. М.А. Кронгауз «Семиотика или азбука общения», МИРОС Москва 1997 ; 2. Сухарев М.И. Материаловедение. - Москва, 2003 3. Поурочные планы по учебнику "Технология. 6 класс" (В.Д. Симоненко). - Учитель-АСТ. 2008. 4. Гальперина Г.А. 1001 совет лентяйке. Домашняя химчистка: Выведение пятен любой сложности. - М.: РИПОЛ классик, 2005. 5. Эшкинд М.М. О красоте без прикрас или как следить за собой. Москва. «Экономика». 1992. 6. Гущина К.Г., Беляева С.А. Ассортимент, свойства и технические требования к материалам для одежды. - Москва, 2004. 7. Пожидаев Н.Н. и др. Материалы для одежды. - Москва, 2005. 8. Савостицкий А.В., Меликов Е.Х. Технология швейных изделий. - Москва, 2003.

I. Организационный момент. 1. Приветствие учащихся. Получение сведений об отсутствующих. 2. Включение в деловой ритм, подготовка класса к работе. 3. Проверка готовности кабинета, рабочих мест к работе. Назначение дежурных.

4.Повторение правил техники безопасности. Проверка домашнего задания. 5. Сообщение темы и целей урока. 6. Знакомство с карточкой самооценки. II. Изложение нового материала. Формирование знаний и умений. 1. Сообщение темы урока. « В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» (написано на доске). Одежда сопровождает человека всю его жизнь. Люди подбирают её в соответствии со своим вкусом, веяниями моды, сезоном и т. д. вспомним пословицы и поговорки русского народа: «Береги честь смолоду, а платье с нову». «Встречают по одёжке, провожают по уму» .« Хвалят на девке шёлк, когда в самой девке есть толк» «Голосиста пташка, да грязна рубашка». Иногда случается слышать такие реплики: «опрятный человек, неряшливый человек». А почему так говорят? НЕРЯШЛИВЫЙ - неаккуратный, лишённый опрятности. Неряшливая одежда. НЕРЯХА - (разг.) неряшливый человек. Имеет неряшливый вид. ОПРЯТНЫЙ - чистый, чистоплотный, аккуратный. Опрятность в одежде. - Опрятность можно отнести к достоинствам человека, а неряшливость к его недостаткам. Бережливость, аккуратность, опрятность во все времена и у всех народов считалась добродетелью человека - его большим достоинством. Если вы, ребята, постараетесь, то тоже сможете приобрести такие качества. Но здесь нужно и желание, и уменье.

2. Введение в новую тему, отвечая на вопросы по изученному материалу. Вопросы к учащимся: а). Как вы думаете, из каких тканей сшиты вещи, в которые вы сейчас одеты? (Шерстяные ткани, шелковые ткани, трикотаж, искусственные, синтетические материалы) б) Можно ли продлить долговечность этой одежды и повысить износостойкость ткани, из которой она изготовлена? Каким образом этого можно добиться? (Да, можно. Не пачкать, стирать вовремя, и не часто) в) Зависит ли способ у хода за одеждой от свойства тканей? (Да, зависит, например шелковые вещи нельзя стирать в горячей воде) 3. Изложение нового учебного материала: объяснение теоретического материала; Сегодня мы совершим экскурсию в историю стирки. Дело в том, что это наиболее древний способ гигиенической обработки одежды. Живя рядом с водой, применяя её в быту, человек не мог не обратить внимание на её свойство удалять с поверхности некоторые виды загрязнений. Мы сейчас выслушаем мини доклады учениц в половинном размере формата печа куча. Словосочетание печа-куча - это такой японский аналог международной фразы бла-бла-бла. Так создатели (архитекторы Астрид Кляйн и Марк Дитхам) назвали новый формат презентации. Так называемое интеллектуальное караоке родилось в Токио и в переводе с японского означает вовсе не теплую кучу и не кучу у печи, а бла-бла-бла - шум беседы. 20 изображений показывают по 20 секунд. Пять лет интеллектуальное караоке приживалось в мировой среде.
Любой желающий может поделиться наболевшим, соблюдая два жестких условия. Первое: он может использовать 20 изображений, каждое из которых он волен снабдить 20 секундным комментарием. Скромничать и волноваться участникам печи-кучи противопоказано. Неважно, чему именно посвящена презентация. Главное, чтобы речевой поток журчал, не прерываясь.
Таким образом, на выступление отводится 6 минут 20 секунд. У нас с вами половинный и четвертной формат, значит 10 слайдов по 20 секунд или 5 слайдов по 20 секунд, итого 200 секунд или 100. Сколько минут? Время пошло! 4. Приблизительные тексы выступлений. а)( Д/З) Мини доклад. Ученик 1. Сообщение о золе. Первым веществом, явившимся своеобразным заменителем стирального порошка, была зола .
Зола, несгораемый остаток в виде пыли, образующийся из минеральных примесей топлива при полном сгорании. Используется как удобрение. Как природная щелочь, эффективно удаляет некоторые виды загрязнений, и на протяжении нескольких столетий оставалась неизменным лидером в немногочисленном списке средств, используемых для стирки и чистки одежды. Зола была далеко не единственным, хотя и наиболее эффективным средством. Многие вещества смешивали с ней, чтобы добиться нужного результата.
Не меньшей популярностью в древности пользовалась сода. б)( Д/З) Мини доклад. Ученик 2. Сообщение о соде. Сода - всем известный белый порошок, является самым универсальным средством. Следует отметить, что соду в практических целях использовали еще древние египтяне, которые добывали это вещество в пустынных озерах к западу от полноводного Нила. В настоящее время нетоксичные кристаллы соды применяют для нейтрализации неприятных запахов, предотвращения засорения сточных труб и для удаления жира или нагара. Данные названные вещества, обладающие щелочными характеристиками, при вступлении в контакт с частицами загрязнений растворяют их. Однако повторная стирка с помощью этих средств нередко оказывается губительной для изделий: в местах загрязнений появляются дырки, вызванные разрушением волокон под действием щелочей.
в)( Д/З) Мини доклад. Ученик 3. Сообщение о старинных, но не совсем традиционных способах стирки. В старину изделия из линяющего ситца прекрасно отстирывали ржаной мукой, заваривая её. Простиранные в таком растворе ткани не только не теряют цвет, но становятся ещё ярче. - Эффективным способом отбеливания хлопчатобумажного и льняного белья, особенно детского, является опускание выстиранного и высушенного белья на 1.5 - 2ч в холодную сыворотку, затем высушивание. Если желтизна не исчезнет после первого раза, вымачивание в той же сыворотке повторят несколько раз. Бельё становится белоснежным. - Стирка белья картофелем. Этот довольно популярный в старину способ стирки белья очень заинтересовал французских учёных ещё в 19 веке. Его несколько раз публично испытывали перед комиссией профессоров. Эффект не переставал изумлять, за 2 часа полностью отстирывалось невероятно заношенное, полусгнившее от грязи бельё, специально собранное у нищих. Предварительно замоченное и один раз простиранное бельё кладут в горячую воду и с обеих сторон тщательно натирают отваренным до полуготовности картофелем, затем свёртывают, выжимают и кипятят 25-30 минут. После этого бельё простирывают в тёплой воде, на несколько минут опускают в чистый кипяток и выполаскивают . г)( Д/З) Мини доклад. Ученик 4. Сообщение о мыле. Чтобы снизить агрессивность таких веществ, как сода их пробовали использовать вместе с кислотами жирного ряда. В результате было изобретено мыло. Мыло - моющее средство со сбалансированным составом жирных кислот (топленого сала и других животных и растительных жиров) и веществ, обладающих щелочными свойствами. Первые документы подтверждения о развитии мыловарения в Западной Европе датированы серединой ХIХ века. С этого времени количество мыловаренных заводов неуклонно увеличивалось, росла и конкуренция между ними. д)( Д/З) Мини доклад. Ученик 5. Сообщение о синтетических моющих средствах . Новой вехой истории прачечного дела стало появление синтетических моющих средств. Их начали производить в Германии во время Первой мировой войны . (Презентация) е)( Д/З) Мини доклад. Ученик 6. Сообщение о синтетических моющих средствах (современные средства). В настоящее время промышленность выпускает различные моющие средства.
Стиральные порошки предназначены для стирки изделий из хлопчатобумажных, льняных, шелковых, шерстяных, синтетических тканей, а также тканей из смешанных волокон. Их можно использовать при стирке изделий вручную и в стиральных машинах любого типа . Они эффективно справляются с основными типами загрязнений, обладают легким свежим ароматом. Для стирки изделий из шерстяных и шелковых тканей лучше использовать специальные моющие средства. Выбирая стиральное средство, строго соблюдайте указанные на упаковке требования по применению и дозировке. Используйте средства только по назначению. Не смешивайте при стирке мыло с синтетическими моющими средствами, стремясь усилить моющее действие. В большинстве случаев это даёт отрицательный результат. Учитель: Существуют еще и экологические проблемы, которых мы коснемся. Больше половины стиральных порошков, которые рекламируются в России, содержат особо опасное для водных экосистем вещество - триполифосфат натрия (ТПН). Его содержание в порошках колеблется от 15 до 40 %. ТПФ не улавливается даже самыми современными очистными сооружениями. Попадая в реки и озера, ТПН начинает действовать на водную растительность как удобрение. Всего 1 грамм триполифосфата натрия стимулирует образование 5-10 кг водорослей! Ученые считают, что сейчас россияне тратят ежегодно около 1 млн. тонн стирального порошка. Таким образом, в российские реки, озера и моря попадает 300 - 400 тысяч тонн триполифосфата натрия. Во многих странах выпуск порошков с использованием фосфатов сначала ограничили, а потом и вовсе запретили. В настоящее время в Германии, Италии, Австрии, Норвегии, Швейцарии и Нидерландах стирают только порошками без фосфатов. В Бельгии более 80% порошков безфосфатные, в Дании - 54%, Финляндии и Швеции - 40%, Франции - 30%, Великобритании и Испании - 25%, Греции и Португалии - 15%. В Японии уже к 1986 году в стиральных порошках фосфатов не было вообще. Взамен фосфатов в стиральные порошки вводят биологически инертные, экологически безопасные вещества - цеолиты. Существует мнение, что те же фирмы, которые в своих странах выпускают бесфосфатные порошки с цеолитом, в России под теми же торговыми марками производят порошки с фосфатами. Так, очень хорошо известная фирма "Проктер энд Гембл" у себя в США еще в 80-е годы производила "Ариэль" с уменьшенным содержанием фосфатов и вообще без них. Однако для России на принадлежащем фирме "Новомосковскбытхиме" производится "Ариэль", "Тайд", "Тикс", "Миф" с фосфатами. И мы сейчас проверим данное утверждение.

III. Исследовательская работа « Исследование состава синтетических моющих средств.» Математический расчет.Класс делится на 6 групп. 1. Задание для каждой группы: Определить по этикеткам количество фосфатов в СМС, показать на доске % состав своего СМС. Приложение № 1.

2. Решить задачу: Сколько вырастет водорослей, портящих экосистемы озер и рек России, если будет использована 1 тонна данного вида синтетического моющего средства? Известно, что 1 грамм фосфатов стимулирует образование 5-10 кг водорослей!

3. Демонстрация образцов для выполнения работы; Вопросы к ученикам. Как подготовить бельё к стирке. Перед стиркой выньте забытые в карманах предметы, потому что они могут оставить при намокании пятна на одежде. Постельное бельё - пододеяльники, наволочки - выверните на изнанку и аккуратно очистите углы щёткой от пыли. Если на одежде или белье есть распоротые или разорванные места, почините их, иначе во время стирки они пострадают ещё больше. Все вещи сортируйте по виду ткани, цвету, степени и характеру загрязнения. Вещи, которые могут полинять, не замачивают и стирают отдельно. Перед стиркой тюлевых занавесей хорошенько их встряхните, чтобы удалить пыль, и замочите в чуть теплой воде. Если занавеси очень потемнели, добавьте в воду для замачивания соль (1 ст. ложка на 1 л воды). До основной стирки необходимо вывести пятна. Существует огромное количество разных видов пятен, распознать которые зачастую бывает довольно сложно.
Для того чтобы удалить загрязнения с любой вещи, прежде всего, необходимо знать их качественные характеристики. Это позволит правильно выбрать средство для чистки или мытья.
Символы- письменность пикто, нарисованный, изобретена немецким профессором Хансом Енсеном 1884-1973 в 1956 по мнению автора рисуночное письмо понятно всем, независимо от языковой среды.

4.Знакомство с символами « Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей».

Работа с книгой. Расшифровываем символы, встречающиеся на шерстяных и шелковых изделиях (таблица 17, страница учебника 130-131).
IV. Практическая работа « Удаления пятен.» 1. Демонстрация образцов для выполнения работы; Необходимо определить происхождение пятна, затем опробовать средство для выведения пятен на небольшом кусочке ткани или на припусках на швы, чтобы проверить устойчивость окраски и волокон ткани к растворителю.
Удалять любые загрязнения всегда нужно от краев к середине, чтобы на ткани не образовывалось разводов и ореола вокруг места, где было пятно.
2. Показ учителя «Как нужно правильно удалять пятна.» Самые лучшие средства для выведения пятен - это бензин, ацетон, чистый спирт, скипидар, нашатырный спирт. Растворителями лучше не пользоваться, можно изделие испортить. Пятна от масла легко удаляются нашатырным спиртом, а затем теплой водой. Еще жирные пятна можно вывести при помощи мела: засыпаем испачканное место растолченным мелом, а когда он пожелтеет, т.е. впитает жир, мел стряхиваем и повторяем операцию несколько раз, пока мел перестанет желтеть. Лимонным соком можно удалить чернильное пятно с изделия. Свежие пятна от травы устраняют теплым мыльным раствором с добавлением нашатырного спирта. Жировые и масляные пятна следует прогладить утюгом через несколько слоев промокательной бумаги; пятна от ягод засыпают поваренной солью и промывают с мылом; травяные пятна отстирывают в теплой воде; пятна от гуаши промывают холодной водой.

3. Текущий инструктаж по работе с инструментами. Повторяем правила техники безопасности при выполнении влажно - тепловых работ. а). Опасности в работе: возгорание шнура; ожоги: паром, о подошву утюга и от возгорания шнура; поражение электрическим током. б). Что нужно сделать до начала работы: проверить целостность шнура и чистоту подошвы утюга; проверить наличие резинового коврика. в). Что нужно делать во время работы: выполнять влажно - тепловую обработку, стоя на резиновом коврик включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур; ставить утюг на специальную подставку; следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга и утюг не перегревался; использовать для увлажнения пульверизатор г). Что нужно сделать по окончании работы: выключить утюг; поставить его на специальную подставку.

4. Выполнение практической работы по инструкционной карте « Удалите пятно». 1 группа « Удалить пятно от жира». а) Посыпать пятно солью, стряхнуть соль.

б) Положить на пятно, и под пятно бумажную салфетку. в) Водить по бумаге теплым утюгом, постепенно сдвигая бумагу.

г) Бумагу необходимо менять несколько раз.

При образовании грязноватого кольца очисть его небольшим количеством бензина или спирта.

2 группа « Удалить пятно от фруктов и ягод». а) Посыпать пятно солью, стряхнуть соль.

б) Промыть водой с мылом.

в) Повторить несколько раз.

г) Прогладить ткань.

3 группа « Удалить пятно от фруктов и ягод». а) Обдать пятно крутым кипятком (выполнять только под руководством учителя). б) Промыть водой с мылом. г) Отутюжить, удалить замины на изделии. 4 группа « Удалить пятно от фруктов и ягод». а) Опустить запачканную ткань в кислое молоко на несколько минут. б) Промыть водой с мылом. г) Прогладить ткань. 5 группа « Удалить пятно от фруктового компота». а) Посыпать пятно солью, стряхнуть соль. б) Положить бумажную салфетку. в) Вывести пятно с помощью тампона с перекисью водорода. г) Постирать ткань. 6 группа « Удалить пятно от воска». а) счистить с материи воск . б) Положить на пятно, и под пятно бумажную салфетку. в) Водить по бумаге теплым утюгом, постепенно сдвигая бумагу. г) Бумагу необходимо менять несколько раз. д) Постирать ткань. 7 группа « Удалить пятно от йода». а) Смочить пятно холодной водой . б) Натереть крахмалом или картофельной мукой. в) Промыть водой с мылом.

V. Закрепление знаний и умений . 1. Вопросы к учащимся: а). Сформируем правила стирки. Как при ручной, так и при машинной стирке, белье нужно предварительно рассортировать по видам ткани, цвету и степени загрязненности (слабо и сильно загрязненное). б) Стирка хлопчатобумажных и льняных тканей . Можно кипятить. в) Стирка шерстяных и шелковых тканей. В отличие от хлопчатобумажных и льняных изделий, изделия из шелковых и шерстяных тканей, нельзя кипятить. При стирке изделия из шерсти и шелка рекомендуется не замачивать надолго (1-2 минуты), не тереть, не выкручивать, многократно прополаскивать (можно в подкисленной уксусом воде). Сушить в расправленном состоянии, придав нужную форму, на впитывающей воду подложке (махровом полотенце) в горизонтальном положении вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов. Всякая стирка оканчивается полосканием. Полоскать нужно несколько раз, постепенно понижая температуру воды. Последнее полоскание должно проходить в холодной воде. Дело в том, что замачивание и стирка в горячей воде нарушают структуру ткани. При сушке эта деформация может сохраниться, и ткань потеряет прежний вид. А при постепенном понижении температуры воды при полоскании волокна ткани сжимаются, принимая прежнее положение и выталкивая оставшиеся частицы грязи. Еще для того, чтобы уменьшить загрязнение одежды, добавьте в воду при полоскании антистатик. Ведь от того, как сильно электризуется ткань, зависит и скорость ее загрязнения. Действие антистатика состоит в том, что на поверхности материала образуется тончайшая пленка, которая притягивает влагу. Благодаря этому электрическое сопротивление волокон уменьшается, и электростатические заряды легко стекают в землю. Джинсы нужно стирать, вывернув их наизнанку и застегнув молнию, при температуре не выше 40 градусов. Выкручивать их не надо, пусть вода сама стечет. Тонкие кружева нельзя тереть и выкручивать. Их стирают их в банке наполовину заполненной теплой водой с порошком, плотно закрыв ее крышкой и все время интенсивно встряхивая.

Карточка самооценки на уроке технологии.

Ученица 6 « В» класса__________________________________________________

Оценка от 0 до5

Подготовка рабочего места к работе

Ответ на вопрос №1

Ответ на вопрос №2

Ответ на вопрос №3

Ответ на вопрос №4

Ответ на вопрос №5

Общее количество баллов за ответы на вопросы.

Исполнение правил техники безопасности при выполнении практической работы «Удаление пятен»

Выполнение практической работы «Удаление пятен»

Общее количество баллов за выполнение практической работы.

Уборка рабочего места.



© 2010-2022