- Преподавателю
- Технология
- Разработка занятия «ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ»
Разработка занятия «ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сергеева Н.Г. |
Дата | 31.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ «ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ»
Цель: Приобщение детей к народным традициям через ознакомление с праздниками народного календаря. Развитие и сохранение интереса у детей к старинному женскому рукоделию, народным традициям
Задачи:
Обучающие:
-познакомить детей с видами рукоделия, народными приметами, пословицами и поговорками;
-продемонстрировать знания и умения детей;
научить детей народным играм.
Развивающие:
развивать творческие способности детей, трудолюбие, упорство в достижении цели.
Воспитывающие:
воспитывать уважительное отношение к народным традициям, умение работать в коллективе, в группе.
приобщать к сохранению народных традиций в семьях детей, воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, музыкальное сопровождение, столы, стулья.
Материалы: тканевые мешочки, разноцветная ткань, нитки, ножницы, иголки, тесьма, разная крупа.
Ход занятия
Звучит музыка, народная: Кадриль.
Хозяйка:
Добрый день, гости званные и желанные,
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые!
Милости просим на осенние посиделки!
Всех приглашаем!
Душевно встречаем!
Кончилось лето - собран урожай. В это время начиналась пора свадеб.
На Руси завершение летней страды и осенний сбор урожая народ отмечал праздничными гуляниями, капустниками, с танцами, играми, песнями, хороводами.
Игра «Хоровод».
Правила игры.
Дети становятся в хоровод, в центре игрок с завязанными глазами. Хоровод начинает под музыку двигаться по кругу. Тот, на кого молча покажет Ведущий, должен произнести слово «хоровод». Игрок в центре угадывает, кто сказал: «хоровод». Если правильно угадан игрок, он становится в центр круга и игра продолжается в том порядке.
Вечерами в свободное время, хозяюшки мастерили народные, обережные куклы. Когда женщина садилась делать куклу, она читала заговоры, молитвы или просто концентрировалась на своих желаниях, потребностях, вкладывая свои чувства и мысли в закрутки и одежды, слой за слоем.
А самой главной была кукла Крупеничка (Зерновушка). В конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть гречихи (а впоследствии и другой крупы) прятали в специальный мешочек, наряжали его куколкой и бережно хранили до посева следующего года. Сейчас куклу Крупеничку дарят с пожеланиями добра, богатства, достатка в доме. Вот и сегодня, мы с вами изготовим эту куклу.
Кроссворд «Рукоделие».
Куклы-обереги помогали справляться со всеми женскими работами. А чтобы не скучно было работать по одиночке, девушки собирались в одной избе на посиделки. Чем же они занимались? Давайте вспомним? Дети называют виды работ, а педагог вывешивает на доске слова, из которых складывается слово «Рукоделие» (МАКРАМЕ; КРУЖЕВО; ПЛЕТЕНИЕ; ВЫШИВКА; СТРОЧЕНИЕ; ПРЯДЕНИЕ; ТКАЧЕСТВО; БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ; ШИТЬЕ; ВЯЗАНИЕ)
Посмотрите внимательно на слово, которое получилось в центре. Это сложное слово состоит из двух «руками» и «делать», то есть трудиться. А знаете ли вы поговорки о труде? Назовите их.
А сейчас я попрошу вас составить поговорки (из разрезанных карточек): «Труд человека кормит, а лень портит»; «Умелые руки не знают скуки»; «Землю красит солнце, а человека труд»; «Долог день до вечера, если делать нечего».
Практическая часть.
Изготовление куклы «Крупенички»
Игра «Угадай-ка».
Правила игры: Для этого я приглашаю двух игроков, вы должны угадать на ощупь, какая крупа лежит в мешочках. Кто угадает, выбирает себе по своему желанию крупу, с которой он будет работать.
Значения круп в Зерновушке:
гречиха - сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном;
рис − самое дорогое зерно, на праздник;
перловка - на сытость;
овес - на силу.
В основу куклы (мешочек) кладется выбранная крупа. Можно все крупы положить в основу куклы. Так же на дно куклы иногда кладут монетку.
Частушки. Рукодельницы - девочки веселые, озорные. Они частушки сочинять и петь умеют. (Детям было дано задание сочинить частушки по двум начальным строкам). «Я умелая девчонка, Я без дела не сижу…», «Я умелая девчонка Ручки золотые….», «Я девчонка маленька, Но така удаленька….» «Мы рукодельницы - девчушки, Неразлучные подружки:
Вместе в школу и гулять, Вместе и носки вязать».
Пошаговый процесс изготовления куклы:
1.Квадрат ткани складываем пополам и сшиваем с двух сторон. Полученный мешочек выворачиваем на лицевую сторону.
2.Заполняем мешочек зерном и сверху перевязываем ниткой.
3.Вырезаем прямоугольный кусочек ткани из разноцветного материала.
4.Обертываем куклу прямоугольным кусочком ткани и подвязываем с помощью ниток мулине в месте перевязки головы - получится юбка.
5.Душегрея (зипун). С обеих сторон скручиваем рукавчики. Если определена лицевая сторона и изнаночная, то скручиваем рукава лицевой стороной наружу от куклы, если нет, то, как скручивать неважно.
6. Надеваем душегрею так, чтобы края скрученных рукавов оказывались снаружи, на уровне плеч и выше верхней рубашки на 1-2 см.
7. Завязываем душегрею длинной ниткой и ею же привязываем фартук.
8. Вырезаем из ткани треугольник и обматываем им верхнюю часть куклы, формируя платок.
Вот и готова наша «Крупеничка». Вот и сделали мы с вами себе берегинь. Давайте покажем их друг другу, можно и сфотографироваться.
Хозяйка:
Гостям рада, что пришли,
Для нас времечко нашли.
Были здесь у нас забавы,
Представления на славу.
Мы потешить вас спешили,
Может быть и рассмешили.
И вернулись как во сне,
К нашей русской старине.
Хозяйка: На этом наши посиделки подошли к концу. Дорогие гости были встречены улыбкой ласковой, душу согрели у огонька и обрели множество друзей и сделали для себя обережную куклу.