Статья ТРИЗ-технологии на уроках обслуживающего труда

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТРИЗ-технологии на уроках

обслуживающего труда

Творческий проект на уроках технологии - это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:

- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;

- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;

- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.

Групповые творческие проекты я использую при изучении раздела «Кулинария».

Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.

Современное образование - это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Оно не может развиваться вне времени и пространства.

Живём мы в условиях перехода школы на новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Раз появились новые условия, значит, нужны и новые подходы. История цивилизации показывает, что самые значительные успехи, в том числе в интеллектуальной деятельности, достигаются при условии превращения её в технологию, или метод, алгоритм. Это значит, что каждый педагог должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить для себя на вопрос «Как обучать в новых условиях?» На мой взгляд, учитель не просто должен, он просто обязан стремиться не только к профессиональному росту, но и человеческому совершенству. Это жёсткое требование нашей профессии. И дороги познания привели меня к ТРИЗ - технологии.

ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного- решения изобретательских задач.

Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть - творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ - теория развития творческой личности.

Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

До сих пор считается, что ТРИЗ - это для инженеров и технологов. На самом деле ТРИЗ есть технология выработки Правильных Решений.

Сейчас, после более чем 50 лет применения, становится все более ясно: ТРИЗ есть технология выработки Правильных Решений в любой области человеческой деятельности.

Одним из методов ТРИЗ-технологии является изобретении Раймонда Луллия (XIV в., Италия) которое получило название «Круги Луллия».

На стержень нанизывают несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяют на одинаковое количество секторов. На них располагают картинки предметные сюжетные или слова. Круги и стрелка свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах и объединить казалось бы не совместимые объекты.

Изобретение Р.Луллия взято за основу игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей, которые помогают решать следующие задачи:

- развивать образное мышление,

- формировать способность решать проблемные ситуации,

- формировать умение творчески подходить к работе,

- видеть фантастическое сочетание разнообразных объектов.

На начальных этапах работы с кругами Луллия лучше выбрать кружковые занятия. Главное дать детям понять, что совсем не обязательно обладать качественно сформированными умениями и навыками в рисовании. В этом деле не важно как ты красиво оформишь свою работу, главное как качественно сработает твоя фантазия (используя основные элементы, выпавшие на кругах, выполнить эскиз изделия).

В дальнейшей работе используя круги можно превратить банальное занятие по моделированию в увлекательную игру.

Морфологическая матрица - это комплексный методический прием обучения, в котором проблема раскладывается на ее компоненты, так что для элементов проблемы ведется поиск и соответственно вносятся по возможности большое количество компонентов решения.

Этот метод создал швейцарский астрофизик Ф.Цвикки в 30-е годы 20 века на основе кругов Луллия.

Суть метода та же, что и в кругах Луллия, но мыслительные операции осуществляются с помощью таблицы, в которой по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели.

При использовании в работе с детьми метода активизации мышления - Морфологического анализа - для большей наглядности использую Морфологическую матрицу.

Дидактическая цель применения морфологической матрицы заключается в том, чтобы через перекрывание полей представить себе в полном объеме проблему а также содействовать развитию способности решать проблему при помощи структурирования и принудительного соединения. Вместе с тем, метод также стимулирует творческое решение проблемы.

Методическая цель заключается в определении вариантов решения.


© 2010-2022