Методическая указания по самостоятельной работе студента дисциплины «Менеджмент»

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Менеджмент», предназначены для обучающихся по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Данная дисциплина изучается на 2 курсе. Внеаудиторная  самостоятельная  работа обучающихся - это вид учебной деятельности, которую обучающийся совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированн... Представлены содержания основных тем заданий дисциплины, указан перечень самостоятельных работ и темы внеаудиторных занятий. Приведены варианты заданий для индивидуальных домашних работ. Даны методические указания по выполнению самостоятельных работ.
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал ТюмГНГУ в г.Ноябрьске







Менеджмент




Методические указания по выполнению

самостоятельной работы

по дисциплине «Менеджмент»

для обучающихся по специальности 080114

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)


Составитель Р.Н. Зиязова






















Ноябрьск

2012


Менеджмент: метод. указ. для внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)/сост. Р.Н. Зиязова; Филиал ТюмГНГУ в г.Ноябрьске 2012.- 20 с.


Аннотация

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Менеджмент», предназначены для обучающихся по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Данная дисциплина изучается на 2 курсе.

Представлены содержания основных тем заданий дисциплины, указан перечень самостоятельных работ и темы внеаудиторных занятий. Приведены варианты заданий для индивидуальных домашних работ. Даны методические указания по выполнению самостоятельных работ.





СОДЕРЖАНИЕ


Введение

4

1

Содержание самостоятельной работы

6


Самостоятельная работа при изучении раздела 1

Основы менеджмента

6


Самостоятельная работа при изучении раздела 2

Этика и психология менеджмента

8


Самостоятельная работа при изучении раздела 3

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

10

2

Критерии оценки самостоятельной работы обучающихся

11

3

Список рекомендуемой литературы

11


Приложение

13


ВВЕДЕНИЕ


Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Менеджмент».

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся - это вид учебной деятельности, которую обучающийся совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий.

Цель - систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения обучающихся.

Задачи: систематизация и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; развитие умений по поиску и использованию информации; формирование умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу; развитие информационно-познавательной компетенции; творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений.

Внеаудиторная самостоятельная работа спланирована с расчетом отведенного времени в тематическом плане в виде домашних заданий учебного и творческого характера.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:

- подготовка рефератов;

- выполнение презентации;

- составление тезисов.

Самостоятельная работа задается преподавателем с указанием раздела и изученной темы. Формулируются вопросы, подлежащие изучению. Приводятся рекомендации по выполнению задания, включая рекомендации по работе с учебником, конспектами лекций.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;

- анализировать организационные структуры управления;

- проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

- учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

- методы планирования и организации работы подразделения;

- принципы построения организационной структуры управления;

- основы формирования мотивационной политики организации;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- внешнюю и внутреннюю среду организации;

- цикл менеджмента;

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

- систему методов управления;

- методику принятия решений;

- стили управления, коммуникации, принципы делового общения.

Самостоятельная работа способствует формированию у обучающихся следующих профессиональных и общих компетенций:


ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения задания.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 2.2

Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК 2.3

Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 2.4

Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

1 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Самостоятельная работа при изучении раздела 1

Основы менеджмента


Тема: Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм.

Цель работы - углубление и закрепление знаний обучающихся, развитие практических умений используя ресурсы Интернет, библиотечные ресурсы раскрыть нужную тему.

Вопросы, подлежащие изучению:

Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Цели и задачи управления организациями. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм.

Задание для самостоятельной работы:

Используя ресурсы Интернет, библиотечные ресурсы рассмотреть национальные особенности менеджмента. Самостоятельная работа включена в Раздел 1. «Основы менеджмента». Тема 1.1 «Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм».

Рекомендации по выполнению задания:

Работа с лекционным материалом по теме «Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм», обзор электронных источников, поиск информации по заданной проблеме. Определить цели и задачи управления организациями, рассмотреть понятие менеджмента.

Используя ресурсы Интернет, библиотечные ресурсы рассмотреть национальные особенности менеджмента объем работы, которого должно составлять не менее 10 и не более 15 машинописных страниц. Печать кириллица, один с половиной интервал, шрифт 14. Ссылки на источники (в т.ч. наименование сайтов сети Интернет) обязательны. Поощряется использование практических примеров (статьи в печатных СМИ, деятельность известных фирм).

Объем работы в академических часах: 2 часа.

Основные требования к результатам работы:

Способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для работы, способность проявлять экономическое мышление, предпринимательский и коммерческий подход к решению производственных задач, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения.

Форма контроля:

Текущий контроль (семинарские занятия осуществляется в устном виде по подготовленным рефератам или выступление с докладом по выбранной теме).

Тема: Функции менеджмента.

Цель работы - систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся, направление на углубление и закрепление знаний обучающегося, развитие практических умений в рассмотрении вопросов на нужную тему и решение практических заданий.

Вопросы, подлежащие изучению:

Функции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) - основы управленческой деятельности. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

Задание для самостоятельной работы:

Рассмотреть вопросы взаимосвязи и взаимообусловленности функций управленческого цикла. Самостоятельная работа включена в Раздел 1. «Основы менеджмента». Тема 1.2 «Функции менеджмента».

Рекомендации по выполнению задания:

Работа с лекционным материалом по теме «Функции менеджмента» и электронными источниками, поиск информацию по заданной проблеме, по определению функций менеджмента.

Функции менеджмента - это виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование способов влияния на деятельность организации.

Объем работы в академических часах: 4 часа.

Основные требования к результатам работы:

Владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения. Способность к организационно-экономической и хозяйственной деятельности, проявление экономического мышления.

Форма контроля:

Текущий контроль (осуществляется в виде тестирования осуществляется преимущественно в письменном виде, возможно письменная работа с последующим обсуждением ответов и подведением итогов).


Тема: Внутренняя и внешняя среда организации.

Цель работы - развитие исследовательских умений и информационно-познавательных компетенций, на основе составления таблиц по теме и выполнения практических заданий.

Вопросы, подлежащие изучению:

Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала) потребители, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы. Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс. Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура.

Задание для самостоятельной работы:

Составление таблиц на тему формы и виды контроля, особенности принятия решений. Самостоятельная работа включена в Раздел 1. «Основы менеджмента» Тема 1.3 «Внутренняя и внешняя среда организации».

Рекомендации по выполнению задания:

Изучить лекции «Внутренняя и внешняя среда организации». Выявить уровень жизни: понятие и факторы его определяющие. Составить таблицы, которые отражают формы и виды контроля, особенности принятия решений.

Решение Практических заданий должно быть выполнено на листе А4, в письменном виде, на темы: Среда организации. Процесс принятие решения. Контроль и его параметры в деятельности предприятия. Творческие задания.

Объем работы в академических часах: 2 часа.

Основные требования к результатам работы:

Владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, уметь использовать теоретические знания при выполнении задания, обоснованность и четкость изложения ответа.

Форма контроля:

Текущий контроль (осуществляется в письменной форме с полным составлением таблиц и решением тестовых заданий).


Самостоятельная работа при изучении раздела 2

Этика и психология менеджмента

Тема: Психология менеджмента.

Цель работы - систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся, направление на углубление и закрепление знаний обучающегося, развитие практических умений в составлении схем по теме.

Вопросы, подлежащие изучению:

Понятие о психике. Личность и ее структура. Индивидуально-типологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские способности. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы. Социально-психологический климат в коллективе. Власть и лидерство. Понятие имиджа, его составные компоненты.

Задание для самостоятельной работы:

Составить схему взаимодействия власти и лидерства, рассмотреть аспекты лидерства. Самостоятельная работа включена в Раздел 2. «Этика и психология менеджмента» Тема 2.1 «Психология менеджмента».

Рекомендации по выполнению задания:

Изучив тему «Психология менеджмента», обучающемуся предлагается для закрепления изученного материала составить схему взаимодействия власти и лидерства, рассмотреть аспекты лидерства.

Объем работы в академических часах: 2 часа.

Основные требования к результатам работы:

Владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения. Способность к организационно-экономической и хозяйственной деятельности, проявление экономического мышления, предпринимательский и коммерческий подход к составлению схем.

Форма контроля:

Текущий контроль (осуществляется в письменной в форме составления схемы по теме).

Тема: Этика делового общения.

Цель работы - развитие исследовательских умений и информационно-познавательных компетенций, на основе составления тезисов по теме.

Вопросы, подлежащие изучению:

Деловое общение, его характеристика. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.

Задание для самостоятельной работы:

Составить тезисы используя ресурсы Интернет и библиотечного фонда подготовиться к практическим работам по вопросам: информация и ее виды, эффективность информации, функциональная информация, правила ведения бесед, совещаний, рассмотреть причины и взаимосвязь конфликта и стресса на производстве, рассмотреть управленческую решетку и ее особенности. Самостоятельная работа включена в Раздел 2. «Этика и психология менеджмента» Тема 2.2 «Этика делового общения».

Рекомендации по выполнению задания:

Работа с лекционным материалом по теме «Этика делового общения» и электронными источниками, поиск информацию по заданной проблеме, по определению факторов производства. Составление тезисов на нужные темы.

Задания выполняются на листе А4, в письменном виде с представленными в нем тезисами по темам: «Деловое общение в коллективе и его принципы», «Управление конфликтами», «Управление конфликтами на производстве и его Стили руководства».

Объем работы в академических часах: 4 часа.

Основные требования к результатам работы:

Владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения. Способность к организационно-экономической и хозяйственной деятельности, проявление экономического мышления.

Форма контроля:

Текущий контроль (осуществляется в устном виде: устный ответ в ходе лекционных занятий по составлению тезисов или выступление с докладом по выбранной теме, защита творческих работ).

Самостоятельная работа при изучении раздела 3

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Тема: Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

Цель работы - углубление и закрепление знаний обучающихся, развитие практических умений рассмотреть понятие самоменеджмент и его составляющие.

Вопросы, подлежащие изучению:

Понятие руководства и власти. Управление человеком и управление группой. Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий и режима работы. Рабочее место руководителя, его эргономические характеристики. Стили управления и факторы его формирования. "Решетка менеджмента". Связь стиля управления и ситуации.

Задание для самостоятельной работы:

Используя ресурсы Интернет рассмотреть понятие самоменеджмент и его составляющие. Самостоятельная работа включена в Раздел 3. «Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности» Тема 3.1 «Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности».

Рекомендации по выполнению задания:

Работа с лекционным материалом по теме «Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности», обзор электронных источников, поиск информации по заданной проблеме. Определить основные направления улучшения использования времени, рассмотреть планирование работы менеджера.

Объем работы в академических часах: 4 часа.

Основные требования к результатам работы:

Способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для работы, способность проявлять экономическое мышление, предпринимательский и коммерческий подход к решению производственных задач, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения.

Форма контроля:

Текущий контроль (семинарское занятия осуществляется в устном виде: по подготовленным тезисам или выступление с докладом по выбранной теме).


2 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка «отлично» ставится, если обучающийся: выполнил работу в полном объеме, с соблюдением необходимой последовательности, правильно выполнил все записи, таблицы, сделал выводы. Выполнил требования по оформлению в полном объеме.

Оценка «хорошо» ставится в том случае, если обучающийся выполнил требования к оценке «отлично», но не в полной мере соблюдал всю последовательность задания, допустил 1-2 недочета.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если работа выполнена не полностью и, если в ходе работы были допущены следующие ошибки: не все пункты задания имеют обоснования и выводы, допущено более 2 недочетов.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, в том случае, если работа не выполнена, или полностью не соответствует заданию.

3 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Основные источники:

1.Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. - Москва: ИНФРА-М 2012г.

2.Зайцева Т.В.Управление персоналом. - Москва: ИНФРА-М 2011г.

3. Зайцева Т.В. Управление персоналом: учебник для вузов. - Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М 2011г.

4. Практический менеджмент в деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учебное пособие: CD-ДИСК 2009г.

5. Менеджмент: учебное пособие. - CD-ДИСК 2008г.

Дополнительная литература:

1.Менеджмент. Учебное пособие Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. - М.,2008, 440с.

2.Менеджмент: Учебник/ Орлов А.И. М.: Издательство "Изумруд", 2003. - 298 с.

3.Методы принятия решений. Учебное пособие/ Черноруцкий И.Г. - М., 2005, 416с.

Интернет-ресурсы:

1.Электронная библиотека [Электронный ресурс] - Режим доступа: vbbooks.ru

2.Онлайн библиотека [Электронный ресурс] - Режим доступа economicus.ru

3. referent.ru

4. garant.ru

5. consultant.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

Глоссарий


Авторитаризм (фр. autoritarisme < лат. auctoritas власть, влияние) - самовластие, государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, диктаторскими методами правления. Авторитарный - 1) основанный на беспрекословном подчинении власти, диктаторский; 2) стремящийся утвердить свою власть, авторитет; властный.

Агрегировать (лат. aggregatus присоединенный) - объединять, суммировать какие-либо однородные показатели (величины) с целью получения более общих, обобщенных, совокупных показателей (величин).Адаптация (лат. adaptatio < adaptare приспособлять) - приспособление строений и функций организмов к условиям существования.

Аспект (лат. aspectum взгляд, вид) - точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие.

Бюджет - метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно.

Вербальная информация - информация, получаемая из радио-, телепередач, от потребителей, поставщиков, конкурентов, на торговых совещаниях, в профессиональных организациях, от юристов, бухгалтеров и финансовых ревизоров, консультантов.

Внешняя среда организации косвенного воздействия - факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них: политические факторы, социокультурные факторы, состояние экономики, международные события, научно-технический прогресс.

Внешняя среда организации прямого воздействия - факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации: поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители и конкуренты.

Внутренняя среда организации - это совокупность ситуационных факторов внутри организации: цели, структура, задачи, технология и люди.

Группа - это двое или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние.

Делегирование ответственности - передача подчиненным права принятия определенных решений или права на решение определенных проблем

Делегирование полномочий - передача подчиненным власти в принятии решений и в осуществлении тех или иных действий, права использовать ресурсы организации для выполнения делегированных им задач.

Децентрализация - передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих.

Децентрализация управления - передача прав, функций и ответственности с верхних уровней управления на нижние

Диапазон потенциальных возможностей - это функциональные службы организации: маркетинг, производство, НИОКР, финансы и т.д., а также навыки общего управления, например, развитием, диверсификацией, расширением за счет приобретения других фирм.

Дилетант (ит. dilettante < лат. dilectare услаждать, забавлять) - любитель, занимающийся каким-либо искусством или наукой без специальной подготовки; поверхностно знакомый с какой-либо областью науки или искусства).

Друкер Питер Ф. (род. 1909) - американский экономист, социолог, специалист в области проблем управления. П. Друкер один из теоретиков эмпирической школы в индустриальной социологии, которая основывается на синтезе «классической» школы управления и теории «человеческих отношений». С точки зрения П. Друкера, единство теории и бизнеса - это главная определяющая особенность эмпирической школы. Друкер считал, что основные усилия менеджеров должны быть направлены на создание системы заинтересованности, формирование и совершенствование эффективной мотивации труда. На уровне предприятий это проявляется, прежде всего, в оплате труда и достижении каждым работником удовлетворенности трудом. Друкер сформулировал основы ситуационного подхода к управлению: необходимость конкретного анализа ситуаций для принятия правильных управленческих решений. Он рассматривает ситуационную теорию в качестве объединяющей концепции, считая необходимым превращение ее в основополагающий принцип управленческого мышления. Основные работы П. Друкера: «Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы», «Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении».

Канал - 1) линия связи, коммуникации; устройство для передачи информации; 2) путь, средство для перемещения чего-либо; 3) искусственное русло, наполненное водой.

Коммуникабельность - способность, склонность к коммуникации, к установлению контактов и связей.

Коммуникации - процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми.

Коммуникации неформальные - обмен слухами между людьми.

Коммуникационная сеть - соединение определенным образом участвующих в данном процессе индивидов с помощью информационных потоков. Такой подход рассматривает не индивидов как таковых, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя и более индивидами. Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания, и влияет на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением.

Коммуникационный стиль - это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить отношения по данному поводу с другими. Знание стилей помогает определить то, как себя вести с этим стилем, и, что можно ожидать от поведения, связанного с этим стилем.

Коммуникация - 1) путь сообщения, линия связи; 2) сообщение, общение. Коммуникация - передача информации от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В таком случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно; жесты; поза; тон голоса; время передачи; то, что не сказано и тому подобное) с целью получения в ответ желаемой реакции.

Контекст (лат. contеxtus тесная связь, соединение) - законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы.

Контроль - процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Конфликт - отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать тоже самое. К. (лат. conflictus столкновение) - столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, спор.

Кооперация (лат. cooperatio сотрудничество) - форма организации труда, при которой большое число людей совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой процессах труда.

Корпорация - широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму. Корпорации могут быть как государственными, так и частными. Юридический статус корпорации предопределяет систему налогообложения их прибылей. В отличие от партнерств и индивидуальных деловых предприятий, чьи доходы облагаются по ставке индивидуального подоходного налога, прибыли корпорации облагаются налогом на прибыль, который, как правило, отличается от подоходного налога как по величине ставок, так и по набору льгот и вычетов из налоговой базы (дохода, подлежащего налогообложению) или налоговых обязательств.

Лидер (англ. leader ведущий, руководитель) - глава, руководитель политической партии, профсоюза и т.д.

Лидерство - способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их действовать для достижения определенных целей.

Личность - характеристики отдельного человека и его поведения, которые сгруппированы таким образом, что отражают уникальный характер приспособления данного лица к окружающей среде.

Менеджер (англ. manager < manage - управлять) - наемный управляющий, специалист по менеджменту.

Менеджмент - 1) междисциплинарная отрасль научного знания с четко выраженным приоритетом прагматических установок; 2) составная часть управленческой деятельности организации, связанная с выполнением политики в пределах, определенных администратором, а также с использованием организации для решения задач, поставленных перед нею.

Миссия организации - цель, вызывающую у членов организации состояние устремленности к чему-то. Формулирование миссии - ответ на вопрос: почему организация (или человек) делает то, что она (или он) делает? Это нечто большее, чем определение роли организации. Миссия информирует членов организации, что ожидает общество от организации и что организация ожидает от своих членов.

Модель - представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности.

Мотивации - психологические стимулы, которые дают действиям людей цели и направления. Эти стимулы происходят из нас самих. Но если мы говорим о руководителях, «мотивирующих» других, мы говорим о путях, которыми они фокусируют человеческие мотивации на достижение целей организации; М. - процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения целей организации в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразно с планом. Одна из функций управления.

Мотивация по принципу «кнута и пряника» - намеренное и интенсивное использование внешних поощрений и наказаний для мотивации сотрудников, сходное с легендарным методом, заставлявшим двигаться осла.

Неопределенность внешней среды - функция количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функция уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной.

Обработка информации - процесс расположения ее в определенном порядке, придание ей неких завершенных форм, что наполняет информацию новым смыслом и значением. Обработка информации создает образы, формы, которые человек может распознать и которые понимаются им определенным образом. При этом происходит процесс сведения комплекса информационных сигналов до упрощенных синтезированных образов и категорий.

Общее руководство - организационная функция, отвечающая за эффективность деятельности организации в целом. Сюда относится разработка позиции организации в конкурентной борьбе, обеспечивающей ее скоординированное продвижение к цели данного этапа. Общего руководства - возможность и способность действовать таким образом, чтобы оптимизировать достижение целей организации ближайшего и последующего этапов.

Организация - 1) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей; 2) составная часть управленческой деятельности, представляющая собой процесс, таким образом комбинирующий труд, выполняемый индивидами или группами людей, наделенных качествами, необходимыми для его выполнения, что обеспечиваются наилучшие каналы эффективного, систематического, позитивного и скоординированного приложения знаний работников. О. - процесс распределения работы среди сотрудников или групп сотрудников и координация их деятельности. Одной из функций управления.

Ответственность социальная - определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы общества со стороны организации. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований. Организация может выступать спонсором спортивных состязаний, театральных постановок, т.е. поступать социально ответственно.

Планирование - процесс определения целей и путей их достижения. Одна из функций управления.

Подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.

Принципы менеджмента - основные правила деятельности организации для достижения поставленных целей. Впервые их сформулировал А. Файоль: 1) разделение труда; 2) полномочия и ответственность; 3) дисциплина; 4) единоначалие; 5) единство направления; 6) подчиненность личных интересов общим; 7) вознаграждение персонала; 8) централизация; 9) скалярная цепь; 10) порядок; 11) справедливость; 12) стабильность рабочего места для персонала; 13) инициатива; 14) корпоративный дух. Многие из них до сих пор практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как А. Файоль впервые их сформулировал.

Прогнозирование - метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет картина будущего, которую вполне можно взять за основу планирования.

Производительность - отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе.

Процесс контроля - последовательность действий по обеспечению достижения организацией своих целей, состоящая из трех этапов: выработка стандартов и критериев оценки; сопоставление реальных результатов со стандартами; принятие необходимых корректирующих действий.

Процесс принятия решений - последовательная реализация этапов: диагноз проблемы; формулировка ограничений и критериев для принятия решения; выявление альтернатив; оценка альтернатив; окончательный выбор.

Процесс стратегического менеджмента - совокупность последовательных действий (функций) для достижения целей, поставленных перед организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним воздействиям.

Процесс управления - взаимосвязь функций планирования, организации, мотивации и контроля посредством процессов коммуникации и принятия решений.

Связующие процессы - процессы принятия решений и коммуникации, которые связывают четыре управленческие функции (планирования, организации, мотивации, контроля), обеспечивая их взаимозависимость.

Система управления - состоит из субъекта и объекта управления; субъект управления - тот, кто управляет, объект - кем управляют.

Сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать; уровень вариантности каждого фактора.

Стандарты - конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению.

Стиль руководства в контексте управления - привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия; типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

Стимул (лат. stimulus букв. остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) - побуждение к действию, побудительная причина.

Стратегическое планирование - процесс выбора целей для организации и принятия решения о том, что следует делать для их достижения. Обеспечивает основу для всех управленческих решений.

Структура организации - логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Управление персоналом - функциональная сфера деятельности, задача которой - обеспечение предприятия в нужное время кадрами в необходимом количестве и требуемого качества, их правильная расстановка и стимулирование. Целью управления персоналом является формирование работоспособных коллективов, в которых работники действуют с учетом собственных интересов и во благо организации в целом. Основные функции управления персоналом: планирование потребности в кадрах и ее удовлетворение (поиск, отбор и высвобождение), формирование условий труда, создание системы стимулирования (вознаграждение, мотивация), а также развитие персонала. На небольших предприятиях указанные функции выполняет руководство, на более крупных - самостоятельные отделы кадров, которые в ряде вопросов делят ответственность за кадровую работу с линейными руководителями. Характер управления персоналом на предприятиях весьма различен. Оно простирается от чисто кадровой работы до управления человеческими ресурсами, при котором работника рассматривают в качестве капитала предприятия. Автономия предприятия в вопросах управления персоналом ограничена государственными нормами в отношении защиты работников и права их участия в принятии определенных решений.

Управленческий потенциал (возможности) - объем работы, с которым может справиться общее руководство. Адекватность возможностей зависит от того, как реагирует общее руководство на возникающие проблемы. Например, при управлении по исключениям, если меняются внешние условия, требуется намного меньшее число руководителей, чем при резкой смене стратегии организации.

Функция управления - обособленное направление управленческой деятельности. А. Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций: планирование, организация, распорядительство, координация, контроль. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции - планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных списков.

Цели - конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.

Цели оперативные - исходят из действительной политики и указывают, что организация на самом деле пытается делать. Имеют внутреннюю направленность, важны для членов организации.

Цели операционные - цели организации еще более специфичные и более измеряемые, чем оперативные. Направляют поведение и по ним дают оценку работе; разрабатываются до деталей и выражаются в количественных терминах.

Цели официальные - определяют общее назначение организации. Абстрактны, идеалистичны и описываются в качественных терминах, оправдывая существование организации перед обществом; по ним трудно определить, чем на самом деле занимается организация.

Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, характеризуемый предвосхищением в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека, а для организации - действий различных людей, в некоторую упорядоченность или систему. Цель является исходным пунктом, определяющим отношения между субъектом и объектом управления.

Ценности - набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни; общие убеждения, вера человека по поводу того, что хорошо и что плохо, или что безразлично в жизни.

Эволюция менеджмента - процесс изменения менеджмента, его исторического развития, оформления в систематизированную научную дисциплину.

Эффективность организации - результативность организации, соотношение результатов деятельности и затраченных на их достижение трудовых и материальных ресурсов. Сущность процесса увеличения эффективности организации состоит в повышении экономических результатов на каждую единицу затрат.

Ясность роли - предполагает, что человеку, данную роль исполняющему, известно и понятно не только ее содержание, т.е. содержание его работы, и способы ее осуществления, но и связь его деятельности с целями и задачами организации, ее место в совокупности работ, выполняемых коллективом.


© 2010-2022