- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по Устройству автомоибилей
Рабочая программа по Устройству автомоибилей
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лавриненко А.А. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Каменск-Уральский агропромышленный техникум»
-
Утверждаю:
Директор ГАПОУ СО «Каменск-Уральский агропромышленный техникум»
____________ С.И.Некрасов
« » __________ 2015г.
Номер регистрации
__________________
рабочая ПРОГРАММа Междисциплинарного курса
МДК 1.1 Устройство автомобиля
для специальности СПО
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Форма обучения - очная
Срок обучения 3 года 10 месяцев
Уровень освоения: базовый
2015
Программа междисциплинарного курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.04.2014 N 383 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2014 N 32878).
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области Каменск-Уральский агропромышленный техникум
Разработчик:
Лавриненко А.А., преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ СО «Каменск-Уральский агропромышленный техникум»
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания цикловой комиссии
профессиональных дисциплин
от «___».___________.201__ г. № ____
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ междисциплинарного курса
Стр.
4
2. результаты освоения междисциплинарного курса
5
3. СТРУКТУРА и содержание междисциплинарного курса
6
4. условия реализации программы междисциплинарного курса
9
5. Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса (вида профессиональной деятельности)
13
1. паспорт ПРОГРАММЫ междисциплинарного курса
1.1. Область применения курса
Программа междисциплинарного курса (далее программа) - является частью профессионального модуля «ПМ 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
Программа междисциплинарного курса может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области технического обслуживания и ремонта автомобилей при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Цели и задачи курса - требования к результатам освоения междисциплинарного курса
Для овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения междисциплинарного курса должен:
иметь практический опыт:
-
разборки и сборки агрегатов и узлов автомобиля;
-
технического контроля эксплуатируемого транспорта;
-
осуществления технического обслуживания и ремонта автомобилей;
уметь:
-
разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автотранспорта;
-
осуществлять технический контроль автотранспорта;
-
оценивать эффективность производственной деятельности;
-
осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач;
-
анализировать и оценивать состояние охраны труда на производственном участке;
знать:
-
устройство и основы теории подвижного состава автомобильного транспорта;
-
базовые схемы включения элементов электрооборудования;
-
свойства и показатели качества автомобильных эксплуатационных материалов;
-
правила оформления технической и отчетной документации;
-
классификацию, основные характеристики и технические параметры автомобильного транспорта;
-
методы оценки и контроля качества в профессиональной деятельности;
-
основные положения действующей нормативной документации;
-
основы организации деятельности предприятия и управление им;
-
правила и нормы охраны труда, промышленной санитарии и противопожарной защиты.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 438 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 292 часа,
самостоятельной работы обучающегося - 146 часов,
2. результаты освоения междисциплинарного курса
Результатом освоения программы междисциплинарного курса является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1
Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта
ПК 1.2
Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств
ПК 1.3
Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание междисциплинарного курса
3.1. Тематический план междисциплинарного курса
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов междисциплинарного курса.
Всего часов
(макс.
учебная нагрузка и практика)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося,
часов
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
1
2
3
4
5
6
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ОК 1-9
Устройство автомобилей.
438
292
36
146
Наименование разделов междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
МДК 1.1
Устройство автомобилей
292
Тема 1: Общие сведения об устройстве автомобилей
Содержание
Классификация подвижного состава. Классификация двигателей. Системы и механизмы двигателя. Основные параметры двигателя.
6
2
Тема 2: Устройство ДВС.
Содержание
Рабочий цикл 4-х тактного карбюраторного двигателя. Рабочий цикл 4-х тактного дизельного двигателя. Рабочий цикл 2-х тактного карбюраторного двигателя.
Кривошипно-шатунный механизм. Газораспределительный механизм. Система охлаждения двигателя. Система смазки двигателя. Система питания карбюраторного двигателя. Система питания дизельного двигателя. Турбонаддув
108
2
Лабораторные работы
-
Выполнение заданий по изучению устройства и работы кривошипно-шатунного механизма двигателя
-
Выполнение заданий по изучению устройства и работы механизма газораспределения
-
Выполнение заданий по изучению устройства и работы систем охлаждения
-
Выполнение заданий по изучению устройства и работы систем смазки
-
Выполнение заданий по изучению устройства и работы систем питания двигателя
14
3
Тема 3: Электрооборудование автомобилей.
Содержание
Источники тока автомобиля - аккумуляторная батарея. Источники тока автомобиля - генераторные установки. Система зажигания. Система пуска автомобиля.
56
2
Лабораторные работы
-
Определение технических характеристик и проверка технического состояния аккумуляторных батарей и генераторных установок
-
Проверка технического состояния систем зажигания, контрольно-измерительных приборов, осветительных приборов, световой сигнализации
6
3
Тема 4: Трансмиссия.
Содержание
Виды трансмиссии. Устройство сцепления. Устройство КПП. Делитель и раздаточная коробка. Дифференциал и главная передача. Задний мост и полуоси.
34
2
Лабораторные работы
-
Выполнение заданий по изучению устройства и работы сцеплений и приводов
-
Выполнение заданий по изучению устройства и работы коробок передач, карданных передач, мостов
10
3
Тема 5: Несущая система автомобиля
Содержание
Рамы и их типы. Передний управляемый мост и углы установки колес. Подвески автомобилей. Зависимая подвеска задних колес. Независимая подвеска передних ведомых колес Независимая подвеска задних колес с ведущими передними колесами. Балансирная подвеска задних ведущих мостов.
20
2
Лабораторные работы
-
Выполнение заданий по изучению устройства и работы рам и подвесок автомобилей
2
3
Тема 6: Органы
управления автомобилем.
Содержание
Рулевой механизм и рулевой привод. Рулевой механизм с передачей типа червяк - ролик. Рулевой механизм типа винт - гайка - рейка - сектор с усилителем. Насос гидроусилителя. Классификация и основные типы тормозных механизмов. Гидравлический привод тормозов. Пневматический привод тормозов. Приборы тормозной системы.
32
2
Лабораторные работы
-
Выполнение заданий по изучению устройства и работы рулевого управления
-
Выполнение заданий по изучению устройства и работы тормозных систем
4
3
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся при изучении
раздела 1 ПМ 01
Систематическая проработка конспектов теоретических занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем, мастером производственного обучения).
Подготовка к лабораторно-практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, мастера производственного обучения, оформление лабораторно-практических заданий, отчетов и подготовка к их защите.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Самостоятельное изучение правил техники безопасности, охраны труда, промышленной санитарии и противопожарной защиты.
Схемы электрооборудования различных автомобилей
Устройство и основы теории подвижного состава автотранспорта
Свойства и показатели качества автомобильных эксплуатационных материалов
Классификация, основные характеристики и технические параметры автомобильного транспорта
Чтение дополнительной литературы по темам раздела 1 ПМ 01
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы междисциплинарного курса
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы курса предполагает наличие учебных кабинетов: «Устройства автомобилей», «Технического обслуживания автомобилей», «Ремонта автомобилей» и лабораторий: «Двигателей внутреннего сгорания», «Электрооборудования автомобилей», «Автомобильных эксплуатационных материалов», «Технического обслуживания автомобилей», «Ремонта автомобилей», «Технических средств обучения»; слесарных, токарно-механических, кузнечно-сварочных, демонтажно-монтажных мастерских.
Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:
«Устройство автомобилей»:
- комплект деталей, узлов, механизмов, моделей, макетов;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия.
«Техническое обслуживание автомобилей»:
- комплект деталей, узлов, механизмов, моделей, макетов;
- комплект инструментов, приспособлений;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия.
«Ремонт автомобилей»:
- комплект деталей, узлов, механизмов, моделей, макетов;
- комплект инструментов, приспособлений;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия.
Оборудование мастерских и рабочих мест мастерских:
Слесарной:
-Рабочие места по количеству обучающихся;
- станки: настольно-сверлильные, заточные и др.;
- набор слесарных инструментов;
- набор измерительных инструментов;
- приспособления;
- заготовки для выполнения слесарных работ.
Токарно-механической:
- Рабочие места по количеству обучающихся;
- станки: токарные, фрезерные, сверлильные, заточные, шлифовальные;
- наборы инструментов;
- приспособления;
- заготовки.
Кузнечно-сварочной:
- Рабочие места по количеству обучающихся;
- оборудование термического отделения;
- сварочное оборудование;
- инструмент;
- оснастка;
- приспособления;
- материалы для работ;
- средства индивидуальной защиты.
Демонтажно-монтажной:
- Оборудование и оснастка для производства демонтажно-монтажных работ;
- инструменты, приспособления для разборочных и сборочных работ;
- стенды для разборки, сборки и регулировки агрегатов и узлов.
Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий:
«Двигателей внутреннего сгорания»
- двигатели;
- стенды;
- комплект плакатов;
- комплект учебно-методической документации.
«Электрооборудования автомобилей»
- стенды;
- комплект плакатов;
- комплект учебно-методической документации.
«Автомобильных эксплуатационных материалов»
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- автоматизированные рабочие места студентов;
- методические пособия;
- комплект плакатов;
- лабораторное оборудование.
«Технического обслуживания автомобилей»
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- автоматизированные рабочие места студентов;
- методические пособия;
- комплект плакатов;
- лабораторное оборудование.
«Ремонта автомобилей»
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- автоматизированные рабочие места студентов;
- методические пособия;
- комплект плакатов;
- лабораторное оборудование.
«Технических средств обучения»
- компьютеры;
- принтер;
- сканер;
- проектор;
- плоттер;
- программное обеспечение общего назначения;
- комплект учебно-методической документации.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить рассредоточено.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники
-
Виноградов, В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей [Текст]: учеб.пособ. для студ.УСПО / В.М. Виноградов. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
-
Методика тестирования производственного обучения: Методические рекомендации - М: НОУ ИСОМ, 2003 г.- 48 с
-
Михайловский Е.В. и др. Устройство автомобиля: учебник для СТУ. - М.: Машиностроение, 1987. - 352 с.
-
Родичев В.А. Устройство и ТО грузовых автомобилей: учебник
-
Родичев В.А. Устройство и ТО грузовых автомобилей: учебник водителя а/трансп.средств кат. «С». / В.А.Родичев, А.А Кива. - М.: Академия, 2004, 2005, 2008. - 256 с.
-
Родичев В.А. Устройство и ТО легковых автомобилей: учебник водителя а/трансп.средств кат. «В». / В.А.Родичев, А.А.Кива. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008. - 80 с.
-
Родичев В.А. Устройство и ТО легковых автомобилей: учебник водителя а/трансп.средств кат. «В». / В.А.Родичев, А.А.Кива.- М.: Академия, 2004, 2007, 2008. - 80 с.
-
Устройство, ТО и ремонт автомобилей: учебник для ПУЗов. / Ю.И.Боровских и др. - М.: Академия, 1997. - 528 с.
-
Кириченко Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы - М.: Академа, 2003.
Дополнительные источники:
-
Синелъников А.Ф. Кузова легковых автомобилей. Обслуживание и ремонт.- М., 1995.
autocentr37.ru/argon/
Отечественные журналы:
«За рулем»
«Автостоп»
«Автоновости»
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Реализация программы междисциплинарного курса «Устройство автомобилей» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечному фонду. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной литературы по элементам учебного плана. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
Обучающимся оказывается консультационная помощь, формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, устные, письменные) определяются мастером производственного обучения в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.
Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется по уровню сформированности компетенций. Освоению междисциплинарного курса предшествуют или изучаются параллельно дисциплины: инженерная графика, техническая механика, электротехника и электроника, материаловедение; метрология, стандартизация и сертификация; правовое обеспечение профессиональной деятельности и охрана труда, безопасность жизнедеятельности.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Техническое обслуживание и ремонта автотранспорта».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты - преподаватели междисциплинарных курсов «Устройство автомобилей», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», а также общепрофессиональных дисциплин: «Охрана труда», «Электротехника и электроника», «Материаловедение», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Инженерная графика», «Техническая механика», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности». Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы, стажировка в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
Мастера: наличие высшего образования, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях (предприятиях) соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе междисциплинарного курса «Устройство автомобилей», обеспечивает организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, демонстрируемых обучающимися знаний, умений. Промежуточная аттестация проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговая аттестация проводится экзаменационной комиссией после завершения обучения по программе профессиональной подготовки.
Формы и методы промежуточной и итоговой аттестации по междисциплинарному курсу разрабатываются педагогами образовательного учреждения и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для промежуточной и итоговой аттестации создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели результатов подготовки
Формы и методы контроля
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта
-выбор методов организации и технологии проведения ремонта автомобилей;
-диагностика технического состояния и определение неисправностей автомобилей;
- подбор технологического оборудования для организации работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей;
- выбор технологического оборудования и технологической оснастки: приспособлений и инструментов.
Защита лабораторных работ и практических занятий
Зачеты по каждому разделу междисциплинарного курса
Наблюдение за практической работой. Оценка и рекомендации
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.
- качество анализа технического контроля автотранспорта;
- демонстрация качества анализа технической документации;
-проведение контроля качества технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей с соблюдением правил по технике безопасности и охране труда;
Защита лабораторных работ и практических занятий
Зачеты по каждому разделу междисциплинарного курса
Наблюдение за практической работой. Оценка и рекомендации
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
-демонстрация навыков разработки технологических процессов ремонта деталей и узлов автомобилей;
- определение неисправностей агрегатов и узлов автомобилей;
- выбор профилактических мер по предупреждению отказов деталей и узлов автомобилей;
Защита лабораторных работ и практических занятий.
Зачеты по каждому разделу междисциплинарного курса
Наблюдение за практической работой. Оценка и рекомендации
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
-
демонстрация интереса к будущей профессии
Психологическое анкетирование,
наблюдение, собеседование,
ролевые игры
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
-
выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;
-
оценка эффективности и качества выполнения работ;
Изучение продукта деятельности
ОК 3. Принимать решения в стандартных и не стандартных ситуациях и нести за них ответственность.
-
решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;
Тест, письменная работа, устный опрос, собеседование, экзамен,
научно - исследовательская работа
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой, для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
-
эффективный поиск необходимой информации;
-
использование различных источников, включая электронные;
-
анализ инноваций в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств
Наблюдение за выполнением практического задания,
за организацией коллективной деятельности
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
-
работа на стендах и ПК
Наблюдение за выполнением практического задания,
за организацией коллективной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
-
взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения
Наблюдение за выполнением практического задания,
за организацией коллективной деятельности
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
-
взаимодействие с подчиненными в ходе работы;
-
контролировать выполнение заданий
Наблюдение за выполнением практического задания,
за организацией коллективной деятельности
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
-
постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, умения;
-
изучать новейшие технологии и оборудование
Изучение продукта деятельности
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
-
изучать инновации в автомобильной отрасли для быстрого реагирования в производстве
Изучение продукта деятельности
3