Методика построения урока обучения с учётом активизации творческой деятельности учащихся

Раздел Технология
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика построения урока обучения с учетом активизации творческой деятельности учащихся.

Говоря о методике обучения необходимо отметить ряд факторов, оказывающих влияние на достижение цели обучения:

- традиционность форм подготовки и проведения уроков;

- направленность обучения на коллективные формы, где слабо проявляются личностные качества учащихся;

- неумение учащихся работать самостоятельно;

- недостаточная сформированность общеучебных умений учащихся;

- низкий познавательный интерес;

- отсутствие комплексных заданий способствующих активизации творческой деятельности учащихся.

Предлагаю формы организации учебного процесса на уроках технологии.



Формы организации обучения.

Урок:

комбинированный;

освоения нового;

закрепления;

повторительно - обобщающий;

проверки знаний;

интегрированные;

уроки - игры;

уроки самостоятельной и практической деятельности.

Формы обучения:

домашняя работа;

дополнительные занятия;

факультативы;

семинары;

экскурсии;

практикумы;

учебные конференции.

Формы трудовой деятельности:

индивидуальная;

групповая;

коллективная.

Формы общения:

словесные;

наглядные;

практические.

Формы внеклассной работы:

предметные кружки;

выставки творческих работ;

олимпиады;

музеи;

классный час.

Принципы конструирования форм организации педагогического процесса:

Принципы обучения - научности, систематичности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, доступности, прочности.

Принципы воспитания - учета возрастных и индивидуальных, личностных различий; целеустремленности; воспитание в коллективе и через коллектив; гумманизация.

Методы обучения - информационно-рецептивный; репродуктивный; метод проблемного изложения; эвристический; исследовательский.

Методы формирования сознания - рассказ, объяснение, беседа, индивидуальная беседа, дискуссия, метод примера.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения - приучение, упражнение, педагогическое требование, общественное мнение.

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности -соревнование, ситуация переживания успеха, сюжетно-ролевые игры, поощрение, наказание.

Методы контроля и самооценки - педагогические наблюдения, беседы, психологические опросники и др.

Методы, приемы и средства воспитания.

Методы воспитания: педагогические ситуации.

Методы убеждения: методы упражнения.

Методы самооценки: поощрение и наказание, общественное мнение.

Средства воспитания - книги, кинофильмы, телепередачи и т.д.

Дидактические материалы: рисунки, схемы, образцы изделий и т.д.

ТСО - телевизор, компьютер, калейдоскоп, фильмоскоп т др.

Прилагаемая методика обучения не является панацеей для полного решения всех проблем активизации творческой деятельности учащихся. Каждый учитель самостоятельно решает схему построения урока. И все же это шаг вперед.

Перед началом урока необходимо ознакомиться со следующими документами:

- ведомость учета посещаемости учащимися занятий;

- ведомость учета текущей успеваемости;

- особенностями личностных качеств: умение самостоятельно работать, сформированности познавательного интереса, общеучебных умений и навыков, состояние внимания, памяти, интеллекта, физического здоровья.

На основании изучения данных необходимо тщательно подобрать учебный материал (плакаты, схемы, инструкции, технологические карты, задания для учащихся, объем выполняемых работ, дидактический материал, занимательный материал и т.д.)

Причем необходимо подготовить учебный материал не, только по теме текущего урока, но и по ранее проводимым урокам. Объем работ необходимо составить с учетом того, чтобы учащиеся пропустившие занятия предшествующих уроков, могли успешно выполнить задания.

Непосредственно перед уроком на места учащихся раскладывается весь учебно-методический материал (инструменты, схемы, инструкционные и технологические карты, материалы, приспособления).

Урок начинается по схеме.

  1. Организационная часть.

Проводится проверка явки учащихся на занятия, делаются необходимые объявления.

II. Вводный инструктаж.

1. Необходимо четко и ясно объявить тему и цель урока.

2. Отметить взаимосвязи темы урока с темами предыдущих уроков, темами предметов теоретического обучения.

  1. Выяснить качество знаний и навыков по теме предыдущего урока.

  2. С использованием всех дидактических средств провести объяснение нового материала по теме предыдущего урока.

  3. Путем собеседования закрепить знания учащихся по теме.

III. Текущий инструктаж.

  1. Самостоятельная работа. Текущий инструктаж совмещен с самостоятельной практической деятельностью учащихся. Во время самостоятельной работы учащимся раздаются технологические карты и карточки-задания разных уровней, учитываются особенности состояния личностных качеств учащихся на текущий урок. При необходимости, учащимся, пропустившим занятия, дается задание для восполнения знаний, навыков, по пропущенным темам, но с меньшим объемом выполняемых работ.

  2. Работа учителя с учащимися. Учитель организует самостоятельную творческую работу. Во время самостоятельной работы учитель инструктирует деятельность учащихся с целью предупреждения ошибок. Он направляет работу учащихся, дает необходимые рекомендации по применению учебной и специальной литературы. Обращает внимание учащихся на безопасную работу с инструментами, оборудованием. Следит за состоянием здоровья учащихся. Проводит физминутки. Работает в индивидуальном режиме с учащимися по очереди.

IV. Заключительный инструктаж. Подводятся итоги занятия. Выставляются отметки за выполненное задание с учетом его творческой активности, самостоятельности выполнения задания, качества выполненного задания, сформированности общеучебных знаний и умений. Анализируются ошибки. Выдаются вопросы домашнего задания, в которых:

- ставится проблема для самостоятельного решения, обоснование по теме урока;

- объявляются вопросы для ответа по теме следующего урока. Учитель отвечает на вопрос учащихся. Учащиеся убирают рабочие места.

На этом урок заканчивается только для учащихся. Учитель продолжает анализ урока, заполняет необходимую документацию по учету самостоятельной деятельности учащихся,

Активизации творческой деятельности, качества обученности, сформированности общеучебных знаний и умений, намечая пути повышения самостоятельности, творческой активности, познавательного интереса, сформированности общеучебных знаний и умений, качества обученности тех учащихся, которые получили удовлетворительные оценки за работу на уроке. Здесь необходимо разобраться в причинах, приведших к такому результату. В данном случае я не тороплюсь ставить отметку непосредственно в журнал, а даю возможность учащемуся выполнить задание с меньшим объемом, но контролируя ход выполнения задания и проявление элементов творческой деятельности. И если учащийся справляется с заданием успешно, то отметка заносится в журнал. Это отражается в положительных эмоциях ученика и вызывает желание продолжить работу. Вопросы домашнего задания подготовить нетрудно, необходимо только обязательно указать список литературы, которым необходимо пользоваться при поиске решения проблемы.







© 2010-2022