- Преподавателю
- Технология
- Организация преемственности основного общего и технического профессионального образования в школе-лицее № 101
Организация преемственности основного общего и технического профессионального образования в школе-лицее № 101
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Махаева Е.Ж. |
Дата | 11.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Организация преемственности основного общего и технического профессионального образования в школе-лицее № 101
Республика Казахстан
город Караганда
Махаева Е.Ж. школа-лицей №101
Учитель профессионально-ориентированного обучения
«Делопроизводство и компьютерная машинопись»
В своем Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация-главный вектор развития Казахстана» от 28 января 2012 года Нурсултан Абишевич Назарбаев, сказал: «….. образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации». [1, с 1].
Проблема самореализации учащихся в процессе социальной адаптации имеет особую актуальность в современных условиях. Учителями кафедры профессионально ориентированного обучения школы-лицея № 101 разработаны экспериментальные модульные программы курсов предпрофильной подготовки в рамках проекта «Преемственность основного общего и технического профессионального образования» по направлениям:
-
«Приготовление блюд и кулинарных изделий» (8,9,10,11 классы) учитель Брежнева Н.С.,
-
«Делопроизводство и компьютерная машинопись» (8,9,10,11 классы) учитель Махаева Е.Ж.,
-
«Выполнение изделий народных промыслов» (8,9,10,11 классы) Скорикова М.П.,
-
«Деревообработка» (8,9,10,11 классы) учитель Михайлов А.С.,
-
«Техническое обслуживание и ремонт двигателя автотранспортных средств» (8,9,10,11 классы) учитель Молдабаев А.С.
Как показал анализ ситуации на рынке труда, сегодня в регионе отмечается высокая нехватка квалифицированных работников, например в таких отраслях как строительство, сельское хозяйство, технология машин и оборудования, сфера обслуживания. В подготовке профессиональных кадров имеет место диспропорция как по уровням образования (количество обучающихся в профессиональных лицеях и в колледжах в два раза меньше, чем в ВУЗах), так и по профилям (только каждый четвертый обучается по техническим и технологическим специальностям, что явно недостаточно для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики региона).[2. С.3]
При разработке экспериментальной программы «Делопроизводство и компьютерная машинопись» (8,9,10,11 классы) мною была использована методика, предложенная ЮНЕСКО, в которой заложено понятие «компетенция». Предлагаемый формат позволяет разложить специальность для каждого квалифицированного уровня на специальные компетенции и содержит полную информацию о выполнении работ.
Обучение на предпрофиле «Делопроизводство и компьютерная машинопись» направлено на:
- формирование технологического системного мышления;
-
организацию проектной деятельности;
-
формирование опыта проб постановки и решения прикладных задач в сфере технологической и технической деятельности;
-
формирование умения следовать технологиям в сфере управления;
- подготовку к успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и продолжению обучения в системе профессионального образования.
Цель программы: профессиональная ориентация на профессии/специальности, связанные с делопроизводством в сфере управления.
Задачи:
-
познакомить учащихся на практике со спецификой технологий, связанных с делопроизводством в сфере управления;
-
развить ключевые компетентности: разрешения проблем (самоменеджмент), информационную, коммуникативную;
-
обеспечить преемственность между разными уровнями профессионального обучения.
Для обеспечения преемственности в программе обозначена профессиональная компетенция «Создание документов», которая разделена на важные функции (единицы компетенции) в программе «Делопроизводство и компьютерная машинопись». В свою очередь единицы компетенции разделены на ключевые действия (элементы компетенции), связанные с реализацией функции. В программе определены критерии выполнения работ, условия выполнения работ и оценочные критерии. Оценочные критерии включают в себя перечень знаний и умений, которыми должен овладеть учащийся 8-9 классов на предпрофиле «Делопроизводство и компьютерная машинопись» по профессиональной компетенции «Создание документов». Одновременно в целостном процессе обучения будут систематически интегрироваться ключевые компетенции, необходимые для успешного освоения профессиональной компетенции.
В настоящее время ведется работа над электронным учебно-методическим комплексам для учащихся 8-9 классов. Опыт показал, что для успешного освоения модульной программы необходимо разработать электронное учебно-методическое пособие по следующей структуре:
-
модульная единица, снабженная комплектом обучающих презентаций и опорным конспектом;
-
комплект заданий для выполнения самостоятельных практических работ;
-
тесты со способами оценивания уровня достижений учащихся.
Включение в электронное учебно-методическое пособие лабораторно-практических работ способствует углублению освоения теоретического материала и активизации познавательной деятельности учащихся. Электронное учебно-методическое пособие будет составлено в соответствии с учебной «Экспериментальной программой по предпрофильной подготовке «Делопроизводство и компьютерная машинопись», предусматривающей 2 недельных часа, т.е. 68 часов в учебном году по направлению «Делопроизводство и компьютерная машинопись».
Педагогическим коллективом кафедры профессионально-ориентированного обучения в апреле месяце каждого учебного года проводится неделя кафедры и профориентационная работа. Проводятся открытые уроки, мастер классы для учащихся 7- х классов. Учащиеся 9-х классов выезжают на экскурсии в учебные заведения города Караганды в сопровождении учителей. В учебных заведениях учащихся знакомят с разными профессиями, проводят экскурсию по аудиториям, библиотеке, мастерским, проводят пробное тестирование.
Учителями кафедры профессионально-ориентированного обучения был проведен мониторинг по самоопределению учащихся 9-х классов за 2012-2013 учебные годы. Результаты следующие:
-
учащиеся, отдавшие предпочтение колледжам составляет - 57 %;
-
учащиеся, поступившие в профессиональные лицеи - 8%;
-
учащиеся, продолжающие образование в 10-11 классах по естественно-математическому направлению - 20%;
-
10-11 классах по гуманитарному направлению в других школах города Караганды - 10%;
-
выехавшие в другие страны за пределы Республики Казахстан - 5 %.
Список литературы:
-
Послание Президента Республики Казахстан - лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация-главный вектор развития Казахстана» // Индустриальная Караганда.- 28 января 2012 года. - № 11 (21175). - с. 1.
-
Козловская М. Инновационные процессы в практике организаций технического и профессионального образования Карагандинской области// 14 апреля 2009 года.- № 142.- с.3.
-
Дьюи Д., Килпатрик В.Х., Шацкий Е.Т., Блонский П.П. Проектный подход к образованию.
-
Блум Б., Беспалько В.П., Шамова Т.И., Монахов В.М. Технологичекий подход.
-
Система профессионального обучения - «Modules Employable Skills» Международная организация труда.- 1970 год.
3