Доклад 2014-2015 уч. год

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное бюджетное учреждение Иркутской области для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа - интернат п. Целинные Земли»



Доклад

Формирование самостоятельности учащихся в процессе профессионально - трудового обучения.

2015-2016 учебный год



Составил:

Титов Роман Вячеславович,

учитель трудового обучения


Проблема воспитания у учащихся самостоятельности в процессе профессионально - трудового обучения является общей дидактической и методической проблемой олигофренопедагогики. Кроме того, эта проблема непосредственно связана с проблемой развития познавательных процессов учащихся в трудовом обучении. Наконец, воспитание самостоятельности у учащихся связана с общей проблемой воспитания личности, в частности воспитания у них таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах. Повышения активности и самостоятельности учащихся рассматривается как главная задача всей учебно - воспитательной работы школы. Можно выделить следующие этапы и определить их последовательность в воспитании активности и самостоятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья:

- вовлечение всех детей в практическую деятельность;

- воспитание интереса к трудовой деятельности;

- постоянное и постепенное усложнение заданий;

- создание системы постоянно действующей педагогической стимуляции школьников к активной деятельности.

Для повышения образовательной, воспитательной и коррекционной роли факультативных занятий по столярному делу разработана система заданий для самостоятельного выполнения. Специальные средства, применяемые в обучении в коррекционной школе, способствуют не только осознанному усвоению учащимися программного материала, но и готовят их к сознательному и активному выполнению учебных заданий, а это в свою очередь имеет большое значение для формирования личности школьника с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение и воспитание подрастающего поколения должно быть тесно связано с жизнью, с производительным трудом. Мы добиваемся того, чтобы труд, как создатель всех культурных и материальных благ, превратился в первейшую жизненную потребность.

Многолетний опыт учителей показывает, что самостоятельное выполнение практических заданий для детей с ограниченными возможностями здоровья представляет большую трудность. Мы помним о необходимости воспитания у учащихся навыков самостоятельности в работе, даем возможность учащимся самим разобраться в задании самостоятельно выйти из затруднительного положения. Учащимся необходимо показать, как выполняется та или иная операция, вместе с ними выполнить ее и научить их самостоятельно проделывать комплекс операций по изготовлению изделий.

Мы готовим выпускников школы к самостоятельной работе, умению включиться в производственный процесс, самостоятельному выполнению трудовых операций, проявлению инициативы и активности.

Мы добиваемся от учащихся умения полностью использовать в работе свои навыки и знания, умение пользоваться инструкциями (устными и письменными), чертежами, образцами и моделями, планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности.

Основой обучения является использование системы учебно - практических заданий, позволяющим учащимся проявлять в процессе их решения обобщенность, осознанность, самостоятельность, устойчивость мыслительной деятельности и применять индивидуальный способ ее выполнения. Эффективность зависит от соблюдения общих условий: создания у учащихся положительного отношения к трудовой деятельности; оказание им дозированной индивидуальной помощи, постоянная вербализация ребенком своей деятельности; использование наглядных средств для выполнения практической деятельности.

От способов объяснения учителем процесса выполнения трудовых операций зависит осознанность выполнения учащимися задания, что в свою очередь является одним из условий воспитания самостоятельности в процессе обучения. Весьма важным фактором в воспитании у учащихся самостоятельности в труде является также привитие им навыков планирования предстоящей работы, главным образом в отношении установления последовательности выполнения отдельных операций по изготовлению изделия.

Большая роль отводиться анализу образца изготавливаемого изделия, который проводиться по вопросам учителя и самостоятельно. Степень самостоятельности зависит от новизны работы, место занятия в изучаемой теме, от умения учащихся использовать специальную терминологию в своей речи. Анализируемый предмет должен рассматриваться вблизи с возможностью взять его в руки, осмотреть со всех сторон. Если изделие анализируется по вопросам учителя, то вопросы формируются так, чтобы учащиеся, используя вопрос, смогли четко правильно дать на него ответ. Вопросы следует задавать в такой последовательности чтобы, отвечая на них, учащиеся демонстрировали логичность, связь между предложениями, то есть получался целостный рассказ. Анализ, проведенный в коллективной беседе, учащимися следует полностью повторить. Для лучшего скорейшего усвоения последовательности анализа образца используется плакат с вопросами, напечатанными в определенной последовательности. Такая работа позволяет включить зрительный анализатор в запоминании последовательности анализа.

Для успешного выполнения учащимися практической работы после анализа образца мы проводим предварительное планирование предстоящих операций, их последовательности, способов их выполнения, применяемых материалов и инструментов и конечного результата. Все это сопровождается соответствующей речевой формой. В начале обучения объясняем выполнение каждой операции отдельно, чередуя показ приемов со словесной инструкцией. Такой прием помогает решить задачу накопления пассивного словаря, необходимой терминологии и постепенное включение новых слов в активный словарь. В дальнейшем учащиеся самостоятельно учатся планировать ближайшие операции. Учитель сокращает свою помощь на занятии, лишь побуждая и стимулируя планирование.

Развитие творческой активности и самостоятельности, как в работе, так и в принятии собственных способов решений поставленных задач способствуют факультативные занятия по столярному делу. Основной мотивацией учения является самоопределение и самоутверждение, пробуждение интереса к творчеству об этом говорят сами учащиеся.

На занятиях создается доброжелательная обстановка, путем постановки общей цели и задач, дифференцированно подходя к каждому ученику, согласно сформированных у него знаний, умений и навыков, опираясь на сохранение стороны его личности, корректируя недостатки его развития. Благодаря этому работа становиться более активной, ответственной и качественной. Добивается полное взаимопонимание между учителем и учеником, пробуждается желание заниматься творчеством. Вовлекая учащихся в творческую деятельность, прежде всего приучают их к самостоятельной работе, оказывая минимальную помощь.

Самостоятельная творческая работа не мыслима без хорошего эстетического вкуса, устойчивого положительного интереса к работе. Наряду с умением читать, писать, считать, выполнять трудовые операции человек должен обладать чувством прекрасного, уметь понимать их чего складывается красота того или иного явления, произведения искусства, предмета или изделия. Это умение помогает в дальнейшем воспринимать прекрасное, вырабатывать критерии оценки качества своей и чужой работы, нравственной удовлетворенности результатами своего труда.

Для создания необходимых условий самостоятельной творческой работы используется большое количество наглядных средств, дидактического материала и образцов изделий.

Основные идеи изготовления изделий и предметов домашнего обихода берутся из специальной литературы: приложений к журналу «Юный техник», журналов «Сам», «Сделай сам», «Делаем сами».

Хороших результатов добились учащиеся, занимающиеся выпиливанием ручным лобзиком. За время занятий освоено разные техники выпиливания ручным лобзиком. Занятие выпиливание ручным лобзиком воспитывает не только эстетический вкус, но и, бережное отношение к природе и экологии. Для выпиливания ручным лобзиком требуется фанера берёзовая 5 мм. Более сложным в пространственном восприятии является изготовление игрушек. Каждый экспонат представляет собой шедевр, неповторимый своей оригинальностью, созданный в соавторстве с матерью природой.

Искусство выпиливания ручным лобзиком воспитывает в детях наблюдательность и чуткость, такт и доброту, способность увидеть в каждой детали, нечто материальное, которое можно выразить небольшим вмешательством человека.

Результатами самостоятельной работы, направления на формирование положительных качеств личности, повышение мотивации и развитие устойчивого интереса к художественной обработке древесины является участие работ учащихся в выставках детского художественного прикладного творчества различного уровня , что подтверждено почетными грамотами и дипломами.

Воспитание самостоятельной деятельности учащихся является важнейшей составляющей в подготовке к самостоятельной жизнедеятельности.







© 2010-2022