Конспект занятия «Изготовление брелка-сувенира «Крыса»»

"Описание материала: Конспект занятия может быть использован на уроке технология, а также в качестве занятия для педагогов дополнительного образования, работающих с бисером. На занятии дети знакомятся в интересной форме с понятием гороскоп. Тип занятия: самостоятельное применение знаний, умений, навыков. Изделие: брелок-сувенир «Крыса». "Цель занятия: повышение знаний детей через декоративно – прикладное творчество – бисероплетение –самостоятельного подбора цветового исполнения изделия Каждый у...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное

учреждение дополнительного

образования детей «Дом детства и юношества города Галича Костромской области»









Конспект занятия

«Изготовление брелка-сувенира «Крыса»

По программе объединения «Волшебный мир бисера»

(по разделу «Новогодняя мастерская»)
















Автор: Волкова Нина

Викторовна

педагог

дополнительного образования

Дома детства и юношества

г. Галича

руководитель объединения

мастерская «Умелые руки»









2010год.

Тема занятия:

«Изготовление брелка-сувенира «Крыса»».

Раздел программы: «Новогодняя мастерская».

Занятие проводится с детьми 2-го года обучения, начальный школьный возраст 8-9 лет.

Тип занятия: самостоятельное применение знаний, умений, навыков.

Изделие: брелок-сувенир «Крыса».

Цель занятия: повышение знаний детей через декоративно - прикладное творчество - бисероплетение -самостоятельного подбора цветового исполнения изделия

Задачи:

обучающие - формирование умений и навыков плетения на проволоке с использованием различных техник плетения; правильного чтения схемы плетения;

развивающие - развитие творческого мышления, самостоятельного подбора цветового мсполнения изделия, а также развития любознательности;

воспитательные - воспитание аккуратности и внимательности при выполнении изделия из бисера, воспитание в детях любви к природе, животным.

Форма обучения на занятии: фронтальная.

Каждый учащийся работает на своем рабочем месте и изготавливает одно и то же изделие.

Методы обучения:

словесные: рассказ о восточном гороскопе, беседа, объяснение темы и разбор схемы;

наглядные: демонстрация плакатов с изображением животных в порядке чередования сменяемости годов цикла, готовых образцов, карточки со схемой на каждую.

Материалы и инструменты

(учебно-методическое и материально-техническое оснащение занятия):

1.ножницы;

2.медная проволока;

3.готовый образец;

4.схема;

5.салфетка для бисера;

6.бисер.

Задания для самостоятельной работы учащихся на занятии:

1.рассмотреть готовый образец;

2.прочитать правильно схему изделия;

3.подобрать бисер для изделия по цвету;

4.плетение изделия в технике параллельного плетения и под руководством педагога использования игольчатого и петельного плетения.

Ход занятия.

1.Вводная часть:

-Здравствуйте, ребята. Наше занятие я хочу начать с загадки:

Если лес укрыт снегами,

Если пахнет пирогами,

Если елка в дом идет,

Что за праздник? / Новый год/

-А кто скажет, почему я загадала именно эту загадку? Вот сегодня мы и поговорим о предстоящем празднике.

-Какой год идет к завершению сейчас?

-Какой год наступит вслед за настоящим? Восточная астрология отмечает годы 12-летними циклами. Название каждого года соответствует определенному животному, которых 12.Существует несколько легенд и сказок, с некоторыми из них я вас сейчас познакомлю. Например: индийский сказ.

В 5 веке до нашей эры в небольшом княжестве, находящемся у подножия Гималаев, на границе современных государств Индии и Непала, родился Будда. С детства он приводил в изумление своими способностями учителей. Жизнь ему сулила радости и наслаждения. Но когда Будде исполнилось 29 лет, он встретился по воле богов со старцем сгорбленным под тяжестью лет, больным проказой, с мертвецом и монахом-отшельником, и Будда задумался о причинах зла и страдания.

В течение 45 лет он проповедовал о пути, ведущем к постижению истины. И вот однажды Будда призвал всех зверей посетить его в первый день Нового года и обещал наградить пришедших правом безраздельного владения каким-либо одним годом. Из всех зверей лишь 12 пришли к Будде. Самым расторопным оказался зверек…А кто это был я думаю вы скажете сами, когда дадите правильный ответ на загадку:

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячется она./Крыса/.

-А теперь я расскажу еще совсем маленькую сказку, которую придумал монгольский народ. Она объясняет почему 12-летний цикл начинается именно с года Мыши.

Итак…сказка «Как верблюд лишился своего года», хотя поначалу первый год цикла достался именно ему. А произошло следующее: верблюд и мышь поспорили, кому владеть первым годом и решили - тому, кто увидит первым луч солнца. Верблюд лег головой на восток, а мышь, сев ему на макушку, стала смотреть на запад, в ту сторону, где находились высокие горы. Солнце еще не успело показаться из-за горизонта, но отблеск лучей уже был виден на западных склонах. Мышь увидела его первой и закричала об этом. Ей и достался первый год цикла.

Вот мы и выяснили, что первый год- год Мыши (еще его именуют годом Крысы), но ведь существуют, как я вам сказала в двенадцатилетнем цикле и еще 11 лет и каждый год имеет свое имя.

Сейчас мы ознакомимся с небольшой книжкой- стихотворением. Каждая страничка нашей книги будет соответствовать какому-то году, а это иллюстрации нашей книги /на стене висят плакаты с изображением животных/.

Год цепляется за год,

Время движется вперед-

Без конца уходит вдаль,

Как огромная спираль.

Вид спирали той таков:

Это множество витков,

Где один другому вслед

Шествуют 12 лет.

Каждый год имеет свой

Личный символ, знак живой.

И никто из этих знаков

Меж собой неодинаков.

Чтобы ближе их узнать,

Нужно книжку прочитать

Эта книжка с ними нас

Познакомит сей же час.

/показываю на иллюстрации поочередно/

1.Мышь /крыса/:

Книжку Мышь нам открывает

Из 12 зверей

Самый мелкий успевает

К нам прийти других быстрей

Мышь запаслива. И в норку

Тащит зерна, тащит корку.

/Кто родился в этот год,

Жить не может без хлопот/.

2.Бык:

Лишь расстанемся мы с Мышкой,

Видим: чередою лет

К нам с сопеньем и одышкой

Бык идет за Мышкой вслед.

Он трудяга, этот Бык,

Бык лениться не привык.

/Кто родился в год Быка,

Труд любил во все века./

3.Тигр:

За Быком приходит Тигр,

Чтоб хозяйничать весь год.

Заводила шумных игр-

Он кошачий, но не кот.

Он вынослив, энергичен

И главенствовать привычен.

/Тот, кто в этот год рожден,

Властной силой награжден./

4.Кролик /кот/:

С Тигром срок пришел проститься,

Кролик около дверей,

В двери лапками стучится-

Открывай ему скорей.

Он удачливый счастливчик

Общий баловень, любимчик.

/Кто родился в этот год,

Тот везде друзей найдет/.

5.Дракон:

Кролик место уступает,

Потому что знает он:

В Новый год к нам прилетает

Яркий, сказочный Дракон.

Осмотрительный, степенный,

Лишь с друзьями откровенный.

/Кто родился в этот год,

Смотрит далеко вперед/.

6.Змея:

Год Дракона завершится,

Следом - в блестках чешуя-

Тихо, вкрадчиво струится

К нам красавица Змея.

Кто ее ругает нрав,

Без сомнения, не прав,

/Тот, кто в этот год рожден,

Симпатичен и умен/.

7.Лошадь:

На дворе, снежком, укрытом,

Только змейка уползет,

Лошадь в землю бьет копытом,

Лошадь пашет и везет.

Популярней Лошадей

Нет животных и… людей

/Кто родился в этот год,

За собой друзей ведет/.

8.Овца:

Лошадь средь зимы ускачет

Вдаль от нашего крыльца

Новый год, а это значит,

Что приходит к нам Овца.

Элегантна и прелестна

И капризами известна.

/Тот, кто в этот год рожден,

Тонким вкусом награжден/.

9.Обезьяна:

Год пройдет, и Обезьяна

Прыгает среди двора.

И играет постоянно,

Обезьянья жизнь- игра.

Симпатичны нам изъяны

Хитрой, ловкой Обезьяны.

/Кто родился в этот год,

Тот ко всем найдет подход/.

10.Петух:

Вот уже и Обезьяна

Убегает во весь дух

Это вовсе и не странно-

Принимает год Петух.

Очень горд и разнаряжен,

Он напорист и отважен.

/Для рожденных в год такой

Незнаком любой покой/.

11.Собака:

Уступил Петух без драки

Место, чтоб возглавить год,

Стражу верному, Собаке,

Наступил ее черед.

Справедливей нету знака,

Чем отважная Собака.

/Кто рожден под этим знаком,

Силой духа награжден/.

12.Свинья:

После всех зверей ступая,

Принимает год Свинья.

Она- доверчивость слепая

И не видит, где обман.

И всегда со всеми дружна,

И всегда кому-то нужна.

/Кто рожден под этим знаком,

Видим доброе во всем/.

Начинай сначала книжку-

Повстречаешь снова Мышку,

Да и всех других зверей

Снова встретишь у дверей.

Ты и в жизни им: «Привет!»-

Скажешь раз в 12 лет.

-Считается, что эти животные обладают способностью наделять своими или присущими им чертами людей, рожденных в их году. Популярность этого календаря на Востоке очень велика. Зная год рождения, можно без труда определить характер человека. Вот здесь рядом с плакатами я повесила и таблицу к Восточному календарю и характеристики людей рожденных под зоологическим названием года, можно почитать в переменку. На сегодняшнем занятии будем плести сувенир-брелок «/Крыса/».

2.Основная часть.

-Сегодня на занятии мы будем плести из бисера брелок- сувенир «Крыса» в подарок к Новогоднему празднику.

-Что нам потребуется для работы?

+Бисер, салфетка, медная проволока, схема, образец изделия, ножницы.

-Для чего нам нужна салфетка? Как правильно она должна лежать?

+Салфетка нужна, чтобы бисер не рассыпался. Лежать она должна от края стола на длину вытянутой руки от локтя.

-Какие правила техники безопасности мы должны помнить при работе с бисером?

+Проволоку обрезаем кусачками (ножницами), обрывать или перекусывать зубами нельзя с целью предотвращения травматизма. Ножницы (если используем их) должны быть воткнуты в бабину или же лежать рядом с ней в сомкнутом виде, передавать из рук в руки кольцами вперед, концы сомкнуты.

Последовательность изготовления брелка-сувенира «Крыса».

-Сувенир из бисера плетется на одной проволоке размером приблизительно 70-80 см. Изделие плетется в комбинированной технике (петельное, игольчатое, параллельное). Хвост - начальный этап работы выполняется в технике игольчатого

плетения, также в этой же технике изготавливается часть лапки. Ушко и стопа лапки изготавливается в технике петельного плетения (на каждой парте представлены принципиальная схема и готовый образец, также на доске увеличенная схема, по которой идет разбор схемы коллективно).

-Что обозначает стрелка на схеме?

+Направление работы- плетения изделия.

-Плетение начинаем с хвоста в технике игольчатого низания. Затем приступаем к плетению туловища мыши в технике параллельного плетения. После выполнения 5 ряда туловища изготавливаем лапку в комбинированной технике. Нанизать на один конец 4 бисерины основного цвета и 3 бисерины другого цвета, пройти этим же концом проволоки через 4 бисерины основного цвета этого набора. Проволоку подтянуть. У вас должна получиться лапка из 4 бисеринок основного цвета и петельки из 3 бисеринок другого цвета. Симметрично выполняем также вторую лапку. Затем плетем 7 рядов в технике параллельного низания и выполняем вторую пару лапок, также как и первую пару. Далее плетем по схеме в технике параллельного низания 4 ряда и изготавливаем ушки в технике петельного плетения симметрично, далее плетем по схеме, из кончиков проволоки формируем усик(помощь педагога), закрепляем проволоку. Обрезаем лишнюю проволоку.

/Самостоятельное выполнение работы./

3.Подведение итогов.

-Итак, на сегодняшнем занятии выполнили подарочное изделие- сувенир-брелок «Крыса». Вспомним сколько и какие виды техник плетения при выполнении поделки мы использовали?

+ 3 вида техник: петельное, параллельное, игольчатое.

-Занятие подошло к концу. Приводим рабочие места в порядок, ссыпаем бисер по цветам в отдельные пакетики и убираем в коробку, салфетки положим в корзиночку. До свидания.

Занятие рассчитано на 2 урока (1,5 часа).


4. Используемая литература

  1. Схема плетения брелка «Крыса» авторская работа

  2. «Энциклопедия для девочек» раздел «Твои звездные календари»

  3. Журнал «Читаем, учимся, играем» № 7 2001 год








© 2010-2022