- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по технологии 7 класс
Рабочая программа по технологии 7 класс
Раздел | Технология |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Скопова Н.И. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
I Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору ИЗО «Палитра» разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой. - М.: «Просвещение» 2011г. и в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.).
Рабочая программа адресована учащимся 7б класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» городского округа город Салават Республики Башкортостан.
Программа разработана на основе ООП НОО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» городского округа город Салават Республики Башкортостан, утвержденной приказом от 30.08.11 № 279, с изменениями, утвержденными приказом от 30.08.14 №205
Одной из важнейших и актуальных задач коррекционной школы является улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации. Данная программа позволяет организовать урочную работу курса изобразительного искусства с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.
Изучение курса по выбору ИЗО «Палитра» представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.
Школьный курс по выбору ИЗО «Палитра» в 7б классе направлен на продолжение решения следующих основных задач: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, регулятивной реализуются в процессе обучения всем предметам.
Общая характеристика учебного курса
Курс по выбору ИЗО «Палитра» как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки курса по выбору ИЗО «Палитра» при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Изобразительное искусство - это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.
Данный курс по выбору ИЗО «Палитра» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.
Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
В основу программы курса изо «Палитра» взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материал.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение следующих разделов: "Обучение композиционной деятельности", "Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию", "Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи", "Обучение восприятию произведений искусства". Выделение этих направлений работы позволяет распределять по годам программное содержание обучения при соблюдении последовательности усложнения учебных задач.
Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета:
- создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;
- формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;
- содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;
-- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления
Задачи курса изобразительного искусства в 7 классе, состоит в том, чтобы:
- сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;
- сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;
- использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.
- развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
- основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий) ;
- наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- зрительного восприятия и узнавания;
- моторики пальцев;
- пространственных представлений и ориентации;
- речи и обогащение словаря;
- коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
- коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Согласно учебному плану всего на изучение курса по выбору ИЗО «Палитра» в основной школе выделяется 1 час в неделю 34 в год, (34 учебные недели в каждом классе).
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы по изобразительному искусству для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-7классы, под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой - М.: Просвещение», 2011г) автор: И.А.Грошенков
II Требования к уровню подготовки учащихся
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 7б класса в соответствии с Федеральным государственным стандартом и с учетом примерной программы:
Обучающиеся должны знать/понимать:
-
три сферы художественной деятельности и их единство;
-
роль изображения, украшения, построения в передаче художником своего отношения к предмету или явлению;
-
многообразие природных форм, их рациональность и красота;
-
основные и составные цвета;
-
о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву, кости; изделиями из стекла, керамики и другими предметами быта;
-
имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства.
Обучающиеся должны:
-
уметь делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к тому, что изображается;
-
уметь применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка;
-
иметь навыки построения композиции на всем листе;
-
должны иметь определенную последовательность: составление узора по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельно составлять узоры;
-
уметь гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента;
-
развивать навыки использования цвета, его насыщения для выражения эмоций;
совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой; умения определять сюжет, понимать содержание произведения, его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления отсталых школьников средства художественной выразительности.
Основными видами деятельности учащихся с нарушениями в развитии по предмету «Изобразительное искусство » являются:
- практические действия с предметами, их заменителями, направленные на формирование способности мыслить отвлеченно;
- отработка графических умений и навыков;
- практические упражнения в композиционном, цветовом и художественно-эстетическом построении заданного изображения;
- развёрнутые рассуждения при анализе картин, произведений народных промыслов, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
- работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;
- индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов художественного изображения;
- работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.
III Содержание учебного предмета курса по выбору ИЗО «Палитра»
Рисование с натуры.
Дальнейшее развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять его форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную последовательность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться вспомогательными линиями, совершенствование навыка правильной передачи в рисунке объемных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной форм. Совершенствование навыка передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемых объектов.
Декоративное рисование.
Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений декоративно перерабатывать природные формы и использовать их в оформительской работе. Выработка приемов работы акварельными и гуашевыми красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значения цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.
Рисование на темы.
Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связное содержание, использование приема загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения размещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним. Формирование понятия о видах и жанрах изобразительного искусства. Формирование представления об основных средствах выразительной живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства.
7б класс
Рисование с натуры. - 9 часов
Декоративное рисование. - 5 часов
Рисование на темы. - 14 часов
Беседы об изобразительном искусстве. - 7 часов
IV Тематическое планирование курса по выбору ИЗО «Палитра» в 7б классе
№
урока
Тема урока
Содержание материала
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание
По плану
По факту
Раздел I 12 часов
1
Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы
Понятие геометрической формы
1
07.09.15
2
Рисование с натуры объемного предмета
1
14.09.15
3
Беседа. Живопись
Живопись
1
21.09.15
4
Рисование с натуры
Натура
1
28.09.15
5
Декоративное рисование. Поздравительные открытки
Декор
1
05.10.15
6
Рисование с натуры фигуры человека.
Натурщик
1
12.10.15
7
Беседа. Выразительные средства живописи
Виды искусства
1
19.10.15
8
Изготовление из бумаги шапочки-пилотки
Головные уборы народов мира
1
26.10.15
9
Тематическое рисование «Осенний лес»
Композиция
1
02.11.15
10
Рисование чайного сервиза. Гжельская роспись.
Гжельская роспись.
1
09.11.15
11
Рисование чайного сервиза. Гжельская роспись.
Гжельская роспись.
1
23.11.15
II триместр- 11 часов
12
Беседа. Виды изобразительного искусства. Скульптура
Скульптура
1
30.11.15
13
Изготовление новогодних карнавальных масок
Изучение карнавальных масок
1
07.12.15
14
Изготовление новогодних карнавальных масок
1
14.12.15
15
Рисование новогодней открытки
Графика. Открытки
1
21.12.15
16
Рисование с натуры геометрических тел.
Геометрические тела.
1
28.12.15
17
Беседа. Виды изобразительного искусства
Виды изобразительного искусства
1
11.01.16
18
Изготовление макета домика - пригласительного билета
1
18.01.16
19
Тематическое рисование «Зимний лес»
1
25.01.16
20
Тематическое рисование «Зимний лес»
1
01.02.16
21
Беседа. Виды изобразительного искусства. Графика
Графика
1
08.02.16
III триместр- 11 часов
22
Выполнение эскизов элементов к оформлению книги
Изготовление книги
1
15.02.16
23
Рисование с натуры предметов округлой формы
1
22.02.16
24
Рисование башни из элементов строительного материала
Строительные материалы
1
29.02.16
25
Рисование с натуры
1
07.03.16
26
Декоративное рисование. Составление узора для вазы
Декор
1
14.03.16
27
Декоративное рисование. Составление узора для крынки
Крынка
1
21.03.16
28
Рисование с натуры столярных, слесарных инструментов
Слесарь
1
28.03.16
29
Иллюстрирование отрывка из сказки А. Пушкина «Золотой петушок»
Столяр
1
04.04.16
30
Беседа об изобразительном искусстве по теме «Великая Отечественная война»
1
18.04.16
31
Выполнение эскиза медали, посвященной спорту
Эскиз, медаль
1
25.05.16
32
Беседа. Виды изобразительного искусства
1
02.05.16
33
Разработка эскиза плаката ко Дню Победы
1
16.05.16
34
Подведение итогов за год. Отбор рисунков на школьную выставку
1
23.05.16
35
1
30.05.16
Итого за год: 35 часов
V Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, список литературы
Для учителя:
-
А.С.Питерских, Г.Е.Гуров под редакцией Б.М.Неменского. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека: учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2008.
-
Неменский Б.М. программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 7 класс, - Москва: Просвещение, 2007.
Для учащихся:
-
А.С.Питерских, Г.Е.Гуров под редакцией Б.М.Неменского. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека: учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2008.
Используемая литература:
Закон РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании»
СанПиН 2.4.2.2821-1 от 29.12.2010 № 189
Программы для коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида:
Изобразительное искусство и художественный труд Под руководством Воронковой1-9 класс Просвещение 2010 (автор Грошенков И.А.)Изобразительное искусство по программе Кузина В.С. 5,6 кл. Волглград: Учитель 2008
Приложение к программе
Оборудование:
№
Наименование
1
Сменные информационные стенды
2
Обучающие DVD диски:
-«Бумага и картон»
-«Уроки рисования»
- «Виды ДПИ»
- «Квиллинг»
3
Наглядные пособия:
- макеты «Овощи»
-макеты «Фрукты»
-макеты «Геометрические фигуры»
- игрушки
- строительные кубики
4
Карточки-задания по темам
5
Наглядные пособия и таблицы
6
Репродукции картин художников
7
Технологические карты
Учебно-методическая и справочная литература
Вид методического пособия
Наименование
Автор, издательство, год издания
Программа.
Программы для коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида:
Изобразительное искусство и художественный труд.
Под руководством Воронковой 1-9 класс Просвещение 2010(автор Грошенков И.А.)
Поурочные планы.
Изобразительное искусство по программе Кузина В.С. 5,6 кл
Волгоград: Учитель 2008
Дополн. литература
Альбомы по росписи
Альбомы Омских художников
«Великий художник» - справочник школьника
М: Просвещение 2004
Знакомство с пейзажной живописью
С-Петербург-2001
Изобразительное искусство.1-2кл.
Кузин В.С., КубышеваВ.С
М: Дрофа, 2002
Изобразительное искусство и методика преподования. Соколова М.С.
М -2003
Изобразительное искусство Шпикалова Т.Я. 3кл
М: Просвещение,2003
Музеи мира. Национальная галерея
Изоб.ис. М:1971
Нестеров М.В.
«искусство» М:1972
Островский Г. «Рассказ о русской живописи»
М «изоб.ис.»1989
Портреты художников (альбом)
Рисуем 50 памятников Архитектуры
Минск,2003
Рублёв В.С. «Жизнь замечательных людей»
М:1990
Русские святыни (справочник)
М: Литера,2008
«Сказ о волне и художнике»(альбом Айвазовского)
М:2003
Соколова М.С. «Художественная роспись по дереву»
М:2002
«Технология росписи» (учебный курс)
Ростов н\д-2001
Шишкин и его работы
Аврора -серия «Русский художник»
Школа изобразительного искусства 1-2ч
М-«Изобразительное искусство», 1971
Церковно-славянские прописи и уроки орнамента. Горячева И.
М:2003
Энциклопедический словарь юного художника
М:1993
Рефераты учащихся о художниках
Раздаточный материал
№
Наименование
1
Альбомы для рисования
2
Кисточки
3
Карандаши простые
4
Карандаши цветные
5
Цветная бумага
6
Картон
7
Емкости для воды
8
Набор гофрированной бумаги
9
Клей ПВА
10
Ножницы
11
Природный материал