Рабочая программа по технологии 7 класс

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


I Пояснительная записка

Рабочая программа курса по выбору ИЗО «Палитра» разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой. - М.: «Просвещение» 2011г. и в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.).

Рабочая программа адресована учащимся 7б класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» городского округа город Салават Республики Башкортостан.

Программа разработана на основе ООП НОО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» городского округа город Салават Республики Башкортостан, утвержденной приказом от 30.08.11 № 279, с изменениями, утвержденными приказом от 30.08.14 №205

Одной из важнейших и актуальных задач коррекционной школы является улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации. Данная программа позволяет организовать урочную работу курса изобразительного искусства с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.

Изучение курса по выбору ИЗО «Палитра» представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.

Школьный курс по выбору ИЗО «Палитра» в 7б классе направлен на продолжение решения следующих основных задач: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, регулятивной реализуются в процессе обучения всем предметам.

Общая характеристика учебного курса

Курс по выбору ИЗО «Палитра» как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки курса по выбору ИЗО «Палитра» при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Изобразительное искусство - это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.

Данный курс по выбору ИЗО «Палитра» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.

В основу программы курса изо «Палитра» взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материал.

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение следующих разделов: "Обучение композиционной деятельности", "Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию", "Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи", "Обучение восприятию произведений искусства". Выделение этих направлений работы позволяет распределять по годам программное содержание обучения при соблюдении последовательности усложнения учебных задач.

Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета:

- создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;

- формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;

- содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;

-- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления

Задачи курса изобразительного искусства в 7 классе, состоит в том, чтобы:

- сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;

- сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;

- использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.

- развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

- основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий) ;

- наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- зрительного восприятия и узнавания;

- моторики пальцев;

- пространственных представлений и ориентации;

- речи и обогащение словаря;

- коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;

- коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Согласно учебному плану всего на изучение курса по выбору ИЗО «Палитра» в основной школе выделяется 1 час в неделю 34 в год, (34 учебные недели в каждом классе).

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы по изобразительному искусству для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-7классы, под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой - М.: Просвещение», 2011г) автор: И.А.Грошенков

II Требования к уровню подготовки учащихся

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 7б класса в соответствии с Федеральным государственным стандартом и с учетом примерной программы:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • три сферы художественной деятельности и их единство;

  • роль изображения, украшения, построения в передаче художником своего отношения к предмету или явлению;

  • многообразие природных форм, их рациональность и красота;

  • основные и составные цвета;

  • о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву, кости; изделиями из стекла, керамики и другими предметами быта;

  • имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства.

Обучающиеся должны:

  • уметь делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к тому, что изображается;

  • уметь применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка;

  • иметь навыки построения композиции на всем листе;

  • должны иметь определенную последовательность: составление узора по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельно составлять узоры;

  • уметь гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента;

  • развивать навыки использования цвета, его насыщения для выражения эмоций;

совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой; умения определять сюжет, понимать содержание произведения, его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления отсталых школьников средства художественной выразительности.

Основными видами деятельности учащихся с нарушениями в развитии по предмету «Изобразительное искусство » являются:

- практические действия с предметами, их заменителями, направленные на формирование способности мыслить отвлеченно;

- отработка графических умений и навыков;

- практические упражнения в композиционном, цветовом и художественно-эстетическом построении заданного изображения;

- развёрнутые рассуждения при анализе картин, произведений народных промыслов, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;

- работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;

- индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов художественного изображения;

- работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.

III Содержание учебного предмета курса по выбору ИЗО «Палитра»

Рисование с натуры.

Дальнейшее развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять его форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную последовательность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться вспомогательными линиями, совершенствование навыка правильной передачи в рисунке объемных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной форм. Совершенствование навыка передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемых объектов.

Декоративное рисование.

Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений декоративно перерабатывать природные формы и использовать их в оформительской работе. Выработка приемов работы акварельными и гуашевыми красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значения цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.

Рисование на темы.

Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связное содержание, использование приема загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения размещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.

Беседы об изобразительном искусстве.

Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним. Формирование понятия о видах и жанрах изобразительного искусства. Формирование представления об основных средствах выразительной живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства.

7б класс

Рисование с натуры. - 9 часов

Декоративное рисование. - 5 часов

Рисование на темы. - 14 часов

Беседы об изобразительном искусстве. - 7 часов

IV Тематическое планирование курса по выбору ИЗО «Палитра» в 7б классе

урока

Тема урока

Содержание материала

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту

Раздел I 12 часов

1

Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы

Понятие геометрической формы

1

07.09.15

2

Рисование с натуры объемного предмета

1

14.09.15

3

Беседа. Живопись

Живопись

1

21.09.15

4

Рисование с натуры

Натура

1

28.09.15

5

Декоративное рисование. Поздравительные открытки

Декор

1

05.10.15

6

Рисование с натуры фигуры человека.

Натурщик

1

12.10.15

7

Беседа. Выразительные средства живописи

Виды искусства

1

19.10.15

8

Изготовление из бумаги шапочки-пилотки

Головные уборы народов мира

1

26.10.15

9

Тематическое рисование «Осенний лес»

Композиция

1

02.11.15

10

Рисование чайного сервиза. Гжельская роспись.

Гжельская роспись.

1

09.11.15

11

Рисование чайного сервиза. Гжельская роспись.

Гжельская роспись.

1

23.11.15

II триместр- 11 часов

12

Беседа. Виды изобразительного искусства. Скульптура

Скульптура

1

30.11.15

13

Изготовление новогодних карнавальных масок

Изучение карнавальных масок

1

07.12.15

14

Изготовление новогодних карнавальных масок

1

14.12.15

15

Рисование новогодней открытки

Графика. Открытки

1

21.12.15

16

Рисование с натуры геометрических тел.

Геометрические тела.

1

28.12.15

17

Беседа. Виды изобразительного искусства

Виды изобразительного искусства

1

11.01.16

18

Изготовление макета домика - пригласительного билета

1

18.01.16

19

Тематическое рисование «Зимний лес»

1

25.01.16

20

Тематическое рисование «Зимний лес»

1

01.02.16

21

Беседа. Виды изобразительного искусства. Графика

Графика

1

08.02.16

III триместр- 11 часов

22

Выполнение эскизов элементов к оформлению книги

Изготовление книги

1

15.02.16

23

Рисование с натуры предметов округлой формы

1

22.02.16

24

Рисование башни из элементов строительного материала

Строительные материалы

1

29.02.16

25

Рисование с натуры

1

07.03.16

26

Декоративное рисование. Составление узора для вазы

Декор

1

14.03.16

27

Декоративное рисование. Составление узора для крынки

Крынка

1

21.03.16

28

Рисование с натуры столярных, слесарных инструментов

Слесарь

1

28.03.16

29

Иллюстрирование отрывка из сказки А. Пушкина «Золотой петушок»

Столяр

1

04.04.16

30

Беседа об изобразительном искусстве по теме «Великая Отечественная война»

1

18.04.16

31

Выполнение эскиза медали, посвященной спорту

Эскиз, медаль

1

25.05.16

32

Беседа. Виды изобразительного искусства

1

02.05.16

33

Разработка эскиза плаката ко Дню Победы

1

16.05.16

34

Подведение итогов за год. Отбор рисунков на школьную выставку

1

23.05.16

35

1

30.05.16

Итого за год: 35 часов






V Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, список литературы

Для учителя:

  1. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров под редакцией Б.М.Неменского. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека: учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2008.

  2. Неменский Б.М. программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 7 класс, - Москва: Просвещение, 2007.

Для учащихся:

  1. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров под редакцией Б.М.Неменского. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека: учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2008.

Используемая литература:

Закон РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании»

СанПиН 2.4.2.2821-1 от 29.12.2010 № 189

Программы для коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида:

Изобразительное искусство и художественный труд Под руководством Воронковой1-9 класс Просвещение 2010 (автор Грошенков И.А.)Изобразительное искусство по программе Кузина В.С. 5,6 кл. Волглград: Учитель 2008

Приложение к программе

Оборудование:

Наименование

1

Сменные информационные стенды

2

Обучающие DVD диски:

-«Бумага и картон»

-«Уроки рисования»

- «Виды ДПИ»

- «Квиллинг»

3

Наглядные пособия:

- макеты «Овощи»

-макеты «Фрукты»

-макеты «Геометрические фигуры»

- игрушки

- строительные кубики

4

Карточки-задания по темам

5

Наглядные пособия и таблицы

6

Репродукции картин художников

7

Технологические карты

Учебно-методическая и справочная литература

Вид методического пособия

Наименование

Автор, издательство, год издания

Программа.

Программы для коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида:

Изобразительное искусство и художественный труд.

Под руководством Воронковой 1-9 класс Просвещение 2010(автор Грошенков И.А.)

Поурочные планы.

Изобразительное искусство по программе Кузина В.С. 5,6 кл

Волгоград: Учитель 2008

Дополн. литература

Альбомы по росписи

Альбомы Омских художников

«Великий художник» - справочник школьника

М: Просвещение 2004

Знакомство с пейзажной живописью

С-Петербург-2001

Изобразительное искусство.1-2кл.

Кузин В.С., КубышеваВ.С

М: Дрофа, 2002

Изобразительное искусство и методика преподования. Соколова М.С.

М -2003

Изобразительное искусство Шпикалова Т.Я. 3кл

М: Просвещение,2003

Музеи мира. Национальная галерея

Изоб.ис. М:1971

Нестеров М.В.

«искусство» М:1972

Островский Г. «Рассказ о русской живописи»

М «изоб.ис.»1989

Портреты художников (альбом)

Рисуем 50 памятников Архитектуры

Минск,2003

Рублёв В.С. «Жизнь замечательных людей»

М:1990

Русские святыни (справочник)

М: Литера,2008

«Сказ о волне и художнике»(альбом Айвазовского)

М:2003

Соколова М.С. «Художественная роспись по дереву»

М:2002

«Технология росписи» (учебный курс)

Ростов н\д-2001

Шишкин и его работы

Аврора -серия «Русский художник»

Школа изобразительного искусства 1-2ч

М-«Изобразительное искусство», 1971

Церковно-славянские прописи и уроки орнамента. Горячева И.

М:2003

Энциклопедический словарь юного художника

М:1993

Рефераты учащихся о художниках

Раздаточный материал

Наименование

1

Альбомы для рисования

2

Кисточки

3

Карандаши простые

4

Карандаши цветные

5

Цветная бумага

6

Картон

7

Емкости для воды

8

Набор гофрированной бумаги

9

Клей ПВА

10

Ножницы

11

Природный материал


© 2010-2022