- Преподавателю
- Технология
- Тема: Юрта и ее убранство
Тема: Юрта и ее убранство
Раздел | Технология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Карпова Н.Е. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Предмет: Изобразительное искусство.
Класс: 6
Тема: Юрта и ее убранство.
Цель: Познакомить с устройством и убранством казахской
юрты. Выполнить зарисовки интерьера юрты .
Изучить особенности убранства современного интерьера
казахской юрты.
Задачи:
-
Формировать и совершенствовать графические навыки и умения в изображении пространства интерьера и предметов быта. Использовать знания о линейной перспективе.
-
Развивать чувство композиции, уметь сравнивать свой рисунок с натурой с целью передачи пропорций и особенностей формы предметов интерьера казахской юрты.
-
Воспитывать любовь и уважение к культурным традициям казахских народных ремесел.
Материалы к уроку:
Для учителя: Учебник «Изобразительное искусство» 6 класс. Слайды: «Убранство казахской юрты».
Для учеников: альбом, простой и цветные карандаши, ластик, акварель, кисти, баночка для воды.
План урока:
-
Проверка организации рабочих мест.
-
Сообщение темы урока.
-
Работа на интерактивной доске: презентация, демонстрация слайдов.
-
Творческая работа учеников.
-
Работа над кроссвордом «Адалбакан».
-
Обобщение материалов урока.
-
Анализ детских композиций. Отбор работ для выставки детского творчества.
Ходурока:
1.Проверка организации рабочих мест.
2.Сообщение темы урока.
3.Работа на интерактивной доске.
-
Пезентация. Демонстрация слайдов.
Юрта один из древнейших видов передвижного жилища, приспо-
собленного к кочевому образу жизни.
Она была широко распространена в среде кочевых и полукочевых
народов евразийских степей и сохранила свою древнюю форму
до наших дней.
Происхождение войлочной юрты связано с переходом к яйлажному
скотоводству.
1. В Казахстане доминирует в основном тип юрты , отличающийся четкой полушаровой формой и сферическим сводом. По конструкции
она восходит к юртам кипчаков 13-15 веков. Такой тип юрты характе-
рен для Центрального, Северного и Северо-Западного Казахстана.
Подобные юрты из Дешт-и Кипчака в начале 16 века описал Ф.Руз-
бихан: «Я раньше не знал юрты: первый раз ее увидел в окрестностях
города Ясы (Туркестан). Я был поражен устройством их: некоторые
юрты с окошками и разноцветными войлоками были установлены
прямо на арбах…
Юрты делали продолговатой формы с полным мастерством и изящест-
вом…»
2. Наряду с кипчакским типом в Семиречье сохранился калмыцкий тип
юрты с коническим сводом, видимо, более древним по своему проис-
хождению.
С 18 века юрта стала предметом внимания многих географов и путе-
шественников. Устройство и убранство юрты описаны в трудах: 1. О.Пе-
шеля, И.Фалька, П.С.Палласа, И.Георги, Ч.Валиханова, Б.Залесского,
Б.Федченко, А.Якоби а также П.Медвецкого, В.Лотина, П.Маковецкого,
А.Харузина, А.Гейнса и других авторов.
Устройство юрты:
Остов юрты составляют 3 основных элемента:
1. Раздвижная решетчатая основа -- кереге,
2.Купольные жерди-уык,
3. Круговое навершие купола-шанырак.
Кереге составляется из нескольких отдельных решеток-канатов.
Каждая решетка состоит из 36 планок-саганак, длиной до 220 см и шириной 4 см. Чтобы планки были округлой формы их , распаривают, и
изгибают, окрашивают в коричневый или темно-бардовый цвет
Слайд 1: Устройство юрты.
Решетки казахской юрты бывают 2-х типов:
1.Из массивных планок мелкой квадратной сетки-торкоз;
2.Из крупной сетки-желкоз (для юрт больших размеров).
Отдельная решетка имеет установленные размеры, определяемые количеством ее головок-бас. В небольшой юрте их 78; а в крупной 360. Каждая пара головок образует развилки, к которым привязываются
купольные жерди. Таких развилок в решетках юрты типа жел коз-17; а
юрты типа тор коз-12. Решетки одну за другой устанавливают по обеим
сторонам двери до полного замыкания в круг, скрепляя их ковровыми
лентами. Купол образуется из радиально расположенных выгнутых посе-
редине жердей. Количество жердей совпадает с числом головок-решеток,
а также с числом отверстий верхнего круга юрты. Чем чаще сдвинуты
головки решеток, чем больше купольных жердей, тем стройнее силуэт
юрты. Длина купольных жердей уыков бывает от 2,5 до 5-и метров.
Слйды 2, 3, 4. Венчает юрту-шанырак, имеющий зенитные отверстия-тундык, кото-
рые служат окном. Диаметр шанырака 3-5 метров. Верхний полушар-кулдереуыш сделан из взаимопересекающихся под прямым
углом 16-ти деревянных реек, закрепленных концами в круге.
В юртах знати двери-сакырлауык были 2-х створчатыми. Верхняя
перекладина-мандайша, порог-тыбылдырык, внутренние стороны боковых косяков-ергенек и босага прорабатывались тонкой резьбой.
Дверные завесы делались из тростника узорно оплетенного шерстяным волокном. На ночь дверь закрывалась войлочной завесой. Циновки из
степного тростника имеют утилитарное и декоративное назначение.
Размеры их не менее 2-3 метров. Ими обкладывают каркас юрты
(шим ши). Техника плетения-ызу-изготовляли не только циновки, но и
узорные ленты, тесьму с бахрамой-ызба бау.
Слайды 5, 6, 7. Поверх каркаса, поверх циновок в два слоя покрывался войлок-5-6 метров, шириной 3 метра-от середины свода до земли. Этот войлок
называется-туурлык. Войлочное покрытие юрты скрепляется с корпусом веревками и узорными лентами бельдеу, широкими ворсовыми
дорожками-баскурами.
Свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками-жел бау;
те которые подвешивались к купольным жердям-уык бау. Баскуры и
бау относятя к ковровым изделиям, но вытканы они в виде узорных
дорожек.
Рекомендации: 1. Выполнить зарисовки каркаса казахской юрты.
2.Выполнить зарисовки узорных лент-баскуров.
3.Поработать с литературными источниками.
4. Творческая работа учеников:
А. Выбор формата листа.
Б. Работа над компоновкой предметов на плоскости листа.
В.Линейно-конструктивное построение рисунка.
Г.Выбор цветовой гаммы, работа в цвете.
5.Работа над кроссвордом : «Адалбакан». Слайд 14.
6. Обобщение темы урока:
Вопросы:
1.Из каких частей состоит конструкция казахской юрты?
2.Из каких материалов изготавливались основные элементы юрты?
3.Может ли быть казахская юрта современным жилищем?
7.Анализ детских композиций:
А.Учет композиционного решения.
Б. Применение линейной перспективы.
В.Удачный выбор цветовой гаммы.
Г. Украшение интерьера казахской юрты орнаментами.
Д. Оценка качества работы.
8.Подведение итогов урока.
Используемая литература: А.Х.Маргулан. Казахское народное прикладное искусство. Т.1. Алма-Ата. «Онер». 1986.