Тема: Юрта и ее убранство

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Изобразительное искусство.

Класс: 6

Тема: Юрта и ее убранство.

Цель: Познакомить с устройством и убранством казахской

юрты. Выполнить зарисовки интерьера юрты .

Изучить особенности убранства современного интерьера

казахской юрты.

Задачи:

  1. Формировать и совершенствовать графические навыки и умения в изображении пространства интерьера и предметов быта. Использовать знания о линейной перспективе.

  2. Развивать чувство композиции, уметь сравнивать свой рисунок с натурой с целью передачи пропорций и особенностей формы предметов интерьера казахской юрты.

  3. Воспитывать любовь и уважение к культурным традициям казахских народных ремесел.

Материалы к уроку:

Для учителя: Учебник «Изобразительное искусство» 6 класс. Слайды: «Убранство казахской юрты».

Для учеников: альбом, простой и цветные карандаши, ластик, акварель, кисти, баночка для воды.

План урока:

  1. Проверка организации рабочих мест.

  2. Сообщение темы урока.

  3. Работа на интерактивной доске: презентация, демонстрация слайдов.

  4. Творческая работа учеников.

  5. Работа над кроссвордом «Адалбакан».

  6. Обобщение материалов урока.

  7. Анализ детских композиций. Отбор работ для выставки детского творчества.

Ходурока:

1.Проверка организации рабочих мест.

2.Сообщение темы урока.

3.Работа на интерактивной доске.

  1. Пезентация. Демонстрация слайдов.

Юрта один из древнейших видов передвижного жилища, приспо-

собленного к кочевому образу жизни.

Она была широко распространена в среде кочевых и полукочевых

народов евразийских степей и сохранила свою древнюю форму

до наших дней.

Происхождение войлочной юрты связано с переходом к яйлажному

скотоводству.

1. В Казахстане доминирует в основном тип юрты , отличающийся четкой полушаровой формой и сферическим сводом. По конструкции

она восходит к юртам кипчаков 13-15 веков. Такой тип юрты характе-

рен для Центрального, Северного и Северо-Западного Казахстана.

Подобные юрты из Дешт-и Кипчака в начале 16 века описал Ф.Руз-

бихан: «Я раньше не знал юрты: первый раз ее увидел в окрестностях

города Ясы (Туркестан). Я был поражен устройством их: некоторые

юрты с окошками и разноцветными войлоками были установлены

прямо на арбах…

Юрты делали продолговатой формы с полным мастерством и изящест-

вом…»

2. Наряду с кипчакским типом в Семиречье сохранился калмыцкий тип

юрты с коническим сводом, видимо, более древним по своему проис-

хождению.

С 18 века юрта стала предметом внимания многих географов и путе-

шественников. Устройство и убранство юрты описаны в трудах: 1. О.Пе-

шеля, И.Фалька, П.С.Палласа, И.Георги, Ч.Валиханова, Б.Залесского,

Б.Федченко, А.Якоби а также П.Медвецкого, В.Лотина, П.Маковецкого,

А.Харузина, А.Гейнса и других авторов.

Устройство юрты:

Остов юрты составляют 3 основных элемента:

1. Раздвижная решетчатая основа -- кереге,

2.Купольные жерди-уык,

3. Круговое навершие купола-шанырак.

Кереге составляется из нескольких отдельных решеток-канатов.

Каждая решетка состоит из 36 планок-саганак, длиной до 220 см и шириной 4 см. Чтобы планки были округлой формы их , распаривают, и

изгибают, окрашивают в коричневый или темно-бардовый цвет

Слайд 1: Устройство юрты.

Решетки казахской юрты бывают 2-х типов:

1.Из массивных планок мелкой квадратной сетки-торкоз;

2.Из крупной сетки-желкоз (для юрт больших размеров).

Отдельная решетка имеет установленные размеры, определяемые количеством ее головок-бас. В небольшой юрте их 78; а в крупной 360. Каждая пара головок образует развилки, к которым привязываются

купольные жерди. Таких развилок в решетках юрты типа жел коз-17; а

юрты типа тор коз-12. Решетки одну за другой устанавливают по обеим

сторонам двери до полного замыкания в круг, скрепляя их ковровыми

лентами. Купол образуется из радиально расположенных выгнутых посе-

редине жердей. Количество жердей совпадает с числом головок-решеток,

а также с числом отверстий верхнего круга юрты. Чем чаще сдвинуты

головки решеток, чем больше купольных жердей, тем стройнее силуэт

юрты. Длина купольных жердей уыков бывает от 2,5 до 5-и метров.

Слйды 2, 3, 4. Венчает юрту-шанырак, имеющий зенитные отверстия-тундык, кото-

рые служат окном. Диаметр шанырака 3-5 метров. Верхний полушар-кулдереуыш сделан из взаимопересекающихся под прямым

углом 16-ти деревянных реек, закрепленных концами в круге.

В юртах знати двери-сакырлауык были 2-х створчатыми. Верхняя

перекладина-мандайша, порог-тыбылдырык, внутренние стороны боковых косяков-ергенек и босага прорабатывались тонкой резьбой.

Дверные завесы делались из тростника узорно оплетенного шерстяным волокном. На ночь дверь закрывалась войлочной завесой. Циновки из

степного тростника имеют утилитарное и декоративное назначение.

Размеры их не менее 2-3 метров. Ими обкладывают каркас юрты

(шим ши). Техника плетения-ызу-изготовляли не только циновки, но и

узорные ленты, тесьму с бахрамой-ызба бау.

Слайды 5, 6, 7. Поверх каркаса, поверх циновок в два слоя покрывался войлок-5-6 метров, шириной 3 метра-от середины свода до земли. Этот войлок

называется-туурлык. Войлочное покрытие юрты скрепляется с корпусом веревками и узорными лентами бельдеу, широкими ворсовыми

дорожками-баскурами.

Свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками-жел бау;

те которые подвешивались к купольным жердям-уык бау. Баскуры и

бау относятя к ковровым изделиям, но вытканы они в виде узорных

дорожек.

Рекомендации: 1. Выполнить зарисовки каркаса казахской юрты.

2.Выполнить зарисовки узорных лент-баскуров.

3.Поработать с литературными источниками.

4. Творческая работа учеников:

А. Выбор формата листа.

Б. Работа над компоновкой предметов на плоскости листа.

В.Линейно-конструктивное построение рисунка.

Г.Выбор цветовой гаммы, работа в цвете.

5.Работа над кроссвордом : «Адалбакан». Слайд 14.

6. Обобщение темы урока:

Вопросы:

1.Из каких частей состоит конструкция казахской юрты?

2.Из каких материалов изготавливались основные элементы юрты?

3.Может ли быть казахская юрта современным жилищем?

7.Анализ детских композиций:

А.Учет композиционного решения.

Б. Применение линейной перспективы.

В.Удачный выбор цветовой гаммы.

Г. Украшение интерьера казахской юрты орнаментами.

Д. Оценка качества работы.

8.Подведение итогов урока.

Используемая литература: А.Х.Маргулан. Казахское народное прикладное искусство. Т.1. Алма-Ата. «Онер». 1986.

© 2010-2022