МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРИЁМОВ И ТЕХНИК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРИЁМОВ И ТЕХНИК, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ (ДЛЯ ДЕВОЧЕК).  «ПО КОНТУРУ СКАЗКИ» Пояснительная записка. Цель разработки: учащиеся научатся технологическим приемам с помощью игровых, сказочных сюжетов. Задачи: Развитие познавательных интересов к народному творчеству, рукоделию, к традиционным народным ремёслам. Развитие творческих способностей; Воспитание эмоционально - положительное отношение к труду, бережливости, ак...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Стеблич Людмила Геннадьевна

учитель технологии

МАОУ г. Хабаровска. «Многопрофильный лицей им. 202-ой ВДБ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРИЁМОВ И ТЕХНИК, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ (ДЛЯ ДЕВОЧЕК). «ПО КОНТУРУ СКАЗКИ»

Пояснительная записка.

Цель разработки: учащиеся научатся технологическим приемам с помощью игровых, сказочных сюжетов.

Задачи:

Развитие познавательных интересов к народному творчеству, рукоделию, к традиционным народным ремёслам. Развитие творческих способностей;

Воспитание эмоционально - положительное отношение к труду, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результат своей деятельности, сопричастности к народным традициям и культуре.

Получение опыта знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Развитие интереса к предмету технологи зависит от эмоционального состояния ребёнка, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления у девочек можно увидеть разные черты характера: самостоятельность, активность, креативность (способность к творчеству), эмоциональность. Но эмоциональная неустойчивость школьников может привести к нежеланию выполнять задание. А отсутствие результативности, успеха, вызывает у детей чувство эмоциональной неудовлетворённости.

Традиционное обучение предмета строится на репродуктивных приёмах. Функция ребёнка на таком занятии исполнительская, а не развивающая.

Для становления коммуникативных черт характера учениц, предлагаю использовать на уроках технологии в 5-6 классах методологический путь, как игра - занятие которое основано на методики сказкотерапии, а также придумыванию собственных сказок. Подобный подход представляется перспективным, благоприятствующий изучению материала по теории, развитию творческих свойств личности, как самостоятельность, активность, творчество. Для упрощения запоминания (выводы детских психологов) служат наглядно-опорные сказки, что повышает мотивацию учащихся. Можно, опираясь на основную тему занятия, придумать сюжет и действия любых персонажей, то есть производить самостоятельные трансформации текста.

Проведённый на занятиях мониторинг показывает, что большая часть девочек быстрее усваивают тему урока, если она транслируется в виде сказочного сюжета или они сами придумывают сказку по теме урока. При проверке изученного материала выясняется, что с помощью «Сказки-подсказки» девочки безошибочно запоминают: последовательность заправки верхней и нижней нити в швейной машине, правила техники безопасности и т.д. Если при выполнении домашнего задания девочки придумывают сказки о королевстве рукоделия, то у них развивается самостоятельность, творческая активность. Герои сказок встречаются с разными испытаниями, и если они обладают такими качествами, как находчивость, трудолюбие, доброта, то способны преодолеть самые сложные препятствия.

В данной разработке предлагается включать в уроки такие приёмы:

  • «Сказки-подсказки» - для изучения и закрепления полученных знаний «Сказка о том, как принц на белом коне спас принцессу. Ниточку от злого волшебника»

  • Сказки, совмещённые с показом, помогают ученицам запомнить последовательность работы.

  • Игровую сказка-терапию. Арт-терапия. Сказочные физкультминутки (здоровье сберегающие технологии):

  • «Дети пишут сказку». Это специальные 15 минутки-занятия по сочинению сказок о рукоделии. Девочки придумывают сказки самостоятельно или по готовым иллюстрациям.

  • «Иллюстрация своих мыслей»- первый этап работы над проектом (эскизирование).

  • Итоговые занятия - праздники. Театрализованные миниатюры.

  • Итоговые выставки - ярмарки.

  • Создание мультфильмов.

Всё это предоставит возможность самореализации, проявление своей индивидуальности в различных видах творческой деятельности. Кроме того, дети сталкиваются с народным фольклором -поговорками, пословицами, сказками, что позволяет развить их лингвистическую и коммуникативную компетенции.

Методы обучения.

  1. Словесный (рассказ, беседа, объяснение)

  2. Наглядный (демонстрация образцов, работа с картотекой, технологической картой)

  3. Практический (выполнение работ, использование медиа-ресурсов).

Этапы урока.

1.Информационный (повторение изученного материала, знакомство с новой темой урока).

2. Мотивация к творческому прорыву (придумывание сюжета, истории по предлагаемой теме занятия).

3. Подведение итогов, опрос (ответ в виде сказочной версии).

4. Практическая работа.

Формы контроля:

- самоконтроль, самооценка;

- промежуточный контроль учителя;

- взаимоконтроль в группе;

- итоговый контроль, с выставлением оценок.

Периодические выставки проводятся после окончания каждого занятия с целью обсуждения. В конце года организуется для родителей, педагогов и ребят мини спектакли с инсценировкой понравившихся сказок и выставка выполненных работ с обсуждением успехов.

Методика проведения занятий

Информацию, которая излагается в учебниках «сухим языком» - предлагаю рассказывать в виде сказки или истории, а сказочные персонажи помогут девочкам запомнить новую тему, инструкцию и т. д (в 5-х 6-х классах.) Важно, чтобы 1)сказки были занимательной формы, 2)сказки подобранны к разным разделам.

Работа учителя по данной методике заключается в подборе сказок по определённым разделам основной программы: кулинария, рукоделие, материаловедение, машиноведение, проектирование и изготовление изделий. Например: подборка народных сказок о труде.

Иногда учитель предлагает текст основного материала из учебника переработать в сказочную версию, например, по теме «Материаловедение» дети придумали «Сказку о том, как из маленького семечка получилось нарядное платье» (см. Приложение) или по технологической карте, иллюстрациям - придумать «кулинарную историю» и т.д.

Результаты

Первый уровень результатов. Приобретение с помощью сказок-подсказок знаний о предмете технология - первичного понимания основ рукоделия.

Второй уровень результатов. Получение опыта позитивного отношения к ценностям, народным традициям. Дети создают коллективные выставки работ, показ театральных миниатюр по своим сценариям.

Третий уровень результатов. Получение опыта самостоятельного действия: девочки выбирают нужную информацию с помощью интернет ресурсов и представляют свой проект.

Заключение

Используемые на уроке технологии методики: сочинение сказок, рисование сказок, постановка сказок, изготовление кукол, сказко-терапия, направляет учебный процесс на активизацию обучения и позволяет снять многие проблемы. В приложении содержатся сказки, сочиненные учащимися, с сохранением авторского стиля.

© 2010-2022