План-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 класса

План-конспект урока  по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 класса" на тему "Хочу - могу - надо" в выборе профиля обучения разработан и проводился в рамках методического дня школы. Урок построен в соответствии с методикой и имеет следующую структуру: 1. Дидактическое обоснование урока. Цели урока. Методическое оснащение урока. Методы обучения. Формы организации познавательной деятельности учащихся. Тип урока (комбинированный). Продолжительность урока (1 час) 2. Ход урока. Организа...
Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаПлан-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 классаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

Средняя общеобразовательная школа № 4 города Мценска



Методическая разработка урока

по курсу

«Профессиональное самоопределение

учащихся 9-х классов»



Учитель: Н.И.Савина

















2011 год



План-конспект урока

по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 класса»


«Если вы удачно выберете труд

и вложите в него всю свою душу,

то счастье само отыщет вас».

К.Д.Ушинский.

Тема: «Хочу - могу - надо» в выборе профиля обучения.

Раздел: Ориентационный курс.

Дата: 14.02.11.

I. Дидактическое обоснование урока

Цели урока:


  1. Образовательные:

  1. Способствовать формированию понятия о личном профессиональном плане (ЛПП).

  2. Способствовать формированию понятия о типичных ошибках при выборе профессии и профиля обучения.

  3. Способствовать формированию представления об условиях оптимального выбора профессии.

  4. Способствовать актуализации проблемы выбора профессии как личностно значимой.


  1. Развивающие:


  1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).

  2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы).

  3. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса и личностно-смыслового отношения учащихся к предмету.

  4. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.


  1. Воспитательные:


  1. Способствовать формированию представления о будущей профессиональной деятельности, развитию нравственных, трудовых и профессионально значимых качеств личности.

  2. Развивать представление о саморазвитии и самореализации.

Методическое оснащение урока:


  1. Материально-техническая база:

кабинет технологии.


  1. Дидактическое обеспечение:

  • рабочая тетрадь;

  • транспарант с названием темы урока и высказыванием К.Д.Ушинского о выборе трудовой деятельности;

  • плакат «План урока»;

  • плакат и индивидуальные схемы «Условия оптимального выбора профессии»;

  • индивидуальные таблицы «Рекомендации по составлению ЛПП;

  • таблички составляющих профессионального плана «Хочу», «Могу», «Надо», «Есть» для групповой работы;

  • плакат «Типичные ошибки при выборе профессии и профиля обучения.

Методы обучения: беседа с учащимися, индивидуальная практическая работа, деловая игра (работа в группах).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: комбинированные.

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность урока: 1 час.

II. Ход урока.


  1. Организационный момент (5 мин):

- приветствие;

- проверка явки учащихся и заполнение учителем классного журнала;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- настрой учащихся на работу;

- доведение до учащихся плана урока.

План урока.


  • Личный профессиональный план.

  • Типичные ошибки при выборе профессии и профиля обучения.

  • Условия оптимального выбора профессии (деловая игра).

План-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 класса

2. Повторение ранее изученного материала (фронтальный опрос 5 мин.).

Вопрос к учащимся: Сколько профессий существует в мире?

Ответ учащихся: В мире более 10 тысяч профессий, а включая специальности,

специализации и квалификации - свыше 50 тысяч.

Вопрос к учащимся: Почему существует такое многообразие профессий?

Ответ учащихся: В современном обществе человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя. Нет такого вида общественно полезной деятельности, в которой человек был бы лишен возможности проявить свои личностные способности, инициативу и тем самым заслужить уважение окружающих, обеспечить себе благополучную жизнь и процветание общества. А так как общество образуют люди, то и многообразие сфер деятельности определяется человеческими запросами, потребностями и способностями. Значит, многообразие мира профессий и является мерой человеческих возможностей.

Вопрос к учащимся: Кто такой профессионал?

Ответ учащихся: Профессионал - это человек, выполняющий свою работу грамотно, качественно с учетом тонкостей и «секретов» своего дела.

Вопрос к учащимся: Что нужно для того, чтобы стать первоклассным профессионалом?

Ответ учащихся: Для того чтобы стать первоклассным профессионалом человеку необходимо быть разносторонне развитым, образованным, не замыкающимся в узкой области своих интересов.

Вопрос к учащимся: Что значит сквозные, редкие и свободные и необычные профессии?

Ответ учащихся: Наиболее массовые профессии принято называть сквозными, т.к. они пригодны для многих отраслей народного хозяйства. Это практически все рабочие специальности, а также профессии: инженер, экономист, исследователь, конструктор, юрист. К особой группе относятся сравнительно редкие, специфические профессии: ювелир-огранщик драгоценных камней, монтировщик, лингвист, эмбриолог и т.д. Особую часть составляют люди, так называемых свободных профессий, которые не числятся на какой-либо определённой должности. Это литераторы, художники, скульпторы, композиторы. Обычно они выполняют отдельные заказы по договорам и живут на гонорары.

Вопрос к учащимся: Как влияет профессиональный труд на человека?

Ответ учащихся: в профессиональной деятельности, в труде происходит самовыражение личности - проявление своего «Я», своей индивидуальности. В процессе труда накапливаются знания, опыт, повышается квалификация, совершенствуется сам человек, повышается уровень его благосостояния.

План-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 класса

3. Актуализация знаний учащихся.

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора учебного заведения и будущей профессии во многом зависит будущая судьба. Неправильно выбрать профессию - значит расстроить жизненные устремления, сделаться несчастным.

4. Изложение нового материала (15мин.).

4.1. Личный профессиональный план.

Известно, что только 60% школьников старших классов способны адекватно выявить и оценить собственные интересы, склонности и способности к какому- либо виду деятельности и пользуются правилами выбора профессии, составляя на их основе собственный план самореализации. При этом последний не только обогащает их представления о будущей профессиональной деятельности в ближайшей и отдаленной перспективе, но и делает ее более реальной.

Что же такое профессиональный план?

Профессиональный план - обоснованное представление об избираемой области трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста.

Рекомендации по составлению личного профессионального плана (ЛПП)

п/п



Основные направления ЛПП




Содержание направлений




Представление перспектив и способов овладения будущей профессией

1.

Главная цель.

Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело?

Кем буду, каким буду, где буду, чего достигну, на кого буду равняться?

2.

Ближайшие задачи и более отдаленные перспективы.

Первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста.

3.

Пути и средства достижения цели.

Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ, курсы).

4.

Внешние сопротив- ления на пути достижения цели.

Предусмотреть трудности, возможные препятствия, противодействия, влияние тех или иных людей.

5.

Внутренние условия достижения цели.

Свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию.

6.

Запасные варианты и пути их достижения.

Например: "Не пройду по конкурсу в ВУЗ, техникум - попробую поступить на ту же специальность, соответственно, в техникум ПТУ и т. д.»

Ответить на вопрос «Кем быть?» фактически означает найти способ реализации собственного «Я». Однако на пути свободного поиска себя люди сталкиваются с различными неожиданностями, препятствиями и сложностями. Связано это с тем, что часто мы недостаточно информированы о профессиях, нам не хватает знаний о них и требованиях, которые они предъявляют к человеку.

4.2. Типичные ошибки при выборе профессии и профиля обучения.

Незнание мира профессий

Незнание себя

Незнание правил выбора профессий

Устаревшие представления о характере и условиях труда и конкретной профессии.



Предубеждения в отношении престижности профессии.

Необъективная оценка своих способностей

(завышение или занижение)

Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии и профиля обучения.

Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос отношения к человеку на профессию.

Выбор профессии за компанию.

Неумение определить пути получения профессии.

4.3.Условия оптимального выбора профессии.

В ходе работы над собой - углубления своих интересов, уточнения знаний о профессиях, участия в профессиональных пробах, ваш план обязательно будет претерпевать изменения, становясь более реальным и полным. Однако в его основе останутся правила оптимального выбора профессии, которые можно представить в виде схемы:

План-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 класса

План-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 класса

4.3.1. Индивидуальная работа учащихся со схемой (5 мин.).

Задание: выявить зону сочетания составляющих «Хочу» и «Есть».

5. Практическая работа (деловая игра - 10 мин.)

5.1. Групповая работа учащихся.

Группа 1 - «Хочу» (мотивы, интересы, склонности).

План-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 класса

Голубцова М. - (Ч-Ч учитель)

Гришкина Д. - (Ч-П эколог)

Ляхов А. - (Ч-Т мастер)

Мануковский Д. - (Ч-Т техник-технолог)

Новосельский К. - (Ч-Т фрезеровщик)

Кочергин Д. - (Ч-З инженер-программист)

Федина А. - (Ч-Х/О архитектор)

Бывшева С. - (Ч-Х/О парикмахер)

Ерухова Ю. - (Ч-Х/О художник)

Группа 2 - «Могу» (способности, здоровье).

План-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 класса


Блохин Д., Гомонова И., Зубова Н., Изотова К., Кофанов Н., Кривова А.,Кузнецов А.

Профессионально-важные качества педагога:

умственные способности

способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета

умение и способность проникать в душевный мир человека

развитая психологическая наблюдательность

организаторские качества

волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.

коммуникативные,тактичность,педагогическое воображение, способность к распределению внимания;

динамизм личности - способность к волевому воздействию и логическому убеждению

эмоциональная устойчивость (способность владеть собой)

оптимистическое прогнозирование

креативность (творчество)

Профессионально-важные качества профессии "Эколог":

инициативность, предусмотрительность, решительность, самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, способность аргументировано отстаивать свое мнение);

способность к переключениям с одной деятельности на другую; целеустремленность; в норме развитые свойства ощущений и восприятия (зрение, слух, обоняние,осязание); способность к переводу образа в словесное описание; избирательность внимания; стратегическое мышление; аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления; память на образы предметного мира; память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики); умение грамотно выражать свои мысли; навыки письменного изложения информации; склонность к исследовательской деятельности; способность к сопереживанию; умение правильно и эффективно распределять время; умение предвидеть результат; умение принимать адекватные решения.

Профессионально важные качества художника:

инициативность; самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, чувство самоэффективности); самокритичность; способность планировать свою деятельность во времени; стремление к профессиональному совершенству; целеустремленность; хорошее зрительное восприятие; хорошее цветоразличение; концентрированность внимания; способность к зрительным представлениям; способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; способность к созданию образа по словесному описанию; способность к переводу образа в словесное описание; способность к пространственному воображению; ассоциативность мышления; интеллектуальность мышления; интуитивное мышление; пространственно-образное мышление; творческое мышление; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления; эмоциональная память; память на образы предметного мира; оперативная память; долговременная память; кратковременная память;зрительная память; согласованность движений с процессами восприятия (сложноорганизованная деятельность); способность к выполнению мелких точных движений; способность к выполнению плавных соразмерных движений; твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор); умение импровизировать; развитый эстетический и художественный вкус; чувство вкуса; чувство гармонии; чувство симметрии.

Профессионально-важные качества профессии "Программист":

аккуратность; педантичность; самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, чувство самоэффективности); самостоятельность; старательность, исполнительность; стремление к профессиональному совершенству; целеустремленность; тактильная чувствительность (чувствительность пальцев); способность различать отклонения параметров процессов от заданных значений; внимание к деталям; концентрированность внимания; способность к созданию образа по словесному описанию; способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; способность к переводу образа в словесное описание; абстрактность (абстрактные образы, понятия) мышления; аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления; интуитивное мышление; оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления; стратегическое мышление; творческое мышление; техническое мышление; долговременная память; оперативная память; память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики); память на числа и символы; твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор); умение грамотно выражать свои мысли; переносимость статических физических нагрузок; умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке; умственная работоспособность; упорство; усидчивость; склонность к исследовательской деятельности; способность заниматься длительное время кропотливой работой; способность к абстрагированию; творческие способности; умение предвидеть результат; умение работать в команде.

Профессионально-важные качества профессии "Фрезеровщик":

дисциплинированность; организованность, самодисциплина; ответственность; предусмотрительность; пунктуальность, педантичность; самостоятельность; старательность, исполнительность; стремление к профессиональному совершенству; трудолюбие; мышечно-суставная чувствительность усилий или сопротивления; острота зрения; переносимость длительно действующего звукового раздражителя; ручная моторика; слуховая дифференциальная чувствительность (способность различать: тембр, длительность, высоту, силу звука, ритм, фоновые или разнообразные шумы); устойчивость зрительной чувствительности во времени; хороший глазомер: линейный, угловой, объемный; внимание к деталям; способность к распознаванию небольших отклонений параметров технологических процессов от заданных значений по визуальным и акустическим признакам; концентрированность внимания; помехоустойчивость внимания; способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления; техническое мышление; память на сложные движения; память на образы предметного мира; операциональная память; хорошая координация движений обеих рук; твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор); переносимость статических физических нагрузок; физическая работоспособность (выносливость); навыки черчения; умение предвидеть результат; чувство симметрии.

Группа 3 - «Надо» (потребности рынка труда в кадрах).

Кучин М., Макарова О., Миронов Е., Медведев Н., Морозов В., Меренкова А., Нагорнева И.

Группа 4 - «Есть» (устойчивые индивидуальные способности, дарования).

План-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 класса

Наумова Д., Никитин П., Незнанова Н., Нырёнков И., Сурина А., Шелепова А.

Победы в предметных олимпиадах.

Победы в конкурсах изобразительного искусства.

Победы в конкурсах творческих проектов.

Победы в конкурсах исследовательских работ.

6. Подведение итогов урока и сообщение задания на дом (5 мин).

Итак, наш урок подходит к концу. Чтобы узнать о его результативности каждый из вас выберет для себя определённое утверждение.

План-конспект урока по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся 9 класса


  • У меня сформировалось четкое представление об условиях оптимального выбора профессии и я смогу самостоятельно составить личный профессиональный план (красная фишка).


  • У меня появилось ясное представление об условиях оптимального выбора профессии, но мне необходима консультация и помощь учителя по созданию личного профессионального плана (желтая фишка).


  • У меня не очень ясное представление об условиях оптимального выбора профессии и я не смогу самостоятельно составить личный профессиональный план (зеленая фишка).

Из 25 учащихся присутствующих на уроке:

10 чел. - справятся с заданием

9 чел. - справятся с помощью

учителя

4 чел. - не справятся с заданием

2 чел. - воздержались от ответа

Вывод: основные цели урока достигнуты. К следующему уроку подготовить личные профессиональные планы.

© 2010-2022