Рабочая программа для внеклассных занятий Очумелые ручки (5-11 классы)

Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа кружка «Очумелые ручки»

Пояснительная записка.

Содержание программы.


1. Пояснительная записка.

2. Требования к результатам обучения и освоение содержания курса по

технологии.

3. Учебно-тематический план.

4. Календарно- тематическое планирование.

5. Учебно - методические средства обучения.

6. Лист изменений.

7. Приложение.









  1. Пояснительная записка.

Программа «Очумелые ручки» написана с учетом «Примерных требований к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844)

Актуальность данной программы заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно - прикладного искусства, развивать свои способности. Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач современного образования. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие изменения в нашей жизни

Новизна данной программы заключается в:

- использовании новых технологий,

- тесном переплетении в содержании элементов народного прикладного искусства с новейшими тенденциями современного дизайна,

- а также знакомит с новыми материалами, которые упрощают технологию изготовления изделий и выигрывают в декоративности.

Программа «Очумелые ручки» рассчитана на 68 часов. Составлено учебно-тематическое планирование на год обучения, в котором отражены основные направления деятельности по освоению декоративно-прикладного искусства: аппликация, плетение из газетных трубочек, изготовление искусственных цветов из ткани и смешанные техники. Выбор данных направлений обусловлен следующими критериями: сравнительно маленькие затраты на материалы, возможность освоения дисциплин за короткий период. Основной формой обучения по программе является урок, на котором используются групповые и индивидуальные формы организации учебно-творческой деятельности обучающихся.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, различными художественными материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике.

Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Цель программы

Создать условия для формирования художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Приобщение учащихся к самостоятельному изготовлению декоративных изделий. Социализация личности ребенка посредством приобщения к современным видам декоративно - прикладного искусства.

Задачи

- способствовать расширению запаса знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

- развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.

- развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.

- воспитывать любовь к народному искусству, декоративно - прикладному творчеству.

Данная программа кружка «Очумелые ручки» рассчитана на два года обучения для детей 5-11 классов, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения. Режим работы кружка: 2 группы раз в неделю, по 2 часа.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.



Учебно-методический комплекс

Реквизиты программы:

УМК для обучающихся:

УМК учителя:

- Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844

.

-образцы,

инструкционные карты, интернет ресурсы.

- Наталья Толмачева «Плетение из лозы» - АСТ ПРЕСС.

- Е. А. Гурбина. Обучение мастерству рукоделие. - АРТ-РОДНИК, 2008









































Требования к результатам обучения и освоение содержания курса.

Программа кружка

- представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами.

- удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

- позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Краткая характеристика процесса обучения

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, выполнение рисунков.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного и изобразительного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Цели и задачи:

- создать условия для знакомства обучающихся с историей возникновения народной игрушки, с названиями, назначением, правилами пользования ручными инструментами для обработки - бумаги, картона и других материалов, уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку, с правилами общения, с правилами безопасности труда.

Планируемый результат:

в результате овладения навыками плетения из газет учащиеся должны знать/понимать

- освоят различные приемы работы с бумагой;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

- овладеют навыками культуры труда;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.



Учебно- тематический план.

Первый год обучения.

№ п.п.

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

по

плану

Кол-во часов по учебному плану общеобразовательных школ

1

2


3








4




5

6

Вводное занятие. Правила по технике безопасности.

Ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете, научить соблюдать санитарно-гигиеническими требованиями, привить навыки аккуратности в работе.

Плетение из газет. Плетение из газет корзинки с круглым дном.

3.1.Инструменты и приспособления.

3.2.Техника скручивания трубочек из газет.

3.3.Подготовка трубочек из газет для плетения корзинки.

3.4.Техника плетения круглого дна из газет.

3.5.Техника плетения корзинки с круглым дном.

3.6.Техника плетения ручки.

3.7. Техника грунтовки корзинки.

3.8. Покраска корзинки.

3.9.Элементы отделки корзинки (разрисовка, аппликация).

Плетение из газет изделия с овальным дном.

4.1.Техника плетения овального дна из газет.

4.2.Плетение кашпо «Ботинок» из газет.

4.3.Раскрашивание кашпо.

4.4.Оформление кашпо шнуровкой, пуговицами.

Технология простейшего декупажа.

Подведение итогов.

2


2


38

2

2

10

4

8

4

2

2

4

18

4

8

2

4

6

2

























Календарно- тематическое планирование- первый год обучения.

п.

п.

Содержание программного материала

Кол

во

час.

Сро

ки

Учебный материал

Речевой материал

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

2

Альбом с инструкциями по технике безопасности

Плетение из газет, соблюдать

2.

Ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете, научить соблюдать санитарно-гигиеническими требованиями, привить навыки аккуратности в работе.

2

Соблюдать санитарно- гигиенические требования

3.







4.



5.

6.

Плетение из газет. Плетение из газет корзинки с круглым дном.

3.1.Инструменты и приспособления.

3.2.Техника скручивания трубочек из газет.

3.3.Подготовка трубочек из газет для плетения корзинки.

3.4.Техника плетения круглого дна из газет.

3.5.Техника плетения корзинки с круглым дном.

3.6.Техника плетения ручки.

3.7. Техника грунтовки корзинки.

3.8. Покраска корзинки.

3.9.Элементы отделки корзинки (разрисовка, аппликация).

Плетение из газет изделия с овальным дном.

4.1.Техника плетения овального дна из газет.

4.2.Плетение кашпо «Ботинок» из газет.

4.3.Раскрашивание кашпо.

4.4.Оформление кашпо шнуровкой, пуговицами.

Технология простейшего декупажа.

Подведение итогов.

38

2

2

10

4

8

4

2

2

4

18

4

8

2

4

6

2

Спицы, клей, ножницы, кисточки, грунтовка, колер, морилка.Учебно- тематический план.

Второй год обучения.

№ п.п.

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

по

плану

Кол-во часов по учебному плану общеобразовательных школ

1

2



3







4




5

6

Вводное занятие. Правила по технике безопасности.

Продолжить знакомство учащихся с правилами поведения в кабинете, вспомнить санитарно-гигиенические требования.

Продолжать прививать навыки аккуратности в работе.

Плетение из газет. Плетение из газет вазы с круглым дном.

3.1.Инструменты и приспособления.

3.2.Техника скручивания трубочек из газет.

3.3.Подготовка трубочек из газет для плетения корзинки.

3.4.Техника плетения квадратного дна из газет.

3.5.Техника плетения вазы.

3.6.Техника плетения ручки способом «косичка».

3.7. Грунтовка вазы.

3.8. Покраска вазы.

3.9.Элементы отделки корзинки (разрисовка, аппликация).

Плетение из газет изделия с овальным дном.

4.1.Техника плетения овального дна из газет.

4.2.Плетение вазочки «подсолнух» из газет.

4.3.Раскрашивание кашпо.

4.4.Заключительное оформление вазочки.

Декупаж готового изделия.

Подведение итогов.

2


2


38

2

2

10

4

8

4

2

2

4

18

4

8

2

4

6

2

Календарно-тематическое планирование- второй год обучения.

п.

п.

Содержание программного материала

Кол

во

час.

Сро

ки

Учебный материал

Речевой материал

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

2

Альбом с инструкциями по технике безопасности

Соблюдать

2.

Продолжить знакомство учащихся с правилами поведения в кабинете, вспомнить санитарно-гигиенические требования.

Продолжать прививать навыки аккуратности в работе.

2


Соблюдать санитарно- гигиенические требования

3.

Плетение из газет. Плетение из газет вазы с круглым дном.

3.1.Инструменты и приспособления.

3.2.Техника скручивания трубочек из газет.

3.3.Подготовка трубочек из газет для плетения корзинки.

3.4.Техника плетения квадратного дна из газет.

3.5.Техника плетения вазы.

3.6.Техника плетения ручки способом «косичка».

3.7. Грунтовка вазы.

3.8. Покраска вазы.

3.9.Элементы отделки корзинки (разрисовка, аппликация).

38

2

2

10

4

8

4

2

2

4

Интернет ресурсы, схемы, образцы, презентации.

Спицы, клей, ножницы, кисточки, грунтовка, колер, морилка.

Скручивание.

Закрутить.

Перевернуть.

Способ плетения.

Грунтовать, просушить.

Элементы отделки.

4.


Плетение из газет изделия с овальным дном.

4.1.Техника плетения овального дна из газет.

4.2.Плетение вазочки «подсолнух» из газет.

4.3.Раскрашивание кашпо.

4.4.Заключительное оформление вазочки.

18

4

8

2

4





Овальное дно.

Вазочка из газет.

Оформить.

5.

Декупаж готового изделия.

6

6.

Подведение итогов

2




Для реализации программы используется следующая учебно-методическая литература:

Наталья Толмачева «Плетение из лозы» - АСТ ПРЕСС.

Е. А. Гурбина. Обучение мастерству рукоделие. - АРТ-РОДНИК, 2008, интернет ресурсы.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • выставки детских работ,

  • творческие конкурсы,

  • мастер - классы для родителей;

  • участие в мероприятиях разного уров



© 2010-2022