• Преподавателю
  • Технология
  • Рабочая программа по швейному делу для 9 класса адаптивных образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта

Рабочая программа по швейному делу для 9 класса адаптивных образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






[Введите текст]








Рассмотрено на заседании

МО учителей ПТО

Руководитель____________

/Поляк С.Н../

Протокол №____от

«____»_____________2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________________________

/Кузина О.Р./


«___»________________ 2015г.

«Утверждено»

Директор адаптивной школы

р.п. Шербакуль

____________________________

/Сазонов С.М./


«____»__________________2015г.


Рабочая программа

по швейному делу для 9 класса

адаптивных образовательных учреждений

для детей с нарушением интеллекта.





Учитель: Давыдова Ольга Геннадьевна

2015-2016 учебный год





Содержание рабочей программы:

  1. Титульный лист (название программы).

  2. Пояснительная записка.

  3. Требования к уровню подготовки учащихся.

  4. Тематический план.

  5. Календарно - тематический план

  6. Список литературы (основной и дополнительной).



Паспорт рабочей программы.

Тип программы: программа адаптивного образовательного учреждения.

Статус программы: рабочая программа учебного курса

Назначение программы: для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

Категория обучающихся: учащиеся 9 класса КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 478 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 14 часов в неделю.

Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, итоговая самостоятельная работа, тест, контрольная работа



Пояснительная записка

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 9 классе разработана на основе Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой.-М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 2. - 240с.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации"

  • Типовым положением об общеобразовательном учреждении;

  • Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

  • Программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001;

  • Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010г.

№ 1507-Р;

  • Уставом образовательного учреждения;

  • Локальными актами образовательного учреждения.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по швейному делу. Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и лёгкого платья, со специализацией по профессии швея- мотористка женской и детской лѐгкой одежды.

Цель: Подготовка учащихся к освоению профессии швея, овладение учащимися промышленной технологией пошива женской и детской легкой одежды и скоростными приемами труда.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

  • формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;

  • развитие мышления, способности к пространственному анализу;

  • закрепление и совершенствование технологических приѐмов индивидуального и промышленного пошива одежды, белья;

  • формирование эстетических представлений и вкуса;

  • воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе труда;

  • коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся;

  • воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков;

  • воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности полученных знаний и навыков.

Основные формы:

  • урок,

  • практическая работа,

  • самостоятельная работа,

  • фронтальная работа.

Основные технологии:

  • личностно-ориентированное,

  • деятельностный подход,

  • уровневая дифференциация,

  • информационно-коммуникативные,

  • здоровьесберегающие,

  • игровые.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • беседа (диалог).

  • работа с книгой.

  • практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.

  • самостоятельная работа

  • работа по карточкам

  • работа по плакатам

  • составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.

Методы обучения: беседа, словесный, практический, наглядный.

Методы стимуляции:

  • Демонстрация натуральных объектов;

  • ИКТ

  • Дифференцирование, разноуровневое обучение;

  • Наглядные пособия, раздаточный материал;

  • Создание увлекательных ситуаций;

  • Занимательные упражнения;

  • Экскурсии;

  • Неделя трудового обучения;

  • Участие в конкурсах;

  • Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

Коррекционная работа включает следующие направления:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие восприятия, представлений, ощущений;

  • развитие памяти;

  • развитие внимания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:

  • развитие умения сравнивать, анализировать;

  • выделять сходство и различие понятий;

  • умение работать по инструкциям, алгоритму;

  • планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

  • формирование адекватности чувств;

  • формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция развития речи:

  • коррекция монологической речи;

  • коррекция диалогической речи;

  • обогащение словаря.

Содержание курса соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным компонентом, в рабочую программу не внесены изменения. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрас­тными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного про­цесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения.

Программа составлена с учетом уровня обученности учащихся, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся.

Программа для 9 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения в 5-8 классах, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания, истории и рассчитана на 478 часов учебного времени (14 часов в неделю). Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства.

Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на практическое повторение отводится от 30% до 50% учебного времени.

Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказываются на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

Принципом построения уроков профессионально-трудового обучения (швейное дело) в 9 классе является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазви­тие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совер­шенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

В образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции.

Разделы программы содержат дидактические единицы обеспечивающие формирование компетенций:

- для развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции - сведения о свойствах тканей, о безопасных приемах работы на швейной машине;

- сведения о конструировании, моделировании и технологии изготовления швейных изделий обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции;

- знакомство с массовым производством, организацией работы на швейном предприятии - становление и формирование ценностно-ориентационной компетенции.

Теоретическое обучение рабочей программы направлено на формирование у воспитанников знаний основ материаловедения, устройства бытовых швейных машин, технологии пошива легкой одежды.

Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков при выполнении упражнений. На практических занятиях изучаются приемы выполнения операций по обработке деталей и узлов швейных изделий из различных материалов на швейных машинах, технологическую последовательность изготовления узлов швейных изделий, требования, предъявляемые к качеству готовой продукции. Основными методами обучения, являются объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдения, практические и лабораторные работы, инструктаж.

В процессе обучения используются такие формы урока, как рассказ, практическая работа, лабораторная работа, тестирование. Предусмотрена классно-урочная организация учебного процесса.

Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью тестов, карточек-заданий, контрольных работ.

В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы отдельных деталей и узлов, готовых изделий. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.

Программа направлена на изучение способов конструирования, моделирования и технологической обработки конкретных швейных изделий. Учащиеся могут выбрать для изготовления любое из предлагаемых учителем примерного перечня (по программе) или предложить любой другой вариант изделия, по возможности сохраняя базовый теоретический уровень. В каждой четверти есть тема «Практическое повторение», которая предусматривает формирование навыков практического выполнения и применения различных технологий пошива не только лёгкой женской и детской одежды, но и пошиву другой продукции. А так же является одним из способов изучения динамики развития трудовых способностей обучающихся. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребёнком позволяет выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.

Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказываются на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений. Предметом осуждения является брак в работе, неэкономное расходование материалов, сломанный инструмент, случай нарушения правил безопасности труда, дисциплины и др.

Принципом построения уроков профессионально-трудового обучения (швейное дело) в 9 классе является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазви­тие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями с учетом третьего варианта специального стандарта.

Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совер­шенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.


Требования к уровню подготовки обучающихся:


Должны владеть компетенциями:

  • информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);

  • социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);

  • эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями).

Должны знать (понимать):

  • ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей;

  • особенности влажно-тепловой обработки изделий из синтетических тканей;

  • фасоны отрезного платья;

  • готовые выкройки;

  • технологию пошива прямого цельнокроѐного платья, применяемую в массовом производстве;

  • знать приспособления к швейным машинам;

  • трудовое законодательство;

  • терминологию влажной тепловой обработки.

  • правила безопасной работы;

  • основные качества квалифицированного портного.

Должны уметь:

  • определять волокнистый состав тканей;

  • использовать выкройки основ платья, юбки, блузки для изготовления выкройки отрезного платья;

  • ориентироваться в задании по образцам;

  • составлять план изготовления изделия по текстовой и инструкционной картам;

  • строить чертежи выкроек в натуральную величину;

  • работать на машине с различными приспособлениями;

  • выявлять и устранять неполадки, возникшие при работе;

  • выполнять чистку и смазку швейных машин;

  • рационально организовывать рабочее место швеи-мотористки;

  • выполнять отдельные операции по пошиву изделия без предварительного сметывания;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни.

  • выполнять пошив изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

  • контролировать качество выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;

  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инстру­ментами, машинами и оборудованием.

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты освоения обучающимися 9 класса выделенных образовательных областей исходя из представленных в них содержательных линий, согласно Концепции «Специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два компонента: «академический» и «формирование жизненной компетенции», а именно:

  • - овладение обучающимися трудовыми знаниями и умениями, необходимых для выполнения практических работ;

  • - овладение правилами и приемами выполнения ручных и машинных работ;

  • - овладение способами в формировании профессиональных планов и в выборе профессии.




Критерии оценивания:

Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

  • Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).

  • Прилежание ученика во время работы.

  • Степень умственной отсталости.

  • Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.

  • Уровень физического развития ученика.

За теоретическую часть:

Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.

Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

За практическую работу:

Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.


Контроль.

Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.

Содержание рабочей программы.

I четверть

I четверть Вводное занятие.(3 часа)

Итоги обучения за прошлый год и задачи предстоящего. Ответственность обучения в швейном классе. Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием. Распределение рабочих мест.

Особенности обработки изделий из синтетических тканей. (9 часов)

Теоретические сведения. Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей. Блузочная, плательная и плащевая синтетические ткани: свойства и их учет при пошиве изделий. Особенности влажно-тепловой обработки синтетической ткани. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей.

Лабораторная работа. Определение синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей.

Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или по линии бедер. (23 часа)

Изделие. Платье отрезное по линии талии или по линии бедер со съемным поясом, с рукавами или без рукавов.

Теоретические сведения. Платья отрезное и цельнокроеное. Фасоны отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии и по линии бедер. Использование выкроек основ платья, блузок и юбок для изготовления выкройки отрезного платья. Ткани, используемые для пошива отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии. Умение. Выбор и описание фасона платья. Использование выкройки прямого рукава для изготовления выкроек рукава «фонарик» и рукава «крылышко»

Практические работы.

Разрезание выкройки основы платья по линии талии и по линии бедер. Раскладка выкройки на ткани. Изменение фасона юбки при раскрое. Раскрой с учетом припусков на швы. Прокладывайте копировальных стежков.

Соединение лифа с юбкой. (42 часа)

Изделие. Платье отрезное по линии талии или по линии бедер.

Теоретические сведения. Ткани, используемые для пошива отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии. Правила соединения лифа с юбкой.

Практическая работа. Подготовка к примерке платья. Примерка. Внесение исправлений после примерки. Обработка вытачек, боковых и плечевых срезов. Обработка пояса. Соединение лифа с юбкой притачным швом. Обметывание срезов на краеобметочной машине.

Влажно - тепловая обработка изделий на швейной фабрике. (7 часов)

Теоретические сведения. Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение. Общее представление о работе прессов. Назначение паровоздушного манекена. Требования к влажно - тепловой обработке изделий. Организация рабочего места при влажно - тепловой обработке изделия. Техника безопасности на рабочих местах.

Экскурсия. Швейная фабрика или ателье. Ознакомление с оборудованием.

Трудовое законодательство. (5 часов)

Теоретические сведения. Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности рабочих и служащих. Трудовой договор. Перевод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи.

Практическое повторение. (36 часов)

Виды работ . Пошив постельного белья, платья, блузки, женской и детской юбки. Выполнение заказов базового предприятия.

Самостоятельная работа. (3 часа)

Отдельные операции по пошиву изделия в масштабе 1:2 (Выполняется по готовому крою).

II четверть Вводное занятие. (2 часа)

План работы на четверть.

Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину.(9 часов)

Теоретические сведения. Готовая выкройка: особенности, название деталей и контурных срезов, условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину, цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе.

Умение. Использование миллиметровой бумаги для изготовления выкройки в натуральную величину на основе уменьшенного чертежа. Использование резца и кальки для перевода выкроек в натуральную величину из приложения к журналу мод. Подгонка выкройки на свой размер. Описание фасона изделия по рисунку в журнале мод с использованием инструкции к выкройке. Практические работы. Выбор фасона изделия с учетом его сложности. Анализ выкройки и чертежа.

Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды. (31 час)

Изделия. Платье, юбка, сарафан, блузка несложного фасона. Теоретические сведения. Готовая выкройка: названия деталей, контрольные обозначения, описания к выкройке или чертежу. Выбор фасона и его анализ. Подбор ткани, ниток и фурнитуры. Подбор отделки для модели с отделкой. Норма расхода ткани при разной ее ширине. Анализ выкройки. Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Проверка раскладки с учетом направления рисунка, экономного использования ткани и припусков на швы. Раскрой. Пошив и отделка изделия.

Оборудование швейного цеха. (11 часов)

Теоретические сведения. Универсальная швейная машина: модели (97-го класса, 1022-го класса «Текстима» и другие), скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы. Приспособления к универсальной швейной машине (направляющие линейки для подшивки низа и выполнения окантовочного шва). Заправка нитей в машину. Перевод регулятора строчки. Простейшие приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей. Специальная швейная машина: виды (цепного стежка, краеобметочная, стачивающе-обметочная), характеристика и назначение видов. Заправка верхней и нижней нитей. Швейные машины-автоматы и полуавтоматы: характеристика и назначение. Умение. Работа на универсальной швейной машине. Упражнения. Заправка верхней и нижней нитей на универсальной и специальной швейных машинах. Регулировка натяжения верхних и нижних нитей на универсальной и специальной швейных машинах.

Практическое повторение. (40 часов).

Самостоятельная работа. (3 часа)

По выбору учителя.

III четверть. Вводное занятие ( 2часа)

План работы на четверть.

Организация труда и производства на швейной фабрике ( 9 часов.)

Теоретические сведения. Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности. Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства. Цеха на швейной фабрике; экспериментальный, подготовительный, раскройный швейный. Общее представление об организации труда в основных цехах на швейной фабрике. Норма времени (время, необходимое для выполнения данной операции) и норма выработки (количество готовой продукции в единицу времени).Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи-мотористки. Разряды по существующей тарифной сетке.

Правила безопасной работы на швейной фабрике. (8 часов)

Теоретические сведения. Законодательство по охране труда. Безопасность труда на швейной фабрике; в швейном цехе, на рабочем месте швеи - мотористки, в других цехах. Электробезопасность. Безопасная работа при выполнении ручных и машинных операций, а также при влажно - тепловой обработке изделий. Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах.

Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием.( 23 часа)

Теоретические сведения. Ассортимент простейших изделий фабрики. Ткань, используемая для пошива простейших изделий, виды, технологические свойства. Основные детали изделий, названия срезов. Виды швов используемые при пошиве изделий. Последовательность обработки изделий. Технические условия на готовые изделия. Пооперационное разделение труда при пошиве простейшего изделия. Нормы выработки и плановые задания на пошив простейшего изделия в производственных условиях.

Умение. Межоперационный контроль. Ежедневный учет работы (индивидуальный и бригадный). Оценка качества готовых изделий. Подведение итогов выполнения планового задания.

Упражнение. Изготовление пробного изделия индивидуально.

Практические работы. Изготовление изделия с пооперационным разделением труда.

Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, обработанных на обметочной машине. (5 часов)

Теоретические сведения. Универсальная машина, используемая для выполнения машинных закрепок как отдельных операций, характеристика, подготовка к работе. Подготовка деталей и изделий к выполнению на них машинных закрепок.

Экскурсия. Швейная фабрика. Швейный цех. Наблюдение за работой швей. Пробное выполнение машинной закрепки.

Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве. ( 34 часа)

Изделие. Прямое цельнокроеное платье с несложной отделкой. Теоретические сведения. Работа подготовительного и раскройного цехов: настил тканей, раскладка лекал, экономные приемы раскроя, оборудование для раскроя, проверка качества кроя, маркировка кроя. Лекало: направление долевых нитей, контрольные точки для соединения деталей, хранение, материал для изготовления. Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья на швейной фабрике: заготовка переда платья, соединение плечевых срезов, обработка горловины, втачивание рукавов в открытую пройму или обработка проймы подкройной обтачкой. Соединение боковых срезов, обработка низа изделия. Утюжка и складывание изделия.

Практические работы. Раскрой платья по фабричным лекалам. Пошив платья по производственной технологии.

Практическое повторение.(63 часа)

Виды работы. Выполнение в производственных условиях машинной закрепки на концах швов деталей, обметанных на обметочной машине. Обметывание срезов в изделиях на специальной машине 51-А класса ПМЗ,

Самостоятельная работа.( 2 часа)

Выполнение отдельных операций по пошиву изделия без предварительного сметывания.

IV четверть Вводное занятие (3 часа)

План работы на четверть.

Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии. (7 часов)

Теоретические сведения. Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических. Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием, с применением металлических и металлизированных нитей. Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды.

Лабораторная работа. Изучение прорубаемости новых тканей (строчка на машине иглами и нитками разных номеров), влагопроницаемости (намачивание водой, сушка, наблюдение за изменением внешнего вида), сминаемости, изменений вида и качества при утюжке, с разным температурным режимом.

Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды.(51 час)

Изделия. Юбки разных фасонов из ассортимента фабрики .Брюки подростковые и молодежные из ассортимента фабрики.

Теоретические сведения. Ассортимент поясных изделий на фабрике. Ткани, используемые для изготовления поясных изделий: виды, свойства. Лекала, используемые на швейной фабрике для рас­кроя поясных изделий. Производственный способ обработки застежки в поясном изделии. Машины для обработки застежки. Новейшая технология обработки пояса. Использование прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса. Современный способ обработки низа поясного изделия. Выбор моделей, подбор ткани и отделки. Подбор лекал, внесение необходимых изменений в выкройку детали изделия.

Умение. Влажно-тепловая обработка шва.

Практические работы. Раскрой изделия по готовым лекалам. Стачивание вытачек и боковых срезов (при пошиве брюк стачивание среднего и шаговых срезов). Обметывание срезов швов. Влаж­но-тепловая обработка швов. Обработка застежки в боковом или среднем шве по промышленной технологии. Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью (или другая отделка). Обработка и соединение и соединение пояса с верхним срезом изделия при использовании элементов промышленной технологии. Обработка швом вподгибку с открытым или закрытым срезом низа изделия на универсальной и специальной машинах.

Обработка окантовочным швом среза мелкой детали.(6 часов)

Теоретические сведения. Приспособления к универсальной швейной машине для выполнения окантовочного шва. Требования к обработке срезов деталей окантовочным швом. Особенности обработки окантовочным швом закругленных срезов мелких деталей. Дефекты при выполнении окантовочного шва, разная ширина окантовки, изменение в натяжении окантовки, уменьшение ширины окантовочного шва. Необходимость тщательного контроля за выполнением окантовочного шва.

Умение. Выполнение окантовочного шва.

Упражнения. Заправка окантовки в приспособление. Выполнение окантовочного шва на прямых срезах. Выполнение окантовочного шва на закругленных срезах.

Практическое повторение.(43 часа)

(подготовка к экзамену).

Виды работы. Стачивание с одновременным обметыванием боковых и других срезов на стачивающе-обметочной машине при пошиве легкой одежды. Заготовка мелких деталей к легкой одежде.

Контрольная работа.(2 часа)

Пошив изделий, равнозначных по трудности исполнения экзаменационному.








УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА ШВЕЙНОГО ДЕЛА НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


Класс

кол-во часов в неделю

кол-во часов в год

I четверть

9 нед.

II четверть

7 нед.

III четверть

11 нед.

IV четверть

8 нед.

9 класс

14

478

128

98

146

116



Учебно-тематический план

9 класс

п/п

Наименование раздела

Всего часов

Количество часов отводимых на работы теоретического характера

Количество часов отводимых на работы практического характера

Количество часов отводимых на работы контрольного характера

Изделие

1 четверть (128 час.)

1.

Введение

3

3




2.

Особенности обработки изделий из синтетических тканей

9

6

3



3.

Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или по линии бедер

23

13

10


Платье отрезное по линии талии или по линии бедер со съемным поясом, с рукавами или без рукавов.

4.

Соединение лифа с юбкой

42

24

18


Платье отрезное по линии талии или по линии бедер

5.

Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике

7

5

2



6.

Трудовое законодательство

5

5




7.

Практическое повторение

36


36


Пошив постельного белья, платья, блузки, женской и детской юбки.

8.

Самостоятельная работа.

3



3

Отдельные операции по пошиву изделия в масштабе 1:2 (Выполняется по готовому крою).


2 четверть (98 час.)

1.

Введение

2

2




2.

Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину

9

3

6



3.

Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды

31

10

21


Платье, юбка, сарафан, блузка несложного фасона.

4.

Оборудование швейного цеха

11

8

3



5.

Практическое повторение.

42


42


Выполнение заказов базового предприятия.

6.

Самостоятельная работа.

3



3

По выбору учителя.

3 четверть (146 час.)

Введение

2

2




Организация труда и производства на швейной фабрике

9

9




Правила безопасной работы на швейной фабрике

8

8



Выкройка основы платья

Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием

23

6

17


Изготовление изделия с пооперационным разделением труда.


Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, обработанных на обметочной машине.

5

2

3



Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве.

34

14

20


Прямое цельнокроеное платье с несложной отделкой.

Практическое повторение

63


63


Изготовление изделия с пооперационным разделением труда.


Самостоятельная работа.

2



2

Выполнение отдельных операций по пошиву изделия без предварительного сметывания.

4 четверть (116 час.)

Введение

3

2

1



Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии.

7

5

2



Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды

51

20

31


Юбки разных фасонов из ассортимента фабрики. Брюки подростковые и молодежные.

Обработка окантовочным швом среза мелкой детали.

6

3

3



Практическое повторение (подготовка к экзамену)

43


43



Контрольная работа.

2



2

Пошив изделий, равнозначных по трудности исполнения экзаменационному.


Итоговое занятие

3





ИТОГО:

414

116

288

10






Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

К-во час

Дат.пл.

Датф.

Знать

Словарь

Уметь

1 четверть ( с 01.09.2015-31.10.2015; 9 недель ) - 128 час.

I.

Вводное занятие

3

1.09


Правила ТБ при пользовании инструментами и оборудованием в мастерской.

Швея-мотористка.

Подготавливать оборудование и рабочее место к работе

I. Особенности обработки изделий из синтетических тканей (9 час.)

Цели:

  1. Углубить и закрепить знания уч-ся об ассортименте синтетических тканей.

  2. Обучить правильным приемам влажно-тепловой обработки тканей.

  3. Развитие умений определения синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и т.д.

  4. Воспитывать аккуратность.

1.

Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей. Блузочная, плательная и плащевая синтетические ткани: свойства и их учет при пошиве изделий.

4

2.

09

3.

09


Свойства синтетических тканей, тканей с добавлением к ним натуральных волокон, назначение и классификацию синтетических тканей.

Блузочные, сорочечные, платьевые ткани, отделка лаке, водоотталкивающая пропитка, водонепроницаемые пленочные покрытия.

Различать блузочные, сорочечные, платьевые, плащевые и курточные ткани.

2.

Особенности влажно-тепловой обработки синтетической ткани. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей.


2

4.

09


Специальные символы по уходу за тканью, их значение, назначение этикетки готового швейного изделия.

Микроволокна, хлорин, спандекс, эластан,лайкра.

Выполнять влажно-тепловую обработку и уход за изделиями из синтетических тканей.

3.

Лабораторная работа. Определение синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей.


3

5.

09


Свойства синтетических волокон и нитей

Капрон, лавсан, нитрон, хлорин, спандекс, эластан.

Определять ткани по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения нитей.

II. Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или по линии бедер (23 ч.).

Цели:

  1. Расширить и углубить знания и умения по снятию мерок с фигуры, построение чертежа изделия, раскладка выкройки на ткани.

  2. Формировать и развивать умения планировать ход предстоящей работы.

  3. Развивать пространственную ориентировку, самоконтроль.

  4. Воспитывать эстетический вкус.


1.


Платье, отрезное по линии талии или по линии бедер. Фасоны и детали платья.

2

7.

09



Фасоны платьев. Ткани, применяемые для пошива платьев.


Сравнивать и описывать фасоны изделий, видеть отличия.



2.

Использование выкроек основ платья, блузок и юбок для изготовления выкройки отрезного платья

3

8

09


Названия деталей и контурных срезов.


Пользоваться выкройками основ платья, блузок и юбок для изготовления выкройки отрезного платья

3.

Изготовление выкройки платья, отрезного по линии талии, на основе выкройки цельнокроеного платья в М 1:4

2

9 .09


Название деталей и контурных срезов выкройки.


Снимать мерки, знать их назначение и обозначение.

4.

Изготовление выкройки платья, отрезного по линии бедер, на основе выкройки цельнокроеного платья в М 1:4

2

10.09


Последовательность построения чертежа, мерки, прибавки, названия линий и деталей.


Строить чертеж, используя инструкционную карту.


5.

Изготовление выкройки платья, отрезного по линии талии, на основе выкройки цельнокроеного платья в натуральную величину.

2

3

11-12.09


Названия деталей и контурных срезов.

Спинка, полочка, заднее полотнище, переднее полотнище, воротник, рукав, манжета.

Строить чертеж в натуральную величину.


6.

Использование выкройки прямого рукава для изготовления выкроек рукава «фонарик» и рукава «крылышко»


2

14.09


Названия деталей, контурных срезов, припуски на обработку срезов.


Моделировать рукав выбранного фасона на своей выкройке прямого рукава.

7.

Раскладка выкройки на ткани. Раскрой с учетом припусков на швы.

3

2

15-16.09


Правила подготовки ткани к раскрою и раскладки выкройки на ткани


Выполнять раскладку, обмеловку и раскрой.

8.

Подготовка деталей кроя платья к обработке.

2

17.09


Этапы подготовки кроя к обработке


Прокладывать копировальные стежки по контуру.

III. Соединение лифа с юбкой (42 ч.).

Изделие: Платье отрезное по линии талии или по линии бедер.

Цели:

  1. Расширить и углубить знания по материаловедению: синтетические ткани и их свойства.

  2. Научить соединению лифа с юбкой стачным швом.

  3. Закрепить умение учащихся по выполнению швов, используемых при пошиве швейных изделий.

  4. Совершенствовать навыки пошива плечевого изделия.

  5. Воспитывать точность и аккуратность в работе.


1




2

Ткани, используемые для пошива отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии.

2

18.09


Ассортимент тканей для пошива платьев, название деталей, контурных срезов.

Блузочные, сорочечные, платьевые ткани

Определять ткани по внешнему виду (блеску), на ощупь, называть их.

Подготовка платья к примерке.

3

19.

09


Последовательность соединения деталей кроя.


Сметывать детали по копировальным строчкам, следить за качеством..

3

Проведение первой примерки и устранение дефектов.


2




21.

09


Назначение примерки, устранение дефектов, внесение исправлений.


Устранять дефекты после первой примерки.

4

Обработка нагрудных, плечевых и талиевых вытачек на деталях кроя лифа.


3

2


22-23.

09


Последовательность обработки вытачек и плечевых срезов.


Стачивать вытачки по намеченным линиям, опираясь на инструкционную карту.

5

Обработка плечевых срезов лифа.

2

24.

09


Последовательность и способы обработки плечевых срезов..



Стачивать плечевые срезы, обрабатывать срезы, заутюживать, проверять качество работы.


5

Обработка боковых срезов лифа.

2

25.

09


Применение соединительных швов при пошиве изделия.



Стачивать боковые срезы, закреплять строчку, обрабатывать срезы швов.

6

7

Обработка подбортов.

3

26.

09


Последовательность обработки внутренних срезов и уступа.


Обрабатывать срезы подбортов, выправлять шов, выметывать.

8

Обработка воротника.

2

28.

09


Последовательность раскроя деталей после уточнения выреза горловины.


Обтачивать срезы отлета и концов, выметывать швы, утюжить и проверять качество

9

Соединение воротника с горловиной.

3

29.

09


Технологию соединения воротника с горловиной.


Вметывать и втачивать воротник, выполнять надсечки, настрачивать, проверять качество.

Обработка рукавов.

2

30.

09


Технологию обработки рукавов.


Стачивать и обрабатывать срезы, проверять качество.


Обработка боковых срезов полотнищ юбки.

2

1.10


Применение соединительных швов при пошиве изделия.



Стачивать боковые срезы со стороны заднего полотнища, обрабатывать срезы


Соединение лифа с юбкой.

2

2.10


Виды швов для соединения лифа с юбкой.


Вкладывать лиф в юбку, совмещая швы, вытачки, линии, стачивать со стороны лифа.

Соединение рукавов с проймами.

3

3.10


Технологию выполнения работы.


Вметывать рукава в проймы, втачивать, выполняя закрепку.

Обработка нижнего среза.

2

5.10


Способы обработки нижнего среза юбки.


Прикреплять подгиб строчкой потайных стежков или машинной строчкой.

Разметка и обработка петель, пришивание пуговиц.

3

6.10


Правильное расположение петель и пуговиц на полочках в женской одежде.


Выполнять разметку петель, разрезать ткань, обметывать петли.

Обработка пояса.

2

7.10


Последовательность обработки срезов детали.


Складывать деталь пояса, сметывать, обтачивать концы пояса, выправлять, выметывать швы, приутюживать.

Окончательная отделка изделия.

2

8.10


ТБ работы с электроутюгом


Очистить изделие от ниток, выполнить влажно-тепловую обработку.

IV. Влажно - тепловая обработка изделий на швейной фабрике (7 ч.).

Цель:

  1. Формировать знания об оборудовании для влажно-тепловой обработки и основных видах операций.

  2. Закрепить умение учащихся организовывать рабочее место при влажно- тепловой обработке изделия. Развивать пространственное представление, внимание, восприятие.

  3. Воспитывать усидчивость и аккуратность.


Оборудование отделочного цеха: виды, назначение.

2

9.10


Назначение оборудования, подбор режима влажно-тепловой обработки.

Гладильные прессы, паровоздушный манекен, ласы.

Организовывать рабочее место, пользоваться терминологией ВТО.

Организация рабочего места при влажно - тепловой обработке изделия. Техника безопасности на рабочих местах.


3

10.

10


Правила безопасной работы на швейных машинах, при выполнении ручных операций, при работе с утюгом, на гладильных прессах и т.д.


Выполнять правила безопасной работы

Экскурсия. Швейная фабрика или ателье. Ознакомление с оборудованием.


2

12.

10


Структуру швейного предприятия: цеха, склады, органы управления.

Массовое производство одежды, пошив одежды по индивидуальным заказам.

Отличать швейные предприятия, ателье и швейные мастерские.

V. Трудовое законодательство (5 ч.).

Цель:

1. Углубить и закрепить знания уч-ся о трудовом договоре, основных правах и обязанностях рабочих и служащих.

2. Закрепить умение учащихся в оформлении документов для устройства на работ 3. Развивать пространственную ориентировку, самоконтроль.

4. Воспитывать усидчивость и аккуратность.

Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности рабочих и служащих. Трудовой договор. Расторжение трудового договора.

3

13.

10


Основные сведения о трудовом законодательстве, значение трудового договора.

Трудовой договор, трудовая книжка.

Оформлять документы, необходимые для устройства на работу.

Отстранение от работы. Перевод на другую работу. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи.


2

14.

10


Право на вознаграждение за труд, продолжительность рабочего времени, соблюдение дисциплины труда.

Заработная плата, оклад, тарифная ставка, дисциплина труда.

Оформлять документы, необходимые для устройства на работу

VI. Практическое повторение (36 час.)

Изделие: Пошив постельного белья, платья, блузки, женской и детской юбки

Цель: Закрепить полученные знания и умения.

  1. Совершенствовать навыки пошива постельного белья., платья, блузки, женской и детской юбки.

  2. Развивать пространственную ориентировку, самоконтроль.

  3. Воспитывать точность и аккуратность в работе.

1.

Пошив постельного белья, платья, блузки, женской и детской юбки бригадным методом.

36

15.

10.-

30.

10



Последовательность изготовления постельного белья, платья, блузки, женской и детской юбки.


Работать по инструкционной карте, проверять качество готового изделия

2.

Самостоятельная работа.

Соединение воротника с горловиной в М1:2

3


31.

10


Последовательность соединения воротника с горловиной


Контролировать качество выполняемых операций.

2 четверть ( с 9.11.2015-27.12.2015; 7 недель )-98 час.

1.

Вводное занятие

2

9.

11


Правила ТБ при работе в мастерской, план работы на четверть


Бережно относиться к инструментам и оборудованию.

I. Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину. (9 час.).

Цели:

  1. Расширить и углубить знания учащихся о готовых выкройках.

  2. Закрепить умение учащихся по использованию инструментов и принадлежностей при изготовлении выкроек.

  3. Развивать пространственное представление, внимание, восприятие.

  4. Воспитывать усидчивость и аккуратность.

    1. 11

Изготовление выкроек по чертежам одежды в натуральную величину. Перевод чертежей выкроек.

3

10.

11


Название деталей, контурных срезов, условные обозначения линий и т.д.

Листы-вкладыши

Пользоваться чертежами из журналов мод.

Перевод чертежей деталей выкройки в натуральную величину

2

11.

11


Назначение инструментов и принадлежностей для перевода.


Пользоваться инструментами, материалами, переводить контуры деталей.

Изменение стандартной выкройки в соответствии с особенностями фигуры.

2

12

11


Название деталей и контурных срезов выкройки.


Проверять готовую и выполненную выкройку в соответствии со своими мерками.

Изготовление выкроек по чертежам одежды в уменьшенном масштабе.

2

13.

11


Названия деталей, контурных срезов выкройки, масштабы уменьшенных чертежей


Описывать фасон изделия, строить чертеж, делать анализ.

II. Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды. (31 час.).

Изделие: платье, юбка, сарафан, блузка несложного фасона.

Цели:

  1. Совершенствовать навыки раскроя по готовым выкройкам, экономного использования ткани.

  2. Закрепить навыки пошива плечевого изделия в определенной последовательности.

  3. Развивать практическую направленность полученных умений для самостоятельной жизни.

  4. Воспитывать терпение, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

  1. 1.

Выбор фасона, его анализ. Готовая выкройка.

3

14.

11


Название деталей, контрольные обозначения.


Описывать выкройку или чертеж, выбирать фасон, анализировать.

  1. 2.

Подбор ткани, ниток и фурнитуры. Подбор отделки для модели с отделкой. Норма расхода ткани при разной ее ширине.

2

16.

11


Ассортимент тканей для пошива модели, название деталей, фурнитура.


Работать по инструкциям, алгоритму.

  1. 3.

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой деталей кроя.

3

2

17-18.

11





  1. 4.

Подготовка деталей кроя к обработке.

2

19.

11


Назначение примерки, устранение дефектов.


Прокладывать копировальные строчки и контрольные линии.

Подготовка платья к примерке.

2

20.11





Проведение первой примерки и устранение дефектов.


3

21.11





  1. 5.

Обработка вытачек. Стачивание плечевых срезов.

2

23.

11


Последовательность обработки вытачек и плечевых срезов.

План пошива платья


Обрабатывать вытачки и плечевые срезы, опираясь на инструкционную карту

Изготовление выкройки и раскрой подкрайной обтачки для обработки срезов горловины и пройм.

3

24.11


Название деталей и контурных срезов выкройки. Правила раскроя.


Изготавливать выкройку, пользуясь инструкционной картой

Углубление срезов пройм, раскрой и обработка обтачек.

2

2

25-26.11


Название деталей и контурных срезов выкройки. Правила раскроя


Обрабатывать отлетной срез обтачки. Контролировать качество работы.

Стачивание боковых срезов, обработка срезов пройм.

2

27.11


План пошива платья. Последовательность выполнения отдельных приемов.



Стачивать и обрабатывать на краеобметочной машине боковые срезы.

Обработка нижнего среза платья. Влажно-тепловая обработка изделия.

3

28.11


Виды краевых швов и способы обработки нижнего среза изделия.



Соблюдать правила ТБ с утюгом. Контроль качества.

III. Оборудование швейного цеха. (11 час.)

Цели:

  1. Расширить и углубить знания учащихся о видах промышленных швейных машин.

  2. Закрепить навыки работы на универсальной швейной машине.

  3. Развивать воображение, пространственное представление, внимание.

  4. Воспитывать эстетический вкус.

1.

Виды и обозначение промышленных швейных машин. Общие сведения о швейных машинах.

2

30.

11


Назначение универсальных, специальных швейных машин.

Универсальные швейные машины, специальные швейные машины, машины неавтоматизированные, швейные машины-полуавтоматы, швейные машины челночного стежка, цепного стежка.

Отличать машины по их технологическому назначению.

2

Универсальная швейная машина. Прямострочные одноигольные швейные машины челночного стежка.

3

1.

12


Использование в швейном производстве промышленных машин 97-А класса и 1022-м класса


Выполнять заправку верхней и нижней ниток, намотку нитки на шпульку.

3

Приспособления к промышленным швейным машинам.

2

2.

12


Назначение приспособлений малой механизации в швейном производстве

Конусная спираль. Улитка.

Выполнять работу с помощью приспособлений малой механизации

4

Специальная швейная машина: виды, характеристика и назначение видов.

2

3.

12


Виды, назначение, основные рабочие механизмы, ТБ работы.

Выдавливатель

Выполнять заправку ниток на швейной машине, устранять неполадки.

5

Швейные машины-автоматы и полуавтоматы: характеристика и назначение.

2

4.

12


Назначение и отличие швейных машин, неполадки, способы устранения.

Каркасная нитка, кромки петли, нажиматель, пуговичный аппарат, переходная нитка.

Последовательность работы при выполнении закрепки.

IV.Практическое повторение (42 час.)

Изготовление заказов школы, пошив детской одежды по готовому крою.

Цели:

  1. Закрепить полученные знания и умения.

  2. Совершенствовать ритмичность трудовых действий.

  3. Развивать пространственную ориентировку, самоконтроль.

  4. Воспитывать точность и аккуратность в работе.

1.

Изготовление заказов школы, пошив детской одежды по готовому крою.

42

5-

25.

12


Образцы


Работать по инструкционной карте, проверять качество готового изделия

2.

Самостоятельная работа. Построение чертежа модели по выкройке в масштабе в натуральную величину.

3

26.

12


Последовательность построения чертежа в натуральную величину.


Самостоятельно строить чертеж модели.

3 четверть ( с 11.01.2016-24.03.2016; 11 недель) - 146 час.

I.

Вводное занятие

2

11.

01


Особенности профессий швейного производства. План работы на четверть.


Соблюдать правила ТБ и добросовестно относиться к труду.

Организация труда и производства на швейной фабрике (9 час.).

Цели:

  1. Формировать знания учащихся о видах производства одежды, об организации труда на швейной фабрике..

  2. Развивать умение ориентироваться в задании (время и норма выработки).

  3. Воспитывать самоконтроль.

  4. Воспитывать точность и аккуратность в работе.

  1. 1.

Виды производства одежды. Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий.

3

12.

01


Виды производства одежды

Массовое производство одежды, пошив одежды по индивидуальным заказам

Отличать массовое производство одежды от пошива по индивидуальным заказам.

  1. 2.

Производственный технологический процесс изготовления одежды.

2

13.

01


Виды цехов на фабрике, виды выполняемых работ в цехах.

Лекала, техническая документация, компьютерные и автоматизированные системы, трехмерное изображение, настилочные столы, электрораскройные машины.

Отличать цеха по видам работ.

  1. 3.

Бригадная форма организации труда. Норма времени и норма выработки.

2

14.

01


Особенности бригадной формы организации труда.


Выполнять операции, соблюдая норму времени.

Оплата труда швеи-мотористки. Разряды по тарифной сетке.

2

15.

01


Разряды о оплата труда швеи.


Выполнять операции, соблюдая норму времени.

II. Правила безопасной работы на швейной фабрике.(8 ч)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с инструкциями по безопасности труда на швейной фабрике.

  2. Закрепить, полученные знания и умения по соблюдению правил безопасности при выполнении практической работы.

  3. Развивать творческое и конструктивное мышление.

  4. Воспитывать усидчивость и аккуратность.

Безопасность труда на швейных предприятиях. Электробезопасность.

3

16.

01


Необходимость строгого соблюдения правил по безопасности труда.


Соблюдать правила безопасной работы перед началом работы, во время, по окончании работы.

Безопасная работа при выполнении ручных , машинных операций, влажно-тепловой обработке изделий.

2

18.

01


Правила безопасной работы перед началом работы, во время, по окончании работы.


Выполнять правила безопасной работы перед началом работы, во время, по окончании работы.

Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах.

3

19.

01


Знать правила, назначение инструкций по безопасности.


Соблюдать правила безопасной работы.

VI. Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием ( 23 часа).

Цели:

  1. Углубить знания и умения учащихся по пошиву швейных изделий.

  2. Закрепить знания о пооперационном разделении труда при пошиве изделий.

  3. Развивать творческое мышление, умение оценивать качество готовых изделий, подводить итоги.

Воспитывать эстетический вкус

  1. 1.

Ассортимент простейших изделий фабрики. Ткань для пошива изделий: виды, технологические свойства.

2

20.

01


Технологические свойства тканей и простейшие изделия швейных фабрик.


Отличать ткани по технологическим свойствам.

Основные детали изделий, названия срезов. Виды швов. Последовательность обработки изделий.

2

21.

01


Названия деталей, срезов, швов, используемых при пошиве изделия.


Изготавливать изделие с пооперационным разделением труда.

Технические условия на готовые изделия. Пооперационное разделение труда при пошиве простейшего изделия.

2

22.

01


Значение нормы выработки для пошива изделия


Выполнять задание на время, оценивать качество готового изделия.

Изготовление изделий с пооперационным разделением труда

17

23.01-30.01





VII. Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, обработанных на обметочной машине (5 часов).

Цель:

  1. Познакомить с понятием «машинная закрепка» как отдельная операция.

  2. Закрепить умение выполнять машинную закрепку.

  3. Развивать пространственную ориентировку, строить в воображении динамические образы изменяющихся изделий.

  4. Воспитывать аккуратность и точность при выполнении работы.

1.

Универсальная машина, характеристика и подготовка к работе. Подготовка деталей и изделий к выполнению на них машинных закрепок.


2

1.

02


Назначение универсальной швейной машины, технологические операции на машине.


Подготавливать машину к работе, выполнять машинную закрепку.

2.

Экскурсия. Швейная фабрика. Швейный цех.

3

2.

02




Выполнять машинную закрепку.

VIII. Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве (34 ч).

Изделие: Прямое цельнокроеное платье с несложной отделкой.

Цели:

  1. Познакомить с особенностями конструкции блузки с рукавом и воротником.

  2. Научить изменять выкройку основы платья для изготовления блузки.

  3. Развивать конструктивное мышление, зрительный контроль.

  4. Воспитывать эстетический вкус.

1.

Изготовление лекал и раскрой деталей швейных изделий.

2

3.

02


Работу подготовительного и раскройного цехов, экономные приемы раскроя.

Лекала-оригиналы, лекала-эталоны рабочие лекала основные и вспомогательные лекала маркировочные данные раскладка и обводка лекал.

Раскраивать изделия по фабричным лекалам.

2.

Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья на швейной фабрике.

2

4.

02


Последовательное изготовление цельнокроеного платья, зависимость пошива от модели изделия


Выделять сходство и различие понятий индивидуальный и массовый пошив изделий.


4.

Раскрой деталей цельнокроеного платья.

2

3

5-6.

02


Правила раскладки выкроек на ткани с учетом припусков.



Рассчитывать расход ткани при пошиве изделия, раскраивать детали.

5.

Обработка мелких деталей.

2

8.

02


Приемы обработки воротника, карманов, рукавов, пояса.


Обрабатывать мелкие детали.

6.

Обработка нижнего среза рукава

3

9.

02


Способы обработки нижнего среза рукава.

Работать по инструкциям, контролировать качество.

7.

Обработка детали переда.

2

10.

02


Технологию выполнения и проверка качества работы


Стачивать и заутюживать вытачки, обметывать срезы.

8.

Обработка детали спинки.

2

11.

02


Название и применение швов при пошиве изделия.


Стачивать и заутюживать вытачки, обметывать срезы.

9.

Соединение деталей переда и спинки по плечевым срезам

2

12.

02


Технологию выполнения работы и качества готового изделия.


Стачивать плечевые срезы, разутюживать швы

10

Соединение воротника с горловиной.

3

13.

02


Технологию выполнения работы и качества готового изделия.


Работать по инструкции, контролировать работу.

11

Соединение деталей переда и спинки по боковым срезам.

2

15.

02


Технологию выполнения работы и качества готового изделия.


Стачивать боковые срезы, разутюживать швы.

12

Соединение рукавов с проймами.

3

16.

02


Технологию выполнения работы и качества готового изделия.


Умение работать по инструкциям, алгоритму;

13

Обработка нижнего среза платья.

2

17.

02


Виды обработок нижнего среза.


Обрабатывать нижний срез швом вподгибку с закрытым срезом.

14

Выполнение влажно-тепловой обработки и окончательная отделка изделия.

2

18.

02


Правила безопасности труда, электробезопасность.


Утюжить швейное изделие в зависимости от ткани.

15

Прикрепление пояса к платью.

2

19.02


Технологию выполнения работы и качества готового изделия.


Проверять качество работы

VIII. Практическое повторение (63 часа.)

Изготовление заказов школы.

Цели:

  1. Развивать качественные и скоростные показатели

  2. Закреплять технологию изготовления ранее изученных изделий.

  3. Развивать самостоятельность.

  4. Воспитывать самоконтроль

1




2.

Выполнение заказов школы. Пошив изделий. Ремонт одежды.


63

20.02-

23.

03


Технологию изготовления швейных изделий.


Обметывать срезы на специальной машине 51-А классаПМЗ.

Самостоятельная работа

Выполнение отдельных операций по пошиву изделия без предварительного сметывания. Обработка воротника.


2


24.

03


Технологию обработки воротника.


Контролировать качество выполняемых операций

4 четверть (с 02.04.2016-31.05.2016; 8 недель ) - 102 час.

I.

Вводное занятие

3

2.

04

Правила по ТБ, назначение журнала по ТБ с подписями учащихся.


Соблюдать и выполнять правила безопасной работы в мастерской.

II. Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии. (7 ч).

Цели:

  1. Формировать знания учащихся о швейных материалах из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических.

  2. Закреплять самостоятельность в определении технологических свойств тканей.

  3. Развивать пространственную ориентировку, самоконтроль.

  4. Воспитывать точность и аккуратность в работе.

Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических

2

4.

04



Индиго, вельвет-корды, вельвет-рубчики, волока, плющенка, люрекс, светоотражающие ткани, эффект клоке, двухслойные ткани.

Различать ткани, составлять коллекцию образцов тканей.

Нетканые материалы. Технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды.

3

5.

04


Особенности изготовления нетканых материалов различными способами.

Флизелин,фильц.

Отличать нетканые материалы от других.

Лабораторная работа. Изучение прорубаемости, влагопроницаемости, сминаемости, изменений при утюжке тканей.

2

6

04


Технологические свойства тканей, ТБ работы с утюгом.


Ухаживать за швейными изделиями из новых материалов, опираясь на технологические свойства.

III. Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды (49 часа)

Изделия. Юбки разных фасонов из ассортимента фабрики. Брюки подростковые и молодежные из ассортимента фабрики.

Цель:

  1. Научить технологии пошива поясной одежды.

  2. Закрепить умения планировать свою работу

  3. Развивать внимание.

  4. Воспитывать терпение, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Сведения о верхней поясной одежде. Ткани для пошива поясных швейных изделий.

2

7.

04


Назначение юбок, брюк, детали брюк, виды отделки изделий

Юбка, брюки, джинсы, передние и задние половинки брюк, юбка-брюки.

Выбирать ткань для юбок и брюк, составлять коллекцию образцов.

Изготовление лекал и раскрой деталей поясных швейных изделий.

2

8.

04


Назначение лекал, раскладка лекал на полотне, Качество кроя, нумерация деталей кроя.

Лекала-оригиналы, лекала-эталоны, рабочие лекала, основные и вспомогательные лекала, маркировочные данные, раскладка и обводка лекал.

Раскладывать лекала для обводки, следить за качеством, нумеровать детали.

Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий. Обработка шлевок.

3

9.

04


Приспособления для стачивания шлевок

Шлевка

Обрабатывать шлевки в поясных изделиях.

Обработка гладкого накладного кармана на образце.

2

11.

04


Назначение накладных карманов, поясные изделия, на которых располагают накладные карманы.


Обрабатывать накладной карман и соединять с основным изделием.

Обработка застежки в среднем шве передних половинок брюк тесьмой молнией на образце

3

12.

04


Технологию обработки застежки в среднем шве передних половинок брюк.


Готовить тесьму-молнию к втачиванию, втачивать.

Новейшая технология обработки пояса. Использование прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса.

2

13.

04


Назначение прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса.


Раскраивать деталь пояса и клеевой прокладки, крепить прокладку к поясу горячим утюгом, обрабатывать пояс.

Обработка верхнего среза поясного изделия кулиской под резиновую тесьму.

2

14.

04


Технологию обработки верхнего среза.

Кулиска.

Обрабатывать верхний срез поясного изделия без застежки.

Подбр лекал, внесение необходимых изменений и раскрой по готовым лекалам.

2

3

15-

16.04


Назначение лекал, раскладка лекал на полотне, внесение изменений.


Раскладывать лекала для обводки, следить за качеством, нумеровать детали.

План работы по пошиву прямых брюк. Обработка шлевок.

2

18.

04


Технологию обработки шлевок.

Шлевка

Выполнять обработку полоски, разметку и разрезание на шлевки

Обработка накладных карманов.

3

19.

04


Технологию обработки накладных карманов.


Обрабатывать карман и соединять с основной деталью.

Обработка притачного пояса.

2

20.

04


Технологию обработки притачного пояса..


Раскраивать деталь клеевой прокладки и крепить к поясу.

Обработка вытачек на деталях передних и задних половинок брюк.

2

21.

04


Технологию выполнения работы и качества готового изделия.


Стачивать и закреплять вытачки, заутюживать, проверять качество.

Соединение накладных карманов с деталями передних половинок.

2

3

22-

23.

04


Технологию обработки карманов и соединения с деталью.


Накладывать карманы по разметке, наметывать, настрачивать, проверять качество.

Обработка боковых и шаговых срезов.

2

25

04


Технологию обработки боковых и шаговых срезов..


Стачивать срезы, разутюживать в разные стороны, проверять качество..

Обработка среднего среза.

3

26.

04


Технологию обработки среднего среза брюк.


Обметывать средние срезы и стачивать по правой половинке, проверять качество.

Обработка застежки тесьмой-молнией

2

27.04


Технологию обработки застежки тесьмой-молнией


Подготавливать и втачивать тесьму-молнию.

17.

Обработка среза сидения

2

28.04


Технологию обработки среза сидения.


Стачивать срезы по правой половинке от шаговых швов, проверять качество.


Обработка верхнего среза притачным поясом.

2

29.04


Технологию обработки верхнего среза притачным поясом.


Соединять притачной пояс с верхним срезом брюк.

18.

Обработка нижних срезов

3

30.04


Технологию обработки нижних срезов брюк.


Подгибать срезы по намеченной линии, заметывать, обрабатывать, приутюживать шов, проверять качество.

19.

Влажно-тепловая обработка изделия и окончательная отделка.

3

3.

05


ТБ работы с утюгом, контроль качества готового изделия.


Утюжить и складывать по стандарту изделие.

IV. Обработка окантовочным швом среза мелкой детали (6 часов).

Цели:

  1. Познакомить с приспособлением к универсальной швейной машине для выполнения окантовочного шва.

  2. Закрепить умение в выполнении окантовочного шва.

  3. Воспитывать положительное отношение к труду швеи.

1.

Пооперационное разделение труда при массовом изготовлении швейных изделий.

2

4.

05


Содержание работы на отдельных рабочих местах при операционном разделении труда.


Выполнять разные виды операций: швейные работы, ручные и утюжильные.

2.

Машинные и ручные работы на швейной фабрике.

2

5.

05


Основные рабочие профессии швейного производства и выполняемые ими работы.


Применять универсальные и специализированные швейные машины в работе

3.

Швейная фабрика. Ознакомление с технологией массового пошива швейных изделий.

2

6.

05


Основы организации труда и виды производства одежды в швейной промышленности.


Отличать крупные швейные предприятия от ателье и швейных мастерских.

V. Практическое повторение (43 час.).

Изделие: обработка различных узлов (обработка воротника, манжеты, рукава, петель, карманов).

Цели:

  1. Научить обрабатывать различные узлы швейных изделий.

  2. Закреплять технологию изготовления ранее изученных изделий.

  3. Развивать пространственную ориентировку, самоконтроль.

  4. Воспитывать самостоятельность в работе.

1.

Практическое повторение. Пошив постельного белья по готовому крою с пооперационным разделением труда.

43

7-

28.

05


Технологию изготовления постельного белья с пооперационным разделением труда.


Выполнять машинные, ручные и утюжильные работы при пошиве постельного белья.

2.

Контрольная работа. Пошив блузки с отложным воротником, притачным подбортом и коротким рукавом

в М 1:2.


2

30.

05


План пошива блузки, виды швов, применяемых при пошиве. Контроль качества готового изделия.


Контролировать выполняемые действия, видеть дефекты и исправлять их.

3.

Итоговое занятие.

3

31.

05


Итоги обучения за учебный год и задачи на предстоящий учебный год.


Видеть результаты своей работы, изделия, выполненные в течение года.













Учебно-методическое обеспечение:


  1. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. - М., Просвещение, 1980.

  2. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой.-М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 2. - 240с.

  3. 1. Швейное дело: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г.

  4. Дополнительная литература:

  5. 1. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек, 9 класс. Пособие для учителей. М.: - Школьная пресса, 2006

  6. 2.Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.: Легпромбытиздат, 1993.

  7. 3. Ильина Н. Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. - М.: ООО «Дельта», 2005 г.

  8. 4. Исаев В.В. Оборудование швейных предприятий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1998

  9. 5. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1998. 6. Полянская Л. И. Об организации инновационной деятельности специальной (коррекционной) школе-интернат 8 вида. (Журнал Дефектология № 2 , 2005 г.)

  10. 7. Труханова А. Т. Технология женской и детской легкой одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983 г.

  11. Литература для учащихся:

  12. 1. Егорова Р. И. Учись шить. М., Просвещение 1998 г.

  13. 2. Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. Технология. Швейное дело. 9 класс.

  14. Учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М.: Просвещение, 2010 г.

  15. 3.Екшурская Т. Н., Юдина Е. Н., Белова И. А.. Модное платье: конструирование, технология пошива, отделка. Лениздат, 1992 г. 4. О. А. Кожина, О. Л. Кораблѐва. Конструирование и моделирование брюк. Учебное пособие. М. 1992 г.




ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ


редакции документа

Описание изменений

Автор







































































Рабочая программа по швейному делу для 9 класса адаптивных образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта.

43


© 2010-2022