Рабочая программа элективного курса Твоя профессиональная карьера (9 класс)

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЛОТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

_____________________________________________________________________________


Принята:

Педагогическим советом

МБОУ Плотинская СОШ

протокол №_______

от «_____»____________20 г.

Утверждена:

Приказ МБОУ Плотинская СОШ

№_____ от «____»_________20 год.

Директор МБОУ Плотинская СОШ

_______________Виноградова Н.А.






Рабочая программа

учебного предмета

Твоя профессиональная карьера

основное общее образование

уровень

1 год­­­­­­­________

срок реализации

9 класс______

класс


Разработчики:

Каличенко М. В.____________

Ф.И.О

учитель технологии __________

занимаемая должность

МБОУ Плотинская СОШ _____

учреждение

I квалификационная категория__

квалификационная категория








2011 г.









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Твоя профессиональная карьера» составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании»;

  2. Типового положения об образовательном учреждении (постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. № 196;

  3. Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29.12.2001 года;

  4. Авторской программы В.П.Бондарева, М.С. Гуткина и др. Твоя профессиональная карьера;

  5. Приказа об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

  6. Республиканского базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Карелия, реализующих программы общего образования (Приказ Минобразования Карелии от 5 мая 2006 г. № 599).

  7. Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин 2.4.2.1178-02.

Место предмета в учебном плане.
Компонент образовательного учреждения Республиканского базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Карелия с пятидневной учебной неделей отводит 70 часов на изучение предметов по выбору образовательного учреждения. В том числе в 9 классе 70 часов в год, по 2 часа в неделю. Один из предложенных часов выбран образовательным учреждением для преподавания предмета, Твоя профессиональная карьера, то есть 1 час в неделю, 35 часов в год.


Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
Цели:
-
актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
- развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи:
- повысить уровень психологической компетенции обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.
Учебный предмет «Твоя профессиональная карьера» состоит из двух частей - теоретической и практической.

- Теоретическая включает изучение «образа «Я», мира труда и профессий.

- Практическая представляет собой творческие проекты по изучаемым сферам профессиональной деятельности. Общее количество часов, отводимое на курс, при 1-часовой недельной нагрузке - 35 ч.
В ходе работы с обучающимися, предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств обучающихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам проводятся практические работы. Изучение отдельных разделов предмета предусматривает экскурсии (возможно виртуальные) на различные предприятия, в учреждения, учебные заведения.
В процессе преподавания учебного предмета используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», демонстрация кино- и видеофильмов, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, составление и решение профориентационных кроссвордов, выполнение творческих проектов и др.
Изучение учебного предмета предполагает активное участие обучающихся в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, обучающиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Проводимые одновременно с изучением курса творческие проекты дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения. Обучающиеся приобретают практический опыт работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь дальнейшего профессионального обучения.
Теоретические сведения, сообщаемые обучающимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Обучающиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.
Для развития у обучающихся познавательных интересов, расширения профессионального кругозора предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, подготовка рефератов, выполнение индивидуальных творческих заданий, общественно полезного, производительного труда и др.

Примерный перечень формируемых знаний и умений

Обучающиеся должны знать:

- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;

- правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

- понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Обучающиеся должны иметь представления:

- о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда;

- о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;

- о предпринимательстве;

- о рынке труда.
Обучающиеся должны уметь:

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

- составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;

- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.











































Основное содержание учебного предмета

9 класс (35 часов)


Профессиональное самоопределение (18 часов)

1. Основы профессионального самоопределения - 2 ч.

Пути освоения профессии. Ситуация выбора профессии. Ошибки и затруднения при выборе профессии. Правила выбора профессии.

Практическая работа. Определение смысла и цели своей жизни.

2. Классификация профессий - 2 ч.

Формула профессии. Отрасли экономики. Классификационные признаки профессий.

Практическая работа. Определение формулы своей будущей профессии.

3. Профессиограмма и психограмма профессии. - 2 ч.

Общая характеристика профессии. Содержание труда. Условия труда. Требования профессии к человеку. Необходимые знания. Где можно получить специальность.

Практическая работа. Составление профессиограммы, интересующей профессии.

4. Профессиональные интересы, склонности и способности. - 2 ч.

Практическая работа. Определение индивидуальных склонностей.

5. Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. - 2 ч.

Практическая работа. Определение своего типа темперамента и типа темперамента своего товарища.

6. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. - 2 ч.

Ощущение и восприятие. Представление. Память. Воображение. Внимание. Мышление.

Практическая работа. Выполнение заданий выявляющих уровни развития психических процессов.

7. Мотивы и ценностные ориентации самоопределения. Здоровье и выбор профессии - 2 ч.

Профессиональная пригодность

8. Творческий проект «Мой профессиональный выбор» - 4 ч.

Технология основных сфер профессиональной деятельности (17 час)

1. Профессия и карьера - 1 ч.

Профессиональная деятельность. Вертикальная и горизонтальная карьера.

2. Технологии индустриального производства - 2 ч.

Технологический процесс индустриального производства. Профессии индустриального производства.

3. Технологии агропромышленного производства - 2 ч.

Агропромышленный комплекс. Сферы агропромышленного комплекса.

Технологии земледелия и животноводства.

4. Профессиональная деятельность в пищевой и легкой промышленности - 2 ч.

Лёгкая промышленность. Пищевая промышленность.

5. Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании - 2 ч.

Торговля. Предприятия общественного питания.

6. Арттехнологии. Творческий проект - 2 ч.

Изобразительное искусство. Архитектура. Музыка. Хореография. Театр. Кино. Телевидение. Литература.

7. Универсальные перспективные технологии - 2 ч.

Вычислительная техника. Волоконная оптика. Лазерная технология. Электроннолучевая технология. Плазменные технологии.

8. Профессиональная деятельность в социальной сфере - 2 ч.

Социальная сфера и её структура. Социальные потребности. Социальная политика.

9. Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности - 2 ч.

Предпринимательство в системе рыночной экономики. Формы предпринимательской деятельности. Профессии в сфере предпринимательства.

Обеспеченность материально - техническими и информационно-техническими ресурсами.

Материально-технические ресурсы, находящиеся в медиаклассе.

п/п

Название

Количество

1

Медиапроектор Epson EMP - S42

1

2

Телевизор Samsung

1

3

Музыкальный центр Samsung МАХ - КА55

1

4

DVD - проигрыватель Saturn ST-1701

1

5

Компьютер Compic 8M

1



Информационно-технические ресурсы.

trudovik.ucoz.ua - Портал учителей технологии

bryanskedu.net-Технология // Брянский учительский портал

uchportal - Учительский портал

festival.1september.ru - Преподавание технологии

ucheba.ru - Всё о профессиях

pedsovet.su - Каталог образовательных файлов (ЦОРов)







Учебно-тематическое планирование

9 класс (35 часов)


урока

Кол-во часов

Тема урока

Профессиональное самоопределение (18 часов)

1-2

2

Основы профессионального самоопределения.

3-4

2

Классификация профессий

5-6

2

Профессиограмма и психограмма профессии

7-8

2

Профессиональные интересы, склонности и способности

9-10

2

Психические процессы, важные для профессионального
самоопределения

11-12

2

Мотивы и ценностные ориентации самоопределения

13-14

2

Здоровье и выбор профессии

15-18

4

Творческий проект «Мой профессиональный выбор»

Технология основных сфер профессиональной деятельности (17 час)

19-20

2

Профессия и карьера. Технологии индустриального производства

21-22

2

Технологии агропромышленного производства

23-24

2

Профессиональная деятельность в пищевой и легкой промышленности

25-26

2

Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании

27-28

2

Арттехнологии. Творческий проект

29-30

2

Универсальные перспективные технологии

31-32

2

Профессиональная деятельность в социальной сфере

33-34

2

Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности

35

1

Итоговое обобщение























Организация текущего и промежуточного контроля знаний


График творческих проектных работ.


урока

Тема

Вид контроля

19-20

Профессиональное самоопределение

Творческий проект «Мой профессиональный выбор»

30-33

Арттехнологии.

Творческий проект

Система контроля

Для диагностики эффективности организации проектной деятельности предлагается использовать метод само - и взаимодиагностики обучающимися качеств, формируемых в процессе продумывания и реализации проектной работы. Обучающиеся должны оценить по 10-ти бальной шкале развитие у себя и своих товарищей следующих характеристик: активность, инициативность, ответственность и самостоятельность при выполнении индивидуальных заданий, способность организовать других, целеустремленность и заинтересованность в результате. Данные критерии были выработаны как значимые характеристики, формируемые в процессе реализации проектной работы обучающихся. В процессе оценки принимает участие и педагог.

В результате оценки выявляется уровень проявления каждой характеристики:

7-10 баллов - I уровень (высокий)

4-7 баллов - II уровень (средний)

0-3 балла - III уровень (низкий)

Для удобства сбора информации рекомендуется использовать следующую таблицу:

Критерии оценки

самооценка

Оценка участников проекта

Оценка педагога

Общая оценка

1

2

3

4

5

1. Активность



2. Инициативность



3. Ответственность и самостоятельность при выполнении заданий



4. Способность организовать других



5 Целеустремленность, заинтересованность в результате



Общий балл



В данном учебном предмете применяется и традиционная система оценивания знаний и умений обучающихся. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у обучающихся способности к выбору профессии.
Занятия можно проводить в кабинете технологии.




Список литературы (основной и дополнительной) для обучающихся и учителя


  1. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 9 к. общеобразоват. учреждений / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. - М., 1998.

  2. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. - М., 1999.

  3. Бондарев В. Выбор профессии. - М., 1989.

  4. Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. - М., 1989.

  5. Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. - М., 1990.

  6. Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. - М., 1998.

  7. Климов Е. А. Как выбирать профессию? - М., 1990.

  8. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М., 1988.

  9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону, 1996.

  10. Коломинский Я. Л. Человек- психология. - М., 1986.

  11. Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психикк. - Минск, 1990.

  12. Кабаков В. С., Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент:
    проблемы, программа, решения. - Л., 1990.

  13. Крутецкий В. А. Психология: Учеб. для обучающихся пед. училищ. - М., 1986.

  14. Кучевская Н. В. Советы психолога продавцу. - М., 1990.

  15. Мир профессий: В б т. - М., 1985-1989.

  16. Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. - М., 1990.

  17. Павлютенков Е. М. Кем быть? - Киев, 1989.

  18. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. - М., 1987.



© 2010-2022