Урок по технологии на тему Декорирование сумки

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

ГУО Намский педагогический колледж технологии и дизайна

им. И. Е. Винокурова











Курсовая работа

Проект «Декорирование сумки вышивкой в национальном стиле»









Выполнила: Мальцева

Прасковья Игорьевна

















2016 год

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1. Разновидности декорировании.……………………………………6

  1. История развития вышивки………………………………………………6

  2. Технология вышивки….………………….…………………………….10

  3. Художественно-конструктивные особенности национального шитья………………………………………………………………………19

Глава 2. Проект «Декорирование сумки вышивкой в национальном стиле».............................................................................………………………21

2.1. первоначальные идеи……………………………………………………21

2.2. выбор лучшей идеи……………………………………………………...23

2.3. разработка лучшей идеи ………………………………………………...24

2.4. технологическая карта…………………………………………………...25

2.5. экономический расчет проектной работы……………………………...30

Заключение …………………………………………………………………...31

Список использованной литературы………………………………………...33

Приложение.





Введение.

Издавна рукоделие было традиционным занятием женщин, которые с детства учились шить, вышивать, вязать и сами изготавливали одежду для себя и детей, предметы интерьера, украшения и аксессуары.

В настоящее время различные направления рукоделия пользуются не меньшей популярностью, хотя чисто практическая их направленность отошла на второй план. Многим нравиться своими руками создавать прекрасные вещи, способные украсить дом, дополнить имидж.

Аксессуары являются основой личного стиля его отправной точкой и формируют имидж, ведь в определенной ситуации внимание в начале привлекает аксессуары, а затем собственно фасон одежды. Особенно это относиться к сумкам, обуви, украшениям и прическе.

Существует гармония цветовых соотношений. Аксессуары, подобранные по оттенкам цвета, выглядят богаче по палитре, чем те же дополнения одинаковые по цвету. Сегодня стало необязательным условие, бывшее когда-то правилом: сумочка, туфли, шляпа и перчатки - все в тон, хотя, такой вариант всегда смотрится гармонично. Аксессуары должны быть согласованы и по дизайну, форме, элементом отделки, декору.

Каждая модница или мастерица мечтает о том, чтобы в ее гардеробе, украшениях или предметах быта были неповторимые, красивые вещи, сделанные в единственном варианте. Здесь на помощь придут наши руки, которые могут сделать все. Кроме того, исключительность и неповторимость вещей, сделанных своими руками, придает им особенное очарование.

Особенно в современных условиях жизни особую актуальность приобретает умение людей сделать что- то своими руками, предметы одежды, украшения или украсить свой быт.

Занятия рукоделием развивают творчество, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, цвета и глазомер.

Творчество начинается с желания что- либо сделать своими руками, сделать - значит создать. Творение, создание - это выход из обыденного течения жизни, подъем на ступеньку выше, открытие в себе новых возможностей. Тот, кто становиться на путь творчества, движется к вершинам искусства. Может быть, не всем суждено достигнуть его высот, но творческий процесс возвышает и совершенствует человека.

Считаем актуальной данную тему. Чтобы быть всесторонне развитым, культурным человеком, воспринимать мир прекрасного каждый учащийся должен знать народные художественные промыслы, национальные традиции, культурное наследие нашей страны, основы композиции, технологии изготовления ручных изделий. Уметь реализовать полученные знания и умения на практике, владеть разными технологиями изготовления изделий.

Цель: выполнить сумку, декорированную вышивкой в национальном стиле.

Задачи:

  1. изучение литературы о вышивке

  2. исследовать виды вышивки

  3. практическое выполнение декорирования сумки.

Объект исследования: процесс выполнения вышивки.

Предмет: декорирование сумки в нацональном стиле.

Методы: теоретическое обобщение методической и специальной литературы; изучение разновидностей вышивки, сумок.







  1. Вышивка

Вышивка - вид декоративно - прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняется посредством вышивания на тканях, коже, войлоке и др. материалах шелковыми, шерстяными, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, монетами и т.д. Возникновение вышивки связано с появлением в эпоху первобытной культуры стежка, шва на одежде из шкур животных. Вышивка донесла до нас орнаментальные мотивы глубокой древности, которые отразили истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них, в виде креста, квадрата, ромба и круга, являлись условными знаками, символами солнца и считалось священными изображениями.

Усовершенствование техники вышивки было обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной игле, затем - к бронзовой и позднее - к стальной, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т.д.

Вышивкой украшали предметы быта и одежду. Вышивка тесно связана с развитием современного ей изобразительного искусства, особенно сюжетная вышивка (шитье) на церковных облачениях, покрывалах и др. изделиях в ранних образцах (сохранились с ХII в.) связана с византийской иконописной традицией и отличается богатой цветовой игрой материала (шелк фона, золотые нити, жемчуг). Для шитья XIV - XVII вв. в Англии и Германии достигла в XV - XVI вв. высшего расцвета в венецианском кружеве (вид вышивки крючком). Узорная вышивка использовалась при изготовлении парадного и придворного костюма. Особенно сложной и изысканной была вышивка в названных видах одежды в XVII - XVIII вв. В преображенном виде новые приемы выступали как органический элемент народной вышивки, которая вбирала в себя лишь то, что было созвучно ее традициям и поддавалось переработке в близком им духе.

В наши дни вышивка развивается и совершенствуется, о чем свидетельствуют высокие образцы этого искусства и то, что они являются одним из самых распространенных видов самодеятельного искусства и домашнего рукоделия.

По способу вышивания можно выделить ручную и вышивку и машинную вышивку; по использованным для работы материалам и характерным вышивальным приемам различают вышивку бисером, вышивка золотом и серебром, вышивка жемчугом, «лицевое шитье», аппликацию и др.; по видам швов и строчек - свободную, с произвольным расположением стежков по

рисунку, счетную - по счету нитей ткани и стежков; ажурную вышивку (мережки, шов «насыпь», бисерный шов), цветную гладь (атласное шитье, русскую гладь, гладь с настилом, гладь вприкреп, многоцветная гладь), бриды, верхошов, воздушную петлю, гипюры, косую стежку, крест, полукрест, набор, настил, ришелье, роспись, свободный шов, стебельчатый шов, стлань, стяг, тамбур, штопку и др.



1.2 Технология вышивки.

Декоративные ручные стежки и строчки.

Декоративные стежки в основном применялись для распространенного приема отделки- вышивки. Материалами для основы вышивки являются оленья ровдуга, кожа и сукно. Вышивали подшейным волосом оленя, цветными нитками и блестящими серебрянными нитками.

  1. "синньэлии сиик" (синньэлээhин)- вышитые орнаменты подшейным волосом оленя на самой оленьей ровдуге или коже, внешне напоминающие тамбурное шитье. Такая вышивка, возможно, заимствована мастерицами у северных народов, но шов из подшейного волоса оленя в традиционной вышивке якутов считается наиболее древним. Такой вышивкой выводились довольно сложные орнаментальные мотивы. Обычно вышиваются с двух сторон края орнаментов, внутренняя часть орнамента оттеняется растительной краской другого, более темного тона. Технический прием такой вышивки очень самобытен: сначала собирают пучок из 15-20 подшейных волос оленя, накладывают их на ровдужную основу и пришевают иж поперечными стежкамипосредством сухожильных ниток на равном расстоянии друг от друга. Затянутая нитка как бы утопает в пучке, образуя рельеф из блестящего белого волосасдля того чтобы волоски прилегали друг к другу,пучок время от времени смачивали в воде. Это вышивка отличается от других традиционных типов сложностью технологии шитья и изготовления ниток для шва. Отделив от пучка высушенных сухожилий небольшую часть, скручивали на ладони, держа один конец во рту, смачивая слюной. Такие жильные нитки для пошива одежды бывали не толще машинных швов и отличались большой прочностью. Изготовление сухожильных ниток и вышивка ими отнимали много времени. Возможно, поэтому этот тип вышивки был вытеснен более ярким и красочным материалом, каким является привозной разноцветный бисер. Подобной вышивкой можно декорировать обувь, декоратиные сумочки, игольницы и т.д.(рис. 1)

  2. В отделке обрядовой одежды наиболее часто встречается декоративный тамбурный шов. Мастерицы называют его "биэтилэлии" (от слова "петельный"). Старинное название шва- "уктаалыы анньыы". Этот шов отдельно почти не применяется, используют его в качестве окантовки с двух сторон узора, вышитого "таналайдыы анньыы", и таким оразом он подчеркивал контур самого орнамента. В зависимости от толщины тамбурный шов имеет две разновидности: первая - более утонченной и удлиненной формы, а вторая вышивается толстой нитью и форма получается округленной. Применяетсяв украшении вышивкой набедренников, чепраков, нарядной обуви и руковиц(рис. 2). Вышивание тамбуром занесено в Россию с Востока и очень распространено было среди русских вышивальщиц.

  3. Самым распространенным и наиболее стойким видом якутской вышивки является шов типа "козлик - елочка" - "таналайдыы анньыы" (рис. 3, а)-самым древний, характерный вид традиционной якутской вышивки, который имеет и другие варианты - "атаралыы" или "ураhалыы"(рис. 3, б). Этот вид вышивки самостоятельно нне используется, его с двух сторон окантовывают тамбурным швом. Вышивке "таналай" и типичному орнаменту "таналай", похожим по внешнему виду и смысловому значению, в якутском шитье отводится довольно значительная роль.

  4. Якутские мастерицы вышивали привозным волоченным серебром - нитями в виде проволочек. Позднее вместо них стали использовать металлическую нить, скрученную на льняную или шелковую основу. Вышивка выполнялась в большинстве случаев в прикреп. Технологоия этой вышивки якутскими мастерицами позаимствована из русского золотного шитья - "шитья по капте" золотными нитями. В якутском варианте она называлась "сытыары анньыы" или "хабаргалыы анньыы". Рельефную поверхность получали подкладыванием под узор шаблона из бересты или настила из нитей, распространенного в якутской вышивке в конце ХХIII и в начале XIX вв(рис. 4).

  5. С двух сторон «сытыары анньыы» прокладывается стебельчатым швом - «субургалыы» (субуулуу) или «тиэрбэстии» (рис. 5). Блестящее шитье серебряным нитками создает впечатление роскошной пышности, и поэтому мастерицы любили украшать такой вышивкой в основном верхнюю часть не только навершия шапки «дьабака», но и длинную ленту к ней. Богато декорировались золотным шитьем и парадная шуба богатой невесты «бууктаах сон» и атрибуты убранства коня, предназначенного для ее поездки на свадьбу, - чепрак, кычим, лэпсэ.

  6. В вышивке наверший шапок «дьабака» также встречается двойной петельный шов, создающий объемную поверхность туго натянутыми сначала с одной, потом с другой стороны узора цветными нитками петельным швом - «иилэгэс анньыы» (рис. 6). Такая вышивка объемна и встречается не часто. Выполняется он нитками мулине или металлизированной ниткой на черном сукне.

  7. Декоративный шов елочкой - «харыйалыы анньыы». Стежки получают, вкалывая иглу то с правой, то с левой стороны от средней линии стежка. Нитка, придерживаемая большим пальцем левой руки, всегда должна находиться под иглой (рис. 7).

  8. Шов «мышиные следы» - «кутуйах суола» (в некоторых случаях называют «кыламан анньыы»)- выполняется очень короткими стежками в одну нить (рис. 8).

Характерной чертой якутской вышивки является сочетание двух, а иногда и нескольких стежков в одном орнаменте. Такая вышивка очень часто встречается в свадебных атрибутах конского убранства.

Технология перевода рисунка на ткань.

1. Перевод рисунка с помощью копировальной бумаги.
На ткань накладывают рисунок, переснятый с основного узора
на кальку. Убедившись, что рисунок наложен правильно и нет
перекоса основных и уточных нитей ткани, кальку с одной
стороны прикалывают булавками к ткани, а противоположный ее край приподнимают и вкладывают между тканью и
калькой копировальную бумагу (предварительно протертую
ватой, чтобы отпечаток был не слишком густой, иначе получится грязь). Переводят рисунок.

При копировании лучше всего пользоваться наборами копировальной бумаги, в него входит несколько цветов бумаги. И если основной цвет вышивки, например, красный, то и переводить рисунок лучше всего через красную копирку. Не следует копировальную бумагу вместе с калькой прикалывать к ткани. От нее на ткани остаются следы.

По окончании перевода надо вынуть копировальную бумагу, приподнять кальку и посмотреть, все ли переведено, и только тогда снимать кальку.

2. Перевод рисунка припорохом. Рисунок, переведенный на
кальку (можно взять три слоя кальки), прокалывают иголкой
по контуру через каждые 2 мм, предварительно подложив
под кальку мягкую ткань. Затем кальку с проколотым рисунком
гладкой стороной закрепляют на ткани и проводят по ней
тампоном, смоченным в смеси синьки с керосином (для светлой
ткани) или зубного порошка с керосином (для темной ткани).
Контур узора рисуется на ткани точками.

Данный способ используют главным образом на производстве, так как трафарет может служить долгое время, если его после окончания работы промывать бензином или керосином. Этим способом пользуются также при переводе узора на толстую ткань (шерсть, сукно), когда не рекомендуется применять первый способ.

3. Перевод рисунка с помощью папиросной бумаги. Узор
переснимают на папиросную бумагу и закрепляют на ткани.
После этого линии узора прошивают небольшими стежками
швом «вперед иголку» вручную или на машине и обязательно
в пяльцах, чтобы узор не перекосился. Папиросную бумагу
снимают, на ткани остается контур прошитого узора.

4. Перевод рисунка способом «на просвет». Этот способ прост и удобен при переводе рисунка на тонкие ткани. На кальке с переснятым тушью рисунком закрепляют булавками ткань. Затем ткань с калькой прикладывают к оконному стеклу. Контур рисунка, просвечивающийся через ткань, обводят карандашом.

Большие и сложные рисунки удобно переводить на столе с подсветом снизу.

После перевода рисунка на ткань нужно сделать проверку, не забыты ли какие-нибудь детали, и если замечены пропуски, то рисунок снова прикалывают к ткани и заканчивают перевод.

После того как перевод рисунка будет закончен, кальку закрепляют в альбоме и сохраняют до конца выполнения вышивки. Она может понадобиться, если рисунок при запяливании или в процессе выполнения вышивки сотрется.

  1. Художественно-конструктивные особенности национального шитья.

Семантика цвета в традиционном шитье.









Использованная литература:

  1. Терминологический словарь одежды. Л.В. Орленко. Москва Легпромбытиздат 1996.

  2. Кружки художественной вышивки. Н.С. Софонова, О.С. Молотобарова. Москва «просвещение» 1983.

  3. Гаврильева Р.С. Одежда народа саха конца XVII-XVIII вв. Новосибирск: Наука, Сиб. Предприятие РАН, 1998. С. 72-78.

  4. Лученкова Е.С. Я сама учусь шить. Минск: ООО «Кузьма», 1999. С. 27-67.

  5. Неустроев Б.Ф. Узоры шитья. Якутск: Бичик, 2002. С. 12-13.

  6. Петрова С.И. Современная якутская одежда. Якутск: Изд-во Департамента профтехобразования, 2001. С. 10-12

  7. Петрова С.И. Свадебный наряд якутов. Новосибирск: Наука, Сиб.изд. фирма РАН, 2006. С. 64-67.

  8. Понохова З.И. Обугэбит танаhын соргутэн. Якутск: Бичик, 2006. С. 3-4.

  9. Ханус С. Как научиться шить. Варшава: Ватра, 1992. С. 11-18

© 2010-2022