- Преподавателю
- Технология
- Презентация по технологи 8-9 класс
Презентация по технологи 8-9 класс
Раздел | Технология |
Класс | 8 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Жулин С.В. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии.
Профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии.
Жулин Сергей Витальевич,
учитель технологии, с.Налобиха
Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку , окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии , важной для общества и соответствующей его запросам , интересам и способностям. Помочь юноше найти свое место в жизни и призвана профессиональная ориентация.
Центром профессиональной работы с учащимися служит средняя общеобразовательная школа, которая призвана растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать.
Профессиональная ориентация в школе рассматривается как органическая составная часть всей системы учебно-воспитательной работы, но не как сумма отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. В целом она тесно связана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляется на протяжении обучения в школе.
Важная роль в осуществлении профессиональной работы в школе принадлежит учителю технологии. Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся с многими профессиями связанными с обработкой металлов, древесины и т.д., воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Ни с чем не сравнить возникающие у человека , а особенно у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того , что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем технологии стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.
В своей работе я использую такие формы и методы деятельности, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность учащихся, знакомлю учащихся не только с профессиями, но и с экономикой, организацией, техникой и технологией производства, путями освоения профессией.
На своих уроках я имею возможность наблюдать за каждым учеником, видеть его отношение к выполняемой работе, выявлять интересы, способности, что необходимо в проведении профориентационной работы.
В содержание профессиональной работы в школе входит следующее:
- воспитание интереса к рабочим профессиям:
- широкое ознакомление учащихся с различными отраслями народного хозяйства,
с наиболее распространенными массовыми профессиями;
- всестороннее изучение подростков, выявление, изучение и развитие их интересов, склонностей и способностей, а также физических и психологических возможностей;
- помощь школьникам в приобретении умений, навыков, необходимых для выполнения различных видов трудовой деятельности;
- ознакомление учащихся с требованиями, которые предъявляют конкретные профессии к объему знаний общеобразовательных предметов, умениям и навыкам, а также с характером работы будущих специалистов;
- консультации учащихся в отношении профессий, информация об учебных заведениях, в которых можно овладеть соответствующими специальностями;
- помощь школьнику в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретному виду трудовой деятельности в соответствии с его наклонностями;
- формирование активного отношения к осознанному выбору профессии;
- последующий анализ адаптации выпускников школы на предприятии, эффективности педагогических методов воздействия.
Профессиональная ориентация - многоуровневая. В ее структуре можно выделить следующие составляющие элементы:
1) профессиональное просвещение;
2) профессиографию;
3) профессиональное воспитание;
4) профессиональную диагностику;
5) профессиональную консультацию;
6) профессиональный отбор/подбор;
7) профессиональную адаптацию.
Данные составляющие образуют систему профессиональной ориентации.
К основным формам ознакомительной профориентационной работы, с помощью которых осуществляется профессиональное просвещение и профессиональное воспитание учащихся я отношу:
- урок с сообщением определенных сведений профориентационного характера, а так же с демонстрацией по ходу урока или практических занятий;
- профинформационный урок;
- выставки лучших работ;
- встречи с представителями различных профессий;
- дни открытых дверей в профессиональных учебных заведениях.
Основной формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения для меня служит урок. В ходе урока в зависимости от его содержания я пытаюсь решать следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности.
Рассмотрим наиболее характерные методы и их применение.
Рассказ. Этот метод я применяю при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий, о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим особенностям личности, о достижениях в развитии отдельных отраслей и др.
Объяснение характеризуется краткостью изложения. Этот метод я использую для сообщения, например, школьникам правил выбора профессии, особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий, последовательности выполнения различных передовых операций и приемов. При этом я стараюсь вводить новые понятия и термины, показываю новые действия, приемы обращения с инструментами, машинами и другим оборудованием, демонстрирую учебные таблицы, плакаты, диаграммы, схемы, презентации.
Профориентационная беседа- наиболее распространенный метод. Беседа всегда должна быть связана логически с изучаемым материалом. Готовлю я ее заранее. В процессе подготовки даю учащимся задания, например, собрать информацию о данной профессии. Затем собранные учащимися сведения использую на уроке.
Несмотря на кажущуюся простоту проведения беседы, готовлю ее я по заранее составленному плану.
Вот примерный план беседы о профессии.
1.Знакомство с историей развития данной профессии.
2. Основное содержание труда специалистов этой профессии.
3.Орудия труда и материалы, используемые специалистами этой профессии.
4.Условия труда.
5. Общетрудовые, общетехнические и специальные знания, умения и навыки , которыми должен обладать рабочий данной профессии.
6.Психофизические требования профессии к человеку.
7.Экономические сведения о профессии.
8.Подготовка кадров и возможности профессионального роста.
По мимо выше перечисленного в 10 и 11 класс обучаем профессии тракториста и при окончании школы получают удостоверение с квалификацией тракторист ,что позволяет уже иметь профессию не обходимую в сельской местности.
Осознанный выбор профессии - одно из важнейших условий развития самой личности молодого человека, возможности проявления им в полной мере своих способностей.