Рекомендации по повышению познавательной активности

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Повышение познавательной активности

детей с ограниченными возможностями здоровья

в 5 классе по разделу пиление столярной ножовкой».

Формирование учебной мотивации умственно отсталых школьников.

Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должны быть направлены развивающие программы по предметам. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.

Мотивацией обуславливается целенаправленность деятельности, её организованность и устойчивость. Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка олигофрена к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. Интерес ребенка к новому становится мотивом исследовательской деятельности, той, которую выдающийся психолог Жан Пиаже называет «активным экспериментированием и обнаружением новых возможностей». У умственно отсталого школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации.

Чтобы воспитать у ребенка в 5 классе здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха. Известно, что учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Другими словами, они предпочитают рисковать расчетливо. Ученики с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них занижают, а другие завышают цели, которые ставят перед собой. В этой связи педагогу необходимо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и дифференцированнее подходить к оцениванию результатов выполнения поставленных задач.

Учебная деятельность всегда полимотивирована. К внутренним мотивам её можно отнести такие, как собственное развитие в процессе учения, познание нового, неизвестного, понимание необходимости учения для дальнейшей жизни. Такие мотивы, как сам процесс учения, возможность общения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными, хотя они в большей степени определяются зависимостью от внешних факторов. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба ради лидерства, либо избежание неудач. Поэтому одной из основных задач учителя должно быть повышение в структуре мотивации учащегося «удельного веса» положительных мотивов. Для того чтобы учащиеся по настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они стали значимыми для него.


Средства повышения познавательной активности.

Исходя, из перечисленного мы имеем довольно ясное представление о значимости развития познавательной активности учащихся, и понимаем роль и место уроков трудового обучения в развитии данного качества личности. Но в своей практике не все и не всегда рационально используют средства развития активности, не владеют методами её диагностики.

На основании четырех обобщенных структурных компонентов познавательной активности можно выделить критерии её сформированности и определить соответствующие им показатели, т.е. те проявления познавательной активности, которые педагог может наблюдать, фиксировать и оценивать. Уровни, критерии и показатели познавательной активности учащихся 5-9 классов (субъектно-позиционный подход)

Пятый класс - переходный класс. Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход - в использовании игровых форм. Подобные уроки дают прекрасные результаты.

Игра - это форма деятельности в условных ситуациях. Идея использования элементов игры с целью активизации познавательной деятельности не нова. Так, выдающийся немецкий педагог Ф. Фрёбель считал, что развивать фантазию ребенка можно с помощью использования простого игрового материала.

Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления.

Кроме уроков в игровой форме для 5 класса используются отдельные игровые элементы на обычных занятиях. В каждом уроке должна быть «изюминка». Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Учителю следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.

В качестве развития и формирование познавательной активности учащихся 5 класса целесообразно использовать также ряд приспособлений, устройств и приборов предназначенных для коррекции и развития трудовых движений.

Мной разработано и сконструировано специальное коррекционно - развивающие приспособление, которое ограничивает область перемещения инструмента (столярной ножовки). Здесь можно наблюдать, как это приспособление влияет на формирование правильных умений. А также данное приспособление необычно и поэтому с большим интересом используется учащимися 5 класса на первых занятиях, когда, придя в столярную мастерскую, они сразу хотят что-нибудь самостоятельно изготовить опасными для них инструментами.

Тренажер для коррекции и обучения пилению древесины столярной ножовкой - это приспособление, в котором столярная ножовка помещается между двумя направляющими, где находятся электрические контакты (питаются от батареи 1,5v). Если учащийся в процессе работы наклонит ножовку на угол, больший допустимого (угол регулируется при помощи винта и гайки), она касается направляющей. В результате цепь замыкается и зажигается лампочка, сигнализирующая учащемуся, в какую сторону он чрезмерно наклонил ножовку.

Такого рода приспособление, с одной стороны, помогает ученику контролировать свои движения, а с другой, дает возможность учителю наблюдать характер ошибок в работе учащегося.

Заключение.

В заключении замечу, что каким бы ни был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересным для учащихся, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решение, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающийся на полученных знаниях и умениях.

Подготовил:

Учитель технологии

Кузьмичёв М.В.

2

© 2010-2022