- Преподавателю
- Технология
- «Магия якутских лыж (туут)»
«Магия якутских лыж (туут)»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гоголев О.Г. |
Дата | 14.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет | Технология | ||
Класс | 9 класс | ||
Тема | «Охотничьи снаряжения. Магия якутских лыж (туут)». | ||
Тип урока | Комбинированный урок. | ||
Место урока в программе | Данный урок создаёт мотивационную и ориентационную основу для изучения нового раздела - «Обработка древесины». Знакомит учащихся с методами изготовления охотничьихлыж (туут). | ||
Цели урока | Предметные Образовательная цель: Развивающая цель Воспитательная цель
| Закрепление приемов и способов обработки изделий из древесины использование технологии художественной обработки древесины для изготовления лыж умение правильно приклеить и разметить заготовки. Совершенствование навыков и приемов самостоятельной работы активизация мышления школьников умение самостоятельно формулировать выводы развитие речи проверка качества. Развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач, развитие мотивации бережного и рационального отношения к природным материалам. | |
Метапредметные | - развитие навыков исследовательской деятельности; - развитие навыков нестандартного мышления; - активизация знаний учащихся к решению задач урока; | ||
Методологические (оргдеятельностные) | - развитие навыков работы в группе; - освоение техники презентации авторского образовательного продукта; | ||
Развиваемые УУД | - коммуникативные; | через групповую работу | |
- учебно-познавательные; | через образовательный продукт урока (лыжи(туут)). | ||
Образовательный объект | Изготовление макета охотничьих лыж (туут) | ||
Обеспечение целеполагания учеников на уроке | Учащимся предлагается стать мастерами по изготовлению макета лыж (туут). | ||
Образовательный продукт урока | Макет охотничьих лыж (туут). | ||
Демонстрация образовательной продукции | Групповая презентация итогов работы. | ||
Систематизация полученной продукции | Обучающиеся обобщают полученные ими знания и делают выводы о более подходящем материале для лыж (туут). | ||
Межпредметныесвязи | Национальная культура якутов, физика (использование законов физики), математика (меры длины), русский язык(толкование слова). | ||
Необходимое оборудование урока | Проектор, компьютер, колонки,кукла в национальном костюме, резак, заготовки для изготовления лыж (туут), клей, карандаш, линейка, презентация к уроку, бэйдж для учителя. |
Карта урока
№
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приёмы
Необходимый материал
Какие УУД формируются
1.
Организационный момент.
0,5 мин
Проверка готовности к уроку
Учащиеся рассаживаются по группам -3
Цветные карточки или с цифрами при входе в класс до звонка (для определения группы).
2.
Приветствие с классом и знакомство с учителем.
0,5 мин
- Добрый день! Разрешите представиться, меня зовут Олег Гаврильевич. Я учитель технологии и черченияМКОУ СОШ 6 c.Арылах.
3.
Актуализация знаний.
1 мин
Наша республика богата лесом, из которого можно изготовить разные пиломатериалы. Как подразделяется древесина по твердости? Приведите примеры.
Какие недостатки материала необходимо учитывать при работе с древесиной?
Какой характеристикой должна преобладать древесина при изготовлении лыж?
Как вы думаете, чтобы не проваливаться в снегу,какой ширины должны быть лыжи?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Вопросно-ответный режим.
Видеоролик о Якутии.
4.
Введение в тему урока.
3 мин
- Итак, ребята, нам сегодня предстоит изготовить якутские лыжи (туут). Урок называется Магия якутских лыж. Как вы думаете, что такое магия?
-Магия (по словарю Ожегова С.И.) - совокупность действий и слов, обладающих чудодейственными свойствами...
- Пусть каждая группа выскажет своё мнение, по очереди.
Сегодня должны определить, в чем состоит волшебство якутских лыж (туут).
(Учитель может комментировать ответы, но без оценок.
Комментарии на предположения даются, но без оценок.) Инструкция сопровождается демонстрацией слайдов в POWERPOINTи показом действий учителем.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Вопросно-ответный режим.
5.
Изучение нового материала.
4
мин
Охотничьи лыжи могут быть изготовлены из ели,березы. Срубленное дерево раскалывают, а не распиливают на доски толщиной 5 см, обтесывают топором, обстругивают и сушат на воздухе в тени или в доме не менее полугода. При сушке заклеивают бумагой торцы, после сушки лыжи обстругивают до нужных размеров и загибают передние концы, распарив их в горячей воде и зажав в станок на 5-6 дней. Лыжи заготавливаются без желобка, толщиной до ! см. Снизу на них наклеиваются камусы шкуры - с ног оленя. лося и лошади.
Камусы сначала размачивают и сшивают, выкраивают по лыжам, затем их подсушивают при определенной температуре, чтобы не пересохли,а именно шкура должнабыть и слегка влажной. Приготовив камусы, их смазывают специальным клеем и натягивают на лыжи.
Раньше применяли клей из рыбьей кожи с чешуей, которую сворачивают в трубку и конец разогревают на огне. Этим разогретым концом смазывают влажную шкуру изнутри и быстро, пока клей не застыл, подклеивают смазанную часть шкуры к лыжам. Всю подклейку делают быстро и сушат в течение суток. Края камуса загибают наверх на 2-3 см и прибивают маленькими гвоздями.
Из курса физики 7 класса вы знаете, что по рыхлому снегу человек идет с большим трудом, глубокопроваливаясьпри каждом шаге. Но надев лыжи, он может идти, почти не проваливаясь в него. Так как на лыжах и без лыж человек действует на снег с одной и той же силой, различие будет в площади поверхности, на которую он давит с лыжами и безних. Поэтому наши предки использовали широкие лыжи для охоты. Ширина лыж от 24-26 см при длине 125-130 см.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Заполнение схемы.
Памятка инструкции по ТБ
Инструкция по ТБ при работе
Учебно-познавательные и коммуникативные через работу в группе
10 мин
Практическая работа учащихся.
Затем каждая группа должна будет представить свой результат работы.
Время работы - 10 минут.
Этапы работы учащихся:
-
Заготовка - доска 250х30 мм - 6 штук.
-
Лоскутки камусов 255х35 мм.
-
Закрепить заготовку камусов на доске.
-
Разметить заготовки.
-
Подрезать резаком.
-
Шлифовать наждачной бумагой поверхность заготовки.
-
Отмерить заготовки.
-
Получилось 6 одинаковых заготовок.
-
Разложить попарно заготовки.
-
На заготовки приклеить камусы.
-
Продеть кожаные веревочки для крепления.
-
Веревки завязать узлом.
Разметка
Заготовка - доска 250х30 мм, камусы - 6 штук.
-
На доске выбрать базовую сторону, т.е. наиболее ровную поверхность, от которой затем ведется разметка и обработка.
-
Разметить шкурки и раскроить их.
-
Приклеить шкурки.
-
Самостоятельная работа.
-
Защита выполненной работы.
Теперь проверим скольжение лыж по шероховатой доске и выясним, какие лыжи скользят лучше и соответственно являются более удачными.
Учащиеся работают в группах, изготавливая макеты лыж.
Учитель направляет работу учащихся.
Коммуникативные через работу в группе по изготовлению макетов.
5.
Физкультминутка
1
мин
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
1. И. п. - стоя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх; 2 - переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний.
2. И. п. -стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
3. И. п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак; 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
6.
Презентация своей работы по группам.
6 мин
- А сейчас представители каждой группы должны представить результаты своей работы одноклассникам.
Устная презентация своей работы.
Презентация, обобщающая ответы каждой группы.
Коммуникативные при представлении презентации
5.
Рефлексия
1 мин
- Спасибо за выступления!
- Что нового вы узнали для себя, ребята?
-В чем проявилась магия при изготовлении лыж (туут)?
Проведем опыт, возьмем доску, которая заменит снег и определим, какие из этих трех лыж лучше скользят.
- А знания каких предметов вам пригодились? (физика, математика, русский язык, национальная культура)
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Каждая группа работала с тремя видами меха. Демонстрация опыта по определению более подходящего меха. (лосиные камусы, потому что они наиболее короткие и гладкие)
Организация рефлексии своей образовательной деятельности.
Заключительное слово учителя
3 мин
Сегодня мы с вами очень хорошо поработали! И как настоящие мастера изготовили макеты охотничьих лыж. Благодаря умению и сноровке, якуты выжили в таких суровых климатических условиях Крайнего Севера. Такие лыжи помогали добывать мягкое золото во время Великой Отечественной войны и внесли неоценимую лепту в Победу над фашистской Германией. И в наши дни охотники-профессионалы пользуются лыжами (туут) в непроходимой тайге.
Ребята, спасибо за урок! Надеюсь, полученные вами на данном уроке навыки пригодятся в вашей жизни. Очень приятно было с вами работать!