- Преподавателю
- Технология
- Система работы по изобразительному искусству и технологии (черчение)
Система работы по изобразительному искусству и технологии (черчение)
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хайрулина Г.Г. |
Дата | 29.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 4»
Система работы
тема: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей
на уроках изобразительного искусства и черчения»
Учитель изобразительного
искусства и технологии
Хайрулина Г.Г.
Междуреченск, 2014 г.
Содержание
1. Введение
2. Роль и место предметов «черчение» и «изобразительное искусство» в школе.
2.1. Цель и задачи обучения
3. Вдохновение и педагогический артистизм
3.1. Взгляд на учителя
3.2. Технология обучения
4. Ребенок не только ученик, но и личность
4.1. Взгляд на ученика
4.2. Что позволяет получить результат
5. Результативность
6. Вывод
Перспектива
Преамбула
Фундамент творчества закладывается в 3 - 5 лет. Согласно данным психологов формирование 90 %способностей происходит до 8 - летнего возраста. За время дошкольного детства ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его последующее интеллектуальное, творческое развитие и личностные качества.
Для того, чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать психологические особенности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ребенок действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и т.д.
Творческие способности у детей проявляются в играх, в художественном творчестве. Особенно это заметно у детей посещавших детские учреждения, в отличие от тех ребят, которые не посещали их. В связи с этим при их обучении в школе необходим индивидуальный подход и создание мотивации успеха.
Огромное желание возникает у них, когда преодолевается ступенька умений, то есть ученик, уходя с урока, должен чувствовать радость: не умел, а теперь умеет! Не знал, а теперь знает! Это вызывает желание и интерес более углубиться в творчество, в познание окружающего мира. У него появляется стремление учиться, что способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей.
Основная часть
Школа выполняет ответственную роль в общей системе образования.
Школьный курс технология (черчение) и изобразительное искусство направлен на формирование всесторонне развитой, гармоничной личности.
Обучение технологии( черчение) способствует развитию:
1. мышления
2. пространственного представления
3. графической грамотности
4. инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства
5. технического мышления
6.познавательных способностей учащихся, склонности к усовершенствованию и созданию новых приборов и устройств.
Имеет большое значение для общего и политехнического образования, овладения профессиями значимых для нашего города.
Изобразительное искусство несет особую миссию. Развивает чувство прекрасного, понимание красоты в жизни и искусстве, вызывает потребность участвовать в создании прекрасного.
Эстетическое направление занимает место в педагогическом процессе моей школы, основная цель которой «Создание условий для самореализации личности педагога и обучающегося». Поэтому задача педагога научить учиться, показать алгоритм обучения, способы самообразования; содействовать развитию способностей, умений и навыков; способствовать социальному развитию учащихся, воспитанию этических чувств и формировать соответствующий опыт и активность; развивать психические процессы, эмоциональную сферу ребят, умение управлять и адекватно выражать эмоции; развивать познавательный интерес.
Для достижения обозначенных целей и задач очень важна профессиональная подготовка учителя. Он обязан постоянно совершенствовать свой профессионализм, повышать квалификацию, владеть психолого-педагогическими знаниями, быть коммуникабельным, эмпатичным, красноречивым.
Педагог должен обладать психоаналитическими качествами: самоконтроль, самокритичность, самооценка; быть стрессоустойчивым. На мой взгляд, успешный учитель учитывает главный «возрастной» мотив школьника - мотив достижения.
Педагогический труд - это творчество, это актерство, режиссура. Труд учителя очень схож с театральной деятельностью. Он как и актер, должен делать так, чтобы быть интересным. Только «учителя - источники» воспитывают учеников - источников. Как писал В.А. Сухомлинский «Быть знаменосцем идеала, нести на своем знамени огонь идеала, ибо вот в чем секрет педагогического авторитета».
Уроки - это творчество. Успешность урока зависит от разных факторов: шум, свет, температура, оформление классной комнаты, а также эмоциональные компоненты; уровень заинтересованности ученика, его настойчивость, чувство ответственности и степень самостоятельности.
Формировать творческое начало позволяет система К.С. Станиславского. Она помогает мне осмыслить сущность воспитательного воздействия, определить пути управления им, развития человеческой выразительности. Осознать, что педагог - это действительно актер, в любой ситуации должен быть на высоте, уметь управлять собой, своими эмоциями.
Развитию детского творчества способствуют применяемые мной на уроке элемент технологий Эльконина - Давыдова и Занкова. Рассудительно-экспериментальное мышление позволяет делать для себя открытие. Знание ребенок получает не в готовом виде, а в поиске, в сравнении, в открытии.
Уроки Технология (черчение) и изобразительное искусство - это всегда творческий поиск. Эффективно работают нетрадиционные формы урока: урок - игра, урок-беседа, урок практических работ, урок - фантазирование, бинарный урок, самостоятельные и творческие работы, урок - ролевая игра, урок - исполнение сказочного сюжета, урок - творчество, урок - путешествие, урок - мастерская. Перечисленные формы уроков привлекают ребят своей необычностью, новизной, что способствует развитию их творческих и интеллектуальных способностей. Опираясь на программы по изобразительному искусству - Б. М. Неменского, черчения - А.Д. Ботвинникова, технология - В.Д. Симоненко, я стремлюсь к тому, чтобы ребята не просто усвоили материл, а делали это с интересом и желанием.
Ведь овладеть знаниями, значит активно, сознательно и прочно усвоить основы наук. И это должно быть неформально и механически, а творчески, так как полученные сведения перерабатываются в сознании, то есть связываются с мыслительной деятельностью учащегося.
Поэтому считаю, что усвоение - всегда активный процесс, связанный с решением различных познавательных задач. В результате такого усвоения знания выстраиваются в определенную систему и могут быть применены на практике.
Результатом образования вижу формирование диалектико-материалистического мировоззрения обучающихся, то есть систему взглядов о мире и его закономерностях.
Обучение разделяю на три составляющих: чему обучаю, как обучаю и кого обучаю.
Чтобы достичь результата, создаю на уроке атмосферу, которая стимулирует эффективное мышление: техническое, логическое, образное, пространственное, цепь мыслительных операций.
Успех обучения, на мой взгляд, зависит от степени включения учителя, учеников и их окружение в единый согласованный процесс. Учитель и ученик должны иметь общие цели. Считаю, что построение учебных задач зависит от многих факторов:
1. Способа усвоения знаний (индивидуальная, групповая, фронтальная работа)
2. Уровня развития познавательных способностей, индивидуализации обучения, в целом личностно - ориентированный подход. Задание дается дифференцированно в зависимости от уровня развития способностей ученика.
3. Уровня развития психических процессов.
Главное в моей работе, чтобы процесс обучения был радостным, творческим, чтобы у учеников развивались интеллектуальные и творческие способности с желанием и интересом. У ребят стараюсь воспитывать нравственные качества, нравственные чувства.
Я думаю, что мои уроки технология (черчение) и изобразительное искусство имеют огромные потенциальные возможности для всестороннего развития личности школьников.
Заключение
В своей работе учитываю то, что ребенок не только ученик, но прежде всего личность во всем многоцветии ее качеств, черт и проявлений. Я не ограничиваю мои отношения с ребенком только сферами учениями, стараюсь всегда понять его духовный мир, его интерес и желание. Поэтому формирование расширение интересов школьников к моим предметам происходит во внеурочном пространстве. В него входят факультативы, экскурсии в выставочный зал, музеи, на природу; кружковая деятельность, научно-практические конференции, олимпиады по предмету черчение. Это дает свои результаты.
Не однократно мои ученики занимали призовые места в олимпиадах по предмету технология, черчение. В конкурсах и выставках по изобразительному искусству, технологии.
У меня есть выпускники, которые и после школы занимаются творчеством. Учась в политехнических ВУЗах и техникумах успешно сдают зачеты, экзамены по специальностям, где обязательным является знание по предмету черчение, так же учатся и в ВУЗах искусства.
Работая по своей системе в течение ряда лет, могу отметить, что ребята научились творить и мыслить непринужденно по желанию. Я стремлюсь к тому, чтобы обучаемые выросли настоящими творцами и нести добро и красоту всему окружающему миру. Становились настоящими патриотами нашей Родины, переживали за будущее России, вносили эстетику и были сопричастны ко всему прекрасному.
В дальнейшем планирую обобщить опыт в рамках городского методического объединения. Организовать постоянно действующую выставку лучших детских работ.
Совместно с администрацией выставочного зала и городского методического объединения была организована выставка работников образования в 2003 году, и традиционно существует, по сей день.