- Преподавателю
- Технология
- Занятие кружка Умелые руки по теме Изготовление скворечников
Занятие кружка Умелые руки по теме Изготовление скворечников
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Докин В.И. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Никольская основная общеобразовательная школа»
Занятие кружка «Умелые руки»
Тема: Изготовление скворечника
Учитель технологии
Докин Василий Иванович
2015 г.
Цели:
Обучающие
-
Формировать умения конструировать
-
Способствовать развитию умения анализировать форму предметов.
Развивающие
-
Развивать техническое мышление учащихся
-
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (анализ, сравнение, умение делать выводы, работать по алгоритму, доказывать, объяснять понятия).
-
Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (ориентировка в пространстве).
-
Способствовать развитию речи учащихся.
-
Создать условия для развития познавательного интереса.
Воспитательные
-
Способствовать формированию уважительного отношения к товарищам (умение слушать и слышать).
-
Воспитывать бережное отношение к природе
Объект работы: Скворечник
Оснащение занятия:
-
Планшет с медиафайлами,
-
заготовки древесины для скворечника (обрезки досок, горбыль),
-
рубанки,
-
ножовки,
-
тетради,
-
линейки,
-
карандаши,
-
угольники,
-
молотки, гвозди.
Межпредметные связи: биология, математика, черчение
Методы обучения: рассказ, беседа, практическая работа.
Ход занятия
-
Организационный момент
Приветствие, проверка учащихся в классе
-
Новый материал
-
Рассказ учителя
а) Разнообразие видов скворцов.
Приложение 1. «Скворцы» с показом слайдов на планшете.
б) Кто и когда из чего изобрел домик для птиц, сейчас трудно сказать. Сохранились описания скворечников, сделанных из бересты (берестянок), домиков для птиц, сплетенных из ивовых прутьев, соломы и обмазанных глиной. В России сначала появились скворечники. Почему так? Наверное, потому, что скворец нравится человеку своей задорной, веселой песенкой. Может быть, люди особенно радовались прилету первых скворцов - ведь следом за ними всегда приходило весеннее тепло.
Каждую весну ребята и взрослые мастерят и развешивают скворечники и другие птичьи домики. Делать это надо зная повадки и склонности пернатых.
Приложение 2.
«Какова история возникновения скворечника? Кто изобрел скворечник?»
Вопрос учащимся
Как вы думаете почему, например именно скворцы стали селиться с такой охотой в домиках, сделанных человеком?
Высказываются предположения учащимися.
Рассказ учителя
Дело в том, что скворечник поднят на высоком шесте над крышей, его видно со всех сторон. Синичка в таком домике не поселится. Она птичка малозаметная, тайная, у нее не так много сил, как у скворца, чтобы защитить гнездо. Синичка присматривает такое дупло, которое, кроме нее, вред ли кто сразу заметит. Чтобы ей угодить, надо построить особый домик - синичник - и повесить его в тихом месте среди ветвей, сделав незаметным для посторонних. К тому же надо чтобы леток не был закрыт ветвями. Такой спрятанный домик подойдет и пищухе, и вертишейке, и поползню.
Скворечники можно вешать рядом несколько штук, скворцы любят селиться колониями. А вот синички не выносят близкого соседства друг друга. Домики для синичек надо развешивать один от другого на расстоянии не менее 20-50 м. Синички и рады бы поселиться в скворечнике. Но дело в том, что вход (отверстие, леток) в него такой (ø 45 - 50 мм), что туда может попасть и скворец, который тут же ее выгонит. Вот почему для синичек и домики строят поменьше, и летки делают поуже (ø 35 - 40мм). Синичник лучше повесить осенью в лесу на высоте 3-4 метра, чтобы синицы к ним привыкли, но можно и ранней весной.
Вопрос учащимся:
Как вы думаете, а почему трясогузка не селится в скворечнике?
Она не может, как синичка, цепляться лапками за кору дерева, за стенку домика. Трясогузка отлично бегает, но не лазает. Она не сможет, подлетев к скворечнику, уцепиться за край летка и кормить птенцов. Для этой птицы нужен специальный домик - трясогузочник, который вешают обычно под крышей жилого деревянного строения.
Рассмотрим различные конструкции птичьих домов: Скворечник со съемной крышкой, выполненный из горбыля. Чтобы она не съезжала, к ее ровной поверхности прибита дощечка, размерами, соответствующими внутренним размерам домика.
-
Леток делают с круглым и квадратным летком - в центре или в верхнем углу.
-
Целесообразно делать скворечник с двумя летками. Они нужны в том случае, когда рождаются два птенца.
Требования, предъявляемые к объекту:
-
Леток у скворечника должен быть ø 45 - 50 мм;
-
Не должно быть много щелей;
-
Доски должны быть толщиной 20 - 25 мм. Можно использовать горбыль толщиной 15 мм;
-
С наружной стороны доски обструганные, а с внутренней строгать их нельзя. Если же доски окажутся строганными, то на передней стенке изнутри ниже летка надо сделать насечки - глубокие поперечные царапины чтобы птице и птенцам выбраться наружу;
-
Домик для птиц должен иметь небольшие узкие щели, необходимые для вентиляции;
-
Крышка домика должна быть обязательно съемной, чтобы домик можно было осмотреть и почистить. Делать это лучше всего два раза в году: осенью, после отлета птиц, и весной, перед прилетом;
-
Крышка должна быть укреплена так, чтобы ворона не смогла поддеть ее клювом, открыть и разорить чужое гнездо
Ознакомление с разнообразием конструкций скворечников с показом слайдов на планшете.
-
Постановка задачи:
-
Установить из каких деталей состоит домик для птиц, сколько их?
-
Определите геометрические формы по изображению.
-
Выполнить эскиз деталей скворечника.
Приложение 3. «Проект «Скворечник». Рассмотреть в качестве образца.
-
Коллективное составление плана работы
-
Изучить по образцу или графической документации конструкцию изготовляемого изделия;
-
Определить размеры и выбрать заготовки;
-
Выбрать технологию изготовления деталей изделия и составить технологическую карту ;
-
Согласно технологической карте изготовить детали;
-
Собрать детали и произвести сборку изделия
-
Самостоятельная работа
Составление технологической карты и оформление технологической карты в рабочей тетради.
-
Текущий инструктаж.
-
Обход рабочих мест;
-
Наблюдение за правильностью выполнения чертежей;
-
Соблюдение правил безопасности труда;
-
Помощь учащимся, которые испытывают затруднения.
Целевые обходы:
-
Инструктирование учеников по выполнению отдельных операций и задания в целом;
-
Концентрация внимания учеников на наиболее эффективных приемах операций;
-
Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания ученикам;
-
Контроль за бережным отношением учеников к средствам обучения;
-
Рациональное использование учебного времени учениками.
Заключительный инструктаж:
-
Анализ выполнения самостоятельной работы учеников;
-
Разбор типичных ошибок;
-
Причины допущенных ошибок;
-
Повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
Приложения: демонстрационные и печатные материалы:
-
«Скворцы»
-
«Какова история возникновения скворечника? Кто изобрел скворечник»
-
Проект «Скворечник»
Литература и используемые материалы:
-
Голованова Э.Н. Птицы возле дома. Л., 1990г.
-
Ильина В.Д. и др. Птицы Москвы и Подмосковья. М., 1987
-
Онегов А. Школа юннатов. М., 1980
-
Школа и производство № 2, 1998г.
-
animalsglobe.ru/skvorci/
-
razumniki.ru/istoriya_skvorechnika.html
-
prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/49346.html