Занятие кружка Умелые руки по теме Изготовление скворечников

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Никольская основная общеобразовательная школа»













Занятие кружка «Умелые руки»

Тема: Изготовление скворечника





Учитель технологии

Докин Василий Иванович




















2015 г.

Цели:

Обучающие

  • Формировать умения конструировать

  • Способствовать развитию умения анализировать форму предметов.

Развивающие

  • Развивать техническое мышление учащихся

  • Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (анализ, сравнение, умение делать выводы, работать по алгоритму, доказывать, объяснять понятия).

  • Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (ориентировка в пространстве).

  • Способствовать развитию речи учащихся.

  • Создать условия для развития познавательного интереса.

Воспитательные

  • Способствовать формированию уважительного отношения к товарищам (умение слушать и слышать).

  • Воспитывать бережное отношение к природе

Объект работы: Скворечник

Оснащение занятия:

  • Планшет с медиафайлами,

  • заготовки древесины для скворечника (обрезки досок, горбыль),

  • рубанки,

  • ножовки,

  • тетради,

  • линейки,

  • карандаши,

  • угольники,

  • молотки, гвозди.

Межпредметные связи: биология, математика, черчение

Методы обучения: рассказ, беседа, практическая работа.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка учащихся в классе

  1. Новый материал

  1. Рассказ учителя

а) Разнообразие видов скворцов.

Приложение 1. «Скворцы» с показом слайдов на планшете.

б) Кто и когда из чего изобрел домик для птиц, сейчас трудно сказать. Сохранились описания скворечников, сделанных из бересты (берестянок), домиков для птиц, сплетенных из ивовых прутьев, соломы и обмазанных глиной. В России сначала появились скворечники. Почему так? Наверное, потому, что скворец нравится человеку своей задорной, веселой песенкой. Может быть, люди особенно радовались прилету первых скворцов - ведь следом за ними всегда приходило весеннее тепло.

Каждую весну ребята и взрослые мастерят и развешивают скворечники и другие птичьи домики. Делать это надо зная повадки и склонности пернатых.

Приложение 2.

«Какова история возникновения скворечника? Кто изобрел скворечник?»

Вопрос учащимся

Как вы думаете почему, например именно скворцы стали селиться с такой охотой в домиках, сделанных человеком?

Высказываются предположения учащимися.

Рассказ учителя

Дело в том, что скворечник поднят на высоком шесте над крышей, его видно со всех сторон. Синичка в таком домике не поселится. Она птичка малозаметная, тайная, у нее не так много сил, как у скворца, чтобы защитить гнездо. Синичка присматривает такое дупло, которое, кроме нее, вред ли кто сразу заметит. Чтобы ей угодить, надо построить особый домик - синичник - и повесить его в тихом месте среди ветвей, сделав незаметным для посторонних. К тому же надо чтобы леток не был закрыт ветвями. Такой спрятанный домик подойдет и пищухе, и вертишейке, и поползню.

Скворечники можно вешать рядом несколько штук, скворцы любят селиться колониями. А вот синички не выносят близкого соседства друг друга. Домики для синичек надо развешивать один от другого на расстоянии не менее 20-50 м. Синички и рады бы поселиться в скворечнике. Но дело в том, что вход (отверстие, леток) в него такой (ø 45 - 50 мм), что туда может попасть и скворец, который тут же ее выгонит. Вот почему для синичек и домики строят поменьше, и летки делают поуже (ø 35 - 40мм). Синичник лучше повесить осенью в лесу на высоте 3-4 метра, чтобы синицы к ним привыкли, но можно и ранней весной.

Вопрос учащимся:

Как вы думаете, а почему трясогузка не селится в скворечнике?

Она не может, как синичка, цепляться лапками за кору дерева, за стенку домика. Трясогузка отлично бегает, но не лазает. Она не сможет, подлетев к скворечнику, уцепиться за край летка и кормить птенцов. Для этой птицы нужен специальный домик - трясогузочник, который вешают обычно под крышей жилого деревянного строения.

Рассмотрим различные конструкции птичьих домов: Скворечник со съемной крышкой, выполненный из горбыля. Чтобы она не съезжала, к ее ровной поверхности прибита дощечка, размерами, соответствующими внутренним размерам домика.

  • Леток делают с круглым и квадратным летком - в центре или в верхнем углу.

  • Целесообразно делать скворечник с двумя летками. Они нужны в том случае, когда рождаются два птенца.

Требования, предъявляемые к объекту:

  • Леток у скворечника должен быть ø 45 - 50 мм;

  • Не должно быть много щелей;

  • Доски должны быть толщиной 20 - 25 мм. Можно использовать горбыль толщиной 15 мм;

  • С наружной стороны доски обструганные, а с внутренней строгать их нельзя. Если же доски окажутся строганными, то на передней стенке изнутри ниже летка надо сделать насечки - глубокие поперечные царапины чтобы птице и птенцам выбраться наружу;

  • Домик для птиц должен иметь небольшие узкие щели, необходимые для вентиляции;

  • Крышка домика должна быть обязательно съемной, чтобы домик можно было осмотреть и почистить. Делать это лучше всего два раза в году: осенью, после отлета птиц, и весной, перед прилетом;

  • Крышка должна быть укреплена так, чтобы ворона не смогла поддеть ее клювом, открыть и разорить чужое гнездо

Ознакомление с разнообразием конструкций скворечников с показом слайдов на планшете.











  1. Постановка задачи:

  • Установить из каких деталей состоит домик для птиц, сколько их?

  • Определите геометрические формы по изображению.

  • Выполнить эскиз деталей скворечника.

Приложение 3. «Проект «Скворечник». Рассмотреть в качестве образца.



  1. Коллективное составление плана работы

  • Изучить по образцу или графической документации конструкцию изготовляемого изделия;

  • Определить размеры и выбрать заготовки;

  • Выбрать технологию изготовления деталей изделия и составить технологическую карту ;

  • Согласно технологической карте изготовить детали;

  • Собрать детали и произвести сборку изделия



  1. Самостоятельная работа

Составление технологической карты и оформление технологической карты в рабочей тетради.



  1. Текущий инструктаж.

  • Обход рабочих мест;

  • Наблюдение за правильностью выполнения чертежей;

  • Соблюдение правил безопасности труда;

  • Помощь учащимся, которые испытывают затруднения.

Целевые обходы:

  • Инструктирование учеников по выполнению отдельных операций и задания в целом;

  • Концентрация внимания учеников на наиболее эффективных приемах операций;

  • Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания ученикам;

  • Контроль за бережным отношением учеников к средствам обучения;

  • Рациональное использование учебного времени учениками.

Заключительный инструктаж:

  1. Анализ выполнения самостоятельной работы учеников;

  2. Разбор типичных ошибок;

  3. Причины допущенных ошибок;

  4. Повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.





Приложения: демонстрационные и печатные материалы:


  1. «Скворцы»

  2. «Какова история возникновения скворечника? Кто изобрел скворечник»

  3. Проект «Скворечник»




Литература и используемые материалы:

  1. Голованова Э.Н. Птицы возле дома. Л., 1990г.

  2. Ильина В.Д. и др. Птицы Москвы и Подмосковья. М., 1987

  1. Онегов А. Школа юннатов. М., 1980

  2. Школа и производство № 2, 1998г.

  3. animalsglobe.ru/skvorci/

  4. razumniki.ru/istoriya_skvorechnika.html

  5. prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/49346.html











© 2010-2022