Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению 5 класс (VIII вид)

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»





Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол № __ от ____20__г.

Согласовано

зам. директора по УВР

_________Бандурист Я.С.

Утверждено

Директор школы

________Ю.А. Ребзон

____________/___________/

__________ 2015 г.

_____________ 2015 г.



Рабочая программа

по профессионально-трудовому обучению

для 5К класса

(уровень: специальное коррекционное обучение)




Учитель: Еккель Гаянэ Баторовна





Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

Пояснительная записка

Учебная программа по профессионально-трудовому обучению 5 класс разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014, школьного Положения о составлении рабочих программ по предмету и учебного плана на 2015-2016 учебный год.

Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области изготовления белья и легкой одежды. Развитие инициативы, мобильности, социально-трудовой адаптации учащихся.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

  • формирование трудовых навыков и умений, технических и технологических

знаний; умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе;

  • закрепление и совершенствование технологических приѐмов индивидуального и промышленного пошива одежды, белья;

  • развитие мышления, способности к пространственному анализу;

  • формирование эстетических представлений и вкуса;

  • воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе труда.

  • коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся;

  • воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.

Место предмета в федеральном базисном плане

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению в 5 классе разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2014, школьного Положения о составлении рабочих программ по предмету и учебного плана на 2015-2016 учебный год.

Программа рассчитана на 170 часов в год ( по 5 часов в неделю)

Обоснование отбора содержания

Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового.

На каждом занятии необходимо работать над трудовыми умениями и навыками, входящими во все группы или хотя бы в одну из них.

Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.

Предметом осуждения является брак в работе, неэкономное расходование материалов, сломанный инструмент, случай нарушения правил безопасности труда, дисциплины и др.

Программа 5 класса предусматривает овладение учащимся знаниями устройства швейной машины, формирование навыков выполнения машинных строчек и швов, снятию мерок, построению чертежа. В процессе трудового обучения учащиеся должны получить общетрудовую подготовку с профессиональной направленностью, способствующую их интеллектуальному и профессиональному становлению. Количество часов, отведенных на изучении той или иной темы, определяется исходя из уровня подготовленности учащихся.

Программа направлена на изучение способов конструирования, моделирования и технологической обработки конкретных швейных изделий. Учащиеся могут выбрать для изготовления любое из предлагаемых учителем примерного перечня (по программе) или предложить любой другой вариант изделия, по возможности сохраняя базовый теоретический уровень. В каждой четверти есть тема «Практическое повторение», которая предусматривает формирование навыков практического выполнения и применения различных технологий пошива не только лѐгкой женской и детской одежды, но и пошиву другой продукции. А так же является одним из способов изучения динамики развития трудовых способностей обучающихся. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребѐнком позволяет выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.

Общая характеристика предмета

Изучение интегративной образовательной области «Профессионально-трудовое обучение», включающей базовые (т. е. наиболее распространен­ные и перспективные) технологии и предусматривающей твор­ческое развитие обучающихся в рамках системы проектов, позволит молодежи при­обрести общетрудовые и частично специальные знания и уме­ния, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, эко­номическому и экологическому аспектам деятельности, озна­комлению с информационными и высокими технологиями, ка­чественному выполнению работ и готовности к самообразова­нию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

Методические рекомендации по изучению курса профессионально-трудового обучения

В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы.

Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:

- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;

- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;

- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;

- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;

- связь теоретических знаний с практической работой;

- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;

- повышение работоспособности и выносливости учеников;

- раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.

Логические связи

Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, истории, естествознания. Эти знания помогают им учитывать расходы материалов понимать процессы изготовления тканей, вникать в положение трудового законодательства и т. д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьниками общеобразовательных предметов.









Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов на изучение темы

уроки

практ.

работы

самост.

работы

Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования)

I

1.Швейная машина

10

6

4

-

Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом.

Подготавливать швейную машину к работе

2.Работа с тканью

15

8

7

-

Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент

Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка

3.Ремонт одежды

20

10

9

1

Уметь пришивать пуговицы, обметывать срезы ткани, знать швы, применяемые для ремонта белья и одежды.

II

4.Работа с тканью

18

12

6

-

Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание косыми (или петельными) стежками; замётывание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); смётывание. Изготовлять образцы машинных работ: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание.

5.Ремонт одежды

17

8

8

1

Знать виды ремонта одежды, уметь подбирать ткань для вешалки и заплаты, уметь налаживать заплату.

III

6.Швейная машина с электроприводом

6

4

2

-

Знать устройство швейной машины с электроприводом.

7.Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани

16

7

9

-

Знать правила оформления чертежей, инструменты и материалы для изготовления выкройки. Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Определять виды переплетения нитей в ткани. Проводить анализ прочности окраски тканей.

8.Двойной шов

2

1

1

-

Уметь складывать ткань, сметывать и стачивать, вывертывать ткань, выметывать и выполнять вторую строчку, контролировать размер шва.

9.Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва.

26

17

8

1

Определять размеры наволочки по подушке, составлять чертеж в натуральную величину по заданным размерам. Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учётом припусков на швы. Выкраивать детали швейного изделия. Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя. Изготовлять образцы машинных работ: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание. Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

IV

10.Накладной шов

8

6

2

-

Виды соединительного шва, выполнять накладной шов с закрытым срезом.

11.Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов

32

18

13

1

Расчет расхода ткани, подготовка ткани к раскрою, раскладка выкройки на ткани, соединение боковых срезов двойным швом, виды отделок изделия


















Календарно - тематическое планирование

урока п/п

№ темы

урока по теме

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

прим.

план

факт

1. Швейная машина

1

1


1

Вводное занятие. Беседа о профессии швеи

1




2

2

Правила поведения и безопасной работы. Организация рабочего места

1




3

3

Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы.

1




4

4

Швейная машина с ручным приводом

1




5

5

Заправка верхней и нижней ниток





6

6

Пуск и остановка швейной машины, рабочий и свободный ход швейной машины

1




7

7

Практическая работа: Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса)

1




8

8

Практическая работа: Подготовка машины к работе

1




9


9

Практическая работа: Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку

1




10


10

Практическая работа: Положение изделия на машинном рабочем месте

1




2.Работа с тканью (пошив носового платка)


11

2

1

Представление о волокне: внешний вид, употребление

1




12

2

Виды волокон

1




13

3

Названия тканей, используемых для изготовления носового платка.

1




14

4

Ручные работы при пошиве изделия

1




15

5

Машинные работы при пошиве изделия

1




16

6

Машинные швы: виды, конструкция, применение

1




17

7

Подготовка швейной машины к работе

1




18

8

Определение долевой нити, определение лицевой и изнаночной сторон ткани

1




19

9

Практическая работа: Выполнение выкройки носового платка

1




20-21

10-11

Практическая работа: Выполнение шва в подгибку с закрытым и открытым срезами

2




22


12

Практическая работа: Утюжка изделия

1




23

13

Практическая работа: Заметывание поперечного среза

1




24

14

Практическая работа: Заметывание долевого среза швом в подгибку с закрытым срезом

1




25

15

Практическая работа: Застрачивание подогнутых краев платка, обработка углов косыми стежками

1




3.Ремонт одежды(пришивание пуговиц)

26-27

3

1-2

Виды пуговиц

2




28-29

3-4

Способы пришивания пуговиц в зависимости от вида пуговиц

2




30-31

5-6

Нитки, используемые для пришивания пуговиц

2




32-33

7-8

Подготовка белья и одежды к ремонту

2




34-35

9-10

Швы, применяемые для белья и одежды

2




36

11

Практическая работа: определение места для оторванной пуговицы

1




37

12

Практическая работа: Пришивание пуговицы на стойке

1




38

13

Практическая работа: Закрепление нити несколькими стежками на одном месте

1




39

14

Практическая работа: подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия

1




40

15

Практическая работа: складывание ткани по цвету, толщине, качеству изделия

1




41

16

Практическая работа: складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву

1




42

17

Практическая работа: Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками

1




43

18

Практическая работа: Обметывание срезов разрыва частыми косыми стежками

1




44


19

Практическая работа: Приутюживание места ремонта

1




45

20

Самостоятельная работа

1




4. Работа с тканью (изготовление мешочка для хранения изделия.

Повязка из двух слоев ткани с завязками из тесьмы для дежурного)

46

4

1

Вводное занятие. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине

1




47

2

Название тканей, используемых для пошива мешочка.

1




48-49

3-4

Ручные и машинные работы

2




50-51

5-6

Машинные швы, конструкция и применение

2




52

7

Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки

1




53

8

Продергивание тесьмы. Выполнение станочного шва

1




54-55

9-10

Выполнение станочного шва на образце

2




56-57

11-12

Практическая работа: Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией.

2




58

13

Практическая работа: Стачивание боковых срезов

1




59

14

Практическая работа: обметывание срезов шва косыми или петельными стежками

1




60

15

Практическая работа: Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5-2см. Продергивание петли

1




61

16

Практическая работа: Пришивание эмблемы к повязке для дежурного

1




62

17

Практическая работа: складывание и сметывание деталей

1




63

18

Практическая работа: обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва, выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия.

1




5. Ремонт одежды ( вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации)

64-65

5

1-2

Виды ремонта одежды

2




66-67

3-4

Подбор ткани для вешалки и заплаты

2




68-69

5-6

Подготовка одежды к ремонту

2




70-71

7-8

Наложение заплаты

2




72

9

Практическая работа: вырезание лоскута 10х14 см для вешалки

1




73

10

Практическая работа: Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой

1




74


11

Практическая работа: Пришивание вешалки к изделию

1




75

12

Практическая работа: Определение места наложения и размеров заплаты

1




76

13

Практическая работа: раскрой заплаты с прибавкой на швы

1




77

14

Практическая работа: загибание и заметывание срезов заплаты

1




78

15

Практическая работа: наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками

1




79

16

Практическая работа: Приутюживание изделия

1




80

17

Самостоятельная работа

1




6.Швейная машина с электроприводом

81

6

1

Швейная машина с электроприводом: назначение, устройство

1




82

2

Регулятор строчки: устройство и назначение

1




83

3

Машинная закрепка

1




84

4

Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила установки

1




85

5

Практическая работа: Выполнение строчек с различной длиной

1




86

6

Практическая работа: Выполнение машинной закрепки

1




7.Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани

87

7

1

Инструменты и материалы для изготовления выкройки салфетки

1




88

2

Понятия: прямая и кривая линии, прямой угол

1




89

3

Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды, назначение

1




90

4

Вертикальные и горизонтальные линии

1




91

5

Правила оформления чертежей

1




92

6

Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании

1




93

7

Ткани, применяемые для изготовления салфеток

1




94

8

Практическая работа: Построение прямых углов

1




95

9

Практическая работа: выполнение чертежа всего изделия

1




96

10

Практическая работа: вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах

1




97

11

Практическая работа: проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов

1




98

12

Практическая работа: определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани

1




99

13

Практическая работа: Выкраивание деталей изделия по выкройке

1




100

14

Практическая работа: подготовка кроя к пошиву на машине. Положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе машины

1




101

15

Практическая работа: выполнение шва вподгибку в углах изделия

1




102

16

Практическая работа: подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия

1




8.Двойной шов

103


1

Соединительные швы. Двойной шов: конструкция и применение

1




104

2

Практическая работа: выполнение двойного шва на образце

1




9.Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва

105

9

1

Ткани, применяемые для изготовления наволочек

1




106

2

Фасоны наволочек

1




107

3

Соответствие размера наволочки размеру подушки

1




108-109

4-5

Подготовка ткани к раскрою и раскладка выкройки на ткани

2




110

6

Изготовление выкройки наволочки

1




111-112

7-8

Раскрой наволочки

2




113-114

9-10

Ручные и машинные работы

2




115

11

Складывание ткани, сметывание и стачивание

1




116-117

12-13

Выполнение швов вподгибку с закрытым срезом

2




118

14

Выполнение двойных швов

1




119-120

15-16

Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом

2




121

17

Машинная закрепка. Утюжка готового изделия

1




122

18

Практическая работа: определение размера наволочек по подушке.

1




123

19

Практическая работа: Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам

1




124

20

Практическая работа: подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани

1




125

21

Практическая работа: расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы

1




126

22

Практическая работа: обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом

1




127

23

Практическая работа: складывание для обработки боковых срезов двойным швом, сметывание.

1




128

24

Практическая работа: обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом

1




129

25

Практическая работа: выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия

1




130

26

Самостоятельная работа

1




10.Накладной шов

131

10

1

Вводное занятие. Правила безопасности при шитье

1




132

2

Виды соединительных швов: накладной и др.

1



133

3

Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение, ширина в разных изделиях

1




134

4

Места измерения ширины швов

1




135

5

Накладной шов с закрытым срезом

1




136

6

Накладной шов с двумя открытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону и измерение его ширины

1




137


7

Практическая работа: выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону

1




138


8

Практическая работа: выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами, направленными в разные стороны, измерение по ширине

1




11.Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов

139


1

Растительные волокна(хлопок)

1




140


2

Общее представление о хлопчатнике

1




141


3

Общее представление о прядении

1




142


4

Получение пряжи из волокон хлопка

1




143


5

Сумки: фасоны, размеры

1




144


6

Ткани, применяемые при пошиве сумки хозяйственной

1




145


7

Фурнитура для сумок

1




146


8

Изготовление выкройки сумки хозяйственной

1




147


9

Перенос выкройки на ткань, припуски на швы

1




148-149


10-11

Ручные и машинные работы при пошиве сумки

2




150


12

Нитки, иглы, используемые для изготовления сумки

1




151


13

Виды швов

1




152


14

Виды отделки швейного изделия

1




153


15

Практическая работа: Определение ширины и длины прямоугольной сумки и ее ручек.

1




154


16

Практическая работа: Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину

1




155


17

Практическая работа: Расчет расхода ткани

1




156


18

Практическая работа: подготовка ткани к раскрою

1




157


19

Практическая работа: раскладка выкройки на ткани

1




158


20

Практическая работа: выкраивание деталей с припуском на швы

1




159


21

Практическая работа: соединение боковых срезов двойным швом

1




160


22

Практическая работа: обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами

1




161


23

Практическая работа:разметка мест прикрепления и приметывание ручек

1




162


24

Практическая работа: обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек.

1




163


25

Практическая работа: образование дна и боковых сторон сумки путем застрачивания углов

1




164


26

Практическая работа: отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его

1




165


27

Практическая работа: отделка сумки

1




166


28

Самостоятельная работа

1




167-170


29-32

Резервный урок

4














Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

  • Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).

  • Прилежание ученика во время работы.

За теоретическую часть:

Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.

Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

За практическую работу:

Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.














Учебно - методическое обеспечение

Технические средства

Компьютер

Проектор

Электроплита

Шв. машины с ручным приводом

Шв. машины с электрическим приводом

Учебно - методическая литература

1.Коломейко Г.Л.Шьем просто и быстро. Большие и маленькие секреты хорошего кроя и шитья.- М.:АСТ, 2014

2.Лебедева Л. Красное - прекрасное. Альбом по вышиванию.-М.:Малыш,1986

3.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2014















© 2010-2022