- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению 5 класс (VIII вид)
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению 5 класс (VIII вид)
Раздел | Технология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Еккель Г.Б. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании ШМО
протокол № __ от ____20__г.
Согласовано
зам. директора по УВР
_________Бандурист Я.С.
Утверждено
Директор школы
________Ю.А. Ребзон
____________/___________/
__________ 2015 г.
_____________ 2015 г.
Рабочая программа
по профессионально-трудовому обучению
для 5К класса
(уровень: специальное коррекционное обучение)
Учитель: Еккель Гаянэ Баторовна
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Пояснительная записка
Учебная программа по профессионально-трудовому обучению 5 класс разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014, школьного Положения о составлении рабочих программ по предмету и учебного плана на 2015-2016 учебный год.
Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области изготовления белья и легкой одежды. Развитие инициативы, мобильности, социально-трудовой адаптации учащихся.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
-
формирование трудовых навыков и умений, технических и технологических
знаний; умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе;
-
закрепление и совершенствование технологических приѐмов индивидуального и промышленного пошива одежды, белья;
-
развитие мышления, способности к пространственному анализу;
-
формирование эстетических представлений и вкуса;
-
воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе труда.
-
коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся;
-
воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
Место предмета в федеральном базисном плане
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению в 5 классе разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2014, школьного Положения о составлении рабочих программ по предмету и учебного плана на 2015-2016 учебный год.
Программа рассчитана на 170 часов в год ( по 5 часов в неделю)
Обоснование отбора содержания
Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового.
На каждом занятии необходимо работать над трудовыми умениями и навыками, входящими во все группы или хотя бы в одну из них.
Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.
Предметом осуждения является брак в работе, неэкономное расходование материалов, сломанный инструмент, случай нарушения правил безопасности труда, дисциплины и др.
Программа 5 класса предусматривает овладение учащимся знаниями устройства швейной машины, формирование навыков выполнения машинных строчек и швов, снятию мерок, построению чертежа. В процессе трудового обучения учащиеся должны получить общетрудовую подготовку с профессиональной направленностью, способствующую их интеллектуальному и профессиональному становлению. Количество часов, отведенных на изучении той или иной темы, определяется исходя из уровня подготовленности учащихся.
Программа направлена на изучение способов конструирования, моделирования и технологической обработки конкретных швейных изделий. Учащиеся могут выбрать для изготовления любое из предлагаемых учителем примерного перечня (по программе) или предложить любой другой вариант изделия, по возможности сохраняя базовый теоретический уровень. В каждой четверти есть тема «Практическое повторение», которая предусматривает формирование навыков практического выполнения и применения различных технологий пошива не только лѐгкой женской и детской одежды, но и пошиву другой продукции. А так же является одним из способов изучения динамики развития трудовых способностей обучающихся. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребѐнком позволяет выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.
Общая характеристика предмета
Изучение интегративной образовательной области «Профессионально-трудовое обучение», включающей базовые (т. е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие обучающихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.
Методические рекомендации по изучению курса профессионально-трудового обучения
В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы.
Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:
- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;
- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;
- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;
- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;
- связь теоретических знаний с практической работой;
- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;
- повышение работоспособности и выносливости учеников;
- раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.
Логические связи
Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, истории, естествознания. Эти знания помогают им учитывать расходы материалов понимать процессы изготовления тканей, вникать в положение трудового законодательства и т. д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьниками общеобразовательных предметов.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Кол-во часов на изучение темы
уроки
практ.
работы
самост.
работы
Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования)
I
1.Швейная машина
10
6
4
-
Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом.
Подготавливать швейную машину к работе
2.Работа с тканью
15
8
7
-
Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент
Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка
3.Ремонт одежды
20
10
9
1
Уметь пришивать пуговицы, обметывать срезы ткани, знать швы, применяемые для ремонта белья и одежды.
II
4.Работа с тканью
18
12
6
-
Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание косыми (или петельными) стежками; замётывание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); смётывание. Изготовлять образцы машинных работ: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание.
5.Ремонт одежды
17
8
8
1
Знать виды ремонта одежды, уметь подбирать ткань для вешалки и заплаты, уметь налаживать заплату.
III
6.Швейная машина с электроприводом
6
4
2
-
Знать устройство швейной машины с электроприводом.
7.Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани
16
7
9
-
Знать правила оформления чертежей, инструменты и материалы для изготовления выкройки. Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Определять виды переплетения нитей в ткани. Проводить анализ прочности окраски тканей.
8.Двойной шов
2
1
1
-
Уметь складывать ткань, сметывать и стачивать, вывертывать ткань, выметывать и выполнять вторую строчку, контролировать размер шва.
9.Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва.
26
17
8
1
Определять размеры наволочки по подушке, составлять чертеж в натуральную величину по заданным размерам. Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учётом припусков на швы. Выкраивать детали швейного изделия. Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя. Изготовлять образцы машинных работ: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание. Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание.
IV
10.Накладной шов
8
6
2
-
Виды соединительного шва, выполнять накладной шов с закрытым срезом.
11.Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов
32
18
13
1
Расчет расхода ткани, подготовка ткани к раскрою, раскладка выкройки на ткани, соединение боковых срезов двойным швом, виды отделок изделия
Календарно - тематическое планирование
№
урока п/п
№ темы
№
урока по теме
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
прим.
план
факт
1. Швейная машина
1
1
1
Вводное занятие. Беседа о профессии швеи
1
2
2
Правила поведения и безопасной работы. Организация рабочего места
1
3
3
Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы.
1
4
4
Швейная машина с ручным приводом
1
5
5
Заправка верхней и нижней ниток
6
6
Пуск и остановка швейной машины, рабочий и свободный ход швейной машины
1
7
7
Практическая работа: Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса)
1
8
8
Практическая работа: Подготовка машины к работе
1
9
9
Практическая работа: Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку
1
10
10
Практическая работа: Положение изделия на машинном рабочем месте
1
2.Работа с тканью (пошив носового платка)
11
2
1
Представление о волокне: внешний вид, употребление
1
12
2
Виды волокон
1
13
3
Названия тканей, используемых для изготовления носового платка.
1
14
4
Ручные работы при пошиве изделия
1
15
5
Машинные работы при пошиве изделия
1
16
6
Машинные швы: виды, конструкция, применение
1
17
7
Подготовка швейной машины к работе
1
18
8
Определение долевой нити, определение лицевой и изнаночной сторон ткани
1
19
9
Практическая работа: Выполнение выкройки носового платка
1
20-21
10-11
Практическая работа: Выполнение шва в подгибку с закрытым и открытым срезами
2
22
12
Практическая работа: Утюжка изделия
1
23
13
Практическая работа: Заметывание поперечного среза
1
24
14
Практическая работа: Заметывание долевого среза швом в подгибку с закрытым срезом
1
25
15
Практическая работа: Застрачивание подогнутых краев платка, обработка углов косыми стежками
1
3.Ремонт одежды(пришивание пуговиц)
26-27
3
1-2
Виды пуговиц
2
28-29
3-4
Способы пришивания пуговиц в зависимости от вида пуговиц
2
30-31
5-6
Нитки, используемые для пришивания пуговиц
2
32-33
7-8
Подготовка белья и одежды к ремонту
2
34-35
9-10
Швы, применяемые для белья и одежды
2
36
11
Практическая работа: определение места для оторванной пуговицы
1
37
12
Практическая работа: Пришивание пуговицы на стойке
1
38
13
Практическая работа: Закрепление нити несколькими стежками на одном месте
1
39
14
Практическая работа: подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия
1
40
15
Практическая работа: складывание ткани по цвету, толщине, качеству изделия
1
41
16
Практическая работа: складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву
1
42
17
Практическая работа: Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками
1
43
18
Практическая работа: Обметывание срезов разрыва частыми косыми стежками
1
44
19
Практическая работа: Приутюживание места ремонта
1
45
20
Самостоятельная работа
1
4. Работа с тканью (изготовление мешочка для хранения изделия.
Повязка из двух слоев ткани с завязками из тесьмы для дежурного)
46
4
1
Вводное занятие. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине
1
47
2
Название тканей, используемых для пошива мешочка.
1
48-49
3-4
Ручные и машинные работы
2
50-51
5-6
Машинные швы, конструкция и применение
2
52
7
Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки
1
53
8
Продергивание тесьмы. Выполнение станочного шва
1
54-55
9-10
Выполнение станочного шва на образце
2
56-57
11-12
Практическая работа: Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией.
2
58
13
Практическая работа: Стачивание боковых срезов
1
59
14
Практическая работа: обметывание срезов шва косыми или петельными стежками
1
60
15
Практическая работа: Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5-2см. Продергивание петли
1
61
16
Практическая работа: Пришивание эмблемы к повязке для дежурного
1
62
17
Практическая работа: складывание и сметывание деталей
1
63
18
Практическая работа: обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва, выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия.
1
5. Ремонт одежды ( вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации)
64-65
5
1-2
Виды ремонта одежды
2
66-67
3-4
Подбор ткани для вешалки и заплаты
2
68-69
5-6
Подготовка одежды к ремонту
2
70-71
7-8
Наложение заплаты
2
72
9
Практическая работа: вырезание лоскута 10х14 см для вешалки
1
73
10
Практическая работа: Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой
1
74
11
Практическая работа: Пришивание вешалки к изделию
1
75
12
Практическая работа: Определение места наложения и размеров заплаты
1
76
13
Практическая работа: раскрой заплаты с прибавкой на швы
1
77
14
Практическая работа: загибание и заметывание срезов заплаты
1
78
15
Практическая работа: наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками
1
79
16
Практическая работа: Приутюживание изделия
1
80
17
Самостоятельная работа
1
6.Швейная машина с электроприводом
81
6
1
Швейная машина с электроприводом: назначение, устройство
1
82
2
Регулятор строчки: устройство и назначение
1
83
3
Машинная закрепка
1
84
4
Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила установки
1
85
5
Практическая работа: Выполнение строчек с различной длиной
1
86
6
Практическая работа: Выполнение машинной закрепки
1
7.Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани
87
7
1
Инструменты и материалы для изготовления выкройки салфетки
1
88
2
Понятия: прямая и кривая линии, прямой угол
1
89
3
Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды, назначение
1
90
4
Вертикальные и горизонтальные линии
1
91
5
Правила оформления чертежей
1
92
6
Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании
1
93
7
Ткани, применяемые для изготовления салфеток
1
94
8
Практическая работа: Построение прямых углов
1
95
9
Практическая работа: выполнение чертежа всего изделия
1
96
10
Практическая работа: вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах
1
97
11
Практическая работа: проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов
1
98
12
Практическая работа: определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани
1
99
13
Практическая работа: Выкраивание деталей изделия по выкройке
1
100
14
Практическая работа: подготовка кроя к пошиву на машине. Положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе машины
1
101
15
Практическая работа: выполнение шва вподгибку в углах изделия
1
102
16
Практическая работа: подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия
1
8.Двойной шов
103
1
Соединительные швы. Двойной шов: конструкция и применение
1
104
2
Практическая работа: выполнение двойного шва на образце
1
9.Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва
105
9
1
Ткани, применяемые для изготовления наволочек
1
106
2
Фасоны наволочек
1
107
3
Соответствие размера наволочки размеру подушки
1
108-109
4-5
Подготовка ткани к раскрою и раскладка выкройки на ткани
2
110
6
Изготовление выкройки наволочки
1
111-112
7-8
Раскрой наволочки
2
113-114
9-10
Ручные и машинные работы
2
115
11
Складывание ткани, сметывание и стачивание
1
116-117
12-13
Выполнение швов вподгибку с закрытым срезом
2
118
14
Выполнение двойных швов
1
119-120
15-16
Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом
2
121
17
Машинная закрепка. Утюжка готового изделия
1
122
18
Практическая работа: определение размера наволочек по подушке.
1
123
19
Практическая работа: Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам
1
124
20
Практическая работа: подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани
1
125
21
Практическая работа: расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы
1
126
22
Практическая работа: обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом
1
127
23
Практическая работа: складывание для обработки боковых срезов двойным швом, сметывание.
1
128
24
Практическая работа: обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом
1
129
25
Практическая работа: выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия
1
130
26
Самостоятельная работа
1
10.Накладной шов
131
10
1
Вводное занятие. Правила безопасности при шитье
1
132
2
Виды соединительных швов: накладной и др.
1
133
3
Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение, ширина в разных изделиях
1
134
4
Места измерения ширины швов
1
135
5
Накладной шов с закрытым срезом
1
136
6
Накладной шов с двумя открытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону и измерение его ширины
1
137
7
Практическая работа: выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону
1
138
8
Практическая работа: выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами, направленными в разные стороны, измерение по ширине
1
11.Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов
139
1
Растительные волокна(хлопок)
1
140
2
Общее представление о хлопчатнике
1
141
3
Общее представление о прядении
1
142
4
Получение пряжи из волокон хлопка
1
143
5
Сумки: фасоны, размеры
1
144
6
Ткани, применяемые при пошиве сумки хозяйственной
1
145
7
Фурнитура для сумок
1
146
8
Изготовление выкройки сумки хозяйственной
1
147
9
Перенос выкройки на ткань, припуски на швы
1
148-149
10-11
Ручные и машинные работы при пошиве сумки
2
150
12
Нитки, иглы, используемые для изготовления сумки
1
151
13
Виды швов
1
152
14
Виды отделки швейного изделия
1
153
15
Практическая работа: Определение ширины и длины прямоугольной сумки и ее ручек.
1
154
16
Практическая работа: Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину
1
155
17
Практическая работа: Расчет расхода ткани
1
156
18
Практическая работа: подготовка ткани к раскрою
1
157
19
Практическая работа: раскладка выкройки на ткани
1
158
20
Практическая работа: выкраивание деталей с припуском на швы
1
159
21
Практическая работа: соединение боковых срезов двойным швом
1
160
22
Практическая работа: обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами
1
161
23
Практическая работа:разметка мест прикрепления и приметывание ручек
1
162
24
Практическая работа: обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек.
1
163
25
Практическая работа: образование дна и боковых сторон сумки путем застрачивания углов
1
164
26
Практическая работа: отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его
1
165
27
Практическая работа: отделка сумки
1
166
28
Самостоятельная работа
1
167-170
29-32
Резервный урок
4
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
-
Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
-
Прилежание ученика во время работы.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Учебно - методическое обеспечение
Технические средства
Компьютер
Проектор
Электроплита
Шв. машины с ручным приводом
Шв. машины с электрическим приводом
Учебно - методическая литература
1.Коломейко Г.Л.Шьем просто и быстро. Большие и маленькие секреты хорошего кроя и шитья.- М.:АСТ, 2014
2.Лебедева Л. Красное - прекрасное. Альбом по вышиванию.-М.:Малыш,1986
3.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2014