Конспект 8 класс Лоскутное шитье

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



















Конспект открытого урока:

«Лоскутное шитьё»





Выполнила: учитель технологии

средней школы №2 г.Кандыагаш

Умбетиярова Венера Асылхановна





2015-2016 уч.год

Конспект и презентация к уроку технологии "Лоскутное шитьё"

Цели и задачи:

- познакомить учащихся с историей возникновения лоскутной техники;

- совершенствовать швейные навыки;

- развивать инициативу и творчество учащихся, умение действовать рационально;

- дать сведения о приёмах работы с лоскутами;

- развивать стремление к углублению знаний;

- способствовать развитию творческого воображения;

- воспитывать уважение к народным традициям, культуру труда. Оборудование: лоскуты хлопчатобумажной ткани, линейка, ножницы, карандаш, швейная машина, ручная игла, нитки, обмылки или мел, утюг, гладильная доска, лекала, инструкционная карта.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Вводная часть.

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который по праву можно считать традиционным, уходящим корнями в далёкое прошлое и в то же время ярким и самобытным, находящимся на пике современной моды. «Лоскутное шитьё» - такое общее название имеет работа с различными тканями. Создавать из лоскутков что-то новое и необычное - занятие увлекательное и, в отличие от многих других видов декоративно-прикладного искусства, не требующее особых навыков. Надо немного уметь шить (и не обязательно на швейной машинке) и быть в работе очень аккуратным. В лоскутной технике можно использовать вышедшие из моды пальто, старые шляпы и другие вещи из драпа, сукна, фетра: они очень прочны. Можно использовать кусочки хлопчатобумажных тканей, оставшихся после раскроя. Из лоскутков можно выполнить изделия не только декоративного плана, например панно, но и практического применения: сумки, пледы, подушки, ковры, одежду, игрушки. Многообразие решений неисчерпаемо. В зависимости от того, какие лоскутки есть в наличии, можно подбирать орнаменты, учитывая тональную гамму тканей. Обо всём этом, а также о приёмах работы с лоскутками, о создании различного вида модулей, о порядке разработки различных изделий и о многом другом мы будем говорить на ближайших занятиях. Изготовив различные изделия в этой технике, вы порадуете себя и своих близких. Ведь давно известно, что подарок, сделанный своими руками, наиболее ценный.

Как вы думаете, в чём преимущество изготовления изделий из ненужных вещей и тканей, бывших в употреблении?

Совершенно верно, мы можем получить новые красивые вещи без особых денежных затрат и при этом освобождаем дом от ненужных вещей. С одной стороны, использование так называемого вторичного сырья является решением очень актуальной проблемы утилизации отходов населения. С другой - изготовление новых материалов требует затрат природного сырья, энергии. Производство загрязняет окружающую среду. Используя вторичное сырьё, мы сохраняем природные ресурсы планеты. Такой способ изготовления предметов быта несёт большой экономически сберегательный потенциал. О рукоделии, в основе которого лежит использование бывших в употреблении вещей и остатков ткани, пойдёт речь сегодня.

  1. Теоретическая часть.

О ПРЁМАХ РАБОТЫ С ЛОСКУТАМИ.

Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутами. К наиболее распространённым относятся: пэчворк, квилт, текстильная мозаика, ляпачиха и другие. Пэчворк, пэч-уорк (от англ. «лоскутное изделие) - один из видов народного творчества. У разных народов встречаются сохранившиеся с давних пор изделия, выполненные в этой технике и представляющие собой настоящие произведения искусства. В старые времена в русских деревнях шили не только лоскутчатые (В. Даль) одеяла, но и украшали лоскутками одежду: рубахи, головные уборы и так далее. К сожалению, это искусство утилитарно и недолговечно, поэтому изделия, выполненные в лоскутной технике, не могли хорошо сохраниться и подняться до таких высот народного творчества, как, например, набивние ткани, расписные прялки, резное дерево, крестьянское кружево, вышивки и так далее. Образцы подобных произведений искусства занимают достойное место во многих музеях, лоскутные же изделия встречаются гораздо реже: интересные образцы, например, хранятся в Российском этнографическом музее. Второе рождение лоскутного шитья относится к концу двадцатого века, когда это шитьё вновь появилось в России, но уже под названием «пэчворк», - и не из музеев, а из-за океана. Оказалось, что, если подойти к этой работе серьёзно, можно сделать великолепные вещи, начиная от детских игрушек и кончая одеялами, жилетами, куртками и так далее, но это кропотливый труд, который требует большой аккуратности и точности. Квилт (от англ. «одеяло стёганое») - является разновидностью пэчворка и отличается от него тем, что обязательно имеет три слоя: верх, собранный из лоскутков, прокладку. Придающую изделию объём (чаще лёгкий синтепон или синтетический ватин), и подкладку. При шитье настоящего квилта все кусочки ткани сшивают между собой вручную, образуя полотно, а затем простёгивают одновременно все три слоя мягкими стежками. Текстильная мозаика (от франц. коллаж - наклеивание). Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, отличную по цвету, создавая определённый рисунок, в котором основа играет роль фона. Иногда коллажи создаются целиком из лоскутков. В этой технике могут быть выполнены панно, портреты, натюрморты и другие произведения декоративного искусства. Аппликация (от латин. «прикладывание»). Это накладное шитьё часто дополняет изделия, являясь декоративным элементом. Аппликация нашивается на основу потайным швом, так , чтобы он был практически не заметен, особенно если хорошо подовраны нитки. Аппликацию можно сделать объёмной, подложив внутрь синтепон. Ляпачиха - от слова «ляп» - случайный кусок ткани на полотне. Когда таких кусочков становится много, возникает забавный коврик или панно. Ляпачиху ещё называют «свободной» техникой, её очень любили у нас.

СВЕДЕНИЯ ОБ ИНСТРУМЕНТАХ И ПРИНАДЛЕЖНОСТЯХ.

Для работы в технике лоскутного шитья используют различные предметы, которые, как правило, есть в доме. Ножницы должны быть достаточно острыми, кончики лезвий должны хорошо надсекать ткань. Нитки нужны крепкие, при шитье хлопчатобумажной ткани лучше использовать хлопчатобумажные нитки, по цвету подходящие к цвету стачиваемых лоскутков. Иголки должны быть удобными для шитья. Напёрсток служит для предохранения пальцев от уколов иглой. Плитка мела или кусочек сухого туалетного мыла - должен быть заточен так, чтобы оставался след не более 0,1 см. Карандаш применяют для разметки по изнаночной стороне ткани, он нужен мягкий. Булавки используют для скалывания деталей, они должны быть острыми и не оставлять следы от проколов на ткани. Ткань (лоскутки) подходит как с набивным рисунком, так и однотонная. Ткань или флизелин - нужны для основы. Синтепон или ватин используют для прокладки. Шаблоны применяют для обеспечения точности кроя и получения элементов одинакового размера. Если для изделия требуется таких элементов много, шаблон можно сделать из плотного картона. Рабочее место должно быть устроено так, чтобы было удобно раскладывать лоскутки. На большой площади вырезанные детали необходимо расположить в том порядке, как они будут в изделии. Это даст возможность заранее увидеть, получается ли задуманная композиция, и при необходимости заменить цветовую гамму лоскутков. СВЕДЕНИЯ О ТКАНЯХ. Для работы в технике лоскутного шитья пригодны почти все ткани, но лучше других подходят хлопчатобумажные, так как они хорошо стираются, гладятся и они довольно долговечны.

Практическая часть.

  1. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.

Для того чтобы научиться читать, недостаточно просто заучить азбуку. Важно уметь составлять из букв слова и фразы. Так и в лоскутном шитье: мастерица должна не только выполнять разнообразные приёмы этого рукоделия, нужно научиться «читать» лоскутные узоры. Определяя последовательность операций при их сборке. Отработав это умение, вы уже не будете ограничены в работе рамками специальных книг или журналов, в которых даны подробные схемы изготовления лоскутных изделий. Вы сможете собрать практически любой узор, придуманный вашей фантазией или подсмотренный у других мастериц. При изготовлении изделия нужно быть очень внимательными и аккуратными. Для того чтобы работа принесла удовлетворение, необходимо выполнять некоторые требования. Рассмотрим их:

  • Все лоскутки надо выкраивать по долевой нити ткани. В этом случае изделие останется ровным, даже если некоторые швы придётся сшивать по косой линии.

  • Детали следует выкраивать с припуском на швы - 1 см.

  • При шитье следует соблюдать точность, так как ошибки даже в несколько миллиметров могут нарушить рисунок и вызвать перекос изделия. При сшивании прямых срезов с косыми нужно стараться не вытягивать косой срез.

  • При ручной сборке припуски заутюживаются лицевыми сторонами и аккуратно сшиваются через край. На 1 см делают примерно 6стежков. Сшивать детали нужно справа налево, всегда к месту стык, а не от него. Нитку закреплять узелками не следует: нужно просто сделать несколько стежков в противоположную сторону в начале и в конце.

Когда все детали сшиты, то намётка вытаскивается и изделие проглаживается по изнаночной стороне, а затем по лицевой через влажную ткань.

  • При стачивании деталей на машинке следует устанавливать стежок средней величины. Нитки в начале и в конце строчки обязательно закреплять.

  • Швы обычно разглаживают в обе стороны, но, если материал тёмный и они будут выделяться на лицевой стороне изделия, их можно загладить в одну сторону.

  • Законченное изделие отглаживается по лицевой стороне через влажную ткань.

  • При изготовлении изделий обычно используют повторяющиеся в определённом ритме одинаковые фрагменты, сшитые из лоскутков, модули. Изделие может быть составлено из модулей одного или нескольких видов.

  • Нужно помнить, что даже самые простые соединения лоскутков могут дать в результате множество различных вариантов орнаментов. Внесение цветовой гаммы позволит получить неограниченное количество вариантов.

  • При сшивании набивных тканей нужно следить за тем, чтобы лоскутки с мелким рисунком чередовались с лоскутками с более крупным рисунком. Включение между ними однотонных деталей подчеркнёт яркость красок и создаст определённый фон.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.

При выполнении ручных работ:

  1. хранить иголки в специально отведенном месте - подушечке, игольнице;

  2. шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец;

  3. ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе;

  4. передавать ножницы кольцами вперёд.

При работе с утюгом:

  1. перед началом работы необходимо проверить целостность шнура;

  2. включать и выключать утюг нужно сухими руками, одной рукой придерживая корпус розетки, а другой - держа вилку;

  3. ставить утюг на подставку;

  4. следить за тем, чтобы подошва горячего утюга не касалась шнура;

  5. правильно устанавливать температурный режим (в соответствии с видом ткани);

  6. после окончания работы следует поставить утюг на подставку и выключить.

Подготовьте рабочее место для выполнения практической работы. Внимательно ознакомьтесь с технологической картой. Выполняйте практическую работу строго по карте.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Во время выполнения практической работы осуществляется контроль действий учащихся со стороны учителя и проводится текущий инструктаж. Паузы заполняются разгадыванием загадок.

  • Барышня-княгиня весь мир нарядила, а сама нагая ходит (игла).

  • Два братца, одно сердце (ножницы).

  • На одной яме сто ям с ямой (напёрсток).

  • Тонка, длинна, одноуха, остра, всему миру красна (игла).

  • С хвостом, а не мышь (клубок или катушка)

  • Наш зверёк с вершок, а хвост - с локоток (иголка с ниткой).

Закрепление материала.

Вопросы:

  1. Какую страну считают родиной лоскутного шитья?

  2. Что в переводе с английского означает «пэчворк»?

  3. Какое изделие является символом лоскутного шитья в России?

  4. Какие материалы используют в данном виде рукоделия?

  5. Какие инструменты и приспособления вы использовали в работе?

  6. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе?

Подведение итога занятия.

Стремление украсить свой дом, сделать его тёплым и уютным присуще каждой женщине. Рукоделие - истинно женское занятие, оно помогает найти гармонию между собой и окружающим миром. Лоскутная техника - один из самых популярных видов рукоделия на сегодняшний день, не требует больших материальных затрат, предполагая возможность использования содержимого «бабушкиных сундуков», остатков ткани, которые найдутся в каждом доме. Диапазон их использования не ограничен и зависит лишь от желания, фантазии и мастерства хозяек. Вещи, выполненные в технике «пэчворк», разнообразны, оригинальны, актуальны и неповторимы. Их можно использовать для украшения интерьера, и как изысканные аксессуары. К тому же фольклорный стиль всегда в моде, он, как и «классика», является азбукой хорошего вкуса. Потому, что этот вид рукоделия развивает художественный вкус, воспитывает терпение, усидчивость, приучает к аккуратности, обогащает нашу жизнь и приносит истинное удовлетворение от выполненной работы. Испытав радость творчества, выполняя действия, продуманные в своей последовательности в течение веков, мы оставляем в созданных нами вещах тепло своих рук и частичку души. А это бесценно!



© 2010-2022