Статья ОБУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ НЕДЕЛИМОСТИ КЛАССОВ

Раздел Технология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ НЕДЕЛИМОСТИ КЛАССОВ

Шувалов А.В.,

учитель технологии МАОУ Гостиловской ООШ

Жуковского района Брянской области

Школа должна готовить своего воспитанника к жизни,
должна вооружить его в такой мере, чтобы,
войдя в бурное житейское море, он не потерялся среди того разнообразия,
какое дает современная действительность,
и сумел верно, с полным самообладанием реагировать
на предъявляемые жизнью запросы.

П. Знаменский.

Обучение школьников в образовательной области «Технология», как и вся система образования, направлено на решение задач адаптации и социализации подрастающего поколения и теснейшим образом связано с процессами социально-экономических изменений в обществе.

Изменения в социально-экономической сфере общества, естественно, привели к изменениям в системе образования, так как школа - это часть общества. Меняются ценностные ориентиры в социальной жизни, а отсюда, и смена приоритетов, целевых установок в обучении и воспитании школьников вообще, и в трудовом обучении и воспитании в частности.

В советский период истории нашей страны, да и современный период практически не делалось попытки решить проблему малокомплектных сельских школ в части совместного обучения мальчиков и девочек по предмету «Технология».

Обучение велось в основном по модулю «Технический труд», что вызывало затруднения при обучении девочек. Сравнительно недавно в программу были включены разделы по изготовлению швейных изделий, изделий вышивки, сельскохозяйственные работы. Теперь возникает другая проблема - мальчики испытывают затруднения при изучении вышеперечисленных тем.

С какими же трудностями приходится сталкиваться?

1. Несмотря на современное мировоззрение, во все времена существовали чисто «мужские» и чисто «женские» работы. Поэтому, девочки испытывают затруднения при изучении таких тем, как:

- «Изготовление столярных соединений»,

- «Изготовление изделий из сортового проката»,

- «Изготовление изделий на деревообрабатывающих станках»,

- «Изготовление изделий на металлорежущих станках».

Зато отлично у девочек получаются такие виды работ:

- выпиливание и выжигание,

- роспись по дереву.

Ребята испытывают некоторые сложности при изучении и выполнении таких практических работ и тем:

- «Изготовление выкроек и швейных изделий»,

- «Выполнение работ с применением различных видов вышивки»,

- изучение раздела «Кулинария».

2. Отсутствие методического обеспечения преподавания предмета «Технология» для неделимых классов в сельских школах, т.е. отсутствие программы по предмету «Технология» для неделимых классов.

3. Несовершенство материальной базы для преподавания таких разделов, как: «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария», «Сельскохозяйственные работы» и др.

4. Нехватка материальных средств негативно сказывается на организации необходимых материальных условий трудового обучения, на его учебно-материальной базе.

В связи с этим при обучении технологии в неделимых классах необходимо решать следующие задачи:

  1. предусматривать изменение программы обучения в определенных пределах, включая в неё разделы, изучение которых будет посильно как девочкам, так и мальчикам,

  2. включение разделов программы для обучения должно учитывать наличие необходимой, хотя бы минимальной, материальной базы для данного раздела,

  3. при выполнении практических заданий (изготовлении изделий) учитывать посильность выполнения заданий всеми обучающимися; также необходимо учитывать желание и индивидуальные творческие способности обучающихся,

  4. улучшение материально-технической базы.

Эти задачи решаются в основном на региональном уровне и, естественно, самими учебными организациями.

В практической деятельности это можно осуществить следующим образом.

Выполнение практических работ следует организовывать в группой форме, составляя разнополую группу. Например, при изготовлении столярных соединений разметку, зачистку могут выполнить девочки, а само изготовление (подгонку) - мальчики. Другой пример: при изготовление изделий на технологических машинах мальчики могут заняться собственно изготовлением, а отделку могут производить девочки.

При изучении различных видов вышивки можно тоже выполнять комплексные работы: вышивание - девочки, изготовление основы для нее и рамки - мальчики.

При изготовлении швейных изделий: выкройки, швейные работы выполняют девочки, влажно-тепловую обработку, подготовку швейной машины к работе -мальчики.

При изучении раздела «Кулинария»: подготовкой оборудования и продуктами могут заняться мальчики, приготовлением блюда - девочки.

Таких примеров можно привести довольно много.

Однако нельзя не учитывать и тот момент, когда мальчики прекрасно справляются с заданиями вроде бы «девичьей» работы, а девочки «мальчишечьей». Поэтому, часть заданий все обучающиеся должны выполнять самостоятельно от стадии заготовки до готового изделия. Ярким примером этому может служить изготовление изделия по выпиливанию и выжиганию. Эта работа посильна обучающимся обоих полов. Поэтому надо чаще предлагать такие задания ученикам.

Учителя и обучающиеся сельских школ не испытывают затруднений, когда изучается раздел «Сельскохозяйственные работы», т.к большинство образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, имеют пришкольные участки. Именно пришкольные участки способны решить проблему изучения этого раздела, потому что часть практических работ при изучении можно и нужно выполнять, используя пришкольный участок.

Наибольшие затруднения возникают при изучении раздела «Электротехнические работы» в части выполнения практических работ. Но и здесь можно выйти из ситуации. На собственном примере знаю, с каким увлечением и девочки и мальчики, используя электромеханичекие конструкторы, собирают модели электрических звонков, электромагнитов, электродвигателей, а потом испытывают их в действии.

А теперь о самой главной проблеме. Это отсутствие программы по предмету «Технология» для неделимых классов малокомплектных сельских школ. Именно в такой школе я и работаю. При составлении своей рабочей программы по предмету «Технология» беру за основу программу по технологии начального и основного общего образования Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д. М.: Вентана-Граф, 2010 года, руководствуюсь образовательным стандартом 2004г. , учитываю требования СанПиНа и многое другое, перерабатываю под свою школу. Если бы учитель технологии имел уже готовую адаптированную программу, которая учитывала бы все особенности работы и обучения детей в сельской малокомплектной школе, где классы не предусматривают деления, то смог без затруднений составить свою рабочую программу, учитывая специфику школы. На региональном уровне решение этого вопроса сдвинулось с мертвой точки, и, думаю, в скором времени он разрешится положительно.

Считаю, что решить ряд задач по обозначенным мною проблемам может только высокая компетентность самого учителя технологии. Она особенно важна в условиях модернизации системы образования, которая с каждым днем осуществляет больше оборотов и предъявляет новые требования к личности педагога.

Учитель, владеющий всесторонними профессиональными знаниями, совершенствуется постоянно, делая для себя «открытия» в области педагогики, методики, психологии и успешно применяя их в своей деятельности. Обширные знания в различных сферах жизни и своей работе, знание всех ее тонкостей помогает избежать всевозможных промахов и ошибок, как в преподавании предмета, так и в обучении школьников.

Именно такой учитель способен решать любые задачи и преодолевать все трудности, возникающие в его практической деятельности.







© 2010-2022