- Преподавателю
- Технология
- Статья Организация профориентационной работы среди детей с ограниченными возможностями
Статья Организация профориентационной работы среди детей с ограниченными возможностями
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Романова А.А. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 78» Приволжского района г. Казани
(коррекционные классы при ГАУСО Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнечный»)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
СРЕДИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Романова Алефтина Анатольевна
Учитель технологии высшей квалификационной категории,
заслуженный учитель Республики Татарстан
2015 год
Я работаю в МБОУ «СОШ №78» (коррекционные классы при ГБУ Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями) учителем технологии и руководителем курса "Профессиональная ориентация".
Цель данного курса: «Профессиональная ориентация как фактор комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями».
Задачи курса «Профессиональная ориентация»:
А) создание условий для оказания школьникам поддержки в профессиональном самоопределении;
Б) организация социального партнёрства Реабилитационного центра с представителями образовательных учреждений ;
В) использование профориентационно значимых ресурсов: трудового воспитания, обучения предмету «Технология», отдельных образовательных областей на и основной ступени общего образования;
Г) адаптация имеющегося банка профориентационных технологий к условиям изменяющегося рынка труда и услуг профессионального образования;
Д)конструирование педагогом самостоятельных вариантов оказания педагогической поддержки профессионального самоопределения;
Е) проверка эффективности использования действующих и вновь созданных учебно-методических комплектов по профессиональной ориентации
Труд - необходимое условие существования и развития всякого общества и важнейшая деятельность для формирования личности. Об этом люди знали давно. Ещё древнегреческий врач Гиппократ утверждал: "Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность, напротив того, устремление к чему-либо, приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни". А великий русский писатель Л.Н.Толстой писал: "Ничто так, как труд, не облагораживает человека."Трудовая деятельность направлена на изготовление полезного обществу продукта. Известный русский педагог К.Д.Ушинский высказал интересную мысль: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю душу, то счастье само вас отыщет".
Итак, по мысли великих людей труд приносит человеку бодрость, достоинство, счастье. Поэтому к выбору будущей сферы деятельности каждый молодой человек должен подходить продуманно и с большой ответственностью. Неумение выразить себя в общественно полезном труде деформирует образ жизни человека и толкает его на поиски других путей самоутверждения, которые не всегда лежат в русле высоких моральных проявлений. При выборе профессии человеком с ограниченными возможностями должны учитываться не только степень ограничения, но и особенности темперамента и характера, склонности и способности человека. Многое зависит и от таких психологических факторов, как ощущения, степень восприятия и внимания, память, мышление, степень самооценки. Кроме того, необходимо учитывать и уровень востребованности будущей профессии на рынке труда. Очень важно и жизненно необходимо правильно выбрать будущую профессию для людей с ограниченными возможностями. Далеко не каждый человек, особенно инвалид, может успешно трудиться в любой сфере деятельности. Существует такое понятие: «Возраст самоопределения». Это когда заканчивается беззаботное детство и начинается юность - пора постановки к решению жизненно-важных проблем для каждого человека. Основная проблема - кем быть? Жизнь показывает, что для большинства молодых людей в силу разных причин она сложна и им необходима помощь. С этой целью в коррекционных классах школы №78 введён курс "Профессиональная ориентация", занятия которого проходят в клубе «Мир профессий».
Занятия по данному курсу проводятся с учащимися с 8 по 10 классы по специальной программе, включающей в себя теоретическую подготовку, тестирования, выполнение практических работ и рефератов. Это позволяет учащимся определить свои наклонности к определенному виду деятельности и в дальнейшем правильно выбрать профессию. При выборе профессии человеком с ограниченными возможностями должны учитываться не только степень ограничения, но и особенности темперамента и характера, склонности и способности человека.
Многое зависит и от таких психологических факторов, как ощущения, степень восприятия и внимания, память, мышление, степень самооценки. Кроме того, необходимо учитывать и уровень востребованности будущей профессии на рынке труда.
Классификация мотивов выбора профессии
-
Социальные: Направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности
-
Моральные: Стремление к совершенствованию своего духовного мира, развитию нравственных качеств
-
Эстетические: Стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии
-
Познавательные: Стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда
-
Творческие: Стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества
-
Материальные: Стремление получать материальные блага
-
Престижные: Стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по работе и т.д.
Теоретические знания, подкрепленные различными тестированиями, выполнением практических работ и рефератов позволяет учащимся определить свои наклонности к определенному виду деятельности и в дальнейшем правильно выбрать профессию.
К нам ежегодно приезжают специалисты из городской службы занятости и проводят психологическое тестирование наших выпускников. В рамках внеклассной работы проводятся экскурсии в лицеи, колледжи и ВУЗы Казани, а также посещение ярмарок профессий.
Посещение ярмарки профессий «Образование и карьера» на ВИКО
Другим направлением внеклассной деятельности клуба «Мир профессий» являются мероприятия, посвященные представителям определенных профессий. Это встречи со студентами и преподавателями различных учебных заведений; встречи с интересными и увлеченными своей работой людьми, достигшими больших творческих успехов.
Встреча с преподавателем и студентами ИЭУП.
Встреча с юристом.
Встреча с преподавателем и студентами Казанского филиала Российской Академии правосудия - будущими судьями.
Встреча с врачами нашего Реабилитационного центра «Солнечный».
К каждой встрече с гостями наши учащиеся серьезно готовятся. Ищут материалы о данной профессии. Готовят презентации, выступления. И обязательно делают подарки своими руками. Такие встречи помогают нашим учащимся с выбором своей будущей деятельности. А это особенно важно для детей-инвалидов.
Еще одним направлением моей профориентационной работы является проведение открытых внеклассных мероприятий, посвященных определенным профессиям. Для данных мероприятий учащиеся готовят презентации и рассказывают профессиях. Презентации могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Работа по профориентации с детьми-инвалидами приносит очень хорошие плоды. Все наши выпускники, которые могут продолжать учебу в высших и средних специальных учебных заведениях, успешно поступают. Поступают, как правило, на бюджетные отделения. И не только потому, что имеют льготы как инвалиды. У них прекрасные знания, целеустремленность, желание реализовать себя в выбранной профессии. Учатся на дневных и заочных отделениях. Некоторые, в силу своих ограничений, обучаются дистанционно. А это значит, что люди с ограниченными возможностями не только получают полноценное профессиональное образование, но и востребованы как специалисты на рынке труда. Таким образом, они адаптируются к обществу и имеют возможность реализовать себя в трудовой деятельности.