Статья Организация профориентационной работы среди детей с ограниченными возможностями

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 78» Приволжского района г. Казани

(коррекционные классы при ГАУСО Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнечный»)



ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

СРЕДИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Статья Организация профориентационной работы среди детей с ограниченными возможностями

Романова Алефтина Анатольевна

Учитель технологии высшей квалификационной категории,

заслуженный учитель Республики Татарстан





2015 год

Я работаю в МБОУ «СОШ №78» (коррекционные классы при ГБУ Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями) учителем технологии и руководителем курса "Профессиональная ориентация".

Цель данного курса: «Профессиональная ориентация как фактор комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями».

Задачи курса «Профессиональная ориентация»:

А) создание условий для оказания школьникам поддержки в профессиональном самоопределении;

Б) организация социального партнёрства Реабилитационного центра с представителями образовательных учреждений ;

В) использование профориентационно значимых ресурсов: трудового воспитания, обучения предмету «Технология», отдельных образовательных областей на и основной ступени общего образования;

Г) адаптация имеющегося банка профориентационных технологий к условиям изменяющегося рынка труда и услуг профессионального образования;

Д)конструирование педагогом самостоятельных вариантов оказания педагогической поддержки профессионального самоопределения;

Е) проверка эффективности использования действующих и вновь созданных учебно-методических комплектов по профессиональной ориентации

Труд - необходимое условие существования и развития всякого общества и важнейшая деятельность для формирования личности. Об этом люди знали давно. Ещё древнегреческий врач Гиппократ утверждал: "Празд­ность и ничегонеделание влекут за собой порочность, напротив того, устремление к чему-либо, приносит с со­бой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни". А великий русский писатель Л.Н.Толстой писал: "Ничто так, как труд, не облагораживает человека."Трудовая деятельность направлена на изготовление полез­ного обществу продукта. Известный русский педагог К.Д.Ушинский высказал интересную мысль: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю душу, то счастье само вас отыщет".

Итак, по мысли великих людей труд приносит человеку бодрость, достоинство, счастье. Поэтому к выбору будущей сферы деятельности каждый молодой человек должен подходить продуманно и с большой ответственностью. Неумение выразить себя в общественно полезном труде деформирует образ жизни человека и толкает его на поиски других путей самоутверждения, кото­рые не всегда лежат в русле высоких моральных проявлений. При выборе профессии человеком с ограниченными возможностями должны учитываться не только степень ограничения, но и особенности темперамента и характера, склонности и способности человека. Многое зависит и от таких психологических факторов, как ощущения, степень восприятия и внимания, память, мышление, степень самооценки. Кроме того, необходимо учитывать и уровень востребованности будущей профессии на рынке труда. Очень важно и жизненно необходимо правильно выбрать будущую профессию для людей с ограниченными возможностями. Далеко не каждый человек, особенно инвалид, может успешно трудиться в любой сфере деятельности. Существует такое понятие: «Возраст самоопределения». Это когда заканчивается беззаботное детство и начинается юность - пора постановки к решению жизненно-важных проблем для каждого человека. Основная проблема - кем быть? Жизнь показывает, что для большинства молодых людей в силу разных причин она сложна и им не­обходима помощь. С этой целью в коррекционных классах школы №78 введён курс "Профессиональная ориентация", занятия которого проходят в клубе «Мир профессий».

Занятия по данному курсу проводятся с учащимися с 8 по 10 классы по специальной программе, включающей в себя теоретическую подготовку, тестирования, выполнение практических работ и рефератов. Это позволяет учащимся определить свои наклонности к определенному виду деятельности и в дальнейшем правильно выбрать профессию. При выборе профессии человеком с ограниченными возможностями должны учитываться не только степень ограничения, но и особенности темперамента и характера, склонности и способности человека.

Многое зависит и от таких психологических факторов, как ощущения, степень восприятия и внимания, память, мышление, степень самооценки. Кроме того, необходимо учитывать и уровень востребованности будущей профессии на рынке труда.

Классификация мотивов выбора профессии

  • Социальные: Направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности

  • Моральные: Стремление к совершенствованию своего духовного мира, развитию нравственных качеств

  • Эстетические: Стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии

  • Познавательные: Стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда

  • Творческие: Стремление быть оригинальным в рабо­те, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества

  • Материальные: Стремление получать материальные блага

  • Престижные: Стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по работе и т.д.

Теоретические знания, подкрепленные различными тестированиями, выполнением практических работ и рефератов позволяет учащимся определить свои наклонности к определенному виду деятельности и в дальнейшем правильно выбрать профессию.

К нам ежегодно приезжают специалисты из городской службы занятости и проводят психологическое тестирование наших выпускников. В рамках внеклассной работы проводятся экскурсии в лицеи, колледжи и ВУЗы Казани, а также посещение ярмарок профессий.

Статья Организация профориентационной работы среди детей с ограниченными возможностями

Посещение ярмарки профессий «Образование и карьера» на ВИКО

Другим направлением внеклассной деятельности клуба «Мир профессий» являются мероприятия, посвященные представителям определенных профессий. Это встречи со студентами и преподавателями различных учебных заведений; встречи с интересными и увлеченными своей работой людьми, достигшими больших творческих успехов.

Статья Организация профориентационной работы среди детей с ограниченными возможностями Встреча с преподавателем и студентами ИЭУП.

Статья Организация профориентационной работы среди детей с ограниченными возможностямиВстреча с юристом.

Статья Организация профориентационной работы среди детей с ограниченными возможностями Встреча с преподавателем и студентами Казанского филиала Российской Академии правосудия - будущими судьями.

Статья Организация профориентационной работы среди детей с ограниченными возможностямиСтатья Организация профориентационной работы среди детей с ограниченными возможностями

Встреча с врачами нашего Реабилитационного центра «Солнечный».

К каждой встрече с гостями наши учащиеся серьезно готовятся. Ищут материалы о данной профессии. Готовят презентации, выступления. И обязательно делают подарки своими руками. Такие встречи помогают нашим учащимся с выбором своей будущей деятельности. А это особенно важно для детей-инвалидов.

Еще одним направлением моей профориентационной работы является проведение открытых внеклассных мероприятий, посвященных определенным профессиям. Для данных мероприятий учащиеся готовят презентации и рассказывают профессиях. Презентации могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Работа по профориентации с детьми-инвалидами приносит очень хорошие плоды. Все наши выпускники, которые могут продолжать учебу в высших и средних специальных учебных заведениях, успешно поступают. Поступают, как правило, на бюджетные отделения. И не только потому, что имеют льготы как инвалиды. У них прекрасные знания, целеустремленность, желание реализовать себя в выбранной профессии. Учатся на дневных и заочных отделениях. Некоторые, в силу своих ограничений, обучаются дистанционно. А это значит, что люди с ограниченными возможностями не только получают полноценное профессиональное образование, но и востребованы как специалисты на рынке труда. Таким образом, они адаптируются к обществу и имеют возможность реализовать себя в трудовой деятельности.



© 2010-2022