- Преподавателю
- Технология
- Урок мастер-класс ПМ. 07Современные десерты
Урок мастер-класс ПМ. 07Современные десерты
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Глазкова Е.И. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Свободинский аграрно - технический техникум
им. К.К. Рокоссовского»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по МДК 07.01
Технология приготовления сладких блюд и напитков
мастер-класс
«Современные десерты»
Автор: Глазкова Елена Ивановна, преподаватель специальных дисциплин первой категории, мастер производственного обучения высшей категории ОБПОУ «САТТ им. К. К. Рокоссовского», Ушаковский филиал
2015
В методической разработке мастер - класса «Современные десерты» наглядно просматривается работа преподавателя (мастера п/о) по применению инновационных технологий в кулинарии, а именно в применении молекулярной кухни при приготовлении современных десертов.
Материал может быть использован преподавателями и мастерами производственного обучения по профессии 19.01.17 Повар, кондитер во внеурочной деятельности, а так же на занятиях по междисциплинарному курсу при изучении профессионального модуля ПМ.07 Приготовление сладких блюд и напитков, а так же на занятиях учебной практики данного модуля с целью познавательного интереса обучающихся к предметам и к профессии в целом.
2
Содержание
Введение ………………………………………………………………… 4
Основная часть …………………………………………………………. 5
Заключение ……………………………………………………………… 7
Литература ……………………………………………………………… 13
3
Введение
В данной методической разработке мастер-класса продемонстрировано применение информационно - коммуникационных, инновационных технологий, в частности применение молекулярной кухни при приготовлении современных десертов.
Мастер- класс направлен на формирование профессиональных компетенций по приготовлению современных десертов по современным технологиям, создание условий для их формирования, на развитие познавательной и творческой деятельности обучающихся. В практической части мастер-класса участники знакомятся с новыми приёмами применения инновационных технологий. Полученные знания и умения расширяют кругозор и творческий потенциал повара, кондитера, что благоприятно влияет на профессиональные качества молодого специалиста в целом.
Нестандартное раскрытие темы мастер - класса воспитывает положительную мотивацию обучения, активизирует деятельность обучающихся, а так же способствует формированию навыков общения, умений работать в коллективе.
Образовательная среда при проведении мастер - класса должна стать средством, обеспечивающим формирование у обучающихся предметных и ключевых компетенций, необходимых в будущей профессиональной деятельности, а так же развитие у них познавательной активности и самостоятельности.
4
Основная часть.
Цели урока:
- создавать условия для формирования практических навыков по организации рабочего места повара;
- соблюдать безопасные условия труда на рабочем месте;
- воспитывать у обучающихся стремление бережного отношения к оборудованию, инструменту, аккуратности и внимательности в работе;
- способствовать развитию познавательной и творческой деятельности обучающихся;
- воспитывать положительную мотивацию обучения, стимулировать потребность в самообразовании;
- формировать чувство коллективизма, ответственности за выполняемую работу и её конечный результат.
- формирование профессиональных и общих компетенций по освоению трудовых приёмов и операций, применяемых на практике молекулярной кухни при получении из обычного желе «икры» красной и чёрной.
Формирование компетенций:
Рефлексивная (ОК 03). Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Мотивационная (ОК 02). Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Коммуникативная ( ОК 06). Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Профессиональные (ПК 7.1). Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда.
5
Задачи:
-
Расширить знания обучающихся в приготовлении и оформлении современных десертов, побуждая интерес к молекулярной кухни;
-
Развить умения приготовления и оформления современных десертов;
-
Способствовать осознанию ценности поварского искусства, воспитанию эстетического вкуса и чувства гармонии у участников мастер-класса и развитию творческого потенциала обучающихся.
Методическая цель:
Применение информационно- коммуникационных, инновационных технологий при проведении мастер - класса.
Тип занятия: практическое занятие
Форма проведения: мастер-класс.
Методы проведения: информационно-побуждающие, словесные, проблемные, практические.
Материально-техническое оснащение: мультимедийная установка, веб - камера, производственные столы, электрическая плита ПЭСМ - 2, весы электронные, блендер, венчик, ситечко, ложки, посуда, шприц медицинский.
Сырье:
- 1 литр рафинированного растительного масла,
- пакетик "Желе ", (можно использовать желатин и сироп, для приготовления обычного желе),
- ванилин на кончике ножа,
- 2 ст. ложки сахара,
- 140 мл. воды (можно заменить соком),
- краситель (в случае, если желе бесцветное).
Место проведения: учебный цех Кулинарии ОБПОУ «САТТ им. К.К. Рокоссовского» (м. Свобода)
6
Время проведения: 24 апреля 2015г. 11ч 20мин. - 12ч.10 мин.
Ход занятия.
1. Организационный этап - 3 мин.:
Задача - подготовка обучающихся к мастер-классу, проверка внешнего вида, мобилизация внимания.
2. Мотивационный этап - 7 мин. :
Вступительное слово преподавателя:
«Добрый день, уважаемые коллеги, обучающиеся. Сегодня я проведу мастер-класс по междисциплинарному курсу МДК 07.01 Технология приготовления сладких блюд и напитков на тему «Современные десерты» - используя в работе элементы молекулярной кухни.
Эпиграфом нашего занятия являются слова Б. Л. Пастернака:
«Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех. (слайд 1)
Ребята, сегодня мы не только закрепим ваши знания по приготовлению желе, но и коснёмся молекулярной кухни, её применение на практике при получении из обычного желе «икры» красной и чёрной.
Молекулярная кухня - новая тенденция в кулинарии. Впрочем, новая как раз по гастрономическим понятиям. Молекулярная кухня появилась лет десять назад и сейчас считается самым свежим трендом.
Главная цель мастер- класса - изучить влияние температурного режима на вкусовые и внешние качества продуктов, их изменение с тем, чтобы у них оставались максимально естественные вкус и текстура. В моем представлении молекулярная гастрономия - это не очередная модная тенденция. Это не тривиальное использование инновационных технологий на кухне, а скорее обобщение всевозможных кулинарных феноменов, которые происходили на протяжении веков в кулинарии. Для меня
7
это прекрасная возможность поделиться с вами навыками приготовления желе в форме «красной» или «чёрной» икры, или скажем в «яичницу». (слайд 2)
3. Целеполагание:
Преподаватель: Итак, тема мастер-класса изготовление из желе «икры» красной и чёрной. Назовите, ребята, цели занятия (обучающиеся называют цели занятия). Сравним ваши цели с целями на экране. (слайд 3). Верно. Итак, на мастер - классе вы должны будете:
1. Закрепить навыки по приготовлению желе,
2. Освоить умения по приготовлению из желе «икры» красной и чёрной.
Для положительного конечного результата вы должны будете правильно организовать рабочее место, внимательно меня слушать, повторять за мной пооперационные процессы приготовления «икры», задавать вопросы, если они возникнут.
4. Актуализация опорных знаний - 2 мин.:
Ребята, перед тем, как приступить к приготовлению «икры» какие операции вы должны выполнить. (ответ. Операции по приготовлению желе). Правильно. Перечислите их. (обучающиеся отвечают). Сравним. (слайд 5). Верно. Молодцы.
Вспомним основные правила по ТБ и ОТ в горячем цехе (называют). Сравним. (слайд 4). Верно.
А теперь назовите какое оборудование и инструменты нам необходимы для работы. (называют). Сравниваем. (слайд 6). Правильно.
Теперь, когда вы полностью подготовились к выполнению практической части, приступим к работе.
II. Практическая деятельность - 35 мин.:
задача - создание условий для формирования умений в приготовлении десертов;
содержание - приготовление десертов;
условия проведения и получения положительного результата - комфортная обстановка, партнёрские отношения, эмоциональный рабочий настрой.
8
(Звучит музыка Бетховена «Лунная соната», обучающиеся эмоционально настраиваются на работу).
Преподаватель просит обучающихся согласно технологической карты на приготовление «Желе» подготовить продукты и приступить к работе. (обучающиеся готовят желе).
Преподаватель: Вы справились с заданием.
Основным отличием желе, которое вы приготовили, является то, что мы его не будем охлаждать в холодильнике несколько часов, а лишь венчиком слегка помешаем. Оно в процессе перемешивания немного охладится (обучающиеся выполняют операцию. (слайд7). Желе подготовили. Теперь я вам открою небольшой секрет, зачем у нас среди продуктов масло растительное, при чём охлаждённое заранее в морозильной камере несколько часов. Температура его должна быть не выше -10оС
Я вам отвечу. В этом и состоит весь секрет конечного этапа получения «Икры». Масло после охлаждения становится холодным и вязким, средой для охлаждения желе. Покажу как. Для этого мы берём медицинский шприц, набираем в него желе. (слайд8). Масло выльем в высокий сосуд. Почему берём высокий. В тот момент, когда мы выпускаем из шприца желе в масло, оно медленно опускается на дно сосуда и за это время успевает охладиться и принять правильную форму. "Икринки" тонут и опускаются на дно, во время падения приобретают форму сферы. Если капать медленно, то шарики будут мелкими, а если попадать дважды в одно место, то капли успевают до момента охлаждения соединиться воедино и шарики получаются более крупными. (слайд9) . А теперь повторите за мной весь процесс. (обучающиеся повторяют).
Когда всё желе влито в масло (или масло стало слишком теплым и нужно сделать перерыв, кстати, желе можно подогревать, лучше на водяной бане, чтобы не пригорело), берем ситечко и выливаем масло в другую емкость, «Икра» остается на сите. (слайд10). Перекладываем её на марлю и обсушиваем от масла. (слайд11).
Убираем в герметичную посуду и ставим в холодильник на хранение.
9
Две недели можно хранить смело.
Вот такие получаются желейные шарики или «фальш-икра». (слайд 12). Такие
шарики можно использовать для украшения тортов, пирожных, десертов, мороженого.... Таким же способом можно получить чёрную икру, используя при этом чернику. (слайд 13). Для этого: Чернику разморозить (можно использовать свежую), измельчить блендером и процедить сок. (слайд 14) ( Преподаватель показывает операции, обучающиеся повторяют).
Преподаватель: Развести этим соком желе и растворить на водяной бане. (слайд 15) Добавить пару капель черного и темно-зеленого красителя. Остудить. (слайд 16) (обучающиеся повторяют операции за преподавателем).
Преподаватель: Шприцом капаем на охлаждённое масло. (слайд 17) Процеживаем через ситечко (Слайд 18) и вот, что у нас получилось. (слайд 19)
«Икру» красную и чёрную можно использовать как украшение в виде винограда. Виноградинки покрупнее получаются когда капаем в одно место и тоже место в масло несколько раз. Сделав большой шарик, как яичный желток, можно приготовить «яичницу», взяв для белка молочное желе и уложив на него «желток». Вместо шприца при работе можно использовать пипетку или спрынцовку.
5. Заключительный этап - 3 мин.:
задача - подведение итогов мастер-класса, выводы о достижении поставленной цели;
содержание - выступление участников, обобщение и выводы преподавателя;
условия проведения и получения положительного результата - атмосфера благожелательности и взаимопонимания.
Преподаватель: Итак, ребята, для подведения итогов нашей работы хочу задать вам несколько вопросов.
-
Что вы узнали нового для себя на занятии, чему научились?
10
-
Какие цели перед собой вы ставили в начале практического занятия и
достигли ли вы их? (обучающиеся отвечают на вопросы).
III. Аналитический этап - 2 мин.
-
Самооценка проведения мероприятия.
-
Выводы (положительные, отрицательные)
Преподаватель: Ребята, вот и подошёл к концу мастер-класс. Я надеюсь, что для вас он прошёл с пользой. Вы узнали о возможностях молекулярной кухни чуть больше, работая командой вместе со мной. Свои знания и умения, полученные сегодня, надеюсь вам очень пригодятся в вашей дальнейшей профессиональной деятельности, чтобы быть востребованным на рынке труда и не затеряться в обществе, а найти себя в профессии и в жизни в целом. Спасибо всем за работу, внимание. До новых встреч.
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ходе проведения мастер - класса обучающиеся убеждаются в том, что возможности кулинарии как искусства безграничны, что знания по использованию молекулярной кухни можно применять не только на занятиях по МДК и учебной практики, но и в дальнейшей их профессиональной деятельности как будущих специалистов. У обучающихся формируются ключевые компетенции, растёт интерес к предметах профессионального цикла и к профессии в целом. Таким образом, развивается самостоятельность, познавательная деятельность обучающихся при применении знаний и умений, формируется мотивация к обучению и получению профессии.
12
Литература
1.Н.Г.Бутейкис «Технология приготовления мучных кондитерских изделий, Москва. 2005г.
2. kakchto.com›
3. decor-cake.ru›…ukrasheniyu-tortov/
4. tortik.guru›publ/
13
Приложение.
слайд 4
Правила техники безопасности охраны труда в горячем цехе и санитарии при работе.
Перед началом работы: Надеть спецодежду, волосы убрать под головной убор, рукава должны быть застёгнуты на кисти рук, надеть удобную обувь. Привести в порядок рабочее место. Осмотреть инвентарь и убедиться в его исправности.
При осмотре оборудования проверить:
а) наличие и исправность заземления;
б) исправность пускорегулирующего устройства;
в) наличие и исправность ограждения..
Во время работы:
При работе на тепловом оборудовании строго соблюдать правила. Оборудование должно быть заземлено, иметь ограждения со всех сторон, с целой изоляцией. Необходимо, чтобы поверхность жарочной плиты была ровной без трещин. Блендер правильно собран, изоляция и вилка в норме.
слайд 5
Последовательность технологических операций при приготовлении желе на желатине:
1. В небольшой емкости замочить промытый желатин в кипячёной воде и оставить для набухания на 1-2 часа.
2. Соединить сок с сахаром, поставить на средний огонь довести до кипения, снять пену, охладить до 600С.
3. Добавить в массу желатин и перемешивать до тех пор, пока желатин не растворится.
4. Желе процедить, добавить в него эссенцию, краситель, кислоту.
слайд 6
Оборудование, инструменты, инвентарь:
Электрическая плита ПЭСМ - 2, производственные столы, весы электронные, блендер, венчик, ситечко, ложки, посуда, шприц медицинский.
слайд 7
Снимаем нашу смесь с огня и мешаем веселкой, чтобы быстрее остывало.
Пока у нас варилось желе, мы уже достали из морозилки масло, перелили его в высокую посуду (это для того, чтобы шарикам желе было дольше охлаждаться, падая на дно).
Вот такое вот масло.
14
слайд 8
Дальше берем шприц, набираем в него готовое желе и начинаем её с расстояния капать в масло, вот так.
"Икринки" тонут и опускаются на дно, во время падения приобретают форму сферы. Если капать медленно, то шарики будут мелкими, а если попадать дважды в одно место, то капли успевают до момента охлаждения соединиться воедино и шарики получаются более крупными.
слайд 9
Когда вся жидкость влита в масло (или масло стало слишком теплым и нужно сделать перерыв, кстати, желе можно подогревать, лучше на водяной бане, чтобы не пригорело), берем ситечко и выливаем масло в другую емкость, "Икра" остается на сите.
слайд 10
слайд 11
Перекладываем ее на марлю и обсушиваем от масла, убираем в герметичную посуду и ставим в холодильник на хранение. Две недели можно хранить смело.
15
слайд 12
Вот такие получаются желейные шарики или "фальш-икра"
Такие шарики можно использовать для украшения тортов, пирожных, десертов, мороженого.... Таким же способом можно получить чёрную икру, используя при этом чернику. Для этого:
слайд 13
Чернику разморозить (или можно использовать свежую), измельчить блендером и процедить сок
слайд 14
слайд 15.
Развести этим соком желе зеленого цвета и растворить на водяной бане.
Добавить пару капель черного и темно-зеленого красителя. Остудить.
16
слайд 16
Шприцем капать на охлаждённое масло.
слайд 17
слайд 18 слайд 19
Процедить через ситечко
17