Рабочая программа курса по выбору ЛЕГО-конструирование

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы дети знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания. Курс «Лего-конструирование» для учащихся предназначен для того, чтобы положить начало формированию у них целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окр...
Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.


Программа курса по выбору «Лего-конструирование» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.

Основной целью курса технологий «Лего» в российской школе должно стать формирование у школьников целостного представления о той части окружающей их действительности, которая создаётся человеческим обществом. Современный человек участвует в разработке, создании и потреблении огромного количества артефактов: материальных, энергетических, информационных. Соответственно, он должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы дети знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания. Курс «Лего-конструирование» для учащихся предназначен для того, чтобы положить начало формированию у них целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, творческих способностей. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций - умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика.

Материал по курсу «Лего-конструирование» строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов «Лего» позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений). Дети с удовольствием посещают занятия, участвуют и побеждают в различных конкурсах.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием школьника. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Кроме этого, реализация этого курса в рамках курса по выбору помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Курс «Лего-конструирование» включает в себя три модуля:

  1. Первые конструкции

  2. Первые механизмы

  3. Конструкции для решения конкретных задач.

В программе курса не предусмотрено жесткое разделение учебного времени и фиксированного порядка прохождения тем: эту задачу учитель решает сам, сообразуясь с условиями образовательного учреждения и возрастом учащихся.

Учащиеся, выполняя задания учителя, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной учителем. Помощь учителя при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы и консультированию учащихся.

Самостоятельная работа выполняется учащимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение проектов требует от учащихся широкого поиска, структурирования и анализа дополнительной информации по теме.

При конструировании могут дополнительно использоваться все наборы ЛЕГО, имеющиеся в МБОУ СОШ № 44.

Различают три основных вида конструирования:

  • по образцу,

  • по условиям

  • по замыслу.

Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что учащийся сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Общая характеристика курса


В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся. Конструирование как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Занятия по ЛЕГО-конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.

Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их:

Математика - понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами;

Окружающий мир - изучение построек, природных сообществ; рассмотрение и анализ природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания.

Родной язык - развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Изобразительное искусство - использование художественных средств, моделирование с учетом художественных правил.

Цель курса: является саморазвитие и развитие личности каждого учащегося в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

  1. Ознакомление с основными принципами механики.

  2. Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности.

  3. Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий.

  4. Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных).

  5. Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку.

  6. Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

  7. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)

  8. Развитие индивидуальных способностей учащегося.

  9. Развитие речи детей.

  10. Повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора «ЛЕГО».

Методическая основа курса - деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности учащихся, начиная с первого класса.

Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - проектов.

Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.

Определяющей задачей изучения курса является достижение следующих уровней обученности.

Иметь представление:

  • о базовых конструкциях;

  • о правильности и прочности создания конструкции;

  • о техническом оснащении конструкции.

Знать:

  • правила создания устойчивых конструкций для правильного функционирования модели;

  • технические основы построения модели.

Уметь:

  • использовать полученные знания для создания выигрышных, готовых к функционированию конструкций;

  • создавать программы для выбранной модели;

  • работать с программой и использовать множество различных соединений для проведения исследовательской работы по предложенной теме.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


Личностными результатами изучения курса «Лего-конструирование» является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

Метапредметными результатами изучения курса «Лего-конструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

  • определять, различать и называть детали конструктора,

  • конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;

Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенным инструкциям.

  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.

  • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметными результатами изучения курса «Легоконструирование» в МБОУ СОШ № 44 является формирование следующих знаний и умений:

Знать:

- простейшие основы механики

- виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций

Уметь:

- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.

- реализовывать творческий замысел.

Обеспечение: Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам СанПиН. Кабинет имеет хорошее освещение и периодически проветривается. В наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Продолжительность реализации программы:

1-ый год обучения (70 часов), 1 занятие в неделю по 2 часа; Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам СанПиН. Кабинет имеет хорошее освещение и периодически проветривается. В наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Продолжительность реализации программы:

1- ый год обучения (70 часов), 1 занятие в неделю по 2 часа;

2 -ой год обучения (70 часов), 1 занятие в неделю по 2 часа.



Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата по

плану

Дата по факту

Содержание

Контрольные параметры и оценка достижения

УМК (включая ИКТ, ЦОРы)

Повторение

Домашнее задание

1

Вводное занятие. Основы работы с конструктором

1

Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности в России.

Показ видео роликов о роботах и роботостроении.

Правила техники безопасности.

Индивидуальный опрос

презентация

Инструктаж по ТБ

Повторить тему пройденного занятия

Повторить тему пройденного занятия

2-3

Среда конструирования - знакомство с деталями

конструктора.

3

Твой конструктор (состав, возможности)

- Основные детали (название и назначение)

- Датчики (назначение, единицы измерения)

- Двигатели

- Микрокомпьютер NXT

- Аккумулятор (зарядка, использование)

Названия и назначения деталей

- Как правильно разложить детали в наборе

Индивидуальный опрос

презентация

Повторить тему пройденного занятия

Повторить тему пройденного занятия

4-5

Способы передачи движения. Понятия о редукторах.

2

Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике.

Различные виды зубчатых колес. Передаточное число.

Индивидуальный опрос

презентация

Повторить тему пройденного занятия

Повторить тему пройденного занятия

6-7

Знакомство с моторами и датчиками

2

Знакомство с запуском программы, ее

Интерфейсом.

Команды, палитры инструментов.

Подключение NXT.

Индивидуальный опрос

презентация

Повторить тему пройденного занятия

Повторить тему пройденного занятия

8-9

Тестирование моторов и датчиков

2

Визуальные языки программирования.

Разделы программы, уровни сложности. Знакомство с RCX. Передача и запуск программы. Окно инструментов. Изображение команд в программе и на схеме.

Индивидуальный опрос

презентация

Повторить тему пройденного занятия

Повторить тему пройденного занятия

10-11

Сборка простейшего механизма

2

Дисплей. Использование дисплея NXT.

Создание анимации.

Индивидуальный опрос

презентация

Повторить тему пройденного занятия

Повторить тему пройденного занятия

12-13

Сборка механизмов передачи движения

2

Серводвигатель. Устройство и применение. Тестирование (Try me) - Мотор - Датчик освещенности - Датчик звука - Датчик касания - Ультразвуковой датчик • Структура меню NXT • Снятие показаний с датчиков (view)Тестирование моторов и датчиков.

Индивидуальный опрос

презентация

Повторить тему пройденного занятия

Повторить тему пройденного занятия

14-15

Сборка простейшего робота, по

инструкции.

2

- Сборка модели по технологическим картам.

- Составление простой программы для модели, используя встроенные возможности NXT (программа из ТК + задания на понимание принципов создания программ)

Индивидуальный опрос

презентация

Повторить тему пройденного занятия

Повторить тему пройденного занятия

16-17

Программное обеспечение NXT. Создание простейшей программы.

2

Составление простых программ по линейным и псевдолинейным алгоритмам.

Индивидуальный опрос

презентация

Повторить тему пройденного занятия

Повторить тему пройденного занятия

18-19

Управление одним мотором.

2

Движение вперёд-назад

Использование команды «Жди»

Загрузка программ в NXT

Индивидуальный опрос

презентация

Повторить тему пройденного занятия

Повторить тему пройденного занятия

20-21

Самостоятельная творческая работа учащихся

2

Самостоятельная творческая

работа учащихся

Индивидуальный опрос

презентация

Повторить тему пройденного занятия

Повторить тему пройденного занятия

22-23

Управление двумя моторами. Езда по квадрату. Парковка

2

Управление двумя моторами с помощью команды Жди

• Использование палитры команд и окна Диаграммы

• Использование палитры инструментов

• Загрузка программ в NXT

Индивидуальный опрос

презентация

Повторить тему пройденного занятия

Повторить тему пройденного занятия

24-25

Использование датчика касания. Обнаружения касания.

2

Создание двухступенчатых программ

• Использование кнопки Выполнять много раз для повторения

действий программы

• Сохранение и загрузка программ

Индивидуальный опрос

презентация

Повторить тему пройденного занятия

Повторить тему пройденного занятия

26-27

Использование датчика звука. Создание двухступенчатых программ.

2

Блок воспроизведение.

Настройка концентратора данных блока «Звук»

Подача звуковых сигналов при касании.

Индивидуальный опрос

презентация

Повторить тему пройденного занятия

Повторить тему пройденного занятия

28-29

Самостоятельная творческая работа учащихся

2

Самостоятельная творческая

работа учащихся

Индивидуальный опрос

презентация

Повторить тему пройденного занятия

Повторить тему пройденного занятия

30-31

Использование датчика освещённости. Калибровка датчика. Обнаружение черты. Движение по линии.

2

Использование Датчика Освещенности в команде Жди

• Создание многоступенчатых программ

Индивидуальный опрос

презентация

Повторить тему пройденного занятия

Повторить тему пройденного занятия

32-33

Составление программ с двумя датчиками освещённости. Движение по линии.

2

Движение вдоль линии с применением двух датчиков освещенности.

Индивидуальный опрос

презентация

Повторить тему пройденного занятия

Повторить тему пройденного занятия

34-35

Самостоятельная творческая работа учащихся

2

Самостоятельная творческая

работа учащихся

Индивидуальный опрос

презентация

Повторить тему пройденного занятия

Повторить тему пройденного занятия





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. В.А. Козлова, Робототехника в образовании

  2. Дистанционный курс «Конструирование и робототехника» -

  3. Белиовская Л.Г., Белиовский А.Е. Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW. - М.: ДМК, 2010, 278 стр.;

  4. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab):Справочное пособие, - М.: ИНТ, 1998, 150 стр.

  5. Ньютон С. Брага. Создание роботов в домашних условиях. - М.: NTPress, 2007, 345 стр.;

  6. ПервоРобот NXT 2.0: Руководство пользователя. - Институт новых технологий;

  7. Применение учебного оборудования. Видеоматериалы. - М.: ПКГ «РОС», 2012;

  8. Программное обеспечение LEGOEducationNXTv.2.1.;

  9. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. - СПб, 2001, 59 стр.

  10. Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGODAKTA в курсе

информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001 г.

  1. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2011г.

  2. Рогов Ю.В. Робототехника для детей и их родителей [Электронный ресурс] - Режим доступа: свободный xn----8sbhby8arey.xn--p1ai/index.php/2012-07-07-02-11-23/kcatalog

Интернет-ресурсы

  • lego.rkc-74.ru/

  1. lego.com/education/

  2. wroboto.org/

  3. roboclub.ru РобоКлуб. Практическая робототехника.

  4. robot.ru Портал Robot.Ru Робототехника и Образование.

  5. learning.9151394.ru

  6. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты: mon.gov.ru/pro/fgos/

  7. Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO

  8. openclass.ru/wiki-pages/123792

  9. uni-altai.ru/info/journal/vesnik/3365-nomer-1-2010.html

  10. confer.cschool.perm.ru/tezis/Ershov.doc

  11. openclass.ru/wiki-pages/123792

  12. pedagogical_dictionary.academic.ru

  13. learning.9151394.ru/course/view.php?id=17




© 2010-2022