Творческий проект на тему Изготовление держателя для пробирок

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Презентация «ПРИМEНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ»

Тема: « Изготовление держателя для пробирок »

Раскрыта проблема использования проектного метода обучения на уроках трудового обучения.











ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ



ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ




« Изготовление держателя для пробирок »


РАЗРАБОТАЛ: Учитель трудового

обученияОШ№6

г. Дебальцево

АФОНИН Е. А.









2015 год.




ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД.


История возникновения и развития проектного метода.

Проектная деятельность - одна из наиболее популярных форм организации работы с учащимися. Она находит в последние годы все более широкое распространение в системах образования разных стран мира. Метод проектов - организация обучения, при котором учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий - проектов. Он возник во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США, подробное освещение получил в трудах американских педагогов Дж. Дьюи, У.Х.Килпатрика, Э.Коменза и других. В 60-70 гг. XX века в США развернулась массовая критика метода проектов, вызванная нарушением систематичности обучения и снижением уровня теоретических знаний учащихся общеобразовательной школы по основам наук.

В СССР в первые годы советской власти метод проектов частично применялся в практике опытных и некоторых массовых школ, однако был осужден в постановлении ЦКВКП (б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе».

Несмотря на критику, которой подвергался метод проектов в США и в Советском Союзе в последние годы во многих странах мира (США, Великобритания, Франция) интерес к нему значительно возрос.

Основные требования к использованию метода проектов: наличие значимой (социальной или личностной) проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения; теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся, структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотез для их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы).

Понятие о проектном методе.


Задачи трудового воспитания могут быть наиболее эффективно решены путём организации целостного учебно-воспитательного процесса технологической подготовки учащихся, использования в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда).

Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда).

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Самостоятельная творческая работа выполняется учащимися или их группой под руководством или с помощью учителя.

В образовательной области метод проектов - это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технология их обработки.

Метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремления самому созидать осознавать себя творцом при работе с инструментами, материалами и др. У учащихся должна вырабатываться и закрепляться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций. Способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей. Умение выбирать наиболее технологический, экономичный, отвечающий требованию дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности (продукт труда).

Метод проектов - это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом.

Проектная деятельность основана на более гибкой организации процесса обучения учащихся. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи.

Этапы проектной деятельности.

Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов:

I Поисково-исследовательский:

1. Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта (объекта проектной деятельности).

2. Сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов, других источников, проработка оптимальной идеи.

3. Планирование проектной деятельности:

а) определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие;

б) исследование вариантов конструкции объекта труда (модели, изделия) на основе требований дизайна, экономической оценки;

в) выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели, изделия.

Поисково-исследовательский этап предусматривает определение потребностей и возможностей деятельности, основанной на умении генерировать и анализировать идею, формировать тему учебного проекта (проблемы). Потребности в проектной деятельности (существующие проблемы) могут возникать всюду: дома, в школе, на отдыхе, в бизнесе и т.д. Они определяют тему проекта и способствуют формированию внутренней мотивации в приобретении учащимися новых знаний.

Поисково-исследовательский этап позволяет уточнить тему проекта, сделать проектную деятельность более осмысленной и конкретной. Для этого необходимо собрать информацию на тему проекта и проанализировать её. Источниками информации могут быть учебники, справочники, журналы, книги, газеты, радио и телевидение, беседы по телефону, базы данных на электронных носителях, в системе «Интернет», специальных каталогах и т.д. Полученная информация позволит выдвинуть спектр идей и на основе их анализа выбрать для решения проблемы оптимальную идею (лучшую). Её исследование даёт возможность оценить реализуемость, дизайнерские качества будущего изделия (конструкции). Его себестоимость и экологичность, организовать рабочее место, наметить пути изготовления и эффективные режимы применения.

П Технологический:

1. Составление конструкторской и технологической документации.

2. Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделий.

3. Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.

4. Внесение, при необходимости, изменения в конструкцию и технологию.

5. Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.

6. Текущий контроль качества выполнения изделий, операций. Технологический этап включает планирование, составление необходимой документации, организацию безопасных условий труда, соблюдение технологической дисциплины, культуры труда, качества выполнения работы. Этот этап является центральным, основополагающим, системообразующим, связанным с продуктивной деятельностью, результатом которой является объект проектной деятельности (продукт труда), например исследовательская работа по проблемам технологии (изделие, модель, сувенир).

Ш Заключительный:

1. Оценка качества реализации проекта (изготовленного объекта труда), включая его влияние на окружающую среду.

2. Анализ результатов выполнения темы проекта (объекта проектной деятельности), испытание его на практике, защита (презентация).

3. Изучение возможностей использования результатов проектной длительности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.

Заключительный этап включает оформление, презентацию работы, её оценку исполнителем, другими учащимися и учителем.

Применение проектного метода на уроках технического труда.

Метод проектов можно использовать на уроках трудового обучения. Творческий проект на этих уроках - это учебно-трудовое задание, в результате которого учащимися создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. Для ознакомления с культурой проектирования следует провести мини курс «Методика выполнения творческих проектов». На первых занятиях школьники знакомятся с требованиями, предназначенными и предъявленными к выбору объектов проектирования. Для большей наглядности можно использовать «звездочку обдумывания», в центре которой объект исследования, а на периферии - факторы, определяющие его потребительские свойства, используемые материалы и инструменты, оборудование, технологическую и экономическую целесообразность. При разборе и обсуждении творческих проектов (готовых), ребята знакомятся с его основными этапами и последовательностью выполнения. Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования

Только после теоретической подготовки школьники получают возможность выполнить пробный, а затем и самостоятельно разработать проект по выбранной или предложенной учителем теме.

При выполнении проектных заданий не имеет значение, с каким материалом работает ученик (древесина, металл, пластмасс, ткань). Поэтому для оценки качества выполненных проектов представляются игрушки, сувениры, модели, инструменты, кухонный инвентарь, головоломки, предметы домашнего интерьера. Однако изделие - только один из результатов проектной деятельности. Кроме этого, важными её элементами являются процесс учения и папка, сопровождающие изделие и содержащие записи, зарисовки, отражающие мысли и идеи, анализ и опыт принятия решений.

Любой проект должен состоять из теоретической и практической частей, а также необходимых графических приложений.

В теоретической части проекта учащиеся должны указать сведения:

- обоснование и выбор темы;

- история возникновения и назначение данного изделия;

- технология изготовления изделия;

- описание особенностей его обработки;

- перечень инструментов и материалов;

- технические сведения (документация).

Практическая часть проекта - изготовление выбранного изделия. Лучшие работы отбираются, и на их основании проводится выставка.

Организация проектной деятельности учащихся.

Начиная учебный год, необходимо исходить из того, что одним из результатов совместной со школьниками учебной деятельности должно быть успешное выполнение ими проекта.

Какие же проблемы заслуживают особого внимания?

Первая - изучение школьников, выявление психофизических особенностей, интересов, склонностей каждого из них.

Без этого невозможен личностно-ориентированный, индивидуальный подход к детям при организации их проектной деятельности без чего, в свою очередь,

она не будет успешной, а тем более творческой. Изучать учащихся нужно, прежде всего, на каждом без исключения занятии в учебной мастерской, постоянно наблюдая их, контактируя и взаимодействуя с ними.

Вторая проблема - выбор, определение темы проекта. Она связана с первой, поскольку совершенно ясно, что тут в первую очередь надо учитывать индивидуальные способности школьника. Здесь существует три пути. Один из них тему проекта выбрал сам ученик без чьей-либо подсказки. И настаивает на ней, но учителю следует удостовериться, что выбор обоснованный, не случайный, а продуманный, учитывающий возможности и самого школьника, и материально-технической базы мастерских.

Другой путь - тему проекта предлагает учитель. Он наиболее предпочтительный, но при соблюдении двух условий. Во-первых, учитель хорошо знает своих питомцев и в состоянии предложить каждому нечто подходящее, интересное и посильное именно ему. Во-вторых, педагог самым тщательным образом всё продумал и взвесил: наличие оборудования и материалов, свои возможности как руководителя-консультанта, степень участия родителей, сроки работы и т.п.

Наконец тема проекта может быть, предложена самим родителем. Но тут нельзя упустить следующее: иногда попадается родитель, который выбирает тему не столько для ребенка, сколько для себя. Такого родителя учитель должен поправить. Ведь разумное участие родителей в проектной деятельности умеренное, педагогически оправданное. Таких родителей необходимо консультировать, советовать им, как правильно с точки зрения учебно-воспитательных задач следует помогать своим детям в их работе над проектом.

Третья проблема, на которую хотелось бы обратить внимание, - это организация проектной деятельности учащихся. Как известно, всякая организация предполагает, прежде всего, четкое планирование. План, в этом случае - это тщательно продуманный перечень этапов работы школьников над проектами. Причем они устанавливают сроки выполнения этапов исходя из того, что на всё отводится 18-24 учебных часа. Это усиливает ответственность учащихся за свой труд, приучает их к четкости и порядку. Однако сам план работы разрабатывает в помощь учащимся учитель. Он является примерным и может содержать в числе других следующие пункты: сбор информации по теме проекта, подготовка технического задания, содержащего основные требования к проектируемому изделию, определение проблемы, которая решается в ходе проектирования, разработка технической документации, изготовление проекта, защита проекта.

Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста. Если в 5-6 классах уровень самостоятельности еще невысок, дело учителя помогать им на всех этапах работы. Другое дело 7-9 классы. Здесь идет вполне самостоятельная закономерная работа учащихся, а учитель выступает в основной роли консультанта. Времени отведенного на работу над проектом на уроках мало, поэтому значительную часть проекта, особенно связанную с его описательной частью, оформлением, выполнять можно и дома. Для этого можно использовать дополнительные материалы.

Помощь учащимся в работе над проектами.

Под проектом понимается завершенная творческая работа учащегося, выполненная им самостоятельно под руководством и с помощью учителя. Причем эта помощь носит на каждом этапе специфический характер.

Начать следует с разработки примерной тематики проектных занятий и заданий по каждому году обучения. Она должна быть достаточно широкой, постоянно обогащаться с учетом интересов и возможностей, как учащихся, так и самого учителя, имеющейся в его распоряжении материально-технической базы. Чем полнее при этом окажутся востребованными полученные знания и умения, тем в большей мере отвечает своему названию проект. Если его разработка предполагает участие нескольких учеников, то необходимо четко определить реальный вклад каждого из них.

В начале учебного года, после того, как пройдет несколько уроков технического труда, следует провести первое занятие по теме «Проект», на котором познакомить учащихся с целями и задачами предстоящей работы, с примерной тематикой проектов, последовательностью их выполнения, требованиям к изделию, пояснительной записке, порядком защиты проекта.

С тематикой проектов желательно познакомить родителей, чтобы они помогли сделать правильный выбор.

Второй этап - индивидуальные консультации с каждым школьником по определению конкретных заданий, выбору требуемых материалов, инструментов и оборудования, дополнительной литературы.

На следующую встречу с учителем каждый ученик приносит план работы над проектом, первоначальный эскиз или рисунок изделия в альбоме, образцы выбранных материалов. Учитель вносит поправки, а если все сделано правильно, утверждает план, просматривает эскиз изделия, уточняя вместе с учащимся его конструкцию и технологию изготовления. Если выбранная тема требует консультации других преподавателей, то учитель технического труда согласовывает с ними такую возможность.

В дальнейшем, советуясь при необходимости с педагогом, учащиеся разрабатывают деталировку изделия. Составляют технологическую карту, проводят необходимые расчеты и т. д. Рекомендуется при этом отображать вопросы, с которыми не справился тот или иной ученик, для решения их на уроке методами «мозгового штурма», контрольных вопросов и пр.

Параллельно этому учащиеся приступают к практической деятельности в учебных мастерских. Учителю необходимо заранее составить график перемещения их по рабочим местам коллективного пользования. Для этого желательно заранее собрать предложения детей: сколько времени и на каком оборудовании им надо работать?

Дальнейшая помощь учащимся в работе над выполнением проектов сказывается как на занятиях, так и в порядке консультации. Например: на уроке учитель вместе с учениками проверяет качество выполнения отдельных деталей, обсуждает последовательность сборки и оформления изделий, а во время консультации даёт рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам, расчету стоимости изделия и т. д.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ

Учитывая специфику проектной деятельности, критерии оценивания проектов учащихся по трудовому обучению имеют комплексный характер и должны отображать:

- уровень овладения теоретическими знаниями, умением использовать эти знания при составлении проектов;

- уровень самостоятельности в процессе организации и выполнения проекта;

- умение пользоваться разными видами конструкторско-технологической информации;

- уровень сформированное трудовых приёмов, умений и навыков при выполнении технологических операций;

- умение организовывать рабочее место, поддерживать порядок во время работы над проектом;

- соблюдение временных рамок на составлении проекта;

- соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

При оценке проекта учитывается сложность и качество выполнения изделия, полнота пояснительной записки, аккуратность выполнения графических элементов, степень владения материалами при защите.

Так как в школах Украины оценивание знаний, умений, навыков проводится по 12-ти бальной системе, то при оценивании проектов следует учитывать это.

Выполнение и составление проектов по трудового обучения носит поисково-исследовательский характер, то и выполнить такого рода задание могут учащиеся только среднего, достаточного и высокого уровня знаний. Поэтому оценивание проектов, на мой взгляд, нужно начинать с 4 баллов.

Критерии оценивания проектов.


«4» - Проект имеет не полные теоретические сведения, имеет существенные недостатки в формулировке идей, оформлении. Изделие, разработанное в проекте, имеет отклонения, но их возможно исправить. Учащийся работал над выполнением проекта в основном с помощью учителя, требовалась помощь в организации рабочего места и соблюдении правил техники безопасности.

«5» - Проект в основном отвечает требованиям, но допущены существенные ошибки в анализе, оформлении, формулировке теоретических сведений. Весь процесс составления проекта, практической части идет под контролем учителя. Изделие хоть имеет недостатки, но может быть использовано по назначению.

«6» - Проект отражает основные теоретические сведения, но формулировки недостаточно осмыслены. Во время изготовления изделия учащийся постоянно нуждается в консультации учителя. Изделие - среднего уровня качества. Иногда требуется контроль учителя за организацией рабочего места.

«7» - Теоретические сведения в порядке достаточно обширны. При выполнении практической части проекта иногда учащийся нуждается в консультации. Изделие достаточного уровня качества. Правильно выполнялось большинство технологических операций, но наряду с этим существуют недочеты в технологической документации, оформлении.

«8» - Проект составлен с достаточно полными теоретическими сведениями, присутствует анализ, учащийся делает выводы. Теоретическая часть проекта логичная, обоснована, полная, но с некоторыми неточностями. Изделие хорошего качества, но может иметь незначительные отклонения. Организация рабочего места отвечает требованиям.

«9» - Проект отвечает всем правилам. Материал обобщенный и систематизированный. Учащийся может использовать конструкторско-технологическую документацию. Изделие хорошего качества. При изготовлении его все приёмы и технологические операции исполнялись в пределах определенного времени. Работа велась в основном самостоятельно.

«10»- Проект отображает глубокие, всесторонние знания учащегося. При составлении проекта использовались разнообразные источники информации, материал продуман, хорошо изложен, технологическая документация оформлена на высоком уровне, изделие изготовлено с соблюдением всех приёмов и технологических операций. Образцовое содержание рабочего места.

«11»- Проект составлен правильно. Теоретический материал изложен полно, глубоко, учащийся свободно владеет темой, использует широко дополнительные источники информации. Оформление образцовое. Изделие высокого качества, высокий уровень организации труда, соблюдение правил техники безопасности.

«12»- Проект составлен творчески. Учащийся выдвигает оригинальные идеи по решению проблемы проекта, способен принимать рациональный подход, свободно пользуется различными источниками информации, достойно проводит защиту проекта. Безупречно выполняет все приёмы и операции. Изделие высокого качества. Самостоятельно контролирует организацию рабочего места, соблюдает правила техники безопасности. Проект составляется и разрабатывается самостоятельно.

« Изготовление держателя для пробирок »

Творческий проект на тему Изготовление держателя для пробирок




1. Выбор и обоснование объекта труда

На уроках химии вы часто проводите опыты, используя пробирки. По О.Т. пробирку необходимо держать при переливании или нагревании только с помощью держателя для пробирок. Их бывает не достаточно, для всех учащихся и поэтому мы попробуем изготовить держатель своими руками.

2.Разработка вариантов проекта.

Для того чтобы держатель имел функцию зажима, необходимо разработать наиболее простую форму.

ВАРИАНТЫ ЗАЖИМА

Творческий проект на тему Изготовление держателя для пробирок1 2

Творческий проект на тему Изготовление держателя для пробирок




3.Техническое описание проекта.

Приступая к разработке проекта, необходимо определить параметры, которые следует учитывать при изготовлении держателя для пробирок.

НАЗНАЧЕНИЕ: использовать для оборудования рабочих мест в кабинете химии.

СОСТАВ: изделие состоит из трёх деталей.

Время изготовление одним учеником: техническое описание-2 ч.

практическая работа -4 ч. защита проекта-1

4.Выбор материалов для изготовления держателя

( круглыми рамками обведены выбранные элементы)





ТАБЛИЦА 1

Творческий проект на тему Изготовление держателя для пробирок






ТАБЛИЦА 2

Творческий проект на тему Изготовление держателя для пробирок



ТАБЛИЦА 3

Творческий проект на тему Изготовление держателя для пробирокОПИСАНИЕ СХЕМ

При изготовлении пластины наиболее подходящим материалом в нашем случае оказывается металл. Из всех металлов самыми дешёвыми и доступным оказались чёрные металлы. Чугун нам не подходит из-за его хрупкости и сложности обработки, поэтому мы выбрали сталь. Легированные стали, предназначены для изготовления наиболее прочных и ответственных деталей в механизмах, они дороги. Нам подойдут и углеродистые стали, из них вполне подходящими оказались конструкционные.

Для изготовления ручки самым доступным и легко обрабатываемым материалом оказывается древесина. Из всех древесных материалов наиболее подходящими оказались пиломатериалы. При выборе породы древесины мы остановили свой выбор на клене, березе или акации, т.к. они прочные и плотные и не такие дорогие как дуб и красное дерево.

Материалы для пластины: жесть 200 мм,
Материалы для ручки: брусок

Заклепки: алюминиевая проволока


Необходимое оборудование для изготовления изделия:

- верстак, ножовка по металлу, сверлильный станок, токарный станок по дереву, набор слесарных и столярных инструментов, шлифовальная шкурка.

Внешний вид изделия.

Изделие состоит из трех деталей - держатель и ручка и зажим. Ручка насаживается на держатель и закрепляется заклепками(2 штуки).

Ученики составляют технологическую карту.

(приложение 1)

- Общий инструктаж

- индивидуальный инструктаж

- работа над ошибками

Оценка изделия

Испытание изделия прошло успешно, держатель прочно держит пробирку, ручка находится на безопасном расстоянии от огня. Положительные стороны проекта:

- цель достигнута

-Творческий проект на тему Изготовление держателя для пробирок материалы доступны

- технология изготовления посильна

- держатель удобен в работе

- дизайн соответствует назначению





поз

наименование

Кол.

материал

Размер,мм

1

пластина

1

сталь

0,8х16х251

2

ползунок

2

сталь

0,8х16х66

3

заклёпка

3

алюминий

4х18

4

ручка

4

древесина

16х90


Технологическая карта

Творческий проект на тему Изготовление держателя для пробирок










Творческий проект на тему Изготовление держателя для пробирок

© 2010-2022