Пособие для учителя Изонить

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Донецкий областной институт последипломного образования

кафедра природно-математических дисциплин

и методики их преподавания, отдел технологий




Творческая работа




Приёмы нитяного дизайна


(к вариативному модулю учебной программы «Технологии 10-11 классы»)




Методическое пособие для учителя



Выполнила учитель

Торезской ОШ №10 Бражко О.А.

Руководитель Скляр В.Ф.











2014

Искусство - один из ценнейших источников духовности, воспитание эстетических идеалов и художественного вкуса у подрастающего поколения. Нитяной дизайн (изонить) занимает достаточно важное место среди других видов декоративно-прикладного искусства.

В искусстве нитяного дизайна органично связаны между собой изобразительное искусство, черчение, математика.

Изготовление изделий в технике «нитяная графика» не требует значительных материальных затрат. Несмотря на то, что составляющие нитяной графики достаточно просты, они дают возможность создавать изысканные, сложные роботы в стиле «Hand Made», что под силу ученикам старших классов. Данным видом деятельности могут заниматься юноши и девушки в классах, не делящихся на группы.

При помощи нитяного дизайна можно создать много декоративных изделий, которые украшают интерьер, дарят людям радость. Это и поздравительные открытки, закладки, картины, панно. Интересно сочетание нитяного дизайна с другими видами декоративно-прикладного творчества, например, оригами, искусственными цветами, с рисунком, выполненным карандашом и акварелью. Эту технику используют и дизайнеры одежды.

Занятия нитяным дизайном развивают художественно-эстетический вкус, абстрактное мышление, улучшают память; приобретаются навыки работать аккуратно, настойчиво; формируется усидчивость, желание довести дело до конца.

Психологические приёмы базируются на двух геометрических фигурах - угол и круг. Их разделяют на три группы: основные, ходовые, вспомогательные.

1. Основные психологические приёмы:

- заполнение угла (приложение);

- заполнение круга (приложение);

2. Ходовые психологические приёмы:

- заполнение плавной кривой хордами (приложение);

- заполнение спиралеобразной кривой хордами (приложение);

- заполнение геометрических фигур хордами, диаметрами, радиусами - фигуры можно делить как на равномерные, так и неравномерные отрезки (приложение);

3. Вспомогательные психологические приёмы:

- параллельное натяжение нитей (приложение);

- натяжение нитей сеткой (приложение);

- радиальное заполнение (приложение);

- радиально-сетчатое заполнение (приложение);

- иллюзия перевёрнутой площади (приложение).

Инструкционная карта №1. Технология заполнения прямого угла


№ п/п

Название операции

Графическое изображение

Примечание

1.

Начертить прямой угол со сторонами по 3 см

Пособие для учителя Изонить

Длина сторон прямого угла должна быть одинакова.

«Золотое правило»: количество отрезков на обеих сторонах угла должно быть одинаково.

Отрезки в отдельно взятом углу могут быть разной длины (0,2 - 1,5 см).

В начале работы нить закрепить с обратной стороны узлом, а по окончании - скотчем.

2.

Каждую сторону угла поделить на равные отрезки (при помощи линейки)



Пособие для учителя Изонить

3.

Проколоть картон в намеченных местах тонкой иглой

4.

Заполнять угол согласно рисунку (число обозначает порядковый номер прокола картона иглой)

Пособие для учителя Изонить

Инструкционная карта №2. Технология заполнения острого угла

№ п/п

Название операции

Графическое изображение

Примечание

1.

Начертить острый угол

(45° ) со сторонами по 3 см

Пособие для учителя Изонить

Длина сторон острого угла должна быть одинакова.

«Золотое правило»: количество отрезков на обеих сторонах угла должно быть одинаково.

Отрезки в отдельно взятом углу могут быть разной длины (0,2 - 1,5 см).

В начале работы нить закрепить с обратной стороны узлом, а по окончании - скотчем.

2.

Каждую сторону угла поделить на равные отрезки (при помощи линейки)

Пособие для учителя Изонить

3.

Проколоть картон в намеченных местах тонкой иглой

Пособие для учителя Изонить

4.

Заполнять угол согласно рисунку (число обозначает порядковый номер прокола картона иглой)

Инструкционная карта №3. Технология заполнения вытянутого угла

№ п/п

Название операции

Графическое изображение

Примечание

1.

Начертить прямой угол со сторонами 4 и 2 см


Пособие для учителя Изонить




«Золотое правило»: количество отрезков на обеих сторонах угла должно быть одинаково.

Отрезки на отдельно взятой стороне или на обеих сторонах вытянутого угла могут постепенно увеличиваться или уменьшаться.

Стороны вытянутого угла необязательно должны быть пропорциональными.

В этом случае разметка сторон на отрезки выполняется « на глаз».

Вытянутый угол может быть прямым, тупым и острым.

В начале работы нить закрепить с обратной стороны узлом, а по окончании - скотчем.

2.

Сторону угла а и сторону угла б поделить на одинаковое количество отрезков (по 4 на каждой стороне). Соответственно, на стороне а отрезок равен 0,5 см, а на стороне б - 1 см

Пособие для учителя Изонить

3.

Проколоть картон в намеченных местах тонкой иглой

4.

Заполнять угол согласно рисунку (число обозначает порядковый номер прокола картона иглой)

Инструкционная карта №4. Технология заполнения тупого угла

№ п/п

Название операции

Графическое изображение

Примечание

1.

Начертить тупой угол (100°) со сторонами по 3 см

Пособие для учителя Изонить

Длина сторон тупого угла должна быть одинакова.

«Золотое правило»: количество отрезков на обеих сторонах угла должно быть одинаково.

Отрезки в отдельно взятом угле могут быть разной длины (0,2 - 1,5 см).

В начале работы нить закрепить с обратной стороны узлом, а по окончании - скотчем.

2.

Каждую сторону угла поделить на равные отрезки (при помощи линейки)

Пособие для учителя Изонить

3.

Проколоть картон в намеченных местах тонкой иглой

4.

Заполнять угол согласно рисунку (число обозначает порядковый номер прокола картона иглой)

Пособие для учителя Изонить

Инструкционная карта №5. Технология заполнения круга диаметрами

(равномерное деление круга на отрезки)


№ п/п

Название операции

Графическое изображение

Примечание

1.

Начертить круг радиусом 1,5 см

Пособие для учителя Изонить

Круг может быть любого радиуса.

Количество размеченных по кругу отрезков должно быть парным.

Длина отрезков-0,2 -1 см.

Первый стежок должен обязательно проходить через центр круга.

В начале работы нить закрепить с обратной стороны узлом, а по окончании - скотчем.

2.

Разделить круг на 16 равных отрезков или «на глаз»

Пособие для учителя Изонить

3.

Проколоть картон в намеченных местах тонкой иглой

4.

Заполнять круг согласно рисунку (число обозначает порядковый номер прокола картона иглой)

Пособие для учителя Изонить

Инструкционная карта №6. Технология заполнения круга диаметрами

(неравномерное деление круга на отрезки)

№ п/п

Название операции

Графическое изображение

Примечание

1.

Начертить круг радиусом 1,5 см

Пособие для учителя Изонить

Круг может быть любого радиуса.

Количество размеченных по кругу отрезков должно быть парным.

Длина отрезков -0,2 -1 см.

Первый стежок прокладывать через точки 1 и 2.

В начале работы нить закрепить с обратной стороны узлом, а по окончании - скотчем.

2.

Разделить круг на 18 неравномерных отрезков, начиная с больших, постепенно уменьшая, а потом снова увеличивая, как показано на рисунке «на глаз»


Пособие для учителя Изонить

3.

Проколоть картон в намеченных местах тонкой иглой

4.

Заполнять круг согласно рисунку (число обозначает порядковый номер прокола картона иглой)

Пособие для учителя Изонить

Инструкционная карта №7. Технология заполнения угла хордами

(равномерное деление круга на отрезки)


№ п/п

Название операции

Графическое изображение

Примечание

1.

Начертить круг радиусом 1,5 см

Пособие для учителя Изонить

Круг может быть любого радиуса.

Количество размеченных по кругу отрезков должно быть парным.

Длина отрезков-0,2 -1 см.

Первый стежок может выходить из точки 1 на любую точку круга, но не должен проходить через центр круга.

В начале работы нить закрепить с обратной стороны узлом, а по окончании - скотчем.

2.

Разделить круг на 16 равных отрезков или «на глаз»

Пособие для учителя Изонить

3.

Проколоть картон в намеченных местах тонкой иглой

4.

Заполнять круг согласно рисунку (число обозначает порядковый номер прокола картона иглой)

Пособие для учителя Изонить

Инструкционная карта №8. Технология заполнения круга хордами

(неравномерное деление круга на отрезки)

№ п/п

Название операции

Графическое изображение

Примечание

1.

Начертить круг радиусом 1,5 см

Пособие для учителя Изонить

Круг может быть любого радиуса.

Количество размеченных по кругу отрезков должно быть парным.

Длина отрезков- 0,2 -1см.

Первый стежок при заполнении круга хордами должен выходить из точки 1 к какой-либо точке круга, но не должен проходить через центр круга.

2.

Разделить круг на 18 неравномерных отрезков, начиная с больших, постепенно уменьшая, а потом снова увеличивая, как показано на рисунке «на глаз»

Пособие для учителя Изонить

3.

Проколоть картон в намеченных местах тонкой иглой

4.

Заполнять круг согласно рисунку (число обозначает порядковый номер прокола картона иглой)

Пособие для учителя Изонить

В начале работы нить закрепить с обратной стороны узлом, а по окончании - скотчем.

Инструкционная карта № 9. Технология заполнения круга радиусами

(равномерное деление круга на отрезки)

№ п/п

Название операции

Графическое изображение

Примечание

1.

Начертить круг радиусом 1,5 см

Пособие для учителя Изонить

Круг может быть любого радиуса.

Количество размеченных по кругу отрезков может быть парным и непарным. Длина отрезков-0,2 -1 см.

При заполнении круга радиусами все стежки должны выходить из центра круга в последовательно размеченные точки круга.

В начале работы нить закрепить с обратной стороны узлом, а по окончании - скотчем.

2.

Разделить круг на 16 равных отрезков или «на глаз»

Пособие для учителя Изонить

3.

Проколоть картон в намеченных местах тонкой иглой

4.

Заполнять круг согласно рисунку (число обозначает порядковый номер прокола картона иглой)

Пособие для учителя Изонить

Инструкционная карта №10. Технология заполнения круга радиусами

(неравномерное деление круга на отрезки)

№ п/п

Название операции

Графическое изображение

Примечание

1.

Начертить круг радиусом 1,5 см

Пособие для учителя Изонить

Круг может быть любого радиуса.

Количество размеченных по кругу отрезков может быть парным и непарным.

Длина отрезков-0,2 -1 см.

При заполнении круга радиусами все стежки должны выходить из центра круга в последовательно размеченные точки круга.

2.

Разделить круг на 18 неравномерных отрезков «на глаз»

Пособие для учителя Изонить

3.

Проколоть картон в намеченных местах тонкой иглой

4.

Заполнять круг согласно рисунку (число обозначает порядковый номер прокола картона иглой)

Пособие для учителя Изонить

В начале работы нить закрепить с обратной стороны узлом, а по окончании - скотчем.

Инструкционная карта №11. Технология заполнения плавной кривой хордами

№ п/п

Название операции

Графическое изображение

Примечание

1.

Начертить круг или нарисовать на обратной стороне основы (картона) плавную кривую линию (похожую на синусоиду)

Пособие для учителя Изонить

«Синусоиду» надо рассматривать как сумму двух дуг круга, начерченных одним или разными радиусами с противоположных сторон на разном уровне.

Количество размеченных по «синусоиде» отрезков должно быть парным.

Длина отрезков-0,2 -1 см.

2.

Разделить начерченную (нарисованную) линию на равномерные отрезки по 0,3 см

3.

Проколоть картон в намеченных местах тонкой иглой

4.

Заполнять начерченную (нарисованную) линию согласно рисунку (число обозначает порядковый номер прокола картона иглой)

Пособие для учителя Изонить

Длина хорды, которой будет заполняться кривая, задаётся первым стежком. Чем больше хорда, тем полнее будет заполнение кривой и наоборот (например, из точки 1 на точку 8).

Заполнять сначала из одного края, пока кривая имеет кривизну в другую сторону, а потом - с другой стороны кривой до полного её заполнения.

В начале работы нить закрепить с обратной стороны узлом, а по окончании - скотчем.

Инструкционная карта №12. Технология заполнения спиралеобразной кривой хордами

№ п/п

Название операции

Графическое изображение

Примечание

1.

Начертить на обратной стороне основы (картона) спиралеобразную кривую линию

Пособие для учителя Изонить

Количество размеченных на кривой отрезков должно быть парным.

2.

Разделить начерченную (нарисованную) линию на равномерные отрезки по 0,3 см

Пособие для учителя Изонить

Длина отрезков-0,2 -1 см.

Длина хорды, которой будет заполняться кривая, задаётся первым стежком. Чем больше хорда, тем полнее будет заполнение кривой и наоборот (например, из точки 1 на точку 8).

В начале работы нить закрепить с обратной стороны узлом, а по окончании - скотчем.

3.

Проколоть картон в намеченных местах тонкой иглой

4.

Заполнять начерченную (нарисованную) линию согласно рисунку (число обозначает порядковый номер прокола картона иглой)

Пособие для учителя Изонить

Инструкционная карта №13. Технология заполнения геометрических фигур хордами

№ п/п

Название операции

Графическое изображение

Примечание

1.

Начертить на обратной стороне основы (картона) любую геометрическую фигуру: эллипс, треугольник, квадрат, прямоугольник, пяти-, шести-, восьмиугольник

Пособие для учителя Изонить

Количество размеченных на геометрической фигуре отрезков должно быть парным.

Длина отрезков-0,2 -1 см.

Длина хорды, которой будет заполняться фигура, задаётся первым стежком. Чем больше хорда, тем полнее будет заполнение кривой и наоборот (например, с точки 1 на точку 8).

В начале работы нить закрепить с обратной стороны узлом, а по окончании - скотчем.

2.

Разделить начерченную геометрическую фигуру на равномерные отрезки по 0,5см

Пособие для учителя Изонить

3.

Проколоть картон в намеченных местах тонкой иглой

4.

Заполнять начерченную фигуру согласно размеченному рисунку (число обозначает порядковый номер прокола картона иглой)

Пособие для учителя Изонить

Инструкционная карта №14. Технология заполнения геометрических фигур диаметрами

№ п/п

Название операции

Графическое изображение

Примечание

1.

Начертить на обратной стороне основы (картона) любую геометрическую фигуру: эллипс, треугольник, квадрат, прямоугольник, пяти-, шести-, восьмиугольник

Пособие для учителя Изонить

Количество размеченных на геометрических фигурах отрезков должно быть парным.

Длина отрезков-0,2 -1 см.

Первый стежок в выбранной геометрической фигуре прокладывать через точки 1 и 2.

При заполнении геометрической фигуры диаметрами иголка должна «заходить» в каждую точку только один раз.

В начале работы нить закрепить с обратной стороны узлом, а по окончании - скотчем.

2.

Разделить начерченную геометрическую фигуру на равномерные отрезки по 0,5см

Пособие для учителя Изонить

3.

Проколоть картон в намеченных местах тонкой иглой

4.

Заполнять начерченную фигуру согласно размеченному рисунку (число обозначает порядковый номер прокола картона иглой)

Пособие для учителя Изонить

Инструкционная карта №15. Технология заполнения геометрических фигур радиусами

№ п/п

Название операции

Графическое изображение

Примечание

1.

Начертить на обратной стороне основы ( картона) любую геометрическую фигуру: эллипс, треугольник, квадрат, прямоугольник, пяти-, шести-, восьмиугольник

Пособие для учителя Изонить

Геометрические фигуры необязательно должны быть правильной формы. Количество размеченных на геометрических фигурах отрезков может быть парным и непарным.

Длина отрезков-0,2 -1 см.

Все стежки должны выходить из центральной точки, хотя это может быть не настоящий центр, и «заходить» в последовательно размеченные точки по контуру фигуры.

При заполнении геометрической фигуры радиусами иголка должна «заходить» в каждую точку только один раз.

В начале работы нить закрепить с обратной стороны узлом, а по окончании - скотчем.

2.

Разделить начерченную геометрическую фигуру на равномерные отрезки - по 1см

Пособие для учителя Изонить

3.

Проколоть картон в намеченных местах тонкой иглой

4.

Заполнять начерченную фигуру согласно размеченному рисунку (число обозначает порядковый номер прокола картона иглой)

Пособие для учителя Изонить

Инструкционная карта №16. Технология заполнения фигур различной конфигурации параллельным натяжением нитей

№ п/п

Название операции

Графическое изображение

Примечание

1.

Начертить круг радиусом 1,5 см на обратной стороне основы (картона)

Пособие для учителя Изонить

Этим приёмом можно заполнять эллипс, треугольник, квадрат, ромб, а также любую другую площадь, ограниченную неправильной замкнутой кривой.

Параллельные линии могут быть начерчены, а потом вышиты как на одинаковом расстоянии одна от другой, так и на неодинаковом (например, расстояние постепенно увеличивается, а потом постепенно уменьшается).

Расстояние между параллельными линиями может быть - 0, 2 - 1 см.

В начале работы нить закрепить с обратной стороны узлом, а по окончании - скотчем.

2.

Разделить круг на отрезки таким образом: провести в круге под линейку на расстояниях в возрастающем порядке

Пособие для учителя Изонить

3.

Точки пересечения круга параллельными линиями проколоть тонкой иглой


4.

Заполнять начерченную фигуру согласно размеченному рисунку (число обозначает порядковый номер прокола картона иглой)

Пособие для учителя Изонить

Инструкционная карта №17. Технология заполнения. Фигур различной конфигурации натяжением нитей сеткой

№ п/п

Название операции

Графическое изображение

Примечание

1.

Начертить на обратной стороне основы (картона) ромб со сторонами 3 см

Пособие для учителя Изонить

Этим приёмом можно заполнять эллипс, треугольник, квадрат, ромб, а также любую другую площадь, ограниченную неправильной замкнутой кривой. Расстояние между параллельными линиями может быть разным (в зависимости от вкуса исполнителя). Расстояние может постепенно увеличиваться, а потом постепенно уменьшаться. Расстояние между параллельными линиями может быть - 0,2 - 1 см.

В начале работы нить закрепить с обратной стороны узлом, а по окончании - скотчем.

2.

Разделить ромб на отрезки таким образом: провести сначала линии,

параллельные одной паре сторон ромба, а потом - другой

Пособие для учителя Изонить

3.

Проколоть картон в намеченных местах тонкой иглой

4.

Заполнять начерченную фигуру согласно размеченному рисунку (число обозначает порядковый номер прокола картона иглой)

Пособие для учителя Изонить

Инструкционная карта №18. Радиальное заполнение фигур различной конфигурации

№ п/п

Название операции

Графическое изображение

Примечание

1.

Начертить круг радиусом 2 см на обратной стороне основы (картона)

Пособие для учителя Изонить

Этим приёмом можно заполнять

эллипс, треугольник, квадрат, ромб, дугу произвольного радиуса.

Лучами радиального направления можно заполнять любую геометрическую фигуру или художественный элемент рисунка.

Длина отрезков может быть от 0,2см и до бесконечности.

В начале работы нить закрепить с обратной стороны узлом, а по окончании - скотчем.

2.

Разделить круг на отрезки неравные между собой; начертить в круге линии,

которые выходят из одной точки

Пособие для учителя Изонить

3.

Точки пересечения круга линиями проколоть тонкой иглой

4.

Заполнять начерченную фигуру согласно размеченному рисунку (число обозначает порядковый номер прокола картона иглой)

Пособие для учителя Изонить

Инструкционная карта №19. Радиально-сетчатое заполнение фигур различной конфигурации

№ п/п

Название операции

Графическое изображение

Примечание

1.

Начертить на обратной стороне основы (картона) квадрат со стороной 3 см

Пособие для учителя Изонить

Этим приёмом можно заполнять

эллипс, треугольник, квадрат, ромб, любой художественный элемент рисунка.

Количество размеченных точек зависит от желания исполнителя.

Длина отрезков - 0,5см -2см (можно брать и большую длину).

Радиально-сетчатое заполнение-это радиальное заполнение, выполненное из двух и более точек заполняемой фигуры.

Разделение фигуры на отрезки может быть равномерным и неравномерным (нарастающим и ниспадающим).

В начале работы нить закрепить с обратной стороны узлом, а по окончании - скотчем.

Стежки, что повторяют периметр фигуры, заполняются с учётом желания исполнителя.

2.

Разметить стороны квадрата на отрезки по 1 см

Пособие для учителя Изонить

3.

Проколоть картон в намеченных местах тонкой иглой

4.

Заполнять начерченную фигуру согласно размеченному рисунку (число обозначает порядковый номер прокола картона иглой)

Пособие для учителя Изонить

Инструкционная карта №20. Технология выполнения приёма «иллюзия перевёрнутой площади»

№ п/п

Название операции

Графическое изображение

Примечание

1.

Начертить на обратной стороне картона две наклонённые линии, расположенные симметрично к оси симметрии, длиной 4 см

Пособие для учителя Изонить

Наклонённые линии могут быть расположены как симметрично, так и не симметрично.

Линии могут быть как одинаковы по размеру, так и не одинаковыми.

На двух линиях, которые заполняются приёмом «иллюзия перевёрнутой площади», должно быть одинаковое количество отрезков.

Длина отрезков может быть от 0,2 до 1 см и более.

В начале работы нить закрепить с изнаночной стороны узлом, а в конце работы - скотчем.

Стежки 2-24 и 1-23 заполняются по желанию исполнителя.

2.

Разделить наклонённые линии на отрезки длиной 0,5 см

Пособие для учителя Изонить

3.

Проколоть картон в намеченных местах тонкой иглой

4.

Выполнять приём согласно размеченному рисунку

Пособие для учителя Изонить


© 2010-2022