Развитие у студентов творческой инициативы и исследовательских навыков

Доклад подготовлен в соответствии с индивидуальной методической темой педагога на заседании метод объединения бухгалтерско-экономических дисциплин. В работе отраражены основные аспекты развития у студентов навыков самостоятельной работы, творческой иннициативы, важности исследовательской работы в целях формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов. В докладе отражен опыт работы преподавателя при организации учебного процесса, своей деятельности, творческого подхода к учебному ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ



А.Б.Жунусова

Высшая техническая школа г.Щучинск


В условиях модернизации казахстанского образования основной акцент сделан на достижение нового современного качества профессионального образования.

Профессиональное образование является важной составляющей жизненного самоопределения студентов. Востребованными социумом в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные выпускники, адаптировавшиеся к новым социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

Потребность в выявлении талантливых людей существует в любом обществе, а поиск и поддержка талантов позволяет сохранять интеллектуальную элиту государства.

Успешность специалиста в профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития творческой инициативы, которая формирует исследовательскую компетентность в сфере будущей профессиональной деятельности, которая является одной из важнейших целей всех современных программ образования.

Выстраивая образовательный процесс, значительное внимание я уделяю развитию у студентов творческой инициативы и исследовательских навыков, для формирования потребности в непрерывном образовании, способности анализировать, принимать решения, воспитывает гибкость мышления, познавательную активность, самостоятельность.

Педагогическая наука и практика предлагает преподавателю большой выбор методов, приемов и форм обучения. Задача заключается в том, чтобы творчески, рационально использовать их в учебном процессе, для достижения поставленных целей.

Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства студентов с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Исследовательская работа - это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов, которая повышает у студентов интерес к учебе, приобщая их к самостоятельной творческой деятельности. Результатом такой работы является повышение уровня подготовки будущих специалистов.

Для того чтобы деятельность студентов стала исследовательской, преподаватель должен решить ряд проблем по формированию творческого импульса в сознании студента, а затем обучить его принципам, методам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться через решение задач научного характера по индивидуальной теме.

При этом студент должен четко представлять, что он должен получить, каким образом и когда сможет достичь конечного результата.

Основными формами исследовательской работы студентов в Высшей технической школе являются:

- подготовка рефератов, докладов;

- участие студентов в проектной деятельности;

- участие в семинарах, олимпиадах по общеобразовательным и специальным дисциплинам;

- участие в научно-практических и научно-исследовательских конференциях районного и областного уровня;

- организация предметных недель.

В процессе исследовательской работы студентов решается целый комплекс педагогических задач:

- обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы;

- формирование у студентов общих и профессиональных компетенций;

- воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала;

- развитие коммуникативных навыков.

Исследовательская деятельность студентов включает в себя:

- использование учебной и дополнительной литературы, библиографических справочников, указателей, каталогов;

- составление рецензий и аннотаций;

- написание сообщений, докладов и рефератов;

- создание тематических словарей, кроссвордов, практических (ситуационных) задач;

- создание презентаций;

- оформление плакатов, буклетов, памяток;

- изготовление наглядных пособий и дидактического материала;

- участие в обучающих и деловых играх;

- выполнение групповых творческих проектов;

- выполнение курсовых и дипломных проектов практической направленности, реализация проектов по специальному заказу предприятий и организаций.

Учебный процесс в нашем учебном заведении организован таким образом, что элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу.

Основными формами учебно-исследовательской работы студентов, которые я использую, являются:

1. Предметные кружки. Мною, как преподавателем спецдисциплин, ведется кружковая работа в соответствии с планом работы кружка «Банкир». Именно в работе кружка уделяю внимание к интересам каждого студента, к его склонностям и возможностям. Индивидуальные задания студентам направлены как на повторение материала или устранение пробелов, так и на расширение и углубление знаний у тех, кто проявляет повышенный интерес к изучению дисциплины.

Важным отличием кружка является большее значение способностей студента к коллективной работе. Опыт коллективной работы приходит не сразу, и разрешение споров и конфликтов, возникающих в процессе работы, так же во многом лежит на плечах преподавателя.

Творческие задания студентов могут быть представлены в идее схем, задач, тестов, кроссвордов, создания мультемидийных презентаций.

Особое внимание я уделяю оформлению портфолио. Основной смысл которого, показать все, на что способен обучаемый. Учебные портфолио представляют коллекцию образцов учебно- познавательной деятельности студента. Использую два вида портфолио для каждого студента: рабочее и оценочное. В первое студент складывает все продукты своей учебно- познавательной деятельности. Во второе отбирает из первого те , которые являются либо обязательными с точки зрения преподавателя при оценке, либо на взгляд студента, наиболее полно отражающие его усилия и прогресс в обучении.

Отчетной формой работы кружка является защита портфолио с предоставлением презентаций.

2. Участие в научных и научно-практических конференциях.

Исследовательская работа является важнейшей формой процесса, т.к написание рефератов, докладов, курсовых невозможно без проведения каких-то, пусть даже простых исследований. Затрачивая свое личное внеурочное время, студент развивает творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения.

Существует и применяется два основных виды научно-исследовательской работы студентов.

Первый вид - это учебно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами, о чем было сказано ранее.

Второй вид - это научно-исследовательская работа, т.е. работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.

Такая форма является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами, какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно мотивация студента к занятиям.

Студент уже настолько развит, что работать с ним можно не как с учащимся, а как с младшим коллегой. То есть студент из сосуда, который следует наполнить информацией, превращается в источник. Он следит за новинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке.

Именно учебно-исследовательская работа студентов способствует формированию интереса к познавательной, творческой и практической деятельности, повышает учебную мотивацию, создает условия для социального и профессионального роста, формирования логического, научного мышления, развития интереса к выбранной профессии, позволяет развить творческие и личностные качества будущих специалистов.

Развитие у студентов творческой инициативы и исследовательских навыков

Завершающим этапом УИРС является участие в научно-практических конференциях, представление работ на конкурсы, публикации в специальных журналах и сборниках материалов конференций. Так, например, в апреле месяце ежегодно в рамках метод объединений проходит прослушивание работ студентов, где каждый преподаватель со своим студентом представляют свою работу, где в течении отведенного времени, озвучивают цель работы, ее актуальность, метод и способы исследования, по результатам секций работы выносятся на научно-практическую конференцию всего учебного заведения. Вот перечень нескольких работ, моих студентов финансового отделения, которые были отмечены грамотами нашего учебного заведения: «Банковский маркетинг» (Иванов В, гр Ф-21Д), «»(Гучияев З, гр У-21Д), «Финансовые мошенничества»(Курбанов Ж и Бардащук Ю, гр Ф-31Д), «Анализ рынка хлебобулочных изделий РК»(Курбанов Ж и Кабышев Т, гр Ф-31д), «Потребительская корзина»(Васильковская А, Васильченко В., гр Ф-31Д)

Развитие у студентов творческой инициативы и исследовательских навыков

Одно из важнейших задач преподавателей - это воспитание творческой личности, умеющей находить решение в нестандартной ситуации, мыслить творчески.

Создавая условия для развития творческой личности, мы помогаем не только ее профессиональному росту, но и социальному, т.к творческая личность успешная в жизни. Интеллект, обширные знания позволяют занять достойное место в обществе.

Современный специалист в области финансов - это человек, обладающий определенным набором общих и профессиональных компетенций, сформировать которые во многом помогает участие студентов в исследовательской деятельности.

Развитие у студентов творческой инициативы и исследовательских навыков

Самый большой результат нашей работы - это всесторонне развитый, образованный, конкурентоспособный, компетентный человек, который всегда будет помнить наши уроки.

Литература:

1. Афанаскина, М. С. Из опыта организации научно-исследовательской работы студентов // Прил. к журн. «СПО». - 2011. - № 2.

2. Батышев С. Я., По новому готовить рабочие кадры . Сов. Педагогика.- 1982.- № 2

2. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений

3. Болдырева, Л. В. Система научно-исследовательской работы студентов // Специалист. - 2011. - № 10

4. Захаров А. В. Диагностика сформированности прогностических умений студентов педагогического вуза // XXII Ершовские чтения. 2012. 4.

4.Краевский В.В - М.: Издательский центр Академия, 2005.

Политехнические основы подготовки рабочих широкого профиля

5. Петрова С.А. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие М.: Просвещение, 1982




© 2010-2022