Программа элективного курсаТвой выбор (9 класс)

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно тр...
Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЫМ- ТАМАКСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЮТАЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ




Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель МО заместитель по УВР директор школы

_____И.И.Гумерова _______Д.М.Миннуллина _________А.М. Иванов

Протокол №1 от 20.08.2014г _____________2014г Приказ №35 от 29.08.2014г






Программа элективного курсаТвой выбор (9 класс)



Программа

элективного курса

для 9 класса





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1 от 27.08.2014г



Составитель:

Евтюхина Галина Викторовна

учитель первой квалификационной категории


2014год

Пояснительная записка

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - выбор будущей профессии.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.

Программа элективного курса по профориентации «Твой выбор» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.

Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван курс «Твой выбор».

Цели курса:

  • актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда;

  • развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи: курса:

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

  • сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

  • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.

Общее количество часов, отводимое на курс в 9 классе -17ч.

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по темам курса проводятся практические работы.

В рамках курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке

Перечень формируемых знаний и умений.

Учащиеся должны знать:

- значение профессионального самоопределения;

- понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

- правила выбора профессии;

-понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также о психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

-значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны уметь:

-соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

-составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

-анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности:

-пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Ожидаемые результаты:

  1. формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;

  2. формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;

  3. принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;

  4. создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

Основные принципы работы:

  1. Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия - обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.

  2. Принцип исследовательской позиции.

  3. Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.

  4. Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.

Рекомендуемая литература для учителя

1. «Технология. Твоя профессиональная карьера», под редакцией С.Н. Чистяковой, учебник 8-9 клаасы для общеобразовательных учреждений, М. «Просвещение», 2011 год;

2. «Технология. Твоя профессиональная карьера», под редакцией С.Н. Чистяковой, методика 8-9 классы, книга для учителя, М. «Просвещение», 2008 год;

3. «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники», Моска «ВАКО»2006год

4. «Профориентация Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам», Моска «ВАКО»2006год

Рекомендуемая литература для учащихся

  1. Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 классов.-М., 2011г.

  2. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

  3. "PROFI", "Психолого-педагогический мониторинг", "Тесты для детей и родителей".

Учебно-тематический план элективного курса «Твой выбор»

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Содержание

Тип

урока

Дата проведения

По плану

фактическая

1

Предмет и задачи курса. Ориентировочное занятие.


Сообщение целей и задач занятий в течение года. Разминка «Мы с тобой похожи тем, что…»

Представление о себе и выборе профессии.

Профессиональное будущее.

Комбинированный

(Лекция, дискуссия, решение практических задач, игровые микроситуации, психодиагностические методы исследования личности, рефлексия)



2

Психолого-педагогическая диагностика и проф консультирование.

(первичная диагностика образовательного запроса)


Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования. Демонстрация учащимся примеров, показывающих преимущества компетентного выбора варианта дальнейшего продолжения образования для формирования мотивации к изучению данного курса.

Анкетирование



3

Классификация профессий.


Беседа «Что мы знаем о мире профессий?»,

классификация профессий по Климову,

игра «Классифицируй профессии» (участники делятся на 2 команды, каждой команде раздаются карточки с названиями профессий и карточки с названиями типов профессий. Задача участников - классифицировать профессии по типам). Проводится опросник Климова ДДО, обсуждение результатов. Беседа «Что такое профессиограмма?» В ходе игры «Профессия - специальность» команды соревнуются, кто правильно быстро назовёт специальность к той или иной профессии, затем правила меняются, нужно назвать «профессия - учебное заведение». Обратная связь.

Комбинированный



4

Темперамент и выбор профессии.


Понятие о темпераменте. Типы темперамента. Достижения и характер.

Комбинированный



5

Интересы и выбор профессии.


Беседа «Интересы и склонности в выборе профессии», опросник «Карта интересов» Голомштока А.Е.,

обработка и обсуждение результатов. Обратная связь.

В результате учащиеся получают возможность определиться с направлением своих интересов и склонностей, более четко представляют себе, какие профессии соответствуют их интересам.

Комбинированный



6

Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и профессиональный план.


Беседа о правилах выбора профессии. Перечисляются типичные ошибки и затруднения при выборе профессии. Разворачиваются дискуссия о том, как их преодолеть. Ведущий сообщает мнения и советы психологов по преодолению ошибок.

Семинар «Учебные заведения» (дневное, вечернее, заочное обучение; государственные и коммерческие учреждения; перспективы карьерного роста после получения образования и т.д.)

Игра «А вот и я» команды записывают 5-7 правил поведения, добровольцы выполняют роли руководителя и претендента на вакансию, разыгрывается ситуация поведения на собеседовании, обсуждаются ошибки в поведении, ведущий зачитывает рекомендации Карнеги, как вести себя в подобных ситуациях. Обратная связь.

Комбинированный



7

Возможности получения профессии


Способы получения профессии. НПО, СПО, ВПО.

Схема получения профессии.

Комбинированный


8

Профессиональная карьера и здоровье. Опросник типа мышления

( анкетирование).


Сообщение о важности поддержания здоровья, проводится упражнение «Четыре стихии» (участники обсуждают, чем каждая полезна для здоровья), мозговой штурм «Из каких компонентов складывается профессиональное здоровье», упражнение «Сказка о потерянном здоровье» (участники сочиняют сказку, где герой исцеляется), упражнение«Самооценка» (оценить своё здоровье по 10-бальной шкале). Обратная связь.

В результате учащиеся осознают важность здорового образа жизни.

Комбинированный

Анкетирование


9

Многообразие мира профессий.


Труд и развитие личности. Труд и профессионализм.

Предлагается перечень профессий, учащимся необходимо оценить, какие из этих профессий в ближайшем будущем будут наиболее престижны, подчеркнуть 5-7 профессий, которые лично их привлекают, оценить по 10-балльной шкале престижность всех выписанных профессий в эпоху СССР, в эпоху США и представить, насколько будут престижны эти профессии в недалекие лучшие времена. Необходимо подсчитать, какие же профессии оказываются наиболее перспективными в плане повышения престижности. Обсуждение результатов. Обратная связь.

В результате происходит ориентировочное индивидуальное прогнозирование престижности тех или иных профессий и видов труда.

Комбинированный


10

Труд. Характер труда в профессиональной деятельности.


Что такое труд. Двойственная природа труда. Творчество в труде. Профессиограмма и анализ профессий. Формула профессий.

Комбинированный


11

Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования.


Специализированные средние и высшие учебные заведения. Формы образования. Ступени высшего образования. Правила приёма, особенности проведения вступительных испытаний, конкурсы, даты дней открытых дверей.

Комбинированный


12

Как достичь успеха в профессии.


Упражнение «План моего будущего» каждый участник получает лист бумаги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем ведущий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пишут о своих профессиональных планах. После чего полученные результаты зачитываются вслух. Упражнение «Я сейчас/ я через 10 лет» - соотнесение образов «Я» и профессии. Участники выполняют два рисунка: «Я сейчас» и «Я через 10 лет». В рисунок «Я через 10 лет» необходимо включить элементы, указывающие на принадлежность к определенной профессии.

Выполняется арт-терапевтическая техника коллаж «Моя будущая профессия» (с помощью ножниц и клея из старых журналов вырезаются картинки якобы иллюстрирующие будущую профессиональную деятельность учащегося), демонстрация коллажей и обмен впечатлениями.

В результате участники материализуют свои мечты и планы относительно будущей профессии, при этом испытывают положительные эмоции и формируется мотив достижения успеха.

Комбинированный


13

Профориентационная игра «Спящий город»


Чтобы разбудить людей в «Спящем городе» необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни. Ведущий кратко выписывает на доске названия программ (порядок, управление, экономика, счастье людей, здоровье). Каждая группа должна на листочке определить 5 основных дел для реализации своей программы. При подведении общего итога все участники сами должны определить, но каждой группе, насколько предложенные программы были продуманными, реалистичными, интересными и насколько удалось сделать эти программы не противоречащими друг другу.

В результате повышается уровень осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода.

Комбинированный


14

Учебные заведения г. Октябрьский, сюЮтаза.


Учебные заведения: ВУЗы, СУЗы.

Комбинированный


15

«Образ будущего»


Эссе по схеме (стр 154)

Творческий


16

Коллаж «Моя будущая профессия» Мини - проект « Мой вариант продолжения образования.


Работа в парах.

Мини-проект.(на примере конкретного учреждения)

Творческий


17

Заключительная диагностика образовательного запроса)


Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования.




Итого


17





© 2010-2022