Доклад к исследовательской работе Влияние цвета на здоровье человека с нарушением зрения (9 класс)

Так уж вышло, что человек видит мир в цветах, цвет присутствует почти во всём, поэтому справедливо, что он влияет на человека также как и все остальное. Многие не замечают, что цвет это настоящее чудо - великий дар, посланный нам свыше. И только немногие могут постигать всё его разнообразие и силу.                                                            Мы не случайно начали работать над изучением данной проблемы. Цвет окружает человека повсюду. Это мощная энергия, которая постоянно воздейств...
Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 слайд Цвета есть раздражающие и успокаивающие,

кричащие, спорящие друг с другом и живущие

ласково один возле другого. В борьбе или

согласии и есть воздействие цвета на человека

через чувство зрения.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

2 слайд

Тема моего проекта: «Влияние цвета на психологическое и физическое состояние человека с нарушением зрения». Так уж вышло, что человек видит мир в цветах, цвет присутствует почти во всём. Наверное, многие из вас слышали такие выражения: «смотреть сквозь розовые очки» или «он всё видит в чёрном цвете». Это вовсе не означает, что те люди, которые легко относятся к жизни и в самом деле носят розовые очки, а у мрачных людей глаза устроены каким-то особым образом. Эти выражения говорят скорее о том, что цвет и настроение как-то связаны между собой.

Мы не случайно начали работать над изучением данной проблемы. Цвет окружает человека повсюду. Это мощная энергия, которая постоянно воздействует на человеческий организм. В наше время очень актуальна проблема сохранения и поддержания здоровья людей. Особенно важным является сохранение психического здоровья.

3 слайд Объект исследования: СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА

Предмет исследования: ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ЗДОРОВЬЕ

ЧЕЛОВЕКА

4 слайд Целью работы является: Исследование проблемы воздействия цвета на психическое и физическое здоровье, настроение, самочувствие, темперамент человека с нарушением зрения.

5 слайд Основные задачи:

1. Изучить книги, справочники, энциклопедии, журналы о влиянии цвета на человека.

2. Изучить взаимосвязь между цветовыми предпочтениями и поведением человека.

3. Провести наблюдения за использованием цвета в одежде и при оформлении интерьера.

4. Исследовать основные цветовые предпочтения учащихся школы и их цветовые ассоциации.

5. Разработать рекомендации по использованию цвета для сохранения здоровья.

В своей работе, для изучения влияния цвета на человека, мы использовали различные источники информации: книги, материалы из журналов, информацию сайта по цветотерапии.

Также не менее важным источником являются результаты исследований цветовых предпочтений учащихся нашей школы. Мы провели не только наблюдения и анкетирование, но и использовали метод эксперимента, в котором наблюдали за влиянием различных цветов на давление и пульс человека, его работоспособность, внимание.

6 слайд Практическая значимость работы в том, что материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами правильного цветового подбора в одежде и интерьере. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям, учащимся и их родителям , людям с нарушением зрения.

7 слайд Была выдвинута гипотеза: цвет интерьера и одежды влияет на настроение и самочувствие человека.

8 слайд Заглянув в «Толковый словарь» Ожегова читаем: Цвет - один из видов красочного радужного свечения от красного до фиолетового, а так же их сочетаний и оттенков.

Многообразие цветовых гармоний, наблюдаемых в природе всегда предполагает не один цвет, а комплекс цветовых сочетаний. Путем наблюдения и специально поставленных экспериментов установлено, что цвет и его сочетание оказывают на человека определенное воздействие могут возбуждать и успокаивать, угнетать и радовать!

9 слайд Все цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Например:

10 слайд Физические ассоциации:

а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...);

б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...);

в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, скользкие,...);

г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...);

д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные,...).

11 слайд Эмоциональные ассоциации:

а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...);

б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентиментальные,...);

в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...).

Различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции человека. Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от многих факторов (особенностей нервной системы, возраста, пола человек)

По мнению многих учёных, степень влияния цвета на человека настолько велика, что он может воздействовать на работоспособность, аппетит, эмоции, кровяное давление, внимание и даже на остроту слуха.

12 слайд Уже доказано, что, например: Оранжевый цвет улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, укрепляет лёгочную ткань, улучшает кровообращение. Однако, его избыток может вызвать перегрев организма.

13 слайд Жёлтый цвет стимулирует зрение, вызывает радостное настроение, используется при лечении диабета, нарушении пищеварения, исправления косоглазия. На первом этапе нашего исследования мы провели анкетирование с целью исследования цветовых предпочтений учащихся. Анкета состояла из 10 вопросов.

14 слайд Оказалось, что большее количество учащихся предпочитают черный и белый цвета (по 40 %), синий и серый, что свидетельствует о том, что в школе преобладают учащиеся с сангвинистическим типом темперамента, предпочитающие темные цвета.

15 слайд На вопрос: Какой цвет успокаивает и улучшает настроение? Учащиеся отметили такие цвета: зеленый, желтый, синий и белый.

16 слайд На вопрос: Какой цвет бы выбрали для школьной формы? Учащиеся предпочли черный, белый, синий, голубой цвета.

17 слайд Далее был проведен эксперимент направленный на выявление воздействие цвета на работоспособность и внимание школьников. При проведении словарной работы по русскому языку учащимся было предложено выполнить задание на листках различного цвета: белые, желтые, голубые, зеленые. При проверке работ выяснилось, что процент качества выполненных работ выше на листках желтого цвета (допущено наименьшее количество ошибок и исправлений). Процент качества работ, выполненных на белых, голубых и зеленых листках примерно одинаков.

Однако данный эксперимент вызвал и некоторые вопросы. Не все учащиеся одинаково вели себя при выполнении заданий. Выяснилось, что у учащихся с диагнозом по зрению светобоязнь - желтые листки вызвали раздражжение, резь в глазах, а на голубых, для учащихся с миопией и астигматизмом, выполнять работу было затруднительно. Значит, при различных отклонениях зрения от нормы разное цветоощущение.

Каждый цвет вызывает в мозгу человека особую реакцию. Например, если человек очень возбужден или настроен агрессивно, достаточно поместить его в комнату с ярко-розовыми обоями, как он очень быстро успокаивается и даже засыпает.

Человек способен воспринимать цвет не только глазами, но и кожей. В красной комнате у человека даже с завязанными глазами пульс увеличивается, в желтой - становится нормальным, а в зеленой - замедляется.

17 слайд В подтверждении этого мы провели эксперимент. В роли испытуемых выступили учащиеся старших классов нашей школы. Всех испытуемых мы поделили на группы, в зависимости от нарушения зрения (миопия (близорукость) различной степени, гиперметропия (дальнозоркость), светобоязнь). Мы измерили пульс в спокойном состоянии. Затем, после того как какое-то время они смотрели на предмет красного цвета, далее поменяли на зеленый, желтый, розовый цвета, измеряя пульс повторно.

18 слайд В ходе работы выявили, что когда человек с миопией смотрит на красный цвет, то у него, в отличии от хорошо видящего, частота пульса уменьшается.

19 слайд При созерцании желтого и зеленого - практически остается в норме. У человека со светобоязнью пульс тоже замедляется глядя на предмет розового цвета и он испытывает неприятные ощущения (резь в глазах). Таким образом, мы пришли к выводу, что цвета влияют на организм человека в зависимости не только от пола, возраста, культурно-психологического развития, но и остроты зрения.

20 слайд В ходе дальнейших исследований мы выяснили, что если приходится много общаться с людьми, то лучше носить одежду мягких, теплых оттенков. Например, благодаря розовому или персиковому цвету, общение будет приятным.

21 слайд Сочетание голубого и зеленого цветов помогает поддерживать общение с аудиторией. 22 слайд А если необходимо подготовиться к предстоящему экзамену, то лучше надеть что-нибудь желтое для обострения интеллектуальных способностей.

23 слайд Таким образом, мы еще раз убедились в том, что цвет влияет на физическое, психическое состояние людей, на их внимание и качество выполняемой работы, а также на их настроение и даже темперамент.

24 слайд На основе изученного материала и проведенной нами исследовательской работы были и разработаны рекомендации цветовых оттенков для школьной одежды учащихся и интерьера различных помещений нашей школы.

Заключение

Человек всегда жил, живет, и будет жить в мире различных цветовых гамм и красок. Цвет является одним из внешних факторов, который не просто окружает нас, а как мы уже убедились, в ходе наших наблюдений, создавая при этом разные оттенки настроения, меняет психику, характер, темперамент и даже состояние здоровья.

В результате проведённого исследования мы смогли подтвердить гипотезу выдвинутую в начале исследования: что цвет интерьера и одежды влияет на настроение и самочувствие человека.

Учитывая все вышеперечисленное, сегодня каждому из нас остается помнить об этих особенностях цвета и стараться всячески применять их в повседневной жизни. Самому создавать нужный организму колорит. Подбирать оттенки нашей одежды и жилища. Помнить, что наше поведение и отношение к людям тоже ассоциируется с цветом.

Обратите внимание на своё состояние после утреннего пробуждения. Если Вы ощущаете разбитость и подавленность, выбирайте одежду радостных, светлых, тёплых оттенков. При избытке энергии подберите одежду успокаивающего зелёного или прохладного синего цвета.

Ваш организм непременно ответит вам хорошим настроением, крепким здоровьем и прекрасным состоянием души. Все это в совокупности дает человеку самое великое ощущение - гармонию с окружающим миром!

© 2010-2022