Проблемы преподавания предмета «Технология» при переходе на ФГОС и возможные пути их решения

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы преподавания предмета «технология» при переходе на ФГОС и возможные пути их решения

Ключевой фигурой в реализации образовательного стандарта, с точки зрения создания педагогических условий для достижения планируемых результатов, является учитель. Мы хорошо сознаем, что роль и функции учителя в современной школе серьезно изменились. Но будут две главные составляющие учителя - это мастерство и личность. Сегодня учитель далеко не предметник в узком смысле этого слова (хотя и прежде настоящие учителя не были простыми трансляторами знаний).

Основная цель введения ФГОС - смещение акцентов в обучении с передачи знаний на формирование и умение ими пользоваться. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и успешно их реализовывать. В чём это выражается?

Существенные различия стандартов нового поколения с ныне действующими состоят в следующем.

  1. Конкретизируются цели образовательного процесса:

 развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование

 желания и умения учиться.

 духовно нравственное и эстетическое воспитание.

 формирование обще учебных умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности.

 охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.

 сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка

2. Изменяются требования к условиям обучения. Теперь на государственном уровне определены условия, которые должны обеспечиваться школе.

3. Расширяется зона влияния школы на ребёнка: в обязательную структуру школы входит организация второй половины дня, т.е. в комплект учебного плана должна быть заложена внеурочная деятельность.

Проблемой перехода на новый стандарт остаётся психологическая и информативная неготовность учителя к нововведениям:

 боязнь и нежелание отказаться от традиционных подходов к профессии,

 консерватизм мышления в силу возраста или профессиональной усталости,

 снижение мотивации учителя вследствие давления стереотипов и отсутствия стимулов. Впервые в истории человечества поколение «учеников» превзошло поколение «преподавателей» в скорости и способах овладения информационными технологиями: дети легче осваивают компьютер, чем завязывают шнурки).

Задачей учителя становится индивидуализация обучения, понимание того, что работать придётся не со всеми, а с каждым. Теперь учитель одновременно и играющий тренер и судья. Он мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении, и ищет способы включения в работу каждого, учитывает личные особенности ученика, а затем направляет не на заучивание, а на организацию самостоятельной практической и творческой деятельности. Учитель и ученик должны стать союзниками. В этой связи вспоминаются слова великого Л. Толстого: «Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания», «Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики»

Важен и кардинальный пересмотр системы оценивания. Накапливаются не оценки, а работы -продукты. Сегодня ФГОС рекомендует несколько видов оценивания: самооценку, направленную на рефлексию, формирующую оценку для того чтобы проанализировать, чего ребёнок не достиг как преодолеть этот операциональный пробел. Актуальной становится и накопительная оценка.

Предмет «технология» -это не только одно из звеньев в цепочке образования, «технология» становится ведущим предметом в стандарте нового поколения.

Почему? Его содержание позволяет формировать одновременно четыре сферы развития личности ребёнка: когнитивную (знаниевую), деятельностную, творческую, эмоционально-ценностную.

Особенностью предмета «Технология» является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры. Если с духовной культурой наряду с технологией учащиеся знакомятся на уроках литературы, истории, МХК и др., то мир материальной культуры, в котором существует современный человек, другими школьными предметами не рассматривается, что затрудняет адаптацию школьников в современном социуме. Технология включает в себя приобретение и практическое применение теоретических знаний

Занятия технологией - площадка для успеха и созидания, ведь они призваны пробудить мысль, взволновать душу ребенка, дать ему в руки полезное дело и зажечь искру надежды на успех. Создавая собственными руками вещь, ребенок делается добрее, гуманнее и бережливее, адаптируется в современном социуме. Создатель варваром не станет.

Требованием времени является тот факт, что современное образование призвано обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию. Это, значит, «учить детей так, чтобы даже самые глубокие изменения в окружающем мире не смогли поставить их в тупик».

Качества, которые должны быть у ребёнка на выходе из школы для его успешности в современной жизни, позволит реализовать «технология»:

 умение ставить цель и добиваться её,

 умение адаптироваться к ситуации,

 умение общаться,

 умение ориентироваться в мире,

 самостоятельно добывать и применять знания,

 уметь заботиться о других, быть нравственным человеком,

 сохранить здоровье.

В школе всё начинается с урока, и «учитель - это не тот, кто наполняет некий сосуд, а тот, кто разжигает факел» Устаревшая система «вбей в ученика побольше знаний» слабо отвечает современным требованиям. Ныне должно использовать систему «научи как учиться». Поэтому меняется и типология современного урока:

 урок открытия нового,

 урок общеметодологической направленности,

 урок развивающего контроля,

 урок рефлексии.

Заявленное в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»: «Школа должна ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» возможно, если мы будем создавать ситуации урока, когда ученик учится управлять универсальными операциями: решать проблемы разной сложности (личностные, регулятивные, познавательные УУД); позитивно общаться (коммуникативные УУД); управлять потоками информации (познавательные УУД); управлять проектами, исследованиями, экспериментами (регулятивные УУД); изобретать (познавательные УУД). И здесь освоение учителем инновационных образовательных технологий будет необходимым условием развития его профессиональных компетенций.

© 2010-2022