- Преподавателю
- Технология
- Проблемы преподавания предмета «Технология» при переходе на ФГОС и возможные пути их решения
Проблемы преподавания предмета «Технология» при переходе на ФГОС и возможные пути их решения
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мусагитов Р.Т. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проблемы преподавания предмета «технология» при переходе на ФГОС и возможные пути их решения
Ключевой фигурой в реализации образовательного стандарта, с точки зрения создания педагогических условий для достижения планируемых результатов, является учитель. Мы хорошо сознаем, что роль и функции учителя в современной школе серьезно изменились. Но будут две главные составляющие учителя - это мастерство и личность. Сегодня учитель далеко не предметник в узком смысле этого слова (хотя и прежде настоящие учителя не были простыми трансляторами знаний).
Основная цель введения ФГОС - смещение акцентов в обучении с передачи знаний на формирование и умение ими пользоваться. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и успешно их реализовывать. В чём это выражается?
Существенные различия стандартов нового поколения с ныне действующими состоят в следующем.
-
Конкретизируются цели образовательного процесса:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование
желания и умения учиться.
духовно нравственное и эстетическое воспитание.
формирование обще учебных умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности.
охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.
сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка
2. Изменяются требования к условиям обучения. Теперь на государственном уровне определены условия, которые должны обеспечиваться школе.
3. Расширяется зона влияния школы на ребёнка: в обязательную структуру школы входит организация второй половины дня, т.е. в комплект учебного плана должна быть заложена внеурочная деятельность.
Проблемой перехода на новый стандарт остаётся психологическая и информативная неготовность учителя к нововведениям:
боязнь и нежелание отказаться от традиционных подходов к профессии,
консерватизм мышления в силу возраста или профессиональной усталости,
снижение мотивации учителя вследствие давления стереотипов и отсутствия стимулов. Впервые в истории человечества поколение «учеников» превзошло поколение «преподавателей» в скорости и способах овладения информационными технологиями: дети легче осваивают компьютер, чем завязывают шнурки).
Задачей учителя становится индивидуализация обучения, понимание того, что работать придётся не со всеми, а с каждым. Теперь учитель одновременно и играющий тренер и судья. Он мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении, и ищет способы включения в работу каждого, учитывает личные особенности ученика, а затем направляет не на заучивание, а на организацию самостоятельной практической и творческой деятельности. Учитель и ученик должны стать союзниками. В этой связи вспоминаются слова великого Л. Толстого: «Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания», «Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики»
Важен и кардинальный пересмотр системы оценивания. Накапливаются не оценки, а работы -продукты. Сегодня ФГОС рекомендует несколько видов оценивания: самооценку, направленную на рефлексию, формирующую оценку для того чтобы проанализировать, чего ребёнок не достиг как преодолеть этот операциональный пробел. Актуальной становится и накопительная оценка.
Предмет «технология» -это не только одно из звеньев в цепочке образования, «технология» становится ведущим предметом в стандарте нового поколения.
Почему? Его содержание позволяет формировать одновременно четыре сферы развития личности ребёнка: когнитивную (знаниевую), деятельностную, творческую, эмоционально-ценностную.
Особенностью предмета «Технология» является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры. Если с духовной культурой наряду с технологией учащиеся знакомятся на уроках литературы, истории, МХК и др., то мир материальной культуры, в котором существует современный человек, другими школьными предметами не рассматривается, что затрудняет адаптацию школьников в современном социуме. Технология включает в себя приобретение и практическое применение теоретических знаний
Занятия технологией - площадка для успеха и созидания, ведь они призваны пробудить мысль, взволновать душу ребенка, дать ему в руки полезное дело и зажечь искру надежды на успех. Создавая собственными руками вещь, ребенок делается добрее, гуманнее и бережливее, адаптируется в современном социуме. Создатель варваром не станет.
Требованием времени является тот факт, что современное образование призвано обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию. Это, значит, «учить детей так, чтобы даже самые глубокие изменения в окружающем мире не смогли поставить их в тупик».
Качества, которые должны быть у ребёнка на выходе из школы для его успешности в современной жизни, позволит реализовать «технология»:
умение ставить цель и добиваться её,
умение адаптироваться к ситуации,
умение общаться,
умение ориентироваться в мире,
самостоятельно добывать и применять знания,
уметь заботиться о других, быть нравственным человеком,
сохранить здоровье.
В школе всё начинается с урока, и «учитель - это не тот, кто наполняет некий сосуд, а тот, кто разжигает факел» Устаревшая система «вбей в ученика побольше знаний» слабо отвечает современным требованиям. Ныне должно использовать систему «научи как учиться». Поэтому меняется и типология современного урока:
урок открытия нового,
урок общеметодологической направленности,
урок развивающего контроля,
урок рефлексии.
Заявленное в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»: «Школа должна ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» возможно, если мы будем создавать ситуации урока, когда ученик учится управлять универсальными операциями: решать проблемы разной сложности (личностные, регулятивные, познавательные УУД); позитивно общаться (коммуникативные УУД); управлять потоками информации (познавательные УУД); управлять проектами, исследованиями, экспериментами (регулятивные УУД); изобретать (познавательные УУД). И здесь освоение учителем инновационных образовательных технологий будет необходимым условием развития его профессиональных компетенций.