- Преподавателю
- Технология
- Изучение культуры и традиций народов на уроках технологии
Изучение культуры и традиций народов на уроках технологии
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Убылицина Н.Н. |
Дата | 11.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Убылицина НН
Учитель технологии МОУ «СОШ №18»
г. Абакан
Изучение культуры и традиций народов на уроках технологии.
Народные традиции и культура народа, оказывают на ребёнка не только эмоциональное влияние, но и формируют стереотипы поведения и общения с окружающими. Изучение традиций русского народа, а так же других народов проживающих на территории России необходимо для повышения общего культурного уровня обучающихся, развитию творческих и духовных качеств личности.
Так как в нашем регионе самые многочисленные народы русские и хакасы, следовательно, мною больше внимания на уроках уделяется культурам этих народов.
Целью включения в процесс обучения тем уроков культуроведческого цикла является введение учащихся в пространство отечественной культуры, формирование и развитие личностной культуры учеников и педагогов. Достижение данной цели позволит самореализоваться личности в процессе жизнедеятельности и в профессиональном творчестве. Основой изучения культуры народов является ее взаимосвязь и взаимодействие с другими культурами.
Эмоциональная и художественная образованность развивает универсальные творческие способности, мышление, обогащает интуицию, сферу чувств и ощущений. Культура каждого дома, каждой семьи, основывается на традициях народов. Изучать культуру и традиции народов на уроках технологии можно в разделах кулинария, вышивка, культура дома, конструирование, моделирование. Так, например, изучая раздел кулинария и культура дома, обучающиеся знакомятся с блюдами национальной кухни, сравнивая обычаи и этикет народов, разнообразие и отличия в выборе основных продуктов, их сочетании и способах приготовления. Здесь же знакомятся с предметами быта, их названиями.
Выполняя элементы национальной вышивки, учащиеся овладевают техникой, знакомятся с символикой и назначением данного орнамента. Много общего можно отметить в национальных костюмах разных народов: каждый национальный костюм украшен традиционным орнаментом, украшениями.
На протяжении столетий национальный костюм формировался в зависимости от региона проживания народа и его образа жизни. Конструкция национального костюма на основе геометрических фигур проста. На уроках технологии и на занятиях кружка обучающиеся знакомятся с особенностями такого конструирования. За основу современных моделей одежды, часто берут конструкцию национального костюма и методом моделирования доводят до современного образа.
Культура современного общества - межнациональна. Жить в современном обществе не зная культуры народов, и при этом быть успешным человеком -невозможно. Ценности мировой культуры, которыми овладевает человек, развивают в нем толерантность.
Велика роль педагога в культурном воспитании: широкий кругозор педагога, его осведомленность в области культуры (живописи, музыки, театра и пр.), его внешняя и внутренняя культура служат примером для учеников. На таких уроках педагог должен утвердить красоту и ценность культурного наследия народа, деловых отношений, взаимопомощи во время совместной деятельности.
Список литературы
-
Бутанаева В.Я. Традиционная культура и быт хакасов - Абакан, 1996
-
Технология. Обслуживающий труд. Учебное пособие для девочек 5-8 классов. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. - 480 с.
-
afield.org.ua
-
r-19.ru