• Преподавателю
  • Технология
  • Формы коллективной деятельности по развитию их творчества с учащимися специальных коррекционных классов. Чигарова С. А

Формы коллективной деятельности по развитию их творчества с учащимися специальных коррекционных классов. Чигарова С. А

Формы коллективной деятельности по развитию их творчества с учащимися специальных коррекционных классов.   В практике преподавания технологии в школе существует несколько форм коллективной деятельности и большое число методик ее организации. Коллективная деятельность рассматривается как продуктивное общение с целью обмена чувственной и познавательной информацией, практическим опытом и как средство формирования культуры самого общения:  одна из форм это:   Фронтальная форма,  при которой коллекти...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чигарова С.А.

Формы коллективной деятельности по развитию их творчества с учащимися специальных коррекционных классов.

В практике преподавания технологии в школе существует несколько форм коллективной деятельности и большое число методик ее организации. Коллективная деятельность рассматривается как продуктивное общение с целью обмена чувственной и познавательной информацией, практическим опытом и как средство формирования культуры самого общения:

1. Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных работ учащихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи или со знанием замысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.

2. Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.

3. Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовления изделия.

(Данная классификация была предложена М.Н.Турро для проведения коллективной изобразительной деятельности, но с таким же успехом она хорошо работает и на уроках технологии).

Более точная и полная систематизация видов коллективной деятельности представлена в классификации, разработанной Т. С. Комаровой и А. И. Cавенковым. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая.

Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции.

В методике организации работы над совместной композицией можно выделить ряд общих положений:

продумать композицию, цвет, размер;

выбрать единый материал и технику выполнения;

определить соразмерность деталей в общей композиции и средства достижения соразмерности в индивидуальных элементах;

определить технику сборки;

назначить помощников для ведения работы по монтажу.

Первый из принципов, самый простой - принцип свободного размещения, т.е. элементы будущего панно, размещаются свободно на общем фоне. По такому принципу организована работа над коллективными панно следующей тематике: «Модный салон» 7 класс, «Цветочная поляна» 5 класс, «Бабочки» 5 класс и другие.

Роль организатора в организации совместно - индивидуальной работы принадлежит учителю. Достоинством совместно - индивидуальной формы организации деятельности на уроке является то, что она позволяет вовлечь в работу весь класс, проследить вклад каждого участника в коллективный результат и оценить работу.

Совместно-последовательная как форма организации коллективного труда предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников.

Как правило, конвейер «включается» в том случае если на уроке перед учащимися встает задача: за короткий срок выполнить большое количество

одинаковых изделий, например, пригласительные билеты, открытки, елочные украшения.

Большую роль в организации совместно-последовательной деятельности играет подготовительный период. Необходимо продумать каждый этап работы. Каждый этап коллективной деятельности обусловлен выполнением нового элемента или технологии его изготовления. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудности и количеству времени.

Совместно-взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.

В данном случае продукт творчества есть результат коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия всех участников на протяжении всей работы (рис.3).

Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на уроке требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников умение общаться в процессе восприятия и практической деятельности, умение сотрудничать и уважать чужую инициативу.

Процесс широкого сотрудничества учащихся на уроке организовать очень сложно, поэтому данная форма приемлема для уроков в старших классах. В рамках совместно - взаимодействующей деятельности возможно применение как совместно - индивидуальной, так и совместно-последовательной ее организации.

Наиболее распространена самая простая по организации форма совместно-взаимодействующей деятельности учащихся - работа в паре, постепенно в групповую деятельность может быть вовлечено большее количество учащихся.

Изучив теоретический материал и учитывая практический опыт работы, я пришла к выводу, что при выборе формы и методики организации совместной работы учащихся, не менее важно учитывать их готовность к коллективной деятельности.

Для этого необходимо учитывать:

возрастные особенности и уровень приобретенного опыта общения;

посильность задания и доступность задания.

коллективная деятельность была доступна каждому из его участников, необходимо:

знать уровень готовности учащихся к выполнению работы;

индивидуальные задания, из которых слагается совместная деятельность, давать с учетом возможностей учащихся с учетом интересов учащихся распределять роли, которые, как правило, сопровождают коллективную деятельность по возможности должна быть связана с системой выполняемых ранее учащимися заданий, являясь как бы их итогом.

Сочетание же индивидуальной и групповой работы учащихся, их взаимодействие позволяет максимально использовать творческий потенциал каждого участника коллективной деятельности, вносит разнообразие в методику ее организации. Кроме того, допускается комбинирование форм совместной деятельности, возможность смены ее формы в ходе выполнения коллективной композиции, что внесет разнообразие в методику ведения коллективной работы и обогатит опыт коллективного творчества учащихся.

У подростков интерес к самостоятельной творческой деятельности значительно ниже. Основной причиной является развитие объективной оценки своих способностей, неудовлетворенность низкими результатами творческой деятельности.

Если результат индивидуальной деятельности не удовлетворяет подростка, то результат коллективного труда превосходит его ожидания. В отличие от индивидуального коллективное творчество, как правило, имеет практический и общественно значимый результат.

Использование на практике интегрированных уроков с разными формами коллективной деятельности дает возможность учащимся осознать свою социальную значимость, духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка», как в сказке, превращается в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.

Учащиеся более активные на уроке, более уверенные в своих возможностях, улучшается взаимодействия со сверстниками, все чаще они стали проявлять инициативу по оформлению школы к праздникам и участию в районных и городских выставках которые были отмечены грамотами.

Организация совместной творческой деятельности и включение старшеклассников в проективно-творческую деятельность реализуется через содержание и различные творческие, проблемно-творческие задачи, поставленные перед учащимися, которые требовали решения посредством творческой обработки в проективный замысел и его презентацию. Это нашло отражение в следующем:

- внесение проблемных ситуаций, которые обостряют и активизируют познавательные и творческие процессы;

- внедрение задач эвристического плана;

- показ возможных путей решения творческой задачи.

Кроме того, акцент делается на использовании возможностей учебных дисциплин в проективно-творческой деятельности.

Совместная творческая деятельность при этом просматривалась в двух направлениях: в деятельности учителя и старшеклассников и коллективного поиска учащихся.

Особенности коллективного проекта в том, что каждый ученик группы должен досконально знать и понимать значение проделанной работы, ее актуальность, технологические особенности. В этом классе члены группы зависимы друг от друга и ответственны друг перед другом. Руководитель распределяет обязанности с учетом индивидуальных особенностей учащихся.



© 2010-2022