- Преподавателю
- Технология
- Проектная деятельность на уроках технологии
Проектная деятельность на уроках технологии
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мелкова О.В. |
Дата | 13.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства».
Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
В ФГОС метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе метапредметный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Наряду с вышеперечисленными способностями у учащихся развиваются операционные структуры умственной деятельности (способность к анализу, синтезу, конкретизации и т.д.). Обучение при этом принимает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственно учения.
Проект на уроке технологии это всегда решение художественно-творческой задачи. Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Основными этапами работы над проектом являются подготовка проекта, защита проекта, самооценка. Самым сложным моментом при введении в учебный процесс проектов является организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Для работы над темой необходимо сформулировать тему, работа над которой потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта:
- умение находить нужную информацию;
-способность к воображению, фантазии, новизны, оригинальности;
-умение осуществлять выбор из нескольких альтернативных вариантов:
-умение выдвигать новые идеи выполнения проектного задания в соответствии с возрастом;
-создавать проекты отличающиеся оригинальностью, убедительностью, неповторимостью;
-умение уместно использовать средства и способы творческой деятельности.
Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету «технология» ведётся по определённому плану:
1. Информационный этап - проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы. На этом этапе учителю необходимо:
-обратить внимание учащихся на общую тему и подтемы проекта;
-проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом;
-создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию.
2. Плановый этап - проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями («круглый стол», «мозговой штурм» и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы. На этом этапе учителю необходимо:
-проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи;
-выделить среди них наиболее удачные;
-помочь учащимся составить план работы над проектом.
3. Поисковый этап - определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации. На этом этапе учителю необходимо:
-составить список возможных источников информации;
-следить за ходом исследования;
-проводить консультации по методике сбора и обработки информации;
-корректировать деятельность участников проекта;
-обобщать промежуточные результаты.
4. Обобщающий этап - производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования. На этом этапе учителю необходимо:
-организовать консультирование по обобщению материалов;
-помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей их решения;
-продумать формы совместного обсуждения полученных результатов;
-выбрать форму представления проектов.
5. Этап представления и защиты проекта - учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы. На этом этапе учителю необходимо:
-определить время и форму защиты проектов;
-подготовить сценарий защиты проектов;
-оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов.
6. Аналитический этап - анализируются результаты работы над проектами. На этом этапе учителю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований.
По срокам выполнения проекты могут выполняться как мини-проекты и краткосрочные проекты, они требуют выделения 1-2 уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы. Здесь необходима координация деятельности участников проектных групп, по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществления во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах, по классам в ходе предметных декад.
Годичные или четвертные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы презентации (защиты) выполняются на уроке и во внеурочное время. Годичные проекты являются итоговой работой в 5-7 классах. С лучшими проектами, учащиеся выступают в конце учебного года в школьной научно-практической конференции.
Цель проектной деятельности - получение такого результата, который как социально, так и личностно значим. Социальный характер проявляется в том, что работа практически используется (например, для экспозиции музея или для презентации на уроках). Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое собственное "Я" через самостоятельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание своей работы и получение от нее удовольствия. Проектная деятельность формирует у учащихся метапредметные умения (планирование, организация, рефлексия, сотрудничество), то есть способствует реализации компетентностного подхода.