- Преподавателю
- Технология
- Урок по трудовому обучению (столярное дело) в 7 специальном (коррекционном) классе VIII вида. Тема: «Способы нанесения рисунка на поверхность заготовки »
Урок по трудовому обучению (столярное дело) в 7 специальном (коррекционном) классе VIII вида. Тема: «Способы нанесения рисунка на поверхность заготовки »
Раздел | Технология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шмыгаль А.М. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Практическое повторение.
Резьба по дереву.
Тема: Способы нанесения рисунка на поверхность заготовки.
Практическая работа.
Нанесение рисунка на поверхность заготовки.
Цель: Совершенствовать знания, умения и навыки по различным видам профессионально-трудовой деятельности.
Задачи:
1. Закрепить ЗУН по различным видам трудовой деятельности (технология изготовления изделий из древесины, выполнение разметки элементов резьбы, работа с разметочным инструментом и приспособлениями).
2. Развивать высшие психические процессы: словесно-логическую память, мышление, мелкую моторику рук.
3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, внимательность, усидчивость.
Объект работы: Шкатулка, рамка, панно, разделочная доска, заготовки для будущих изделий.
Оборудование: Линейки, карандаши, копировальная бумага, образцы готовых изделий, образцы узоров для резьбы, шаблоны, трафареты, заготовки.
Ход урока
Сообщение темы и содержания занятия.
Повторение.
Особенности ручной обработки древесины; технология изготовления изделий из древесины; виды, применение и выполнение резьбы; требования к качествам человека, выполняющего резьбу; правила безопасности труда и личной гигиены, технология изготовления резных изделий.
Вводный инструктаж.
Выдача задания и распределение по рабочим местам, инструктаж по выполнению работы. Работы распределяются в зависимости от индивидуальных особенностей и способностей учеников.
Виды резьбы и способы разметки рисунка для выполнения резьбы.
Артель - добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки (групповая солидарная ответственность, когда все члены отвечают за обязательства одного. Современные формы артели - это различные акционерные общества, кооперативы, малые предприятия, товарищества и т.п.
Правила безопасности.
-
Надежно закреплять заготовки на верстаках, тисках или приспособлениях.
-
Не отвлекаться от работы, не покидать рабочее место.
-
Быть осторожным при работе со стамеской, косым ножом. Не ходить с ними по мастерской , не передавать их или передавать только ручкой вперед.
-
Резание стамеской выполнять только от себя, при резьбе косым ножом левую руку не держать на линии резания.
-
Запиливать бруски плавно, без рывков.
-
Соблюдать порядок на рабочем месте и трудовую дисциплину.
Физ. минутка.
Разминка мышц спины, кистей рук, гимнастика для глаз.
Текущий инструктаж.
№ п/п
Последовательность выполнения работы
1.
Закрепить заготовку, изделие.
2.
Подобрать рисунок.
3.
Правильно расположить и закрепить рисунок и копировальную бумагу или шаблон, трафарет на заготовке.
4.
Обвести рисунок по контуру.
5.
Произвести контроль, чтобы не было пропусков.
6.
Снять шаблон, рисунок или трафарет.
7.
Произвести контроль, устранить дефекты - провести недостающие линии.
«Азбука» геометрических элементов.
Перед началом разметки определяют положение узора на заготовке по отношению к строению волокон, чтобы решить, в каком направлении резать. Поэтому учащимся напоминают технику резания, чтобы правильно подобрать и расположить рисунок на заготовке.
Техника резьбы:
Резьбу начинают с вертикальных надрезов по средним линиям, делящим углы треугольников пополам из центра. Носок косяка с нажимом вводят на полную глубину, а пятку косяка подводят к одной из вершин треугольника, затем прорезают линии по всей длине окружности розетки, вращая заготовку, а затем режут грани лучей по направлению слоя древесины. Боковые грани срезают за один или несколько приёмов, обязательно грань в грань, косяк держат наклонно. При резьбе розетки пятка косяка должна доходить до её центра, не врезаясь в глубину, только в этом случае вершины лучей розетки получатся без сколов.
Практическая работа.
Совместно с учащимися планируется нанесение рисунков на поверхность заготовок для выполнения резьбы .
Подробно учащимся излагается процесс и способы нанесения разметки (рисунков и элементов) на поверхность; производится обход рабочих мест с целью: оказание помощи при выполнении отдельных операций, при необходимости напоминаются основные сведения по тому или иному виду работы; демонстрируются отдельные приёмы работы; производится контроль соблюдения техники безопасности, техники выполнения рабочих приёмов, дисциплиной; особое внимание уделяется организации безопасной работы и безопасным приёмам работы. Учащиеся выполняют операции по нанесению рисунков и элементов для выполнения резьбы, производят взаимный контроль работы.
Индивидуальная работа.
Слабые учащиеся выполняют раскраску рисунка цветными карандашами без нанесения на заготовку, средние - разметку контурной резьбы по шаблону, сильные - разметку геометрической резьбы с помощью линейки.
Рис. Элементы контурной резьбы: геометрический и растительные орнаменты.
Контурная резьба по технике выполнения является самой простой. Резьба выполняется в два приёма - надрезание и подрезание. Нож-косяк держат лезвием на себя и несколько наклонно, вводят лезвие в древесину и с усилием ведут по линии рисунка, направляя движение лезвия большим пальцем левой руки. Надрезав линию с одной стороны, приступают к подрезанию. Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и также с усилием делается подрезка уже надрезанного контура. В результате из под ножа выходит трёхгранная полоска - «соломка», а на заготовке получается трёхгранная выемка. Контурную резьбу можно выполнять не только ножом-косяком, но и более сложными фигурными инструментами - резцами-стамесками полукруглого или углового сечения.
Композиция, выполненная в технике контурной резьбы, напоминает линейный рисунок и отличается некоторой жёсткостью, резкостью, однообразием. Чтобы повысить её выразительность, используют тонированный фон или выполняют контурную резьбу в сочетании с геометрической резьбой или производят раскраску.
Схема наклона ножа при контурной резьбе.
В процессе работы (самостоятельной) учащиеся часто испытывают значительные затруднения. Поэтому им требуется постоянное внимание и помощь учителя. Необходимо тщательно в процессе разметки изучать правильное размещение рисунка, копировальной бумаги, шаблона, трафарета, надежность крепления, установку заготовки. При нанесении рисунка важно контролировать правильность рабочей позы и точность проведения линий.
Заключительный инструктаж.
Подведение итогов урока.
Анализ допущенных ошибок - их влияние на качество изделия и производительность труда.
Анализ работы учащихся на уроке и качества выполненной работы.
Выставление оценок.
Уборка рабочих мест и мастерской.