Методическая разработка. Программа объединения «Рукодельница»

Дополнительно образовательная программа является основным базовым компонентом всего образовательного процесса. Она раскрывает и развивает базовые способности, формирует прикладные навыки в области вязания. Ориентирует на ключевые компетенции в данной области знаний, организует учебно-производственную деятельность по данному направлению. Данная программа позволяет учащимся получить полный объём знаний по техникам вязания крючком и спицами, а также знания в области создания моделей, от эскизного в...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа села Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области

структурное подразделение «Калейдоскоп»





«Принята» «Утверждаю»

на педагогическом совете Директор ГБОУ СОШ с.Исаклы

от «11» января 2012 г. № 02-14-од ____________Нестерова Е.Н.

« 11 » января 2012 г.

Приказ по ГБОУ СОШ с.Исаклы

от «11» января 2012 г. № 02-14-од





Дополнительная образовательная программа детского объединения



«Рукодельница»


Возраст детей 8-17 лет

Срок обучения 2 года





Автор: Мартынова М.И. - педагог

дополнительного образования





с. Исаклы

2012 год





Пояснительная записка


Ручное вязание - прекрасное, древнее, но нестареющее рукоделие. Оно является массовым искусством, собранного по крупицам опыта художественного творчества всех эпох и народов. Вязание, как и любой другой вид прикладного искусства, постоянно развивается и совершенствуется, поэтому ни одна работа по вязанию не может быть исчерпывающей, полной и законченной. Вязание также развивает любознательность, любовь к труду, чувство прекрасного, умение самостоятельно работать, внимание, зрительную память, логическое мышление, познавательную и творческую активность, т.к. освоив технику вязания, можно придумать много новых узоров и фасонов изделий. Развитие мелкой моторики рук способствует активизации центров речи, памяти, мышления в коре головного мозга. Большое внимание уделяется подбору цветов и цветосочетаний вязаных изделий. Это позволяет развивать художественно-эстетический вкус.

Вязание является одним из видов декоративно-прикладного искусства, т. к. вязаные вещи имеют практическое назначение и отличаются декоративной образностью.

Ручное вязание, как вид декоративно-прикладного творчества, используется не только в одежде, но и в декоративном оформлении быта, интерьера (декоративные и ажурные салфетки, панно, картины, мягкие игрушки). Это рукоделие позволяет создавать индивидуальные вещи, отвечающие требованиям самой острой моды. Поскольку декоративно-прикладное искусство является составной частью народного искусства, то, привлекая детей к вязанию, мы тем самым способствуем сохранению исторической памяти и художественного опыта народа.

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Она позволяет учащимся получить полный объем знаний по техникам вязания крючком и спицами, а также знания в области создания моделей, от эскизного воплощения до готового изделия, и знаний в области художественной отделки изделий как традиционными, так и нетрадиционными способами (вышивка, бисер и т.д.)

Актуальность и новизна программы.

Актуальность данной программы заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно - прикладного искусства, развивать свои креативные способности. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие изменения в нашей жизни (научной, культурной, общественной); в готовности использовать новые возможности; в удовлетворении одной из основных социальных потребностей - потребности в самореализации личности.

Новизна данной программы заключается:

- в использовании новых технологий,

- в тесной связи содержания элементов народного прикладного искусства с новейшими тенденциями современного дизайна,

- в знакомстве с новыми материалами, которые упрощают технологию изготовления изделий и выигрывают в декоративности.

Отличительной особенностью программы является обучение детей с ограниченными возможностями здоровья наряду с обычными детьми.

Целесообразность.

Целесообразность данной программы состоит в том, что в процессе ее реализации обучающиеся самостоятельно смогут решать проблемы взаимоотношений человека с культурными ценностями.

Дополнительная образовательная программа является
основным базовым компонентом всего образовательного процесса, раскрывает и развивает базовые способности, формирует прикладные навыки в области вязания, ориентирует на ключевые компетенции в данной области знаний, организует учебно-производственную деятельность по данному направлению.

Привлечение к работе по данной программе детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет не только развить у них основные психические процессы, но и способствует социальной адаптации данной категории детей среди сверстников. Их достижения в рукоделии, участие в выставках, различных мероприятиях, проводимых в структурном подразделении «Калейдоскоп», позволяют им почувствовать себя в ситуации успеха, поверить в себя и свои силы.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

В данной программе материалы подобраны с учетом поддержки постоянного интереса к занятиям у всех детей.

Цель 1 года обучения.

1) Раскрытие перед обучающимися социальной роли декоративно-прикладного искусства.

2) Приобщение учащихся к технике вязания крючком, как одному из древнейших видов декоративно прикладного творчества. Через освоение данного вида рукоделия создать условия для индивидуального творческого роста учащихся.

3) Формирование у детей устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию со сверстниками, в тяге к декоративно-прикладному искусству, традициям, моде.

4) Содействие жизненному самоопределению учащихся.

Задачи:

Обучающие.

1.Познакомить воспитанников с историей вязания крючком и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

2.Ознакомить с материалами и инструментами, которые используются при вязании крючком.

3.Сформировать умения и навыки выполнения изделий крючком.

4.Ознакомить с основными законами цветовой гаммы, композиции при создании орнаментальных рисунков и декоративных изделий.

5.Ознакомить с различными техниками вязания крючком.

6.Получить знания по народному творчеству, дизайну одежды и изделий, быта, конструированию, моделированию.

Воспитательные.

1.Воспитать бережное отношение к наследию прошлого, аккуратность, терпение, толерантность, эмпатию, чувство взаимопомощи, ответственность за порученное дело, самостоятельность, бережное и экономное отношение к используемым материалам и инструментам, художественный вкус.

2.Сформировать и развить эмоционально-ценностные отношения к окружающей действительности.

3.Развить волевую сферу личности воспитанника.

4.Развить личный опыт и способность сделать правильный выбор.

5.Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

Развивающие.

1.Развить творческую фантазию.

2.Развить психические процессы.

- развить образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.

3.Развить физические способности:

- общефизическое развитие.

- сформировать правильную осанку.

- развить выносливость.

- развить моторику рук, глазомер.

4.Развить социальные способности.

-коммуникативные способности.

-умение адаптироваться к среде, неся груз знаний.

Цель 2 года обучения.

Приобщение учащихся еще к одному виду вязания - вязание на спицах, для расширения круга приобретенных умений в области рукотворного труда, в процессе освоения этой техники продолжить развитие индивидуальных способностей каждого обучающегося.

Задачи:

Обучающие. Познакомить с историей вязания спицами. Ознакомить с материалами и инструментами, которые используются при вязании спицами. Обучить технике вязания спицами. Сформировать умения и навыки выполнения изделий спицами. Научить технике вязания на 5-ти спицах. Дать понятие орнаментальных узоров и познакомить с техникой вязания этих узоров. Освоить процесс моделирования и конструирования вязаных изделий.

Развивающие.

Продолжить процесс развития творческой фантазии, воображения, памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности и любознательности.

Воспитательные.

Развить целеустремленность, выдержку, дисциплинированность, аккуратность, творческое партнерство и сотрудничество, взаимопонимание, социальную ответственность.

Образовательная программа двухгодичная, адаптированная.

Составлена на основе типовой программы «Вязание крючком и спицами» Министерства просвещения, Москва 1978 год, а так же на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей, с учетом региональных условий и материальных возможностей родителей.

Данная программа:

- учебная: изучается один предмет - вязание;

- познавательная: учащиеся знакомятся, расширяют и углубляют знания в области культуры и искусства вязания;

Программа рассчитана на учащихся от 8 - до 17 лет и является дополнительной образовательной программой основного общего интегрированного обучения. В объединение принимаются дети по желанию, без специального отбора, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья.

Групповой состав учащихся разновозрастной, и это предполагает дифференцированный подход в обучении.

Наполняемость учебных групп

1-й год обучения 12-15 человек.

2-й год обучения 10-12 человек.

Срок реализации программы два года:

Программа рассчитана на 2 года.

1 год обучения- 4 часа в неделю 2 занятия по 2 часа, 144 часа в год.

2 год обучения- 6 часов в неделю 3 занятия по 2 часа, 216 часов в год.

Формы и режимы занятий.

Продолжительность учебного часа - 40, 45 минут с 15-минутными перерывами. Такой режим обусловлен непрерывностью процесса обучения техническим приемам вязания; сменой различных видов деятельности во время занятия - зарисовки эскизов, составление схем узоров вязания, требованиями СанПиН.

Целесообразно использовать на занятии групповую форму обучения, но с индивидуальной дифференциацией нагрузки в зависимости от сформированности тех или иных навыков. Такая организация деятельности способствует сплочению детского коллектива и учит детей помогать друг другу. А также использовать индивидуальный подход к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

В течение занятия происходит смена деятельности. Занятия проходят согласно санитарно - эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей. (Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей /внешкольные учреждения. Санитарно -эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.1.-3049-13).

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:

- беседа

- викторина

- экскурсия

- игра

- выставка

- практическая работа с постоянным, индивидуальным консультированием обучающихся.

В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

1.Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия. Другими словами, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и многом другом.

2.Опора на личностно ориентированный подход в образовании и игровые технологии.

3.Учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.

Ожидаемые результаты.

После 1-го года обучения обучающиеся должны

знать: историю развития вязания крючком, основные элементы и их условные обозначения, техники вязания крючком, цветовую основу изделий, основы композиции и орнамента при создании узоров, свойства пряжи, состав пряжи, примерный расход пряжи на изделие, свойства трикотажного полотна, связанного крючком, приемы подготовки пряжи б/у к работе, правила хранения инструментов. Правила ТБ при работе с крючком, ножницами, иглами. Правила подготовки рабочего места.

уметь: вязать основные элементы. Читать схемы узоров. Рассчитывать необходимое количество пряжи на изделия. Вязать изделия из отдельных квадратов. Вязать изделия из отдельных мотивов. Обвязывать ткань кружевом. Вязать «филейные кружева». Оказать помощь своим товарищам на уровне консультации. Осуществить контроль качества и техники выполнения своего изделия и изделия товарища. Самостоятельно выполнить изделие по готовой схеме. Разбирать незнакомые схемы. Организовать свое рабочее место. Самостоятельно осваивать более сложные элементы вязания. Самостоятельно разработать свое изделие от момента эскизного отображения до подготовки необходимой информации по вязанию готового изделия и, наконец, готовое изделие.

владеть: техникой вязания крючком, приемами подготовки пряжи б/у к работе, тренингами на развитие памяти, внимания, творческой фантазии и воображения, приемами на расслабление определенных групп мышц, которые напрягаются во время вязания, приемами на расслабление зрения.

После 2-го года обучения обучающиеся должны

знать: историю вязания спицами, инструменты и материалы, необходимые при вязании спицами, основные элементы вязания спицами и их условные обозначения, технологию изготовления изделий с помощью спиц, основные понятия и термины, используемые при вязании спицами;

уметь: выполнять основные элементы при вязании спицами. Уметь читать схемы узоров и вывязывать узоры по этим схемам. Составлять выкройки своих будущих изделий. Рассчитывать плотность вязания и необходимое количество петель на изделие. Вязать изделия на 5-ти спицах (носки, варежки). Связать изделие из журнала.

Самостоятельно разработать фасон и подобрать узор для своего изделия. Проконтролировать качество исполнения своего изделия. Оказать консультационную помощь младшим обучающимся. Использовать полученные знания, умения, навыки по вышивке для отделки вязаных изделий;

владеть: техникой вязания на двух спицах, техникой вязания орнаментальных узоров, техникой вязания на круговых спицах, техникой отделки трикотажных изделий вышивкой.

В результате выполнения учебного плана по данной программе у учащихся должен быть сформирован устойчивый интерес к практической работе - к вязанию изделий, проектированию и т.д.

Воспитанники объединения ежегодно должны принимать участие в выставках, конкурсах проектов и занимать призовые места.

Программа направлена на воспитание бережного отношения к труду. Особое внимание учащихся обращается на совершенствование навыков техники вязания, и качество выполнения изделий.

При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое внимание следует уделять развитию эмоционально волевой сферы. Такие дети, как правило, не уверены в себе, поэтому важно создать для них ситуацию успеха. Это достигается путем дробления сложных заданий на маленькие, простые в исполнении фрагменты. Каждое выполненное такое задание положительно оценивается педагогом и воспитанниками. Это позволяет сформировать позитивный настрой такого ребенка на дальнейшую работу, повысить его самооценку и приобрести авторитет среди сверстников.

Формы подведения итогов.

Важным моментом в реализации данной программы является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.

Контроль степени результативности реализации образовательной программы проводиться в различных формах.

Проверка теоретических знаний осуществляется с использованием викторин, игр, кроссвордов, карточек, письменных и устных опросов.

О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, при выполнении различных вязок и орнаментов, умение читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров.

Умения оцениваются при выполнении индивидуальных альбомов с образцами вязания, а также участие в конкурсах и выставках.



Учебно - тематический план 1-го года обучения.

Тема.

Количество часов

Теория.

Практика.

Всего.

1.

Вводное занятие.

2

-

2

2.

Основы материаловедения.

1

1

2

3.

Основные приемы вязания крючком.


1)Воздушная петля.

1

3

4

2)Столбик без накида, полустолбик.

1

3

4

3) Столбик с накидом.

1

3

4

4.

Упражнения из столбиков и воздушных петель. Условные обозначения.

2

2

4

5.

Цветоведение.

1

1

2

6.

Вязание узорного полотна.


1)Круг.

1

3

4

2)Квадрат.

1

3

4

3)Многогранник.

1

5

6

7.

Филейное кружево.

2

8

10

8.

Картинки из цепочек.

2

8

10

9.

Вязание цветов.

2

8

10

10.

Карандашница.

2

10

12

11.

Сумочка.

2

8

10

12.

Декоративное панно.

2

8

10

13.

Декоративные изделия и сувениры.

4

20

24

14.

Шарф.

2

8

10

15.

Кружева.

2

8

10

16.

Итоговое занятие.

2

-

2

Итого.

34

110

144


Содержание программы 1 года обучения

  1. Вводное занятие.

Теория: История развития художественного вязания. Демонстрация изделий. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Техника безопасности.

  1. Основы материаловедения.

Теория: Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применения химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и плотности вязаного полотна. Свойства трикотажного полотна. Строение крючка. Умение правильно пользоваться им.

Практика: Исследование разновидностей ниток.

  1. Основные приемы вязания крючком.

1)Воздушная петля.

Теория: Положение рук во время работы. Подбор пряжи для данного крючка. Затянутая петля, тугая, свободная, нормальная. Быстрота вязания, внимательность. Понятие воздушной петли. Косичка из воздушных петель.

Практика: Вывязывание косички из воздушных петель.

2)Столбик без накида, полустолбик.

Теория: Ознакомление с основным приемами вязания: столбик без накида, полустолбик.

Практика: Вязание образца из столбиков без накида и полустолбиков. Лицо и изнанка изделия.

3)Столбик с накидом.

Теория: Знакомство с основным приемом вязания: столбик с накидом. Петля поворота.

Практика: Вывязывание образца из столбиков с одним накидом.

  1. Упражнения из столбиков и воздушных петель. Условные обозначения.

Теория: Знакомство с условными обозначениями, вывязывание столбиков с двумя, тремя и более накидами.

Практика: Зарисовка условных обозначений. Вывязывание образца

из столбиков с двумя, тремя накидами, два столбика с накидом из одной петли.

5.Цветоведение.

Теория: Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой оттенок, насыщенность. Теплые и холодные цвета, ахроматические и хроматические. Цветовой спектр. Колориметрический круг. Основные и дополнительные цвета. Символическое значение цвета.

Практика: Изображение колориметрического круга с обозначением основных, двойных (составных) цветов. Определение наиболее удачных цветовых сочетаний.

6.Вязание узорного полотна.

1)Круг.

Теория: Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывание одних и тех же элементов. Знакомство с правилами вязания круга.

Практика: Вязание образца в форме круга.

2)Квадрат.

Теория: Знакомство с правилами вязания квадрата. Квадратные детали и изделия можно вязать не от центра, а по цепочке с переходом на новый ряд.

Практика: Вязание образца квадрата.

3)Многогранник.

Теория: Знакомство с фактурой вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывание одних и тех же элементов. Знакомство с правилами вязания многогранника. Начать вязание с кольца, в углах ставить по несколько столбиков .

Практика: Вязание образца многогранника.

7.Филейное кружево.

Теория: Знакомство с правилами вязания филейного кружева. Последовательное выполнение вязания справа налево и слева направо. Приемы убавления и прибавления петель при вязании филейных кружев по образцам. Прибавление пустой клетки в начале ряда. Прибавление заполненной клетки в начале ряда. Прибавление пустой клетки в конце ряда. Прибавление заполненной клетки в конце ряда. Убавление клетки в начале и конце ряда. Обработка приемов вязания фигурной сетки по образцам. Фигурная сетка в линию. Фигурная сетка в шахматном порядке.

Практика: Зарисовка узора и вывязывание его. Вязание образца филейного кружева для отделки края полотенца. Вязание салфетки в технике филейного кружева.

8.Картинка из цепочек.

Теория: Анализ эскиза и выявление необходимых материалов для выполнения данной картинки.

Практика: Нарисовать картинку. Связать цепочку нужной длины для какой-либо отдельной детали. Наносим клей. Приклеиваем цепочку. Цепочки можно клеить вплотную друг к другу. Для хорошего склеивания цепочку держать 10-15 секунд.

8.Вязание цветов.

Теория: Знакомство с разными техниками вязания цветов.

Практика: Зарисовка схем выполнения цветов. Вязание ведётся по записи и рисовке. Вывязывание нескольких образцов цветов. Отделка цветов бисером, стеклярусом, лентами.

9.Карандашница.

Теория: Анализ образцов карандашниц. Выбор ниток.

Практика: Зарисовка схем вязания деталей для оформления мордочки. Вывязывание основы для карандашницы. Сборка и оформление изделия.

10. Сумочка.

Теория: Выбор модели, подборка ниток, крючка. Эскиз сумки. Выполнение образца рисунка. Вязание сумки по деталям и целиком. Особенности вязания сумки-кисета и сумок с донышком в форме прямоугольника, овала, круга.

Практика: Вязание деталей сумки. Сшивание и отпаривание. Декоративное оформление, выполнение застежки.

11.Декоративные игрушки и сувениры.

Теория: Выбор игрушки и схемы для её вязания. Размер изделия, выбор цвета. Вязание по схеме и по описанию. Правила вязания игрушек. Оставление эскиза. Последовательность выполнения игрушек. Декоративное оформление. Изготовление сувениров родным и близким к каждому празднику.

Практика: Вязание игрушки на основе круга. Вязание игрушки деталями. Соединение деталей.

12.Декоративное панно.

Теория: Основы композиции. Анализ образцов. Знакомство с правилами вывязывания элементов растительного и других орнаментов.

Практика: Подготовка основы декоративного панно. Составление композиции. Оформление панно.

13.Шарф.

Теория: Определение размера шарфа. Выбор узора с учетом имеющейся пряжи. Определение горизонтальной плотности вязания. Расчет петель. Орнамент в изделии. Значение цвета в построении орнамента.

Практика: Вывязывание шарфика. Декоративная отделка.

14.Кружева.

Теория: Подборка крючков и ниток для вязания кружев. Два способа выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани. Зарисовка схем выполнения обвязки ткани и кружев для отделки трикотажных изделий. Правила вязания по кругу и в двух направлениях.

Практика: Вязание кружев по предложенной схеме. Составление собственных схем кружев.

15.Итоговое занятие.

Теория: Организация выставки лучших работ учащихся. Разбор выставки, подведение итогов. Награждение лучших работ.







Учебно - тематический план 2 года обучения.


Тема.

Количество часов

Теория.

Практика.

Всего.

1.

Вводное занятие.

2

-

2

2.

Материаловедение.

2

-

2

3.

Техника вязания спицами.


1)Набор петель начального ряда.

1

3

4

2)Лицевые и изнаночные петли. Выполнение ровного края и закрепление последнего ряда.

1

3

4

3)Накид. Две или несколько петель вместе лицевой или изнаночной. Три петли вместе, предварительно поменяв местами вторую и первую.

1

3

4

4)Из одной петли вязать несколько петель.

1

3

4

4.

Вязание резинок.

2

8

10

5.

Вязание шарфа.

2

8

10

6.

Перемещенные петли.

2

6

8

7.

Жгуты.

2

6

8

8.

Пинетки.

2

20

22

9.

Вязание кос.

2

8

10

10.

Выпуклые вязки.

2

6

8

11.

Вязание головного убора.

2

10

12

12.

Орнамент.

2

8

10

13.

Носки на 5-ти спицах.

2

20

22

14.

Вязки «букле».

2

8

10

15.

Ажурная кофта.

4

30

34

16.

Игрушки и сувениры.

4

26

30

17.

Итоговое занятие.

2

-

2

Итого.

40

176

216

Содержание программы 2 года обучения

  1. Вводное занятие.

Теория: История вязания. Материалы и инструменты для вязания. Знакомство с программой, просмотр готовых изделий, образцов. Техника безопасности.

  1. Материаловедение.

Теория: Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Классификация и свойства волокон. Знакомство со спицами. Их разновидность и назначение.

  1. Техника вязания спицами.

1)Набор петель начального ряда. Условные обозначения.

Теория: Знакомство с традиционным набором петель и условными обозначениями.

Практика: Вязание набора петель, где край полотна получается шнурообразный, создающий впечатление декоративной кромки. Способ, где после набора петель можно сразу начать вязание детали выбранным узором. Набор петель, край которого не растягивается, хорошо держит форму. «Болгарский набор». Набор или край с бахромой. Утолщенный край. Утолщенный край с бахромой. Набор, где край ложится свободно и не стягивает полотно. Край с открытыми петлями. Набор края с фестонами.

2) Лицевые и изнаночные петли. Выполнение ровного края и закрепление последнего ряда.

Теория: Ознакомление с вязанием лицевых и изнаночных петель.

Практика: Вязание образца с использованием лицевых и изнаночных петель. Закрытие петель ровной косичкой. Растягивающаяся косичка. Закрытие петель иглой.

3) Накид. Две или несколько петель вместе лицевой или изнаночной. Три петли вместе, предварительно поменяв местами вторую и первую.

Теория: Новые петли получают за счет накидов, которые в следующем ряду чаще всего провязывают изнаночной вязкой. Новые петли (лицевые и изнаночные) набирают, провязывая протяжки между петлями.

Практика: Вязание образца.

4)Из одной петли вывязать несколько петель.

Теория: Для получения новой лицевой или изнаночной петли провязывают петлю нижележащего ряда, а затем вяжут очередную петлю на левой спице. Чтобы из одной петли получить две, эту петлю провязывают сначала лицевой, а затем не снимая ее с левой спицы, вяжут еще раз изнаночной. Из одной и той же петли вяжут несколько лицевых или изнаночных петель, делая между ними накиды.

Практика: Вязание образца «Звездочки» 3 из 3, 5 из 5.

  1. Вязание резинок.

Теория: Знакомство с различными видами резинок. Простая резинка с различным ритмом чередования лицевой и изнаночной петель. Прямой и обратный накиды. Английская резинка или рельефная, выполняется на основе вытянутых (снятых) петель с накидом.

Практика: Выполнение образцов вязки резинок. Снятая петля. Итальянская резинка. Освоение техники вязки.

  1. Вязание шарфа.

Теория: Подбор ниток по цвету. Выбор вязки, модели.

Практика: Вязание шарфа. Оформление его кистями, вышивкой, бисером.

  1. Перемещённые петли.

Теория: Узор на основе перемещенных петель с наклоном вправо или влево.

Практика: Выполнение образца.

  1. Жгуты.

Теория: Изучение вязки одноцветных жгутов Знакомство с техникой вязания.

Практика: Освоение образцов техники вязания жгутов. Выполнение образца восьмерки 2*2, 3*3.

  1. Пинетки

Теория: Выбор выкройки - основы пинеток. Инструменты и применяемый расход пряжи. Расчет петель для начала вязания. Составление технологической карты.

Практика: Вязание первой пинетки согласно технологической карте. Вязание пинеток. Отделка готовых пинеток (изготовление шнуров, кистей, помпонов).

9.Вязание кос.

Теория: Перевитие петель чаще называют «косами». Одноцветные косы и их варианты. Коса на чулочном (платочном) вязании. Косы на фоне других вязок. Такое перевитие применяется для отделки изделий и для выполнения основного полотна.

Практика: Вязание образца этой техникой.

10.Выпуклые вязки.

Теория: Знакомство с техникой вязания выпуклых вязок.

Практика: Освоение 2-3 видов вязки выпуклых узоров. Выполнение образцов вязок, кармана любой конфигурации.

11. Вязание головного убора.

Теория: Выкройка - основа шапочки. Расчет петель для начала вязания. Технология вязания головного убора. Снятие мерок. Подобрать цветовую гамму.

Практика: Вязание головного убора. Соединение деталей, если необходимо. Отделка готового изделия.

12. Орнамент.

Теория: История орнамента. Цветовой тон. Яркость. Насыщенность. Ахроматические и хроматические цвета. Спектр. Композиция. Стилизация. Ритм. Раппорт. Симметрия. Цветовая гармония. Основные и дополнительные цвета. Способы выполнения орнамента на трикотажном полотне.

Геометрические орнаменты. Подбор цветовых сочетаний. Изготовление схемы орнамента на миллиметровой или клетчатой бумаге - основа успеха при вязании орнамента.

Практика: Выполнение образцов орнаментов. Цветочные орнаменты. Одно-, двух- и многоцветные орнаменты. Выполнение фрагментов цветочных орнаментов.

13. Носки на пяти спицах.

Теория: Снять мерок и определение размера ноги. Расчет плотности и количества петель для вязания. Технологическая карта выполнения носка.

Практика: Связать первый носок согласно технологической карте. На основе первого связать второй носок.

14.Вязки «букле».

Теория: Снятие петли с накидом. Освоение нескольких видов буклированной вязки.

Практика: Выполнение образцов.

15.Ажурная кофта.

Теория: Выбор модели. Вязание образца с ажурным рисунком. Практика: Вязание изделия по деталям. Сборка деталей. Отделка готового изделия.

16. Игрушки и сувениры.

Теория: Выбор игрушки или сувенира. Знакомство со схемами. Применение всех видов вязки. Подбор ниток по цвету.

Практика: Вязание деталей. Сборка игрушки или сувенира. Оформление готовых сувениров и игрушек.

17.Итоговое занятие.

Теория: Организация выставки лучших работ учащихся, обсуждение их, подведение итогов, награждение лучших кружковцев.

Методическое обеспечение программы

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, моделирование, проектный метод и т.д.

Теоретические методы обучения нацелены на создание условий для развития способностей слушать и слышать, видеть и замечать, концентрировать свое внимание, наблюдать и воспринимать. Это различные беседы, рассказы, объяснения с иллюстрациями, путешествия, экскурсии, выставки, чтобы вызвать у ребенка интерес к скучному информационному материалу. Ему предлагается после его прослушивания отгадать загадки, кроссворды; ответить на вопросы по тексту; поработать с тест - заданием; пересказать фрагмент текста по кругу; пересказать технику выполнения элемента по кругу; объяснить новый материал всей группе после сообщения педагога; задать вопрос по тексту и получить ответ.

Показ журналов мод, книг по вязанию и по декоративно-прикладному творчеству, фотографий готовых изделий, видеофильмов, альбомов с образцами, подборок материалов по определенной технике вязания, способствуют развитию зрительной памяти.

Практические методы способствуют формированию умений и навыков (вязание образцов изделий; зарисовка схем, эскизов; отделка изделий и т.д.). Вся методика обучения направлена на развитие творческих способностей детей, через систему познавательных заданий, позволяющих формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности, на развитие механизмов памяти, внимания, воображения, логического мышления через систему специальных развивающих игр и тестов.

Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству.

Принципы обучения: от простого к сложному, доступности, наглядности, научности, динамичности.

Наряду с традиционными методами, данная программа обучения предполагает также использование и других форм и методов обучения и воспитания - это и диспуты, и обмен мнениями, и посещение выставок, и встречи с мастерами различных направлений декоративно-прикладного творчества.

Темы диспутов и обсуждений.

-роль моды в жизни человека;

-что такое элегантность и как ее достичь;

-красивая одежда как элемент бытовой культуры;

-какого человека можно считать модным и элегантным;

-рациональный гардероб: что это такое;

-детская мода и ее отличие от взрослой.

Принципы обучения.

- сознательность и активность.

- наглядность.

- систематичность и последовательность.

- доступность.

- научность.

- от простого к сложному.

Педагогические принципы.

Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития - главный принцип работы.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

1) Ведущие виды деятельности в различных возрастных группах учащихся:

- игровая деятельность (занятия в группах часто переходят в игру). Ролевые игры служат хорошим подходом для педагога в обучении прикладному творчеству. Радостные переживания детей, связанные с изготовлением поделок для общих игр, для общей пользы являются весьма действенным средством воспитания любви к труду;

- учебная деятельность (младший и средний школьный возраст). Дети привыкают к новым условиям организации занятий, учатся выполнять требования педагогов, соблюдать дисциплину труда (использование игр учебного характера);

- учебная деятельность и личностное общение (подростковый возраст). На занятиях принято раскрепощенное, уважительное общение детей между собой; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете. Потребность детей в общении реализуется в досуговой деятельности, при выполнении коллективных работ, совместных проектах.

2) Потребности и интересы воспитанников.

3)Уровень развития первичного коллектива.

4)Уровень развития и самооценка ребенка.

Работая с детьми, педагогу необходимо иметь большой дидактический материал: конспекты занятий, авторские методические пособия, наглядные средства: схемы, образцы узоров, образцы ниток, готовые изделия. План воспитательной работы включает сценарии, экскурсии, беседы, видео - просмотры.

Педагогические технологии.

1).Проблемное обучение.

2).Проектные технологии.

3).Развивающее обучение.

4).Разноуровневые технологии.

5).Здоровьесберегающие технологии.

Образовательные технологии.

1. Проектная деятельность.

2. ИКТ (информационно коммуникативные технологии).

Дидактический материал.

1.Конспекты занятий.

2.Методические пособия (литература).

3.Наглядные средства (образцы, готовые изделия, плакаты).

4.Конспекты воспитательных мероприятий (викторины, занимательные игры).

5.Схемы вязаний изделий.

6.Выкройки изделий.

7.Плакаты.

Формы обучения и воспитания

Эффективность образовательного процесса оценивается по сформированности духовно-нравственных качеств личности, высокому уровню мотивации обучающихся к художественному творчеству, по уровню развития творческих способностей, по активности участия в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, по стилю работы и профессиональному самоопределению ребёнка и отслеживается в системе разнообразных форм контроля:

- вводного контроля (тесты, опрос);

- промежуточного контроля (мини-выставки творческих работ по пройденным темам с коллективным обсуждением и самооценкой, участие в конкурсах);

- итогового контроля - защита учебно-исследовательских работ; участие в различного уровня выставках, конкурсах, фестивалях; проведение обучающимися мастер-классов и участие в творческих мастерских.

Дипломы и награды являются стимулирующим компонентом в процессе обучения и подвигают многих продолжить своё обучение в специализированных учреждениях.

Для развития творческих способностей учащихся следует разнообразить формы занятий, можно применять: беседы, экскурсии, уроки взаимообучения учащихся, уроки-фантазии.

Индивидуальное обучение. На занятиях предусматриваются следующие разновидности индивидуальной работы: индивидуальные консультации для обучающихся, быстро выполняющих программный материал и осваивающих более сложные техники, не вошедшие в программу, индивидуальные консультации для слабых обучающихся, индивидуальная помощь более опытных обучающихся. Это в свою очередь воспитывает чувство ответственности за своих подопечных, а также способствует приобретению навыков педагогического мастерства. Для педагога важно умение доступно объяснить материал, суметь подобрать индивидуальные задания для более опытных или слабых обучающихся. Такая форма работы возможна и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работа парами. Данная форма применяется при контроле знаний, умений и навыков. Два ученика могут выполнять совместное задание, контролируя друг друга. К таким заданиям относятся: контроль по схеме, контроль расчета петель, контроль знаний элементов ручного вязания.

Коллективная форма. Данная форма применяется в практике при создании моделей. Такая форма обучения позволяет вселить уверенность в свои силы детей, занимающихся на младших ступенях, так как они иногда выполняют более сложные работы. При этом воспитывается чувство ответственности, коллективизма, аккуратности, так как общий результат зависит от вложенного труда каждого обучающегося.

Здоровьесберегающие технологии. На каждом занятии осуществляется контроль за осанкой, проводятся физминутки, включающие упражнения для снятия зрительного и мышечного напряжения, коррекции осанки.

При наличии в группе детей с ограниченными возможностями здоровья возможно проведение для них физминуток раньше, чем для других детей, т.к. такие дети имеют повышенную утомляемость, низкую работоспособность.

Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых обучающийся чувствует себя личностью, ощущает внимание преподавателя лично к нему.

Дифференцированный подход. На занятиях предполагаются задания различной степени сложности. Применяется как опережающее обучение, так и упрощенные задания для медленно работающих детей.

Создание ситуации успеха. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценки личности.

Виды контроля.

Программой предусматриваются следующие виды контроля: предварительный, текущий, итоговый, констатирующий.

Предварительный контроль, который проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся, чтобы скорректировать учебно-тематический план, определить направления и формы индивидуальной работы (анкеты в начале учебного года).

Текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения детьми учебного материала и уровня их подготовленности к занятиям. Э тот контроль должен повысить ответственность и заинтересованность обучающихся в усвоении материала. Он позволяет своевременно выявлять отстающих, а также опережающих обучение с целью наиболее эффективного подбора методов и средств обучения.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение на коллективных выставках зачетных работ по темам и персональных выставках в форме итогового анкетирования. На каждом занятии педагог использует взаимоконтроль и самоконтроль.

Констатирующий контроль позволяет установить факт выполнения учащимися какого-либо задания. При этом использовать оценки «+» и «-». Корректировка производится в ходе выполнения повторного задания.

Формы контроля

Контроль за учебной деятельностью проводится в следующем порядке:

- теоретический контроль и практический контроль - после прохождения каждой темы;

  • наблюдение педагога;

  • текущий контроль (по усмотрению педагога), позволяющий выявить отношение обучающихся к данному виду деятельности.

  • итоговый контроль в форме контрольной работы; участия в районных выставках детского художественного творчества; в научно-практических конференциях.

Материально-техническая база.

Для занятий крючком и спицами необходимы:

1.Кабинет с мебелью для хранения инструментов и материалов;

2.Столы и стулья для учащихся в нужном количестве;

3.Стелажи для демонстрации поделок, сувениров, изделий;

4.Набор крючков, размерами от 0,5мм до 10мм;

5.Набор вязальных спиц размерами 20см; Комплект 5шт.- 4 или 5 наборов;

6.Парные длинные спицы по 2шт.-5 наборов;

7.Штопольные иглы-4шт;

8.Ножницы-3шт;

9.Сантиметровая лента;

10.Нитки шерстяные, ирис, кроше, лотос, гарус, лилия и т.д.

11.Бисер, бусины, ленты, нитки «мулине» для отделки готовых изделий.

12. Мультимедийный проектор, компьютер.

Психолого-педагогический мониторинг.

Диагностика результативности.

Уровень усвоения учебного материала воспитанниками проводится в виде выставок, на которых педагог просматривая и сравнивая работы определяет какому ребенку нужно больше уделять внимание на занятиях. При опросе детей по пройденным темам делается вывод об усвоении материала учащимися.

Проверка усвоения терминов проводится в виде тестирования, викторин, разгадывания кроссвордов.

Педагогическая диагностика:

Название.

Сроки.

1 год.

Анкета для обучающихся.

сентябрь

Изучение межличностных отношений в коллективе.

декабрь

Анкета о предпочтениях.

сентябрь

Методика изучения удовлетворенности учащихся занятиями (А.А.Андреев).

ноябрь.

Результативность работы объединения.

май

Выявление лидерских качеств.

декабрь

Методика диагностирования уровня творческой активности учащихся. Под. ред. Е.Н.Степанова.

декабрь

Тест «Склонность к творчеству» (психолог Ермолаев О.).

декабрь

Исследование коллектива. Мое место в коллективе.

ежемесячно

Личностные качества.

1 раз в три месяца

1)Радуга.

1 раз в три месяца

2)Мишень активности.

1 раз в три месяца

3)В каком ты настроении.

1 раз в три месяца

2 год.

1.

Анкета для обучающихся.

сентябрь

2.

Изучение личностных отношений в коллективе.

ноябрь

3.

Диагностика интересов и предпочтений.

сентябрь

4.

Хорошо ли ребенку в ЦДТ.

декабрь

5.

Анкета «Результаты работы»

май

6.

Выявление лидерских качеств.

ноябрь.

7.

Исследование коллектива. Мое место в коллективе.

ежемесячно

8.

Личностные качества.

1 раз в три месяца

1)Радуга.

1 раз в три месяца

2)Мишень активности.

1 раз в три месяца

3)В каком ты настроении.

1 раз в три месяца

Диагностика психического развития проводится психологами или педагогами, но обрабатывается психологами.

Диагностика психического развития.

1.

Личностная шкала самооценки Спилберга (тревожность и эмоциональное состояние).

Декабрь (ежегодно)

2.

Методика изучения темперамента (младший и средний возраст).

Сентябрь

(первый год)

Работа с родителями

Работа с родителями заключается в проведении следующих мероприятий: совместные праздники обучающихся и их родителей; родительские собрания 2 раза в год (сентябрь, май); привлечение родителей к подготовке мероприятий; приглашение родителей на мероприятия ЦДТ. Диагностика родителей, индивидуальные консультации.

Родительские собрания.

1 год обучения

сентябрь

1.План работы на год.

2.Диагностика родителей. Анкета для родителей.

май

1.Итоги года.

2.Диагностика родителей. «Методика удовлетворения родителей работой ОУ».

2 год обучения

сентябрь

1.План работы на год.

2.Тест на тему «Знаете ли вы своего ребенка» (психическая направленность ребенка).

май

1.Итоги года.

2.Беседа с родителями на тему: «Мой дом - моя семья» (отношение детей и родителей в семье).


Тематика индивидуальных консультаций для родителей.

1.Развития внимания детей через занятия декоративно-прикладным творчеством.

2.Художественно-эстетическое воспитание как форма социальной адаптации.

3.Коррекционно-развивающий потенциал декоративно-прикладного творчества при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

4.Особенности с эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

5.Развитие восприятия и эстетического вкуса ребенка через цветоведение.

6. Взаимосвязь раздражения тактильных окончаний и нервно-рефлекторный активности в коре головного мозга.

Воспитательные мероприятия.

Все дети, независимо от степени успешности, участвуют во всех воспитательных мероприятиях планируемых и проводимых на уровне объединения и ЦДТ. Особо поощряется участие в различных конкурсах, выставках детей с ограниченными возможностями здоровья.

В течение учебного года с учащимися проводятся культурно-массовые мероприятия: «Вечер знакомств», «Новогодний праздник», «Восьмое марта», «День влюбленных», «День именинника», а также организуются выставки декоративно-прикладного творчества, викторины, игровые мероприятия.

Беседы на этическо - нравственные темы.

1.Что такое этикет?

2.Этикет поздравлений.

3.Этикет в церкви.

4.Этикет в магазине.

5.Телефонный этикет.

6.Внешний вид.

7.Приветствие.

8.Обращение.

9.Что такое благодарность?

10.Что такое долг?

Список рекомендуемой литературы для детей

1.Бобита.М.Вязание. Харьков: Издательский центр «Единорог»,1998.

2.Варежки. 350 узоров. Рига,1994.

3.Вяжите сами. - М.: Изд-во ФАБР, 1993.

4.Газета «Друг дома», Москва, 2000г.

5.Гирич В.П. 1000 узоров вязания крючком. - Мн.: Легпромбытиздат,1992.

6.Дворянин Н.П., Козик Н.П. Круглый год с вязанием. - Мн.: Полымя, 1986.

7.Еременко Т.И. Рукоделие.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Легпромбытиздат, 1989.

8.Журнал «Чудесные мгновения». Вязание крючком. Москва, 2002г.

9.Журнал «Золушка вяжет». Издательство «К.Э.Й», Санкт-Петербург,2000г.

10.Журнал Вязание модно и просто. «Слог», Нижний Новгород,2004г.

11.Журнал вязание. Мастерская на дому. Смоленск,2002г.

12.Журнал «Маленькая Диана». Издательство «КОН-Лига Пресс», Москва 2003г.

13.Иодо Л.Б. Вязание для девочек. - Мн.: Полымя,1988.

14.Кришталева В.С. Вязание узоров. - 3-е изд. - К.: Реклама,1986.

15.Лепина Т.П. Техника вязания и плетения: Советы по рукоделию. - СПб.: АО «Эгос», 1993.

16.Максимова М.В. Азбука вязания. - Изд. 5-е. - М.: Легшпромбытиздат.1988.

17.Огурцова Л.С. Про клубок, крючок, спицы и умелые руки. - М.: Педагогика-Пресс,1995.

18.Огурцова Л.С. Вязание детям. Легпромбытиздат, Москва, 1990г.

19.Пучкова Л.С. Кружок вязания на спицах. Москва, «Просвещение», 1990г.

20.Раскутина Р.В. Вязание на спицах. - Петрозаводск: Карелия, 1992.

21.Терешкович Т.А. Школа вязания крючком. - Мн.: Полымя, 1988.

22.Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами: Кн. Для учащихся

4-8 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1992.

23.Хлебнова Т.И. Вязаные цветы и плоды. Издательство «АРТ-РОДНИК», Москва,2004г.

24.Шубина И.Ф. Уроки вязания. -4-е изд. - Мн.: Полымя,1996.

25.Ярмулавичене О.С. Вязание крючком. - 2 -е изд.- Легпромбытиздат,1986

Список рекомендуемой литературы для педагогов

1.Андреева З.Ф., Сорокина Л.М. Вяжем сами. - К.: Рад. Школа,1982.

2.Бобита М. Вязание. Харьков: Издательский центр «Единорог»,1998.

3.Варежки. 350 узоров. Рига,1994.

4.Вяжите сами. - М.: Изд-во ФАБР,1993.

5.Водоватов Ф.Ф., Бумагина Л,В.Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений. - М., 2000.

6.Гирич В.П. 1000 узоров вязания крючком. - Мн.: Легпромбытиздат,1992.

7.Давыдов В.В. Развивающее обучение. - М.: Педакогика,1992.

8.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация и содержание коррекционной воспитательной работы. - М.,2000.

9.Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления. - Ярославль: «Академия развития», 1998.(Серия: «Развивающее обучение. Практическое приложение»).

10.Кришталева В.С. Вязание узоров. - 3-е изд. - К.: Реклама,1986.

11.Кузнецова И.Г.,Головинская Е.Ю. Технология коррекционно-развивающего обучения с задержкой психического развития. - С.,2001.

12.Косарева У.В. Нормативно-правовое обеспечение интегрированного образования детей с проблемами в развитии. - С., 2004.

13.Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. -

Ярославль: «Академия развития», 1997 (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

14.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль. 1997.

15.Конвенция о правах ребенка.

16.Конституция РФ.

17.Концепция модернизации российского образования.

18.Лепина Т.П. Техника вязания и плетения: Советы по рукоделию. - СПб.: АО «Эгос», 1993.

19.Национальная доктрина образования в РФ.

20.Огурцова Л.С. Про клубок, крючок, спицы и умелые руки. - М.: Педагогика-Пресс,1995.

21.О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 18 января 2000г. № 1/2.

22.Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающего обучения в школе./НИИ им. Выготского. - М.,1997.

23.Раскутина Р.В. Вязание на спицах. - Петрозаводск: Карелия,1992.

24.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей. - Ярославль: «Академия развития», 1997.

25.Санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.1.-3049-13.

26.Терешкович Т.А. Школа вязания крючком. - Мн.: Полымя, 1996.

27.Тарасенко С.В. Вязаная игрушка. - Мн.: Полымя, 1996.

28.Устав ГБОУ СОШ с.Исаклы, положение о СП «Калейдоскоп» от 15 ноября 2011г. №789-од.

29.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20.07.2000г. №103-ФЗ).

30.Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. - Ярославль: «Академия развития»,1997

31.Шубина И.Ф. Уроки вязания. - 4-е изд. - Мн.: Полымя, 1998.

32.Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М.,2001.

33.Ярмулавичене О.С. Вязание крючком. - 2-е изд. - Легпромбытиздат,1998


© 2010-2022