Урок на тему: Виды древесных конструкционных материалов

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс «Трудовое обучение»

Тема: Виды древесных конструкционных материалов

Цели:

Обучающая: ознакомить учащихся со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны, ее породами, строением, основными видами пороков и применением, научить определять по внешнему виду образцов древесные породы и виды пороков.

Развивающая: воспитать интерес к учению, расширять и углублять межпредметную компетенцию учащихся.

Воспитательная: : умение распознавать лиственные и хвойные породы древесины по внешним признакам: цвету и текстуре.

Инструменты и оборудование: комплекты образцов древесных пиломатериалов, шпона, фанеры, образцы древесины с пороками, инструкционно - технологические карты.

Ход урока:

I. Организационный этап

Приветствие, проверить готовность к уроку, проверка присутствующих, сообщение учащимся темы и целей урока

I I. Проверка домашнего задания

Заполни таблицу

Верстак

Назначение

1

Столярный

2

Слесарный

3

Комбинированный

Ответить на вопросы:

Рабочее место- это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для крепления деталей применяют _____________________________________________________________________________

III Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Назовите конструкционные материалы которые вы знаете.

Какие древесные породы вам известны и на какие виды подразделяются?

IV. Изложение нового материала.

Давайте сравним свойства древесины и таких материалов, как, например, металл и камень.

Приходим к выводу, что древесина - легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом.

Одновременно выявляем и его отрицательные качества: легкая загораемость, коробление при высушивании, загниваемость.

Деревья, имеющие листву, называются лиственными, а имеющие хвою - хвойными. К лиственным породам относятся береза, осина, дуб, ольха, липа и др.; к хвойным - сосна, ель, кедр, пихта и др.

Из чего же состоит дерево? Слайд № 2,3

Из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои Древесина как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании их на части

Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую - вершинную.

Поверхность ствола покрыта корой (7). Кора - "одежда" для дерева, состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего - лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой (6) - проводник соков, питающих дерево. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца (4).

Что по ним можно узнать?

Можно определить возраст дерева. Рыхлый и мягкий центр дерева - сердцевина (1). От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевидные лучи (2). Они служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева Кам-бий (5) - тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только в результате деятельности камбия происходит образование новых клеток. "Камбий" - от латинского "обмен" (питательными веществами).

Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола (рис. 3). Разрез (1), проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцевым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам. Разрез (2), проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным. Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез (3) проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние.

Породы древесины определяют по их следующим характерным признакам: текстуре, запаху, твердости, цвету.

Недостатками древесины являются еще и пороки: сучковатость (слайд 4,a), червоточины (слайд 4,6). Они ограничивают использование древесины в промышленном производстве, но могут оказаться ценными при изготовлении декоративных изделий.

Переходим к рассмотрению пиломатериалов и древесных материалов. Слайд 5

При продольной распиловке стволов деревьев на лесопильных рамах получают различные пиломатериалы (рис 6): брусья (а, б), бруски (в), доски (г, д), пластины (е), четвертины (ж) и горбыли (з)

Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласть, кромка, торец, ребро. В качестве конструкционного материала широко применяют фанеру.)

Как ее получают? Слайд 6

Путем наклеивания друг на друга трех и более тонких листов древесины - шпона. Шпон в переводе с немецкого - "щепка". Шпон срезают (лущат) острым ножом специального лущильного станка при вращении бревна длиной около 2,0 м (рис. 6). При этом бревно, как рулон, раскатывается в ленту шпона. Ленту шпона разрезают на квадратные листы, которые высушивают в сушилках, намазывают клеем и укладывают друг на друга так, чтобы направление волокон в них было перпендикулярно друг другу. Листы склеивают под прессом. Так получают фанеру.

Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо гнется и обрабатывается.

Где ее применяют?

В строительстве, при изготовлении мебели, в машиностроении, самолетостроении.

Вы, наверное, слышали слово ДСП, а что это значит?

Древесностружечные плиты. Их получают путем прессования и склеивания измельченной древесины в виде стружек, опилок, древесной пыли. Плиты изготавливают толщиной около 10-26 мм. Они прочны, почти не коробятся, хорошо обрабатываются режущими инструментами.

Что из них изготавливают?

Мебель, двери, перегородки, стены, полы. Однако с течением времени они выделяют вредные для здоровья вещества, поэтому их нежелательно применять в жилых помещениях

А что такое ДВП?

Древесноволокнистые плиты. Их прессуют в виде листов из пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесной массы. Они имеют приятный серый цвет, ровные поверхности, гнутся, как и фанера. Применяют их для внутренней отделки помещений: облицовывания стен, потолков, полов, в производстве мебели, дверей.

В чем общий недостаток фанеры, ДСП и ДВП?

Они боятся сырости.

Ш Самостоятельная работа учащихся

Работа с учебником. Учащиеся самостоятельно разбирают параграф учебника

IV практическая работа

Определение породы древесины по внешним признакам.

Выполнение заданий:

Вводный инструктаж.

Последовательность

Рассмотреть образец древесины

Сравнить текстуру образца с текстурой разных пород древесины.

Определить породу дерева

Заполнить таблицу

Сделать выводы

Текущий инструктаж.

Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущее наблюдение, контроль за соблюдением правил безопасной работы, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания.

Порода древесины

Твердость древесины

Возраст дерева

Цвет древесины

Текстура древесины

(нарисовать)

Применение

Вывод

IV. Заключительная часть.

  1. Оценивание работы. Взаимопроверка друг друга с обоснованием поставленной оценки.

2. Подведение итогов урока.

1. Что узнали нового и интересного?

2.Отметить наиболее активных учащихся во время обсуждения материала.

3. Рефлексия.

1.- Было ли вам интересно на уроке?

  1. Что каждый из вас считает для себя полезным из того, что было на уроке?

Домашнее задание прочитать , ответить на вопросы §3

7

© 2010-2022