• Преподавателю
  • Технология
  • Статья по теме Дифференцированный подход на уроках профессионально-трудового обучения (столярное дело) в специальной (коррекционной) школе

Статья по теме Дифференцированный подход на уроках профессионально-трудового обучения (столярное дело) в специальной (коррекционной) школе

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Дятлов В.В.

учитель профессионально-трудового обучения (столярное дело)

ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 25 г. Братска

Основной целью образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида является социализация воспитанников.

Цель образовательного процесса достигается через ряд задач:

1.Максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

2.Подготовка учащихся к производительному труду.

3.Социальная адаптация в условиях современного общества.

Контингент СКШ VIII вида составляют учащиеся, имеющие умственную отсталость (олигофрению) преимущественно лёгкой и средней степени тяжести.

Олигофрения - это не просто «малоумие» («олиго» - мало, «френос» - ум), это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических повреждений центральной нервной системы.

Умственная отсталость - это не болезнь, как считают многие. Это такое состояние, при котором наблюдается достаточно выраженное стойкое и необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения ЦНС.

Олигофрения - это не проградиентное состояние, что даёт возможность при правильно организованном коррекционно-развивающем воздействии в условиях учебно-воспитательного процесса достигать положительных результатов при подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду.

Согласно структуре дефекта, при олигофрении, в первую очередь происходит нарушение познавательных функций и мышления, вторичным дефектом могут быть нарушения в эмоциональной сфере, нарушения речи, личности и т.д.

М.С. Певзнер при разработке клинической классификации, в основе которой была положена структура дефекта, подчеркнула, что дети с интеллектуальными нарушениями имеют неодинаковые возможности обучения, разные потенциальные компенсаторные возможности, что связано с различной глубиной и распространённостью нарушений.

Таким образом, продвижение детей с нарушением интеллекта в образовательном процессе происходит неравномерно.

В то же время цель и задачи образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставятся по отношению к каждому учащемуся. На сегодняшний день по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, вне зависимости от глубины и степени распространённости, принята позитивная социальная модель - «Развитие».

В её основе лежит концепция нормализации, разработанная шведским учёным Б.Нирье. Согласно данной концепции люди с ограниченными возможностями здоровья при соответствующих условиях могут усвоить социально значимые навыки и стереотипы социального функционирования. К тому же каждый человек способен на обучение и развитие в соответствии со своими возможностями при организации адекватных условий для этого.

Для успешной реализации модели «Развитие» в специальной психологии и педагогике разработана педагогическая дифференциация по уровням усвоения программного материала.

По данным статьи Н.П. Павловой в пособии для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов под ред. В. В. Воронковой «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе» выделены группы учащихся по усвоению программного материала по основным учебным предметам - русский язык, математика, трудовое обучение.

Это первая, вторая, третья и четвёртая группы.

К первой группе отнесены учащиеся, которые наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения.

Учащиеся второй группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы.

Учащиеся, которые отнесены к третьей группе, с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

С огромными трудностями сталкиваемся при обучении ребят 4 группы, так как овладение учебным материалом происходит на самом низком уровне.

Работая над темой по самообразованию и сталкиваясь с рядом проблем при обучении детей на уроках столярного дела, провёл собственное исследование отнесённости учащихся к группам по уровням освоения программного материала и определил для себя принципы работы.

Так, в 6 классе, нет учащихся 1 и 4 группы группы, во второй группе 1 учащийся - 17%, в третьей группе - 5 учащихся - 83 %. В 7 классе нет учащихся 1 и 2 группы, 80 % учащихся - 3 группы, 20 % - 4 группы. В 8 классе нет учащихся 1 группы, 17 % - 1 учащихся 2 группы, 50 % - учащихся 3 группы, 33 % учащихся - 4 группы.

Обобщив данные, пришёл к выводу, что, в основном учащиеся относятся к 3 и 4 группе: в 6 классе- 83 % учащихся, в 7 классе - 100 % учащихся, в 8 классе - 83 %.

Таким образом, в основном, работаю с учащимися 3 и 4 группы.

Этих школьников характеризует следующее:

1. Они с трудом усваивают программный материал либо часть программного материала не усваивают вообще.

2. Для ребят крайне затруднено понимание нового материала.

3. Очень низкая самостоятельность учащихся.

4. Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное.

5. Учащиеся могут применить ЗУН при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое.

6. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки.

7.Школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению.

8. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются.

9. Ребята могут освоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой.

Так же выделил проблемы, с которыми сталкиваюсь при обучении учащихся 3 - 4 группы на уроках:

1. Большие трудности у ребят в понимании специальной терминологии, при чтении чертежей, технологических карт.

2. Грубое нарушение общей и мелкой моторики, что сказывается на качестве работы.

3. Стойкая неспособность учащихся сопровождать ход работы речевым высказыванием.

4. Чрезмерная торопливость в работе, что часто приводит к браку при изготовлении изделия.

В целях улучшения образовательного процесса выделил принципы работы с учащимися:

1.Изучение медико-психолого-педагогических особенностей учащихся, особенно 3 и 4 группы.

2.Создание ситуации успеха на уроке, ситуаций общения, речевых ситуаций, мотивационное начало урока, доброжелательная атмосфера сотрудничества на уроке.

3.Формирование в группе взаимовыручки, взаимопомощи, товарищества, умения работать в коллективе.

4.Постепенное развитие самостоятельности при формировании навыков- от этапа «рука в руке» до самостоятельного изготовления изделия.

5. Соблюдение оптимального темпа ведения урока, охранительно-педагогического режима, неукоснительное требование соблюдения техники безопасности.

7. Постоянная индивидуальная помощь, неоднократное объяснение, многократное повторение изучаемого материала через практические работы.

8. Словесно-логическая, наглядная, предметно-практическая помощь в виде предметно-технологических карт, памяток, алгоритмов, таблиц, раздаточного материала, анализа образца, изготовленного изделия.

9. Применение на уроках большого количества упражнений, введение дополнительных приемов обучения, постоянный контроль и подсказки во время выполнения работ.

Вышеперечисленные принципы работы помогают мне преодолевать трудности при обучении детей 3 и 4 группы, продвигать их в усвоении программного материала, решать проблемы с поведением и посещением уроков.

Список используемой литературы:

1. Мирский С.П. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.

2. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 381 с.

3. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В.Воронковой. - 1994.

4. Основы специальной психологии/ Л.В. Кузнецова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.

5. Специальная педагогика: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Назаровой Н.М. - М.: Изд. Центр «Академия» , 2005. - 400с.



© 2010-2022