• Преподавателю
  • Технология
  • Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки Основы потребительской культуры (8 класс)

Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки Основы потребительской культуры (8 класс)

Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 8 класса содержит все необходимые разделы и календарно - тематическое планирование.Программа продолжает изучение технологии по программе В. Д. Симоненко. Материал будет полезен заместителям директора по учебно - воспитательной работе, методистам, учителям технологии
Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

по курсу предпрофильной подготовки

«Основы потребительской культуры»

Для учащихся 8 класса

Пояснительная записка

В настоящее время в общеобразовательной школе нет специального предмета, в результате изучения которого школьники приобретали бы знания, необходимые им в современной жизни: о правах и обязанностях потребителя, системе защиты прав потребителей, о разумном потребительском поведении. Эти знания востребованы в современной школе и формирование их необходимо в рамках отдельного учебного курса. Поэтому данный курс приобретает особую актуальность.

Предлагаемый элективный курс: «Основы потребительской культуры» поможет учащимся овладеть современными экономическими знаниями в области прав человека, умениями и навыками грамотного поведения и защиты потребителей в различных рыночных ситуациях в соответствии с законами Российской Федерации. Его изучение, в сочетании с образовательной деятельностью по тому или иному направлению, а также выбора профиля дальнейшего образования, поможет школьникам адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни.

Программа курса составлена на основе учебной программы Б. И. Мишина В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко «Основы потребительских знаний» (2000 г.). Содержание учебного курса адаптировано к условиям нашей школы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, специфики образовательного учреждения, материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса.

Программа курса рассчитана на 18 часов учебного времени с учетом образовательных потребностей и интересов учащихся. Формирование ЗУН данного курса осуществляется поэтапно от раздела к разделу за счет последовательного построения учебного материала, в доступной форме.

Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса. Практические занятия предполагают выполнение упражнений и заданий эвристического характера, а также проведение самостоятельных исследований учащимися - выполнение мини-проекта.

Курс «Основы потребительской культуры» тесно взаимодействует с гуманитарными областями знаний. Интегрированный характер содержания курса предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами, как:

  • иностранный язык (термины, маркировка, символы)

  • русский язык - правила написания терминов

  • право - права и обязанности граждан, знакомство с законом

  • химия - красители, жиры.

Цели курса:

  1. Формирование знания и умения грамотного поведения потребителей в различных рыночных ситуациях.

  2. Развитие экономического и логического мышления, творческих способностей, коммуникативных способностей.

  3. Воспитание организованности, деловитости, культуры поведения и смелости в защите своих прав.

Задачи курса:

  1. Подвести учащихся к осознанию необходимости овладения различными экономическими знаниями в области прав потребителей.

  2. Ознакомить с основными законодательными актами, регламентирующими права и защиту интересов потребителей, а также элементы маркировки на упаковки товаров.

  3. Показать, что потребитель является главным действующим лицом в рыночной экономике, поэтому должен знать требования объективных экономических законов и вести себя в соответствии с этими требованиями.

  4. Наглядно в доступно-игровой форме вырабатывать умения и навыки разумного поведения потребителя при покупке товаров.

Требования к уровню подготовки

По окончании изучения элективного курса «Основы потребительской культуры», учащиеся должны:

Иметь представление:

  • о способах воздействия бизнеса на потребителей, критически оценивать рекламную информацию

  • правовых законодательных актах регулирующих права и защиту интересов потребителей.

  • об органах по защите прав потребителей: арбитражный суд, Государственный Антимонопольный комитет, Госстандарт России, Госсанэпидемслужба России.

Знать/понимать:

  • место и роль потребителей в рыночной экономике, природу и сущность потребностей человека.

  • специфику взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей.

  • основы теории потребительского поведения.

  • свои права и обязанности как потребителей и куда следует обращаться в случае нарушения этих прав.

  • современную систему штрихового кодирования.

  • элементы маркировки на товарах.

Уметь:

  • разумно обосновывать свои потребности, соотносить свои потребности и возможности их удовлетворения

  • анализировать текущую информацию об изменениях в жизни общества

  • различать символы на упаковке товаров, этикетках, вкладышах, ярлыках, извлекать из них необходимую и важную для себя информацию

  • защищать свои права в случае их нарушения

  • решать ситуации, применяя закон РФ «О защите прав потребителей».

  • оформлять исковые заявления.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • методикой расшифровки штрихового кода.

  • технологией упаковки товаров.

  • технологией покупки товаров: одежды, обуви в кредит.

  • технологией определения элементов маркировки товаров.

Содержание программы

Раздел №1. Потребитель и его потребности.

Кто является потребителем. Суверенитет потребителя. Общее представление о видах потребностей. «Пирамида» человеческих потребностей по Маслоу. Психология потребителя. Самоменеджмент в деятельности потребителя. Потребление и сбережение. Права и обязанности потребителей.

Основные понятия:

Потребитель, потребность, суверенитет потребителя, продавец, обязанность, потребительская культура, право

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать

  1. Понятие о потребностях, их видах

  2. Права и обязанности потребителей

Уметь

  1. Приводить примеры разных видов потребностей

  2. Обосновать, почему потребитель обладает суверенной властью на рынке

Практическая часть

  1. Практическая работа: «Анализ человеческих потребностей».

Раздел №2. Источники информации для потребителей.

Реклама. Виды рекламы. Приемы, используемые в рекламе. Достоинства и недостатки рекламу. Проблемы государственного регулирования рекламы. Сертификация продукции. На какие виды продукции необходим сертификат. Какую информацию потребитель может получить из сертификата. Как регулируется право потребителя на информацию. Символы на этикетках, упаковках, вкладышах. Товарные знаки и их назначение. Штриховой код. Разновидности систем кодирования. Что стоит за цифрами. Кто имеет право ставить штрих-код на товаре. Индекс Е. Для чего нужны пищевые добавки. Классификация пищевых добавок.

Основные понятия:
Индекс Е, реклама, сертификат, товарный знак, этикетка, штрих-код, товарная марка, упаковка.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать

  1. Из каких источников можно получить сведения о товарах и услугах

  2. Некоторые важнейшие символы на упаковках товаров

  3. Понятие сертификации

  4. Основные рекламные приемы

Уметь

  1. Анализировать полученную информацию и использовать ее при выборе товара или услуги

  2. Выбирать товар, ориентируясь на символы, указанные на упаковке товара

  3. Вырабатывать собственные критерии оценки товара

  4. Критически относиться к рекламе, противостоять ее воздействию

Практическая часть

  1. «Определение пищевых добавок в продуктах»

  2. «Определение видов маркировки»

  3. «О чем нам расскажет штрих-код»

  4. «Создание рекламы»

Раздел №3. Поведение потребителей при покупке товаров.

Что должен знать потребитель о товаре. Требование к товару. Вы покупаете продукты питания. О чем следует помнить потребителю при покупке товаров. Как не ошибиться в выборе товара. Международные стандарты размеров одежды. Качество товаров. Недостатки: явные, скрытые, существенные. Специальные сроки: гарантийный срок, срок годности, срок службы. Замена недоброкачественного товара. Обмен товаров надлежащего качества. Особенности продажи товаров: в кредит, по образцам, по заказам и на дому у покупателя, по почте, в комиссионном магазине. Торговые уловки: скидки, распродажи, лотереи, торговля по схеме «пирамида». Преимущества и недостатки указанных видов продажи.

Опорные понятия:
гарантийный срок, качество, недостатки, срок годности, дата реализации, срок службы, скидка, кредит, рассрочка.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать

  1. Цепочку, по которой товар доходит от производителя до потребителя

  2. Разные формы торговли

  3. Торговые уловки продавца

  4. Сроки, устанавливаемые на товар

  5. Как можно заменить товар

Уметь

  1. Распознать торговые уловки и противостоять им

  2. Делать правильный выбор при покупке разных товаров: хлебобулочных, мясомолочных продуктов, одежды

Практическая часть

  1. «Международные стандарты размеров одежды»

  2. «Расшифровка маркировки на консервированной продукции»

  3. Деловая игра: «Как я покупаю товар?»

  4. Экскурсия в супермаркет

Раздел №4. Закон РФ «О защите прав потребителей».

Государственный антимонопольный комитет России. Госстандарт России, Госсанэпидемслужба России, Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации. Органы по защите прав потребителей. Общественные организации потребителей, их функции и полномочия. Правила обращения в суд. Как обжаловать решение суда. Кассационная жалоба, исковое заявление. Что должно быть указано в исковом заявлении. Кто может определить размер морального вреда. Как возмещается моральный вред. Изучение статей 18 - 25 закона РФ «О защите прав потребителей».

Основные понятия:

Адвокат, арбитраж, исковое заявление, Государственный антимонопольный комитет, исковое заявление, кассационная жалоба, моральный вред, суд.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать

  1. Систему защиты интересов потребителей

  2. В каких случаях необходимо обратиться к юристу и в суд

  3. Что такое моральный вред и как он возмещается

Уметь

  1. Написать исковое заявление

  2. Анализировать конкретные практические ситуации, с которыми сталкивается потребитель

  3. Находить нужную информацию в законе «О защите прав потребителей»

Практическая часть

  1. «Как правильно составить исковое заявление?»

  2. «Как обжаловать решение суда?»

  3. Анализ конкретных практических ситуаций.

  4. Организация встречи со специалистами отделов по социальной политике, отделов по защите прав потребителей при местной администрации (по согласованию).

  5. Деловая игра: «Вы приобрели недоброкачественный товар».

Контроль уровня обученности

Формы контроля знаний, умений, навыков:

  • тестовые работы

  • доклад

  • графический диктант (верно/неверно)

  • решение проблемных ситуаций

  • урок-защита тематических заданий.

  • деловые игры

  • выполнение и защита мини-проекта

Способы оценки результатов деятельности учащихся:

  • психолого-педагогический - анализ наблюдений деятельности учащихся

  • рейтинговые оценки (тестирование)

  • выполнение и защита заданий, проектов.

Перечень литературы и средств обучения

Для учащихся:

  1. Закон РФ « О защите прав потребителей»

  2. Публикации в местных и центральных газетах.

Для учителя:

  1. Гражданский кодекс Российской федерации, часть 1 и 2. М., 1994.

  2. Закон РФ « О защите прав потребителей»

  3. Закон РФ «О рекламе»

  4. Закон РФ «О сертификации»

  5. Правила бытового обслуживания населения РФ

  6. Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утверждены Постановлением правительства

  7. Александрова А.Л. «Основы потребительской культуры: Пособие для учителя». - Екатеринбург: Сред. - Урал, 1995г.

  8. Симоненко В.Д. «Основы домашней экономики».- Брянск: БППУ 1995г.

  9. Симоненко В.Д., Степченко В.А. «Основы потребительской культуры». Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2005г.

  10. «Теория потребительского спроса и поведения». - В.М. Гальперина. - СПБ 1996г.

  11. Экономические журналы «Спрос», «Впрок», «Денежка», публикации в местных и центральных газетах.

  12. Федько В.П., Альбеков А.У. «Маркировка и сертификация товаров и услуг». - Ростов-на-Дону, «Феникс»,1998г.

  13. Кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях».

  14. Потребитель в законе: Самоучитель разумного потребительского поведения. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1995г.

  15. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Список использованных источников

  1. Закон «Об образовании»

  2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  3. Программа: П. В. Крючкова, Е. В. Кузнецова, А. Н. Фонтанова «Основы потребительских знаний», Конф ОП, 2000

  4. Программа: Б. И. Мишин, В. Д. Симоненко, Т. А. Степченко «Основы потребительских знаний», 2000

Календарно-тематический план курса предпрофильной подготовки

«Основы потребительской культуры»

8 класс


Дата

урока



Наименование раздела

Тема урока


Кол- во час


Тип урока


Элементы содержания


Характеристика деятельности учащихся

или виды учебной деятельности


Планируемые результаты освоения материала


Вид контроля


Домашнее задание

план


факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Потребитель и его потребности - 2 часа.


1


Классификация человеческих потребностей

1

Мини-лекция с элементами дискуссии

Кто является потребителем. Суверенитет потребителя. Общее представление о видах потребностей. «Пирамида» человеческих потребностей по Маслоу. Психология потребителя. Самоменеджмент в деятельности потребителя. Потребление и сбережение.

Записывают основные понятия:

потребитель, потребность, суверенитет потребителя, продавец, обязанность, потребительская культура, право. Участвуют в дискуссии.

Знать:

- Понятие о потребностях, их видах.

Уметь:

- Приводить примеры разных видов потребностей.

Фронтальный опрос

-


2

Права и обязанности потребителей

1

Мини-лекция с элементами дискуссии, практическая работа

Права и обязанности потребителей.

Анализ человеческих потребностей.

Записывают конспект с элементами нормативных документов; участвуют в дискуссии.

Выполняют практическую работу.

Знать:

- Права и обязанности потребителей.

Уметь:

- Обосновать, почему потребитель обладает суверенной властью на рынке.

Практическая работа: «Анализ человеческих потребностей».

-

  1. Источники информации для потребителя - 6 часов.

3

Реклама. Виды рекламы.

1

Мини-лекция с элементами дискуссии, практическая работа

Реклама. Виды рекламы. Приемы, используемые в рекламе. Достоинства и недостатки рекламу. Проблемы государственного регулирования рекламы.

Знакомятся с рекламой на товар. Записывают конспект урока. Участвуют в дискуссии. Выполняют практическую работу.

Знать:

- Из каких источников можно получить сведения о товарах и услугах

- Основные рекламные приемы.

Уметь:

- Анализировать полученную информацию и использовать ее при выборе товара или услуги

- Критически относиться к рекламе, противостоять ее воздействию.

Ответы на вопросы

Практическая работа «Создание рекламы»

-

4

Сертификация товаров.

1

Мини-лекция с элементами дискуссии

Сертификация продукции. На какие виды продукции необходим сертификат. Какую информацию потребитель может получить из сертификата.

Записывают конспект урока. Знакомятся с нормативными документами. Участвуют в дискуссии.

Знать:

- Понятие сертификации.

Уметь:

- Выбирать товар, ориентируясь на символы, указанные на упаковке товара

Ответы на вопросы.

-

5

Упаковка товаров.

1

Мини-лекция с элементами дискуссии

Как при помощи упаковки регулируется право потребителя на информацию.

Записывают конспект урока. Знакомятся с нормативными документами. Участвуют в дискуссии.

Знать:

- Символы на этикетках, упаковках, вкладышах.

Уметь:

- Выбирать товар, ориентируясь на символы, указанные на упаковке товара;

- проводить маркетинговые исследования.

Ответы на вопросы.

-

6

Маркировка товаров. Определение видов маркировки.

1

Мини-лекция с элементами практикума

Символы на этикетках, упаковках, вкладышах. Товарные знаки и их назначение.

Записывают конспект. Знакомятся с нормативными документы. Выполняют практическую работу «Определение видов маркировки».

Знать:

- Некоторые важнейшие символы на упаковках товаров.

Уметь:

- Выбирать товар, ориентируясь на символы, указанные на упаковке товара.

Ответы на вопросы

Практическая работа «Определение видов маркировки»

7

Современная система штрихового кодирования

1

Лекция с элементами практикума

Штриховой код. Разновидности систем кодирования. Что стоит за цифрами. Кто имеет право ставить штрих-код на товаре.

Конспект. Таблица: "Методика расчета штрих-кода"

Знать:

- современную систему «штрих-код».

Уметь:

- читать «штрих - код».

Ответы на вопросыПрактическая работа «О чем нам рас-скажет штрих-код».

8

Индекс "Е" на упаковке

1

Мини-лекция с элементами дискуссии

Индекс Е. Для чего нужны пищевые добавки. Классификация пищевых добавок.

Записывают конспект. Участвуют в дискуссии. Выполняют практическую работу «Определение пищевых добавок в продуктах»

Знать:

- значение индексов «Е» на упаковках.

Уметь:

- выбирать товар, не наносящий вреда здоровью.

Ответы на воп-росы. Практическая работа «Определение пищевых доба-вок в продуктах»


  1. Поведение потребителей при покупке товара - 3 часа.

9

Как потребитель подходит к выбору различных товаров.

1

Беседа с элементами практических исследований

Что должен знать потребитель о товаре. Требование к товару. Вы покупаете продукты питания. О чем следует помнить потребителю при покупке товаров. Как не ошибиться в выборе товара. Международные стандарты размеров одежды. Качество товаров. Недостатки: явные, скрытые, существенные.

Записывают конспект. Изучают нормативные документы: «Международные стандарты размеров одежды»,

«Расшифровка маркировки на консервированной продукции»

Знать:

- Цепочку, по которой товар доходит от производителя до потребителя.

- Разные формы торговли.

Ответы на вопросы.

Тренировочные упражнения по определению размеров одежды, по расшифровке маркировки на консервной продукции


10

Как продаются товары.

1

Беседа с элементами дискуссии

Специальные сроки: гарантийный срок, срок годности, срок службы. Замена недоброкачественного товара. Обмен товаров надлежащего качества. Особенности продажи товаров: в кредит, по образцам, по заказам и на дому у покупателя, по почте, в комиссионном магазине.

Записывают конспект. Изучают нормативные документы.

Участвуют в деловой игре: «Как я покупаю товар?»

Знать:

- Сроки, устанавливаемые на товар.

- Как можно заменить товар.

Уметь:

- Делать правильный выбор при покупке разных товаров: хлебобулочных, мясомолочных продуктов, одежды.

Ответы на вопросы.


11

Экскурсия в супермаркет.

1

Экскурсия в гипермаркет

Торговые уловки: скидки, распродажи, лотереи, торговля по схеме «пирамида». Преимущества и недостатки указанных видов продажи.

Изучают места расположения товара, упаковки; получают информацию от продавца.

Знать:

- Торговые уловки продавца.

Уметь:

- Распознать торговые уловки и противостоять им.

Ответы на вопросы

Выполняют отчет об экскурсии

  1. Закон РФ «О защите прав потребителя» - 6 часов.

12

Система государственных органов по защите прав потребителей

1

Встреча с юристом - Департамента по социальной политике

Государственный антимонопольный комитет России. Госстандарт России, Госсанэпидемслужба России, Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации. Органы по защите прав потребителей. Общественные организации потребителей, их функции и полномочия.

Конспект. Нормативные документы.

Знать:

- Систему защиты интересов потребителей

Ответы на вопросы


13

Основные понятия закона РФ "О защите прав потребителей"

1

Мини-лекция с элементами дискуссии

Знакомство с законом РФ «О защите прав потребителей».

Основные понятия закона РФ «О защит прав потребителей»

Записывают конспект. Изучают нормативные документы.

Уметь:

- Находить нужную информацию в законе «О защите прав потребителей».

Ответы на вопросы


14 - 15

Закон РФ "О защите прав потребителей" ст.18-25

2

Составление и решение эвристических ситуаций

Изучение статей 18 - 25 закона РФ «О защите прав потребителей».

Отчет. Алгоритм. Решение и составление ситуации.

Уметь:

- Находить нужную информацию в законе «О защите прав потребителей».

Ответы на вопросы


16

Вы приобрели недоброкачественный товар. Как оформить исковое заявление.

1

Урок-диспут с приглашением инспектора отдела защиты прав потребителей

Правила обращения в суд. Как обжаловать решение суда. Кассационная жалоба, исковое заявление. Что должно быть указано в исковом заявлении. Кто может определить размер морального вреда. Как возмещается моральный вред. Организация встречи со специалистами отделов по социальной политике, отделов по защите прав потребителей при местной администрации (по согласованию)

Составляют конфликтную ситуацию. Составляют исковое заявление. Изучают нормативные документы.

Разыгрывание ситуации «Как обжаловать решение суда?»

Знать:

- В каких случаях необходимо обратиться к юристу и в суд.

- Что такое моральный вред и как он возмещается.

Уметь:

- Написать исковое заявление.

Ответы на вопросы. Исковое заявление.


17 - 18

Зачет: Решение торговых ситуаций по защите прав потребителей.

2

Решение тестов, проблемных ситуаций.

Анализ конкретных практических ситуаций, с которыми сталкивается потребитель.

Составляют и анализируют различные ситуации, затрагивающие нарушение прав потребителей.

Уметь:

- Анализировать конкретные практические ситуации, с которыми сталкивается потребитель.

Зачет по курсу.


Итого:

18 часов



© 2010-2022