- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа Информационные технологии при изучении химии, 8 класс
Рабочая программа Информационные технологии при изучении химии, 8 класс
Раздел | Технология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Григорьева Г.В. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Программа по курсу
8 класс
Разработала учитель химии ГОУ Школа № 1228
с углубленным изучением английского языка
ЮВАО г. Москвы
Григорьева Г.В.
2010 - 2011 учебный год
«Информационные технологии при изучении химии»
Пояснительная записка
Программа курса «Информационные технологии при изучении химии» - новая модель современного школьного курса для учащихся 8 классов. Эта программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Стремительное развитие современного общества диктует новые подходы и методы в изучении обязательных дисциплин, сочетающие лучшие традиции русской школы с инновационными методами и технологиями. Увеличение потока информации ставит современную школу перед необходимостью создания новых образовательных структур и моделей, одной из которых является введение в число преподаваемых дисциплин интегрированных курсов, разрабатываемых с учетом специфики учебного процесса.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»1 указывается, что модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». Одной из важнейших составляющих образования на настоящее время является формирование у школьников информационной компетенции в процессе изучения школьных предметов. Информационное общество требует новой эрудиции, «...которая не представляет собой выученных наизусть фактов и теорий с возможностью их изложения в нужный момент («старая» эрудиция), а превратилась в возможность нахождения нужной информации («новая» эрудиция)»2
«Следует отметить, что формирование базовых компетентностей тесно связывается с сохранением общей фундаментальности системы образования. Иными словами, компетентностный подход реализуется не вместо традиционных знаний, умений и навыков, а наряду с ними. Так, перед учителем химии ставится задача не только сформировать у учащихся знания сути ведущих химических теорий и наиболее важных фактов, а также умений их использовать для объяснения и предсказания различных явлений, но и формирование базовых компетентностей, во многом имеющих надпредметный характер»3
Использование инновационных методик, информационно-коммуникационных технологий не только позволит оптимизировать изучение химии, поднять престиж предмета, но и будет способствовать организации информационной деятельности школьников, развитию у них познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, воспитывать ответственное отношение к информации в правовом и этическом поле; выработает навык применения ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Настоящая программа включает в себя:
- теоретический материал;
- вопросы и задания практического характера;
- вопросы и задания занимательного характера.
Изучение данного курса предполагает активное использование компьютерной техники, мультимедийного оборудования, компьютерных программ, Интернета.
Цели курса:
-
научить использовать современные инновационные и информационно-коммуникационные технологии в освоении химии, постановке и решении образовательных задач, моделировании научного эксперимента;
-
научить свободно ориентироваться в информационном пространстве, сохранять, воспроизводить, обрабатывать и передавать информацию, формирующую знания, умения и навыки по предмету;
-
сформировать у учащихся основные теоретические понятия химии,
обеспечить наглядное восприятие химических явлений и конкретных веществ,
-
способствовать интеллектуальному развитию учащихся, развитию их логического мышления для постановки и решения практических проблем и выявления значения химии в современной жизни.
Достижение этих целей предполагает решение ряда конкретных задач:
-
Научить находить и обрабатывать информацию с использованием ИКТ.
-
научить осуществлять само- и взаимоконтроль.
-
развить творческие способности личности ученика.
-
подготовить учащихся к самостоятельному выбору профильного обучения на старшей ступени школьного образования, а также специализации вузовского образования.
В силу практической значимости данная программа направлена на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, является средством обучения и развития интеллектуальных качеств личности школьников. А для учащихся, которые пока не проявили заметной склонности к химии, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету, вызвать желание узнать больше, помочь в освоении нового предмета.
Основными методами и приемами работы являются следующие:
- работа с компьютерной программой;
- слово учителя и сообщение учащихся (с использованием слайдов презентации, фрагментов учебного фильма, аудиозаписей);
- эвристическая беседа по темам (с использованием слайдов презентации, фрагментов учебного фильма, аудиозаписей);
- исследовательский метод (поиск Интернет-ресурсов, работа над проблемной ситуацией, исследование научной проблемы);
- работа с Интернет-ресурсами, иллюстрациями, создание гипертекстовых документов, презентаций, фрагментов учебного фильма, компьютерной игры;
- проектный метод (работа над проектом индивидуально и в группах, создание гипертекстовых документов, презентаций, фрагментов учебного фильма)
- экскурсии.
Знания, умения и навыки, получаемые учащимися в результате усвоения курса:
-
Уметь использовать образовательные компьютерные программы;
-
Оперировать компьютерными объектами;
-
Создавать и обрабатывать информационные объекты, в том числе:
-
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы и изображения;
-
создавать и обрабатывать рисунки и изображения с использованием основных операций графических редакторов;
-
создавать записи в базе данных;
-
создавать презентации на основе шаблонов и с помощью мастера презентации.
-
Владеть навыками поиска информации, используя компьютерные энциклопедии и справочники, компьютерные сети и каталоги, поисковые машины;
-
Пользоваться ПК и его периферийным оборудованием (принтером, сканнером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой).
-
Иметь представление об информационных процессах, как-то: представление информации, передача информации, обработка информации, средства и устройства обработки информации, информационные процессы в обществе;
-
Материал изучается по схеме последовательного нарастания трудности и повышения самостоятельности учащихся.
Данный курс реализуется с использованием современных педагогических технологий: личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, группового обучения, а также урочных технологий - игровых и компьютерных (мультимедийных).
В программу включены демонстрационные опыты, проводимые учителем, и практические, лабораторные работы, выполняемые учащимися. В данном курсе используются мультимедийные презентации, созданные учителем:
«Важнейшие классы неорганических соединений», «Металлы», «Неметаллы», «Углекислый газ», «Кислород».
Тематическое планирование разработано на основе учебника «Химия 8 класс» Оржековский П. А.4 и программы курса химии VII - IX классов для основной школы.5
Тематическое планирование
№ п/п
Название темы
Дата
8 «А»
Дата
8«Б»
Оборудование и материалы
Домашнее задание
Тема 1. Первоначальные химические понятия (химия) (10 часов)
Создание электронных презентаций (информатика и ИКТ)
(отработка умений и навыков по использованию приемов работы в Power Point)
1.
Охрана труда при работе в кабинете химии и информатики
Инструкция по охране труда в кабинете химии и информатики
Записи в тетрадях, учебник «Химия 8 класс» Оржековский П. А., с.10
2.
Возможности электронных презентаций при изучении отдельных разделов химии
Образцы учебных презентаций по химии
3.
Основные требования к созданию компьютерных презентаций
Записи в тетрадях
4.
Включение эффектов анимации, картинок, рисунков в отдельные слайды при изучении химии
Образцы слайдов
Поиск картинок в Интернете
5.
Создание титульного слайда на примере презентации «Атомы и молекулы»
Слайд
Записи в тетрадях, §2 с. 23, §11 с. 65
6.
Создание схем на примере темы «Простые и сложные вещества»
Записи в тетрадях, § 7, 8
7.
Написание химических формул с помощью текстового окна в программе Power Point на примере темы «Химические формулы»
Карточки, табл. « Бинарные соединения»
Записи в тетрадях, § 14
8.
Создание таблиц в программе Power Point на примере темы «Физические и химические явления»
Слайд, табл. «Физические и химические явления»
Записи в тетрадях, с. 39 - 41
9.
Написание уравнений химических реакций (коэффициенты и индексы, символы)
Карточки
Записи в тетрадях, § 18
10.
Составление текстов и оформление химических задач средствами Power Point.
Форматирование текста с помощью подменю «Шрифт»
Образцы химических задач
Придумать текст химической задачи, решение оформить на слайде, § 15
Тема 2. Вещества и их превращения (химия).
Создание электронных презентаций (информатика и ИКТ)
(планирование работы по созданию тематических презентаций, поиск информации в компьютерных ресурсах)
11.
Металлы - презентация, основные требования к оформлению
Презентация «Металлы»
Записи в тетрадях, § 20
12.
Обзор ЦОР (цифровых образовательных ресурсов)
Распечатка ЦОР
Поиск информации по теме «Металлы» в Интернете
13.
Выбор темы для самостоятельного создания презентаций (работа в группах), составление плана презентации
Поиск информации по заданной теме в Интернете
14.
Работа по поиску информации в Интернете по выбранной теме, включение в презентацию
Интернет
Создание презентаций
15.
Промежуточные отчеты групп по созданию презентаций по выбранной теме. Обсуждение содержания и оформления.
Создание презентаций
16.
Требования к тематическому учебному проекту
Обсуждение тематики проектов. Мозговой штурм.
Записи в тетрадях
17
Психологический тренинг «Профилактика игромании»
18.
Практическая работа по изготовлению различных средств наглядности для учебного проекта
(изготовление моделей молекул, фотографирование моделей)
Модели молекул. Цифровые камеры. Учебник «Химия 8 класс» Оржековский П.А.
Из § 26, 30 выбрать материал о составе молекул неметаллов
19.
Вставка картинок и их редактирование с помощью панели Рисование
Слайд презентации
Записи в тетрадях
17.
Неметаллы. Развитие в науке теоретических представлений о веществе. Поиск информации в Интернет-ресурсах, обработка и включение в презентацию
Интернет
Поиск информации по заданной теме в Интернете
18.
Презентация «Неметаллы». Демонстрация возможностей Power Point для оформления презентаций
Презентация «Неметаллы»
§ 26, 30, 32
19.
Построение диаграмм при оформлении слайдов «Распространение химических элементов»
Учебник «Химия. 8 класс»
Записи в тетрадях, § 20 с. 94
20.
Углекислый газ. Использование информации для создания опорного конспекта
Слайды
Поиск информации по заданной теме в Интернете, § 32
Тема 3. Классы неорганических веществ (химия)
Создание электронных презентаций (информатика и ИКТ)
(Работа в текстовом редакторе. Отработка умений представления информации с помощью презентации)
21.
Проведение эксперимента в виртуальной лаборатории (Химические свойства кислот)
Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ
Записи в тетрадях, § 34
25.
Лабораторная работа по теме «Получение углекислого газа и изучение его свойств». Фиксирование результатов с помощью фото- и видеоаппаратуры
Представление результатов лабораторной работы в текстовом редакторе. Вставка фото- и видеофрагментов в презентацию
Приборы для получения газов, соляная кислота, мрамор, известковая вода, лучинки. Фото- и видеоаппаратура
§ 32, с. 142
26.
Экскурсия в аналитический отдел Всероссийского института минерального сырья.
Фото- и видеоаппаратура
Обработка материалов экскурсии
27.
Оформление результатов экскурсии. Включение материалов экскурсии в проекты.
Поиск информации по заданной теме в Интернете
28
Практикум «Оформление проектов»
Подготовка проектов
29.
30.
31.
Консультации по содержанию и оформлению проектов
Подготовка проектов
32.
Заключительная конференция.
Представление проектных работ учащимися
Проектные работы учащихся
33.
34.
Обобщающий урок «Химия и компьютерные технологии»
Литература
1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html#1
2 Пломб Т., Брюммельхуис А. Национальный план внедрения информационных технологий в подготовке учителей для Нидерландов. World Bank, 1998.
3 П. А. Оржековский. Проблемы обучения химии на основе компетентностного подхода./ Обучение химии в 2008/2009 учебном году. Методические рекомендации / Под ред. Оржековского П.А.- М.: МИОО, 2008, с. 8
4 Оржековский П. А. Химия: учеб. для общеобразоват. учреждений / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, Л. С. Понтак. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 206 с.
5 Программа курса химии VII - IX классов для основной школы.
6 Васильева П. Д., Кузнецова Н. Е. Обучение химии. - СПб.: КАРО, 2003. - 128 с. - (Модернизация общего образования)
7