Рабочая программа Информационные технологии при изучении химии, 8 класс

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа по курсу


Рабочая программа Информационные технологии при изучении химии, 8 класс


8 класс


Разработала учитель химии ГОУ Школа № 1228

с углубленным изучением английского языка

ЮВАО г. Москвы

Григорьева Г.В.




2010 - 2011 учебный год





«Информационные технологии при изучении химии»

Пояснительная записка

Программа курса «Информационные технологии при изучении химии» - новая модель современного школьного курса для учащихся 8 классов. Эта программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Стремительное развитие современного общества диктует новые подходы и методы в изучении обязательных дисциплин, сочетающие лучшие традиции русской школы с инновационными методами и технологиями. Увеличение потока информации ставит современную школу перед необходимостью создания новых образовательных структур и моделей, одной из которых является введение в число преподаваемых дисциплин интегрированных курсов, разрабатываемых с учетом специфики учебного процесса.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»1 указывается, что модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». Одной из важнейших составляющих образования на настоящее время является формирование у школьников информационной компетенции в процессе изучения школьных предметов. Информационное общество требует новой эрудиции, «...которая не представляет собой выученных наизусть фактов и теорий с возможностью их изложения в нужный момент («старая» эрудиция), а превратилась в возможность нахождения нужной информации («новая» эрудиция)»2

«Следует отметить, что формирование базовых компетентностей тесно связывается с сохранением общей фундаментальности системы образования. Иными словами, компетентностный подход реализуется не вместо традиционных знаний, умений и навыков, а наряду с ними. Так, перед учителем химии ставится задача не только сформировать у учащихся знания сути ведущих химических теорий и наиболее важных фактов, а также умений их использовать для объяснения и предсказания различных явлений, но и формирование базовых компетентностей, во многом имеющих надпредметный характер»3

Использование инновационных методик, информационно-коммуникационных технологий не только позволит оптимизировать изучение химии, поднять престиж предмета, но и будет способствовать организации информационной деятельности школьников, развитию у них познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, воспитывать ответственное отношение к информации в правовом и этическом поле; выработает навык применения ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Настоящая программа включает в себя:

- теоретический материал;

- вопросы и задания практического характера;

- вопросы и задания занимательного характера.

Изучение данного курса предполагает активное использование компьютерной техники, мультимедийного оборудования, компьютерных программ, Интернета.

Цели курса:

  • научить использовать современные инновационные и информационно-коммуникационные технологии в освоении химии, постановке и решении образовательных задач, моделировании научного эксперимента;

  • научить свободно ориентироваться в информационном пространстве, сохранять, воспроизводить, обрабатывать и передавать информацию, формирующую знания, умения и навыки по предмету;

  • сформировать у учащихся основные теоретические понятия химии,

обеспечить наглядное восприятие химических явлений и конкретных веществ,

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, развитию их логического мышления для постановки и решения практических проблем и выявления значения химии в современной жизни.

Достижение этих целей предполагает решение ряда конкретных задач:

  • Научить находить и обрабатывать информацию с использованием ИКТ.

  • научить осуществлять само- и взаимоконтроль.

  • развить творческие способности личности ученика.

  • подготовить учащихся к самостоятельному выбору профильного обучения на старшей ступени школьного образования, а также специализации вузовского образования.

В силу практической значимости данная программа направлена на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, является средством обучения и развития интеллектуальных качеств личности школьников. А для учащихся, которые пока не проявили заметной склонности к химии, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету, вызвать желание узнать больше, помочь в освоении нового предмета.

Основными методами и приемами работы являются следующие:

- работа с компьютерной программой;

- слово учителя и сообщение учащихся (с использованием слайдов презентации, фрагментов учебного фильма, аудиозаписей);

- эвристическая беседа по темам (с использованием слайдов презентации, фрагментов учебного фильма, аудиозаписей);

- исследовательский метод (поиск Интернет-ресурсов, работа над проблемной ситуацией, исследование научной проблемы);

- работа с Интернет-ресурсами, иллюстрациями, создание гипертекстовых документов, презентаций, фрагментов учебного фильма, компьютерной игры;

- проектный метод (работа над проектом индивидуально и в группах, создание гипертекстовых документов, презентаций, фрагментов учебного фильма)

- экскурсии.

Знания, умения и навыки, получаемые учащимися в результате усвоения курса:

  1. Уметь использовать образовательные компьютерные программы;

  2. Оперировать компьютерными объектами;

  3. Создавать и обрабатывать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы и изображения;

  • создавать и обрабатывать рисунки и изображения с использованием основных операций графических редакторов;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов и с помощью мастера презентации.

    1. Владеть навыками поиска информации, используя компьютерные энциклопедии и справочники, компьютерные сети и каталоги, поисковые машины;

    2. Пользоваться ПК и его периферийным оборудованием (принтером, сканнером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой).

    3. Иметь представление об информационных процессах, как-то: представление информации, передача информации, обработка информации, средства и устройства обработки информации, информационные процессы в обществе;

Материал изучается по схеме последовательного нарастания трудности и повышения самостоятельности учащихся.

Данный курс реализуется с использованием современных педагогических технологий: личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, группового обучения, а также урочных технологий - игровых и компьютерных (мультимедийных).

В программу включены демонстрационные опыты, проводимые учителем, и практические, лабораторные работы, выполняемые учащимися. В данном курсе используются мультимедийные презентации, созданные учителем:

«Важнейшие классы неорганических соединений», «Металлы», «Неметаллы», «Углекислый газ», «Кислород».

Тематическое планирование разработано на основе учебника «Химия 8 класс» Оржековский П. А.4 и программы курса химии VII - IX классов для основной школы.5



Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Дата

8 «А»

Дата

8«Б»

Оборудование и материалы

Домашнее задание

Тема 1. Первоначальные химические понятия (химия) (10 часов)

Создание электронных презентаций (информатика и ИКТ)

(отработка умений и навыков по использованию приемов работы в Power Point)

1.

Охрана труда при работе в кабинете химии и информатики

Инструкция по охране труда в кабинете химии и информатики

Записи в тетрадях, учебник «Химия 8 класс» Оржековский П. А., с.10

2.

Возможности электронных презентаций при изучении отдельных разделов химии

Образцы учебных презентаций по химии

3.

Основные требования к созданию компьютерных презентаций

Записи в тетрадях

4.

Включение эффектов анимации, картинок, рисунков в отдельные слайды при изучении химии

Образцы слайдов

Поиск картинок в Интернете

5.

Создание титульного слайда на примере презентации «Атомы и молекулы»

Слайд

Записи в тетрадях, §2 с. 23, §11 с. 65

6.

Создание схем на примере темы «Простые и сложные вещества»

Записи в тетрадях, § 7, 8

7.

Написание химических формул с помощью текстового окна в программе Power Point на примере темы «Химические формулы»

Карточки, табл. « Бинарные соединения»

Записи в тетрадях, § 14

8.

Создание таблиц в программе Power Point на примере темы «Физические и химические явления»

Слайд, табл. «Физические и химические явления»

Записи в тетрадях, с. 39 - 41

9.

Написание уравнений химических реакций (коэффициенты и индексы, символы)

Карточки

Записи в тетрадях, § 18

10.

Составление текстов и оформление химических задач средствами Power Point.

Форматирование текста с помощью подменю «Шрифт»

Образцы химических задач

Придумать текст химической задачи, решение оформить на слайде, § 15

Тема 2. Вещества и их превращения (химия).

Создание электронных презентаций (информатика и ИКТ)

(планирование работы по созданию тематических презентаций, поиск информации в компьютерных ресурсах)

11.

Металлы - презентация, основные требования к оформлению

Презентация «Металлы»

Записи в тетрадях, § 20

12.

Обзор ЦОР (цифровых образовательных ресурсов)

Распечатка ЦОР

Поиск информации по теме «Металлы» в Интернете

13.

Выбор темы для самостоятельного создания презентаций (работа в группах), составление плана презентации

Поиск информации по заданной теме в Интернете

14.

Работа по поиску информации в Интернете по выбранной теме, включение в презентацию

Интернет

Создание презентаций

15.

Промежуточные отчеты групп по созданию презентаций по выбранной теме. Обсуждение содержания и оформления.

Создание презентаций

16.

Требования к тематическому учебному проекту

Обсуждение тематики проектов. Мозговой штурм.

Записи в тетрадях

17

Психологический тренинг «Профилактика игромании»


18.

Практическая работа по изготовлению различных средств наглядности для учебного проекта

(изготовление моделей молекул, фотографирование моделей)

Модели молекул. Цифровые камеры. Учебник «Химия 8 класс» Оржековский П.А.

Из § 26, 30 выбрать материал о составе молекул неметаллов

19.

Вставка картинок и их редактирование с помощью панели Рисование

Слайд презентации

Записи в тетрадях

17.

Неметаллы. Развитие в науке теоретических представлений о веществе. Поиск информации в Интернет-ресурсах, обработка и включение в презентацию

Интернет

Поиск информации по заданной теме в Интернете

18.

Презентация «Неметаллы». Демонстрация возможностей Power Point для оформления презентаций

Презентация «Неметаллы»

§ 26, 30, 32

19.

Построение диаграмм при оформлении слайдов «Распространение химических элементов»

Учебник «Химия. 8 класс»

Записи в тетрадях, § 20 с. 94

20.

Углекислый газ. Использование информации для создания опорного конспекта

Слайды

Поиск информации по заданной теме в Интернете, § 32


Тема 3. Классы неорганических веществ (химия)

Создание электронных презентаций (информатика и ИКТ)

(Работа в текстовом редакторе. Отработка умений представления информации с помощью презентации)

21.

Проведение эксперимента в виртуальной лаборатории (Химические свойства кислот)

Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ

Записи в тетрадях, § 34

25.

Лабораторная работа по теме «Получение углекислого газа и изучение его свойств». Фиксирование результатов с помощью фото- и видеоаппаратуры

Представление результатов лабораторной работы в текстовом редакторе. Вставка фото- и видеофрагментов в презентацию

Приборы для получения газов, соляная кислота, мрамор, известковая вода, лучинки. Фото- и видеоаппаратура

§ 32, с. 142

26.

Экскурсия в аналитический отдел Всероссийского института минерального сырья.

Фото- и видеоаппаратура

Обработка материалов экскурсии

27.

Оформление результатов экскурсии. Включение материалов экскурсии в проекты.

Поиск информации по заданной теме в Интернете

28

Практикум «Оформление проектов»

Подготовка проектов

29.

30.

31.

Консультации по содержанию и оформлению проектов

Подготовка проектов

32.

Заключительная конференция.

Представление проектных работ учащимися

Проектные работы учащихся

33.

34.

Обобщающий урок «Химия и компьютерные технологии»


Литература

1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html#1

2 Пломб Т., Брюммельхуис А. Национальный план внедрения информационных технологий в подготовке учителей для Нидерландов. World Bank, 1998.

3 П. А. Оржековский. Проблемы обучения химии на основе компетентностного подхода./ Обучение химии в 2008/2009 учебном году. Методические рекомендации / Под ред. Оржековского П.А.- М.: МИОО, 2008, с. 8

4 Оржековский П. А. Химия: учеб. для общеобразоват. учреждений / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, Л. С. Понтак. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 206 с.

5 Программа курса химии VII - IX классов для основной школы.

6 Васильева П. Д., Кузнецова Н. Е. Обучение химии. - СПб.: КАРО, 2003. - 128 с. - (Модернизация общего образования)

7

© 2010-2022