• Преподавателю
  • Технология
  • Статья Условия формирования познавательного интереса у учащихся с ОВЗ на уроках трудового обучения

Статья Условия формирования познавательного интереса у учащихся с ОВЗ на уроках трудового обучения

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа № 33 города Ставрополя








Условия формирования познавательного интереса у учащихся

с ограниченными возможностями

здоровья на уроках трудового обучения



Подготовила: учитель

трудового обучения

Школьная Е.А.



г. Ставрополь 2015


  1. Условия формирования познавательного интереса на уроке трудового обучения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании его деятельности.

Интерес тесно связан с эмоциональной жизнью человека. Невозможность удовлетворить какой-либо интерес вызывает неприятие, отрицательные эмоции. А в случае, когда интересное человеку доступно ему, является предметом его познавательной или трудовой деятельности, у него возникают положительные эмоции.

Познавательный интерес - один из самых значимых мотивов учения. В общей структуре мотивации познавательной деятельности этот мотив раньше других осознается учеником, который, не задумываясь, может указать на интересный и неинтересный ему школьный предмет, на интересный или неинтересный урок.

Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать.

Научно доказано, что уроки труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности. Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда объясняются, прежде всего тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своими желаниями, а не только выполняют волю учителя.

Но не смотря на это, учителя трудового обучения сталкиваются с большими трудностями в процессе формирования познавательных деятельности учащихся коррекционной школы. В исследованиях известных советских психологов Л.В Занкова., Н.Ф. Кузьминой-Сыромятниковой, Н.Г Морозовой и других отмечается запоздалое по сравнению с нормой развитие познавательного интереса учащихся, его неустойчивость, малая глубина, диффузность. По ряду причин экологического, морфофизиологического и социального характера, страдает моторное развитие, формирование базисных иерархических механизмов анализа пространства и пространственно-временных отношений, а также функций программирования и контроля регуляции деятельности.

Также для учащихся с нарушениями интеллектуального развития, характерна инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. В процессе обучения школьникам часто преподносится готовый материал, который они должны запомнить, таким образом, происходит формальное «механическое» усвоение материала. Для того чтобы избежать подобной ситуации, необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения познавательных задач. Школьники должны учиться рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию. Одной из основных задач уроков труда является повышение познавательной активности учащихся, включение учеников в творческую деятельность.

Одним из средств решения данной задачи является по мнению многих ученых (Т.И Щукиной., А.Ю. Дейкиной, А.Ф. Ануфриева) создание на уроках таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность обучаемых. Педагог должен симулировать учащегося к саморазвитию, изучать его познавательные интересы, создать условия творческой деятельности и тем самым формировать познавательные интересы учащихся.

Таким образом для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны следующие особенности:

низкая познавательная активность;

недостаточная сформированность умственных действий;

недоразвитие эмоционально-волевой сферы;

недоразвитие мелкой моторики рук.

Для развития познавательных интересов детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо выполнение следующих условий:

  • избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка;

  • не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;

  • использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

  • стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);

  • специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что у детей с проблемами в развитии необходимо в первую очередь формировать деятельное состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.

2. Организация активной познавательной деятельности на уроке трудового обучения

Умственная активность в процессе обучения на уроке труда, называемая «гимнастикой для ума», имеет особое значение. Поэтому учителю просто необходимо владеть разнообразными методическими приёмами, пробуждающими мыслительную активность учащихся.

  1. Объяснительно-иллюстративные:

    • рассказ;

    • объяснение;

    • опыты;

    • таблицы и др.

Они способствует формированию у школьников знаний об основных элементах производства, материалах, технике, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека.

  1. Репродуктивные (воспроизводящие) Эти методы содействует развитию у учащихся практических умений и навыков.

  2. Проблемно-поисковые :

    • частично-поисковые,

    • исследовательские.

На уроках труда в школах VIII вида должно прослеживаться единство двух задач: привития трудовых навыков и психологического развития ребёнка. Основная задача обучения труду в специальной школе - сформировать прочные и сознательные знания и умения, необходимые учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности. Коррекционная задача состоит в развитии логического мышления, внимания, памяти, речи учащихся, формировании у них навыков умственного труда, самоконтроля, планирования.

Повышая планку образования за счёт методических средств, учитель должен ввести в урок упражнения для развития психики, усилить диалогичность уроков, использовать приёмы переключения с одной сенсорной системы на другую, использовать более широкую наглядность, активно использовать приёмы визуализации (построения зрительного образа и ассоциаций) учебного материала, включение игровых эмоционально насыщенных ситуаций, пауз отдыха и релаксации. Эмоциональная включенность ребёнка в урок является важной задачей учителя Ведение уроков в школах и классах детей с ОВЗ требует от учителя большого внимания и труда. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому материалу. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в состоянии работать на данном уроке, материал объясняется ему на индивидуальных занятиях. Обязательным условием урока является чёткое обобщение каждого его этапа. Новый учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы чётко и ясно; необходимо большое внимание уделить работе по предупреждению ошибок; возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разобрать вместе с учеником.

Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям поддерживать, используя красочный дидактический материал, вводя в занятия игровые моменты.

Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.

Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.

3. Рекомендации по формированию и активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудового обучения

I. Основой активности учебно-познавательной деятельности являются:

- адаптация, приспособление детской психики к созданным на уроке условиям;

- стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся;

- преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения.

II. Результаты активности познавательной деятельности школьника зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления. Поэтому необходимо помнить:

- о возрастных и индивидуальных особенностях детей;

- о развитии мыслительных особенностей, учащихся в познавательной деятельности на уроках;

- что процесс познания у ребёнка идёт через чувственное (наглядно-образное), логическое (абстрактное) мышления.

III. Существует три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности:

- принуждение;

- интерес к предмету;

- сознательность.

Учитель должен уметь:

1. Планировать формирование познавательного интереса на уроке.

2. Конструировать урок с учётом отношения учеников к учебному предмету.

3. Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.

4. Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся.

5. Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство учеников.

6. Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.

7. Подбирать систему самостоятельных работ.

8. Побуждать учащихся к постановке познавательных вопросов.

9. Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.

10. Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.

12. Проводить дифференцированную работу в классе.

13. Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.

14. Использовать разнообразные формы поощрения.

15. Формировать у учащихся веру в свои возможности.

16. Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.

17. Разнообразить формы домашних заданий.

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках труда - это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.

На уроках труда в среднем звене в специальных (коррекционных) школах учителя сознательно формируют не только образовательную, дидактическую цель, но и развивающую и воспитательную задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют, а соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряют качественный скачок на новый уровень развития.

«Красной нитью» в работе учителя с данной категорией детей проходит его стремление к постепенному переводу учеников с позиции носителей знаний в позицию организаторов собственной познавательной активности, получив в итоге либо интерес, либо устойчивое положительное отношение учащихся к предмету.

Литература

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психоди-агностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Ось-89, 1997.

  2. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного пси-хологаю - М.: Школьная Пресса, 2006. - 80 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.»; Вып. 31).

  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

  4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

  5. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002 г.

  6. Кулишова Г.П. Как обучать професии учащихся с нарушением интеллекта: Методическое пособие. - М., 2006.

  7. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1992.

  8. Нагель О.И. Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Ин-т повыш. квал. и переподготовки работ. народ обр. Московской области, 2001. - 21 с.


© 2010-2022