Системно-деятельностный подход в обучении учащихся на уроках технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Системно-деятельностный поход в обучении учащихся на уроках технологии

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями технологии стоят задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных учебных действий, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на высоком качественно новом уровне. Реализация задач в полной мере зависит от профессиональной компетентности учителя нового поколения, от его умения применять и использовать системно-деятельностный подход в обучении, согласно требованиям новых стандартов.

Как известно, каждый ученик индивидуален, своеобразен, имеет свои психолого-педагогические особенности. Мы, учителя технологии, обязаны изучать и учитывать эти особенности при обучении детей.

Свои уроки я планирую с учётом возраста, возможностей учащихся, создаю и организовываю деятельность учащихся для успешного изучения, первичного закрепления, овладения новыми знаниями и универсальными учебными действиями.

На этапе мотивации, включения в учебную деятельность на личностно- значимом уровне организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке.

Технология системно - деятельностного метода позволяет учащимся осуществлять постановку темы и целей урока, учебной проблемы и поиск ее решения в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Дети, отвечая на мои вопросы, осознанно могут назвать тему, цели и задачи урока.

Например: организация неожиданности входа в урок - ученик 2 класса въезжает в мастерскую на деревянном черенке.

Наш диалог с учеником:

Я: - что за вид транспорта у тебя?

У: - это мой велосипед

Я: - это просто палка. Мы тебе создадим тебе то, что ты хочешь.

У:- спасибо.

При помощи этого диалога пятиклассникам понятна тема урока.

Дальнейшие мои вопросы помогают детям определить цели, задачи и проблемы урока.

Такое начало урока способствует созданию благоприятного психологического климата и ситуации успеха учащихся.

На этапе актуализации знаний и фиксирования индивидуального затруднения создаю условия для развития мыслительной деятельности детей. Они должны осознать потребность к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания.

На этапе выявления и фиксации места и причины затруднения я опять же при помощи направленного диалога предлагаю ученикам вспомнить пройденный материал и справиться с трудностями.

ДИАЛОГ (сократовский диалог, который состоит из 3-х этапов)

- Согласие - Сомнение - Аргументация

Я:- дети вы умеете строить велосипед?

У:- нет

Я:- Как вы думаете его легко создавать?

У:- нет

Я:- а знаете ли вы, как его построить?

У:- нет

Я:- хотите научиться строить велосипед?

У: - да!

На этапе построения проекта выхода из затруднения мотивирую детей на нахождение способов и средств выхода из трудной ситуации.

ДИАЛОГ:

Я: - что необходимо для того, чтобы построить велосипед?

У:- схема, инструмент, материал.

Диалог продолжается по ситуации.

На этапе построения и фиксации нового знания в типовых заданиях внимание детей обращаю на выполнение требуемого задания, организую подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового материала, которое фиксируется знаками и с помощью схем.

Предлагаю учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового.

На этапе первичного закрепления ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.

При проведении самостоятельной работы с самопроверкой использую индивидуальную форму работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать. При этом очень важно создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Следующий этап - включение в систему знаний и повторение. На этом этапе мои дети и я, как равноправный партнёр своих учащихся, определяем границы применимости нового знания, тренируем навыки его использования совместно с раннее изученным материалом, и повторяем содержание, которое потребуется на следующих уроках. При повторении мы используем поделки, выполненные руками детей. Это способствует положительному эмоциональному фону, развитию у детей интереса к урокам.

На этапе рефлексии подведения итогов дети учатся самооценке своей учебной деятельности и согласовывают с учителем домашнее задание. Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.

Таким образом, использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников даёт мне возможность реализовывать задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных учебных действий, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на высоком качественно новом уровне.

Учитель технологии - это не только уроки, учитель технологии - это наставник подростков во внеурочное время. Я уделяю серьёзное внимание кружковой деятельности не только с мальчиками, но и с девочками. Мои подопечные участвуют во многих мероприятиях: НПК, дистанционных, школьных и городских, всероссийских олимпиадах, блиц-турнирах, конкурсах, выставках и т.д., имеют призовые места, грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, призы.

Я - учитель технологии, очень этим горжусь! Подумайте сами, и я уверен, вы со мной согласитесь, что мы - самые главные учителя и наставники детей в школе. Мы учим их, не потерять себя в этой жизни. Не все ученики, особенно мальчишки, пойдут в ВУЗы и станут учёными. Но все они должны будут удачно и успешно устроить свою жизнь после школы. Каждый юноша должен быть готов трудиться на любом производстве. И мы - учителя технологии, за это в ответе!


© 2010-2022