• Преподавателю
  • Технология
  • Доклад на тему: Развитие творческих способностей как важнейшее условие подготовки современного рабочего Техническое творчество и его особенности

Доклад на тему: Развитие творческих способностей как важнейшее условие подготовки современного рабочего Техническое творчество и его особенности

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей как важнейшее условие подготовки современного рабочего

Техническое творчество и его особенности



Одной из важнейших целей учебно-педагогического процесса следует считать создание благоприятных условий для развития творческих способностей личности.

Творчество - это вид вышей нервной деятельности, биологически запрограммированный в человеке, но часто не проявляющийся ввиду отсутствия условий развития.

Для развития творческих способностей необходимо:

совершенствования содержания учебного процесса;

повышения уровня его организации;

внедрения эффективных форм и методов обучения;

широкого применения в учебном процессе современных средств обучения, в частности учебных пособий.

Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества невозможно, именно поэтому вопросу существует много разноречивых суждений. Но все авторы единодушны в одном. Творчеству можно и нужно обучать. И задачей образовательных учреждений, и в том числе учреждений НПО, является развитие творческого мышления и творческих способностей обучающихся.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций, знаний, умений и продуктов.

Техническое творчество - это не только вид деятельности, направленный на ознакомление обучающихся с разнообразным миром техники, развитие их способностей, но и один из эффективных способов трудового воспитания.

Практика показывает, что техническое творчество носит субъективный характер. Изобретения обучающихся чаще всего представляет собой повторение того, что уже создано другими, а изготовленное или принятое решение является новым только для его создателя. Однако, педагогическая польза творческого труда несомненно, так как в результате у обучающихся формируется способность анализировать проблемные ситуации, предвидеть их последствия, умение интегрировать и синтезировать полученную информацию, развивается дивергентное мышление (гибкость, беглость, оригинальность), воображение; появляется ощущение удовлетворенности от результатов учебной деятельности.

Творческие способности являются базовыми ресурсами цивилизации. И поэтому их развитие должно стать важнейшей задачей современного образовательного учреждения.

Одной из стоящих перед училищем задач является благоприятных условий для творческого развития обучающихся, как важнейшего средства формирования конкурентоспособного рабочего. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для своего совершенствования.

Выгодский писал, что необходимо развивать творческие способности каждого учащегося, более того: творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Необходимым условием для развития творческих способностей является создание благоприятной психологической атмосферы, то есть учитель должен знать, психолого-педагогические и методические приемы, которые способствуют созданию такой благоприятной среды.

Развивающее значение творческой деятельности в становлении личности специалиста-профессионала

В учреждениях начального профессионального образования обучаются в основном юноши и девушки в возрасте 15-18 лет, имеющие девятилетнее образование. Анализ входного контроля вновь поступивших учащихся, показывает у некоторых из них отсутствие:

- интереса к учению;

- навыков самостоятельной работы;

- неумения сформулировать свою мысль и др.

Использование в учебном процессе технического творчества ускоряет процесс адаптации подростка как в психологическом аспекте, так и в образовательном.

Творческий процесс всегда сопровождается положительными эмоциями. Это способствует развитию профессионального интереса, увлеченности в работе, формирует положительную мотивацию учения в целом. Значение эмоции и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, способствуют развитию творческого потенциала.

Одной из главных составляющих системы воспитания является формирование личности творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других.

Личностный рост учащихся напрямую связан с возможностью взаимодействия с окружающим миром, культурой, другими людьми, своей совестью. Там, где совесть молчит, ослабевают чувства долга и ответственности.

Личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Самооценка может меняться в зависимости от проявления личности в общественных условиях, в которых она действует.

Развивая творческие способности обучающихся следует ориентироваться на развитие следующих параметров:

оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко идущих дальше привычных;

быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей;

восприимчивость к проблеме, ее непривычное оригинальное решение;

беглость мысли - количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени;

способность найти новые непривычные функции объекта или его частей.

Следует отметить, что развитие творчества невозможно при традиционном обучении, ориентированном только на репродуктивное усвоение знаний обучающихся. Только разнообразие форм и методов учебной и внеучебной работы создают условия для развития творческих способностей. Способность и готовность к творчеству становятся важнейшей чертой современной личности, современного высококвалифицированного специалиста.



© 2010-2022