Реферат Использование этнокультурных изделии

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Большехаланская средняя общеобразовательная школа

Корочанского райнона Белгородской области»






Использование

этнокультурного материала

на уроках технологии как средство развития познавательной активности учащихся


Автор опыта

Лысенко Сергей Иванович,

учитель технологии

«Большехаланская СОШ»














2011




Содержание

  1. Сведения об авторе ………………………………………………3

  2. Условия возникновения и становления опыта………………….4

  3. Актуальность опыта………………………………………………4

  4. Теоретическая база опыта………………………………………5

  5. Технология опыта………………………………………………..6

  6. Результативность опыта………………………………………..8

  7. Библиографический список……………………………………10








Сведения об авторе

Лысенко Сергей Иванович - учитель технологии и изобразительного искусства МОУ «Большехаланская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области»

  1. Тема опыта «Использование этнокультурного материала на уроках технологии»

  2. Педагогический стаж - 27 лет.

  3. Учебное заведение, которое закончил, дата окончания - Курский педагогический институт, 1984 год.

  4. Категория вторая.

  5. Участие в экспериментальной работе: «Развитие национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент в учебно- воспитательном процессе»

Опыт представлен обобщенными материалами:


  • Выступление на совещании при директоре «Об организации обучения учащихся 10 -11 классов МОУ «Большехаланская средняя общеобразовательная школа» строительным профессиям по профессии «Плотник» в 2007- 2008 учебном году»

  • Открытый урок по теме «Применение древесины в современном строительстве» 2009.

  • Выступление на районном методическом объединении учителей технологии по теме «Этнокультурный компонент на уроках технологии» 2010.

  • 2010 г. Участие в областном конкурсе творческих проектов «Дом, который строю сам»

  • Публикация в журнале № 1(3), 2010 год. «Корочанский край».

  • 2011 год « Выступление на районной практической конференции по теме

«Использование этнокультурного компонента на уроках технологии»



Условия возникновения и становления опыта

Развитие познавательной активности учащихся является одной из ключевых проблем современного образования. Работая учителем технологии, я столкнулся с тем фактом, что большинство учащихся имеют поверхностные знания о народных ремеслах и промыслах родного края, современном сельскохозяйственном и промышленном производстве, строительном комплексе Белгородской области. Наше село издавна славится своими богатыми трудовыми традициями. В начале XX века кустарно - промышленная слобода Большая Халань являлась центром овчинно-шубного промысла Курской губернии. В слободе Халани были развиты также сапожный, кузнечный, бондарный, столярный промыслы, производство кирпича. Однако не все учащиеся проявляют должный интерес к ознакомлению с массовыми рабочими профессиями, получению первоначальной профессиональной подготовки.

Актуальность опыта.

В настоящее время вопросы повышения интереса учащихся к массовым рабочим профессиям, получения первоначальной Решением данной проблемы является использование этнокультурного компонента на уроках технологии.

Целью опыта является активизация познавательной деятельности, развитие творческой активности, духовно- нравственное, патриотическое воспитание учащихся.

Задачи:

  1. Разработать модули этнокультурного содержания к программам по технологии.

  2. Провести уроки с использованием этнокультурного материала.

  3. Создать условия для познавательной деятельности, развития творческой активности, духовно- нравственного, патриотического воспитания учащихся.

Противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике:

- между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками,

- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений на уроках технологии,

- между высоким уровнем содержания курса и дефицитом учебного времени успешно решаются в данном опыте.

Ведущая педагогическая идея опыта - создание на уроках технологии условий для сознательного активного участия в творческой деятельности, приносящей радость открытия, радость достижения поставленной цели.

Длительность работы над опытом - 5 лет.

Работа над опытом осуществлялась в три этапа:

На первом этапе я занимался самообразованием, выбрал тему работы по самообразованию. Тема работы над опытом «Использование этнокультурного компонента на уроках технологии как средство развития познавательной активности учащихся». Считаю, что данная тема является важной и нужной.

1. Разработка модулей этнокультурного содержания к программам предметов учебного плана.

2. Разработка методических рекомендаций, внедрение этнографических модулей в учебно-воспитательном процессе.

3. Обобщение и распространение опыта работы по теме.

Работа над опытом является логическим продолжением деятельности педагогического коллектива по реализации авторской программы «Мое село - мои традиции», реализация которой осуществлялась в школе с 2006 года. В результате этой работы был собран материал о ремеслах и промыслах села Большая Халань: документы, фотографии, орудия труда, изделия народных мастеров, выполнена научно-исследовательская работа на тему «Овчинно-щубный промысел села Большая Халань».

В 2009-2010 учебном году на подготовительном этапе работы был сделан анализ программного материала образовательной области «Технология», выделены разделы и темы, при изучении которых является целесообразным использование этнокультурного материала. По каждому из разделов учебной программы разработаны этнокультурные модули, определено их содержание, оптимальные формы и методы использования в учебной деятельности.

В текущем учебном году осуществляется внедрения этнокультурных модулей в учебном процессе.

Диапазон опыта - система уроков и внеклассных мероприятий в 5 - 11 классах МОУ «Большехаланская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области».

Теоретическая база опыта

Данный опыт опирается на программу экспериментальной работы «Развития национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент в учебно-воспитательной работе», разработанной Белгородским государственным музеем народной культуры, под руководством ведущего научного сотрудника А.А. Басаргиной. Методической основой опыта являются исследования этнографов Т.И. Агапкиной, И.В. Власовой, исследования особенностей культуры Белгородчины И.И. Веретенникова, И.Ф. Исаева.

Основные методы:

  • Исследовательская деятельность.

  • Проектная деятельность.

  • Участие в конференциях.

  • Вовлечение во внеклассную деятельность.

Формы организации учебной работы по теме исследования:

  • уроки технологии в учебной мастерской, на производстве,

  • музейные уроки,

  • лабораторно- практические,

  • учебно- производственные работы,

  • экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, строительные объекты, предприятия и организации лесной промышленности,

  • трудовая практика,

  • зачеты,

  • экзамены.

Условия:


  • личностно-ориентированный подход

  • Компетентностый подход

Результат:

  • Повышенный уровень ученической компетентности и самостоятельности учащихся.

  • Поисковые, исследовательские навыки учащихся.

  • Активизация внеурочной, развитие научно- исследовательской деятельности школьников.

Технология опыта

На уроках технологии учащиеся знакомятся с разнообразными сведениями краеведческого характера по изучаемым темам, вовлекаются в научно- исследовательскую деятельность, поисковую работу по сбору экспонатов для школьного музея.

При изучении раздела «Технология обработки древесины» учащиеся 5- 7 классов знакомятся с народными ремеслами и промыслами Корочанского района: бондарным (село Большая Халань), санным, тележным (село Заячье), осваивают практические умения и навыки изготовления изделий из древесины для крестьянского подворья (топорища, грабли, черенки, столярные угольники, скалки, кухонные разделочные доски).

При изучении раздела «Технология обработки металла» учащиеся 5-7 классов знакомятся с рабочими и сборочными чертежами ЗАО «Энергомаш

Так, в 5 классе этнокультурный материал используется при изучении разделов «Основы чертежной грамотности» и «Материало-ведение».

№ занятия

Тема урока

Этнокультурный компонент

Занятие 8

Понятие об эскизе, техническом рисунке, чертеже, масштабе

Чертежи производственного объединения «Белэнергомаш»

Занятие 11

Пиломатериалы. Древесные материалы.

Древесные породы Белгородской области.

Занятие 12

Натуральные волокна растительного происхождения и ткани из них

Ткацкий станок из экспозиции школьного музея.

Текстильные волокна родного края.

В 7 классе этнокультурный материал использован при изучении разделов «Материаловедение», «Декоративная обработка древесины», «Декоративная обработка металла».

Технология, 7 класс

Занятие 11

Пиломатериалы

Применение пиломатериалов в базовом хозяйстве

Занятие12

Свойство черных и цветных металлов. Сортовой прокат.

Образцы железной руды, сортовой прокат Стойленского ГОКа.

Занятие 16

Художественное точение изделий из древесины

Токарные изделия народных мастеров села Большая Халань

Занятие 20

Изготовление декоративных изделий из жести

Изделия мастеров -жестянщиков с. Большая Халань

Занятие 24

Раскрой и изготовление швейного изделия

Изделия мастеров овчинно-шубного промысла с. Большая Халань.

В 8 классе на уроке технологии по теме «Изготовление изделий декоративного назначения» используются образцы токарных изделий народных мастеров села Большая Халань, на занятии по теме «История развития чертежа. Правила оформления чертежей. Стандартный чертежный шрифт» используются генеральный план Корочанского уезда XVIII века, карты слободы Халань Новооскольского уезда XIX в. При изучении темы «Архитектурно-строительные чертежи» демонстрируется к проект реконструкции Покровской церкви слободы Халань 1902 года.

В 10 классе на занятиях по профессиональной подготовке по профессии «Плотник» при изучении темы «Древесина как строительный материал» используется материал о деревянных постройках (ветряных мельницах, мостах, амбарах) слободы Большая Халань начала ХХ века, на уроке по теме «Характеристика основных пород древесины и их промышленное применение» используются образцы древесных пород, Корочанского лесничества, изделия плотничного и столярного ремесел села Большая Халань, образцы столярных изделий Шебекинского лесхоза.

В 11 классе на уроке по теме «Чертежи деревянных конструкций» демонстрируются образцы чертежей ТУ № 6, Технического лицея № 5 . Белгорода. При изучении темы «Деревянные фрезерованные детали для строительства» используются образцы досок для настилки полов и плинтусов ООО «Деревообрабатывающий завод ЖБК - 1» г. Белгорода. На уроке по теме «Паркет, паркетные доски и щиты» изучаются образцы штучного паркета производства ООО «Белоречье» с. Алексеевка Корочанского района.

Учащиеся 10 - 11 классов на занятиях по профессиональной подготовке по профессии «Плотник» знакомятся с многовековыми традициями плотничного ремесла, инструментами и приспособлениями для выполнения плотничных работ, приемами ручной обработки древесины осваивают навыки выполнения плотничных соединений, знакомятся с конструкцией и технологией возведения старинных деревянных построек родного села: церквей, ветряных мельниц, амбаров, купеческих особняков, крестьянских хат, колодцев, мостов.

В школьной учебной мастерской оформлены стенды: «Древесные породы Большехаланского сельского округа», «Пиломатериалы», «Изделия столярного промысла села Большая Халань», «Изделия деревообрабатывающих предприятий Белгородской области».

Учащиеся 11класса принимали участие в ремонте Успенского храма.

Работа по теме эксперимента является логическим продолжением деятельности педагогического коллектива по реализации авторской программы «Мое село - мои традиции», реализация которой осуществлялась в школе с 2006 года. В результате этой работы был собран материал о ремеслах и промыслах села Большая Халань: документы, фотографии, орудия труда, изделия народных мастеров, выполнена научно-исследовательская работа на тему «Овчинно-щубный промысел села Большая Халань». В 1623 году белгородские дружины разбили татар на реке Халани.

Слобода Халань основана в первой половине XVII века переселенцами из Украины. Название слободы произошло по названия реки Халань, на которой она находится.

Первое письменное упоминание о Халани относится к 1643 году.

До отмены крепостного права слобода Халань принадлежала князьям Трубецким - потомкам первого Белгородского губернатора

Ю.Ю. Трубецкого. В середине XIX века слобода Халань принадлежала новооскольскому помещику статскому советнику князю Ю.И. Трубец-кому.

В начале XXвека Большая Халань была богатой кустарно - промышленной слободой Курской губернии. В слободе проживало более 8 000 жителей. В слободе находилось два кирпичных завода, 24 ветряные мельницы, сельский банк, земская школа, библиотека, почтовый пункт, богадельня, две церкви - Свято-Успенский храм (1819 г) и Покровская церковь (1872 г.).

В слободе Халани были развиты различные ремесла и промыслы: овчинно - шубный, сапожный, кузнечный, бондарный, столярный, производство кирпича.

Слобода Халань являлась центром овчинно - шубного промысла Курской губернии. Этим промыслом в Халани было занято до 500 дворов.

Халанские кустари выделывал овчины. Шили черные тулупы, полушубки, пальто. Готовые изделия продавались на местных и южных ярмарках в Курске, Харькове, Мариуполе, Ростове -на -Дону.

Для развития овчинно - шубного промысла Новооскольскиим земством в слободе Халани 1 июля 1805 была открыта красильная мастерская. Деятельность мастерской в 1907 году изучалась Министерством земледелия царского правительства.

В годы Первой мировой войны халанские кустари шили «казенки» для солдат русской армии.

В августе 1918 года в слободе Большая Халань была организована трудовая шубная артель.

С августа 1918 по февраль 1919 года Большехаланская шубная артель поставила 23850 шуб для Красной Армии.

Результативность

2007 г. Почетная грамота Управления образования науки и Белгородской области» Лысенко С.И. за достигнутые успехи в организации и совершенствовании работы по обучению и воспитанию учащихся и многолетний добросовестный труд.

2007 г. Лысенко Александр. 1 место в районном конкурсе исследовательских работ «Моя малая Родина».

2007 г. Диплом I степени коллектив учащихся, занявший 1 место в региональном этапе всероссийского конкурса «Моя малая Родина».

2008 г. Лысенко Александр. Свидетельство участнику IX Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия XX век.

2008 г. Лысенко Светлана. Сертификат участника Ш областного конкурса - фестиваля «Славянские чтения- 2008»

2008 г. Лысенко С.И. за подготовку призера областного конкурса детского художественного творчества «Дорогая моя Белгородчина», посвященного 55 -летию образования Белгородской области.

2009 г. Почетная грамота Заместителя Министра В.Фридлянова. Лысенко С.И. за значительные успехи в обучении и воспитании учащихся, организацию и совершенствование учебного и воспитательного процессов.

2009 г. Грамота администрации Большехаланского сельского поселения Лысенко С.И. в номинации «Призвание - учитель».

2010 г. Диплом Лопин Вадим. 3 место в финале областного конкурса школьных проектов «Дом, который построю сам».

2010 г. Благодарственное письмо Лысенко С.И. за хорошую подготовку учащегося в областной ученической конференции «Культура и быт Белгородчины в период Великой Отечественной войны».

Считаю, что данный опыт могут использовать учителя технологии, работающие в 5 - 11 классах. Используя данный опыт, устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:

  1. Работа должна проводиться систематически.

  2. Важна роль мотивации действий.

  3. Задания должны быть посильными.

  4. Новизна - важное условие повышения интереса учащихся.

Успеваемость учащихся по технологии за последние 3 года составила -100%

Учебный год

2007-2008

уч.год

2008 - 2009

уч. год.

2009-2010

уч. год

Качество

знаний

80%

86%

93%




БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Справка о регистрации церковного совета Успенской церкви с. Большая Халань Корочанского района Курской области от 23.08.1944года.

ГАБО, Р.- 1179, оп. 1, д. 63, л. 8.

2. Список членов церковного совета Успенской церкви с. Большая Халань Корочанского района Курской области. ГАБО, Р-.1179,оп 1, д. 63, л 1.

3. Список имущества приходской общины Успенского храма с.Большая Халань Курской области. ГАБО, Р-.1179,оп 1, д. 63, л 7.

4. Фотография Успенского храма.

Фотография интерьера Успенского храма.

Корочанский край. Краеведческий журнал № 1(3)/Корочанское районное краеведческое общество // 2 -й гвардейский Тацинский танковый корпус в период подготовки к битве на Курской дуге. - Курск, 2010.- 132 с.








ПРИЛОЖЕНИЯ











ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Муниципальное образовательное учреждение «Большехаланская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области»

















ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ

ТЕХНОЛОГИИ

Выступление на практической конференции

30марта 2011 года



Учитель технологии Лысенко Сергей Иванович










2011

В период модернизации экономики страны, реформирования образования актуальным является признание того, что возрождение России не возможно без знания своей истории, уважения к предкам, трудом и талантом которых создавалась многогранная культура России.

В нашей школе с 2009 года ведется экспериментальная работа по теме «Развитие национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент в учебно-воспитательном процессе».

Важное место в системе работы по развитию национального самосознания учащихся отводится урокам технологии.

В текущем учебном году осуществляется внедрения этнокультурных модулей в учебном процессе.

Так, в 5 классе этнокультурный материал используется при изучении разделов «Основы чертежной грамотности» и «Материало-ведение».

№ занятия

Тема урока

Этнокультурный компонент

Занятие 8

Понятие об эскизе, техническом рисунке, чертеже, масштабе

Чертежи производственного объединения «Белэнергомаш»

Занятие 11

Пиломатериалы. Древесные материалы.

Древесные породы Белгородской области.

Занятие 12

Натуральные волокна растительного происхождения и ткани из них

Ткацкий станок из экспозиции школьного музея.

Текстильные волокна родного края.

В 7 классе этнокультурный материал использован при изучении разделов «Материаловедение», «Декоративная обработка древесины», «Декоративная обработка металла».

Технология, 7 класс

Занятие 11

Пиломатериалы

Применение пиломатериалов в базовом хозяйстве

Занятие12

Свойство черных и цветных металлов. Сортовой прокат.

Образцы железной руды, сортовой прокат Стойленского ГОКа.

Занятие 16

Художественное точение изделий из древесины

Токарные изделия народных мастеров села Большая Халань

Занятие 20

Изготовление декоративных изделий из жести

Изделия мастеров -жестянщиков с. Большая Халань

Занятие 24

Раскрой и изготовление швейного изделия

Изделия мастеров овчинно-шубного промысла с. Большая Халань.

В 8 классе на уроке технологии по теме «Изготовление изделий декоративного назначения» используются образцы токарных изделий народных мастеров села Большая Халань, на занятии по теме «История развития чертежа. Правила оформления чертежей. Стандартный чертежный шрифт» используются генеральный план Корочанского уезда XVIII века, карты слободы Халань Новооскольского уезда XIX в. При изучении темы «Архитектурно-строительные чертежи» демонстрируется к проект реконструкции Покровской церкви слободы Халань 1902 года.

На занятиях в учебной мастерской учащиеся 5 - 8 классов получают навыки декоративной обработки древесины, изготавливают игрушки, сувениры в традициях народных художественных промыслов родного края.

В 10 классе на занятиях по профессиональной подготовке по профессии «Плотник» при изучении темы «Древесина как строительный материал» используется материал о деревянных постройках (ветряных мельницах, мостах, амбарах) слободы Большая Халань начала ХХ века, на уроке по теме «Характеристика основных пород древесины и их промышленное применение» используются образцы древесных пород, Корочанского лесничества, изделия плотничного и столярного ремесел села Большая Халань, образцы столярных изделий Шебекинского лесхоза.

В 11 классе на уроке по теме «Чертежи деревянных конструкций» демонстрируются образцы чертежей ТУ № 6, Технического лицея № 5 . Белгорода. При изучении темы «Деревянные фрезерованные детали для строительства» используются образцы досок для настилки полов и плинтусов ООО «Деревообрабатывающий завод ЖБК - 1» г. Белгорода. На уроке по теме «Паркет, паркетные доски и щиты» изучаются образцы штучного паркета производства ООО «Белоречье» с. Алексеевка Корочанского района.

Учащиеся 10 - 11 классов на занятиях по профессиональной подготовке по профессии «Плотник» знакомятся с многовековыми традициями плотничного ремесла, инструментами и приспособлениями для выполнения плотничных работ, приемами ручной обработки древесины осваивают навыки выполнения плотничных соединений, знакомятся с конструкцией и технологией возведения старинных деревянных построек родного села: церквей, ветряных мельниц, амбаров, купеческих особняков, крестьянских хат, колодцев, мостов.

В школьной учебной мастерской оформлены стенды: «Древесные породы Большехаланского сельского округа», «Пиломатериалы», «Изделия столярного промысла села Большая Халань», «Изделия деревообрабатывающих предприятий Белгородской области».

Учащиеся 11класса принимали участие в ремонте Успенского храма.

Работа по теме эксперимента является логическим продолжением деятельности педагогического коллектива по реализации авторской программы «Мое село - мои традиции», реализация которой осуществлялась в школе с 2006 года. В результате этой работы был собран материал о ремеслах и промыслах села Большая Халань: документы, фотографии, орудия труда, изделия народных мастеров, выполнена научно-исследовательская работа на тему «Овчинно-щубный промысел села Большая Халань». В 1623 году белгородские дружины разбили татар на реке Халани.

Слобода Халань основана в первой половине XVII века переселенцами из Украины. Название слободы произошло по названия реки Халань, на которой она находится.

Первое письменное упоминание о Халани относится к 1643 году.

До отмены крепостного права слобода Халань принадлежала князьям Трубецким - потомкам первого Белгородского губернатора

Ю.Ю. Трубецкого. В середине XIX века слобода Халань принадлежала новооскольскому помещику статскому советнику князю Ю.И. Трубец-кому.

В начале XXвека Большая Халань была богатой кустарно - промышленной слободой Курской губернии. В слободе проживало более 8 000 жителей. В слободе находилось два кирпичных завода, 24 ветря-ные мельницы, сельский банк, земская школа, библиотека, почтовый пункт, богадельня, две церкви - Свято-Успенский храм (1819 г) и Покровская церковь (1872 г.).

В слободе Халани были развиты различные ремесла и промыслы: овчинно - шубный, сапожный, кузнечный, бондарный, столярный, производство кирпича.

Слобода Халань являлась центром овчинно - шубного промысла Курской губернии. Этим промыслом в Халани было занято до 500 дворов.

Халанские кустари выделывал овчины. Шили черные тулупы, полушубки, пальто. Готовые изделия продавались на местных и южных ярмарках в Курске, Харькове, Мариуполе, Ростове -на -Дону.

Для развития овчинно - шубного промысла Новооскольскиим земством в слободе Халани 1 июля 1805 была открыта красильная мастерская. Деятельность мастерской в 1907 году изучалась Министерством земледелия царского правительства.

В годы Первой мировой войны халанские кустари шили «казенки» для солдат русской армии.

В августе 1918 года в слободе Большая Халань была организована трудовая шубная артель.

С августа 1918 по февраль 1919 года Большехаланская шубная артель поставила 23850 шуб для Красной Армии.

На занятиях применяются различные формы и методы обучения с использованием этнокультурного материала: музейные уроки, учебные экскурсии, практикумы, беседы с использованием музейных предметов, учебные демонстрации, выполнение поисковых заданий, учебных исследовательских работ, презентаций, видеофильмов. Учащиеся школы принимают участие в муниципальных, региональных конкурсах, конференциях краеведческой направленности. В мае 2010 года школа стала призером регионального конкурса «Дом, который построю сам».

Мы осуществляем сотрудничество с Корочанским районным историко-краеведческим музеем, Белгородским государственным музеем народной культуры.

Системное использование этнокультурного материала на уроках технологии способствует формированию у учащихся гражданской зрелости, воспитанию патриотизма, бережного отношения к культурно - историческому наследию России.









ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МОУ « Большехаланская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области»





План - конспект урока технологии в 10 классе

Использование древесины

в современном строительстве

Учитель технологии

Лысенко Сергей Иванович


2009

Тема: Использование древесины в современном строительстве.

Цель: Расширение и углубление знаний учащихся о древесине как

строительном материале,

формирование представления об использовании древесины в современном

строительстве,

развитие познавательной активности учащихся,

духовно-нравственное, патриотическое воспитание учащихся

Оборудование: Образцы хвойных и лиственных пород древесины, пиломатериалов, фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит, образцы погонажных изделий, фотографии и макеты деревянных построек слободы Большая Халань, проект реконструкции Покровской церкви слободы Большая Халань (1902 г.), чертежи, проекты современных жилых домов, опорный конспект урока, раздаточный дидактический материал, тесты

Методическая цель: Активизация познавательной деятельности учащихся через использование краеведческого принципа преподавания.

Литература: Степанов Б.А. Справочник плотника и столяра: Учебное пособие для начального профессионального образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Григорьев М.А. Материаловедение для столяров и плотников: Учебник для сред, проф.- техн. училищ.- М.: «Высшая школа», 1985.

Структура урока:

  1. Организационное начало урока.

  2. Актуализация знаний учащихся с элементами самоконтроля.

  3. Постановка целей урока.

  4. Изучение нового материала.

  5. Закрепление нового материала. (Выполнение тестов).

  6. Подведение итогов урока.

  7. Оценка деятельности учащихся.

  8. Домашнее задание.


  1. Рефлексия.

  2. Организационное окончание урока.


Реферат Использование этнокультурных изделии

Реферат Использование этнокультурных изделии

Реферат Использование этнокультурных изделии

Реферат Использование этнокультурных изделии

- Назовите эти постройки? (хаты, особняки, лавки, амбары, чембарни
для выделки овчин, кузницы, мосты, колодцы, водяные и ветряные
мельницы).

Древесина для строительства и постройки из нее были дорогими. В 1887 году новый ветряк из дубового леса строил 400 рублей. 4 водяные мельницы князя И. Ю. Трубецкого были оценены Новооскольской уездной управой в 3000 рублей.

По проекту 1902 года сооружение четырех дубовых мостов по пути от слободы Большая Халань к Чернянке оценивалось в 10 000 рублей.

Древесина использовалась при возведении церквей.

В начале прошлого века в Новооскольском уезде Курской губернии 34 храма из 59 были деревянными.

В конце 18 века в слободе Екатерининской Халани, принадлежавшей князю Трубецкому было две деревянные церкви. Древесина использовалась для изготовления иконостаса Успенского храма (1819 г.), возведения глав и устройства кровли Покровской церкви (1872 г.).

- Какая порода древесины использовалась для изготовления резных
иконостасов? (липа).

В слободе Большая Халань из леса были построены земские амбары (гамазеи) для хранения запасов зерна на случай неурожая (демонстрация макета), пожарные сараи, здание земской начальной школы, мосты и колодцы.

-Какая порода древесины использовалась для строительства этих построек? (дуб).

В годы Великой Отечественной войны древесина использовалась для строительства полевых фортификационных сооружений, паромных переправ, мостов.

-Какие полевые фортификационные сооружения вы знаете?(землянка, блиндаж, дзот)

На Курской дуге в полосе Воронежского фронта было построено 5322 командных и наблюдательных пункта, 17 500 убежищ. Деревянные шпалы использовались при строительстве железнодорожной ветки Старый Оскол-Ржава.

В послевоенное время древесина широко использовалась для строительства жилых домов, зерноскладов, животноводческих ферм, линий электропередач.

Древесина занимает важное место в современном строительстве. Ее используют при возведении бревенчатых и брусовых стен. Из древесины изготавливают балки, стропила, панели и перегородки, встроенную мебель, дверные и оконные блоки. Ее используют для устройства лестниц, строительных лесов, опалубки, дощатых полов и паркета. Из древесины изготавливают различные погонажные изделия (плинтусы, наличники, раскладки, доски для полов).

-Какие пиломатериалы используются для изготовления стропил? (круглый лес, брусья, доски).

В современном строительстве используется клееная, прессованная, модификационная древесина, материалы на основе древесины: фанера и фанерные плиты, столярные плиты, древесно- стружечные и древесно­волокнистые плиты.(Демонстрация образцов).

5. Закрепление нового материала.

(Выполнение тестового задания с элементами самоконтроля. «Древесина - современный строительный материал»).

6. Подведение итогов урока.

В настоящее время строительство жилья является одним из приоритетных национальных проектов в нашей стране. В Белгородской области реализуется областная программа строительства жилья «Свой дом».

Для реализации этих программ требуются квалифицированные рабочие, получившие знания и навыки работы с натуральной древесиной и современными древесными материалами.

7,Оценка деятельности учащихся.

  1. Домашнее задание. Разноуровневые задания о применение древесины и древесных материалов в современном строительстве.

  2. Рефлексия.

На данном уроке:

а) узнал много нового о применении древесины в строительстве?

б) узнал недостаточно о применении древесины в строительстве?

в) не узнал ничего нового о применении древесины в строительстве?

10. Организационное окончание урока.




ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Муниципальное образовательное учреждение «Большехаланская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области»













ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ

ТЕХНОЛОГИИ

Протокол № 2

заседания районного методического объединения учителей технологии от 20 января 2011 года


Учитель технологии Лысенко Сергей Иванович











2011

В период модернизации экономики страны, реформирования образования актуальным является признание того, что возрождение России не возможно без знания своей истории, уважения к предкам, трудом и талантом которых создавалась многогранная культура России. Здесь уместно вспомнить слова А. С. Пушкина: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая цивилизацию от дикости». Известный русский философ И.А. Ильин писал: «Национальное обезличивание есть большая беда и опасность в жизни человека и народа. Дух национального воспитания необходим каждому здоровому человеку». (Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993 г.)

В марте 2007 года в Московском городском педагогическом университете на факультете технологии и предпринимательства состоялась международная научно - практическая конференция «Этнокультурные технологии в образовании и воспитании». В докладе Т. Т. Фоминой, декана факультета технологии и предпринимательства, доктора технических наук, профессора подчеркивалось, что важная роль в рамках этнокультурного компонента образовательной программы подготовки учителей технологии и предпринимательства должна отводиться изучению декоративно-прикладного искусства, народных ремесел и промыслов. Е. С. Глозман, педагог Центра образования № 293 города Москвы, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации в своем выступлении отметил важное место этнокультурного компонента в образовательной области «Технология» и системе дополнительного образования.

Важное место в системе работы по развитию национального самосознания учащихся отводится урокам технологии. На уроках технологии учащиеся 5 - 8 классов знакомятся с основами народных художественных ремесел, создают макеты старинных построек, изготавливают игрушки, сувениры по мотивам народных художественных промыслов России, родного края.

В Большехаланской, Коротковской, Яблоновской средних общеобразовательных школах в соответствии с приказом управления образования администрации муниципального района «Корочанский район» № 432 от 4 сентября 2009 года организована экспериментальная работа по теме «Развитие национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент в учебно- воспитательном процессе».

Цель эксперимента: повышение у учащихся мотивации к учебной деятельности, развитие познавательной деятельности в области этнографии; воспитание патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому наследию родного края.

Экспериментальная работа ведется под руководством ведущего научного сотрудника Белгородского государственного музея народной культуры - заслуженного учителя Российской Федерации Басаргиной А.А.

Реализация программы эксперимента предполагает:

- разработку модулей этнокультурного содержания к программам предметов учебного плана;

- разработку системы классных часов на основе народной культуры;

- подготовку общешкольных внеклассных мероприятий.

В рамках экспериментальной работы школы по теме « Развитие национального самосознания через этнокультурный компонент в образовательном процессе» используется этнокультурный материал:

Технология, 5 класс

№ занятия

Тема урока

Этнокультурный компонент

Занятие 8

Понятие об эскизе, техническом рисунке, чертеже, масштабе

Чертежи производственного объединения «Белэнергомаш»

Занятие 11

Пиломатериалы. Древесные материалы.

Древесные породы Белгородской области.

Занятие 12

Натуральные волокна растительного происхождения и ткани из них

Ткацкий станок из экспозиции школьного музея.

Текстильные волокна родного края.

Технология, 7 класс

Занятие 11

Пиломатериалы

Применение пиломатериалов в базовом хозяйстве

Занятие12

Свойство черных и цветных металлов. Сортовой прокат.

Образцы железной руды, сортовой прокат Стойленского ГОКа.

Занятие 16

Художественное точение изделий из древесины

Токарные изделия народных мастеров села Большая Халань

Занятие 20

Изготовление декоративных изделий из жести

Изделия мастеров -жестянщиков с. Большая Халань

Занятие 24

Раскрой и изготовление швейного изделия

Изделия мастеров овчинно-шубного промысла с. Большая Халань.

В 8 классе на занятии № 2 по теме «Изготовление изделий декоративного назначения» используются образцы токарных изделий народных мастеров села Большая Халань, на занятии № 16 по теме «История развития чертежа. Правила оформления чертежей. Стандартный чертежный шрифт» используются генеральный план Корочанского уезда XVIII века, карты слободы Халань Новооскольского уезда XIX в. На занятии № 22 «Архитектурно-строительные чертежи» используются чертежи реконструкции Покровской церкви слободы Халань 1902 года.

В 10 классе по профессиональной подготовке по профессии «Плотник» 2 разряда на уроке № 13 «Общие сведения о строительных чертежах» используются чертежи реконструкции Покровской церкви слободы Халань 1902 года, на уроке № 19 « Древесина как строительный материал» используется материал о деревянных постройках (ветряных мельницах, мостах, амбарах) слободы Большая Халань начала ХХ века, на уроке № 31 «Характеристика основных пород древесины и их промышленное применение» используются образцы древесных пород, планы лесонасаждений Корочанского лесничества, изделия плотничного и столярного ремесел села Большая Халань, образцы изделий Шебекинского лесхоза.

В 11 классе на на уроке № 13 «Чертежи деревянных конструкций» используются образцы чертежей ТУ № 6, Технического лицея № 5 г. Белгорода. На уроке № 22 «Деревянные фрезерованные детали для строительства» используются образцы досок для настилки полов и плинтусов ООО «Деревообрабатывающий завод ЖБК - 1» (г. Белгород). На уроке № 26 «Паркет, паркетные доски и щиты» используются образцы штучного паркета производства ООО «Белоречье» с. Алексеевка Корочанского района. На уроке № 36 «Асбестоцементные изделия и черепица» используются прайс-листы, образцы асбестоцементных волнистых листов ОАО «Белгородасбестоцемент». На уроках № 88 «Оконные блоки», № 89 «Дверные блоки» используется рекламный буклет «Окна и двери из дерева» ООО «Деревообрабатывающий завод ЖБК-1».

Учащиеся 10 - 11 классов на занятиях по профессиональной подготовке по профессии «Плотник» знакомятся с многовековыми традициями плотничного ремесла, древесными породами родного края, инструментами и приспособлениями для выполнения плотничных работ, приемами ручной обработки древесины: разметкой, теской, пилением, строганием, долблением, резанием, сверлением. Осваивают навыки выполнения плотничных соединений, знакомятся с конструкцией и технологией возведения старинных деревянных построек родного села: церквей, ветряных мельниц, амбаров, купеческих особняков, крестьянских хат, колодцев, мостов.

В учебной мастерской оформлены стенды: «Пиломатериалы ГОСТ 1888-87», стенды « Древесные породы Большехаланского сельского округа», «Изделия столярного промысла села Большая Халань», «Изделия деревообрабатывающих предприятий Белгородской области».

Учащиеся собирают сведения о народных ремеслах и промыслах села Большая Халань, принимают участие в муниципальных, региональных конкурсах, конференциях краеведческой направленности. Осуществляется сотрудничество с Корочанским районным историко-краеведческим музеем, Белгородским государственным музеем народной культуры

Системное использование этнокультурного материала на уроках технологии способствует формированию у учащихся гражданской зрелости, воспитанию патриотизма, бережного отношения к культурно - историческому наследию России.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Доклад на районном методическом объединении учителей технологии

В настоящее время формирование основ технологической культуры имеет важное значение для социальной мобильности выпускников сельских и городских общеобразовательных школ Белгородской области.

Это обусловлено реальностью сегодняшнего дня. По мнению руководства наша область испытывает дефицит квалифицированных кадров в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.

Причин тому достаточно много. Среди них слабая подготовка студентов вузов и профессиональных училищ, отсутствие идеологии, поддерживающей престиж инженерных и рабочих профессий, миграция квалифицированных кадров в Москву и Московскую область.

Ведущие предприятия Белгородской области озабочены сложившейся ситуацией на рынке труда и ищут пути решения этого острого вопроса. Среди них корпорация «ЖБК- 1».

Генеральный директор корпорации Юрий Иванович Селиванов обоснованно считает, что все программы предприятия, направленные на работу с молодежью по освоению массовых рабочих профессий, являются необходимым делом. Это ставка на будущее. По его мнению, если сегодня не поддержать молодежь, не научить ее работать, у предприятия не будет перспективы развития.

Поэтому корпорация «ЖБК-1» уже несколько лет готовит рабочие кадры в собственном учебно- курсовом комбинате.

Одним из направлений работы учебно - курсового комбината корпорации «ЖБК-1» является обучение строительным специальностям воспитанников подшефного детского дома и учащихся 10-х классов 11-й, 38-й, 36-й школ города Белгорода.

По словам директора учебно - курсового комбината Светланы Алексеевны Борщовой теоретический курс обучения завершается производственной практикой, которую учащиеся проходят на предприятии. Потом учащиеся сдают государственные экзамены ионии получают удостоверения квалифицированных рабочих строительных профессий «штукатур» и «плотник».

Для решения назревшей проблемы в целях подготовки школьников к самостоятельной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики было принято постановление правительства Белгородской области от 27 мая 2007 года № 119- ПП, издан приказ управления образования и науки Белгородской области от 24 июня 2005 года № 1183 «Об организации обучения строительным профессиям в общеобразовательных учреждениях области», разработано положение об опорной школе по профессиональному обучению учащихся общеобразовательных учреждений, комплекты примерной учебно- программной документации для подготовки квалифицированных рабочих по строительным профессиям «Штукатур», «Каменщик», «Маляр» с учетом требований тарифно - квалификационных характеристик ЕТКС и в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 21. 05. 2001 № 511/ 13-13 « О перечне профессий для общеобразовательных учреждений.

Во исполнении приказа управления образования и науки Белгородской области от 24 июня 2005 года № 1183 «Об организации обучения строительным профессиям в общеобразовательных учреждениях области в Большехаланской средней общеобразовательной школе с 2006-2007 учебногогода начато профессиональное обучение учащихся 10 класса по профессии «Плотник». Код профессии - 16671. Квалификация - 2 разряд.

Обучение ведется по рабочей программе, составленной в соответствии с примерным учебным планом и программой для подготовки рабочих по профессии «Плотник» 2 разряда, рекомендованной экспертным советом по профессиональному образованию Министерства образования Российской Федерации.

Программа рассчитана на 350 часов. Продолжительность обучения 2 года.

На изучение программы в 10 классе отводится 175 часов из расчета 5 часов в неделю. Программа включает в себя следующие разделы: охрана труда, материаловедение, электротехника, строительное черчение, технология плотничных работ. В 10 классе в разделе «Материаловедение» предусмотрено выполнение 12 лабораторно- практических работ.

По окончании учебного года организована летняя производственная практика учащихся на предприятии - ОАО «Большехаланская Нива» продолжительностью 108 часов.

Теоретическое и производственное обучение учащихся осуществляется в школьной учебной мастерской.

Рабочие места учащихся оборудованы комбинированными верстаками ВК- 1, набором необходимых инструментов и приспособлений.

Обучение учащихся осуществляется по учебному пособию для начального профессионального образования Степанов Б.А. Справочник плотника и столяра. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.

В процессе обучения используется учебная литература:

Григорьев М.А. Материаловедение для столяров и плотников: Учебник для средних профессионально-технических училищ. -М.: Высшая школа. 1985.,

Крейндлин Л.Н. Столярные, плотничные и паркетные работы: Практическое пособие.- Высшая школа, 1989, Будасов Б.В., Каминский В.П.Строительное черченик: Учебник для вузов.- М.: Стройиздат,1990., Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7 -8 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Астрель: АСТ, 2001.

Для обеспечения наглядности используется серия из 30 плакатов «Столярно-плотничные и паркетные работы». Изд. центр «Академия», 2003.

В учебной мастерской имеются: фуговально-пильный станок ФПШ-5М, токарные станки по дереву СТД-120М, настольный сверлильный станок 2М112, станок заточный СЗШ-1. В мастерской установлены новые деревообрабатывающие станки: ленточнопильный станок 8Е200, токарный станок по дереву 8Е208, фрезерный станок 8Е381, деревообрабатывающий станок ИЭ6009А2.

При изучении предмета «Материаловедение» используются образцы хвойных и лиственных пород древесины, образцы пиломатериалов, и заготовок, образцы фанеры, древесноволокнистых, древесностружечных, фанерных и столярных плит.

В 1 полугодии были изучены предметы: охрана труда, строительное черчение, электротехника, материаловедение.

В процессе изучения предмета «Охрана труда» учащиеся познакомились с основами законодательства Российской Федерации по охране труда, законом Белгородской области «Об охране труда и окружающей среды», правами и обязанностями работника, правилами и нормами по охране труда, государственным и общественным контролем за состоянием охраны труда, основами гигиены труда, производственной санитарии и профилактики травматизма, правилами электробезопасности и пожарной безопасности при производстве плотничных работ. Научились оказывать первую доврачебную помощь при травмах и пользоваться первичными средствами пожаротушения.

На уроках по предмету «Строительное черчение» учащиеся расширили общие сведения о чертежах планов, разрезов, фасадов зданий, условных изображениях элементов зданий: стен, перекрытий, полов, оконных и дверных проемов. Совершенствовали умения и навыки чтения строительных чертежей.

На уроках по предмету «Электротехника» учащиеся углубили знания о простой электрической цепи, параллельном и последовательном соединении элементов электрической цепи, изучили устройство и принцип действия трансформаторов. Совершенствовали практические умения в сборке параллельных и последовательных электрических цепей.

В процессе изучения предмета «Материаловедение» у учащихся

сформировано представление о строении дерева и древесины, физических, химических и механических свойствах древесины, классификации пороков древесины, основных породах древесины и их промышленном применении, о видах круглых лесоматериалов, пиломатериалов, шпона, фанеры, фанерных, древесноволокнистых, древесностружечных и столярных плит.

Учащимися выполнено 12 лабораторно-практических работ. Они научились различать основные древесные породы по внешним признакам, виды пороков древесины, определять влажность древесины, размер и объем круглых лесоматериалов, виды пиломатериалов, качество фанеры, марку древесностружечных и древесноволокнистых плит.

В процессе изучения предмета «Технология плотничных работ» учащиеся познакомились с основами резания древесины, оборудованием и приспособлениями для выполнения плотничных работ, инструментами для разметки и тески древесины, приемами измерения и разметки лесоматериалов, приемами заточки и правки инструмента для тески древесины, приемами грубой оттески и окорки лесоматериалов. Научились правильно организовывать рабочее место плотника, выполнять измерение и разметку лесоматериалов: бревен, брусьев, досок измерительными и разметочными инструментами, выполнять насадку заточку и правку топора бруском.

Проведена экскурсия на строительный объект - Большехаланскую больницу сестринского ухода. В процессе экскурсии учащиеся ознакомились с применением древесины, древесных и полимерных материалов, основными видами и производством плотничных работ в современном строительстве.











ПРИЛОЖЕНИЕ 4

СПРАВКА


Об организации обучения учащихся 10 -11 классов

МОУ «Большехаланская средняя общеобразовательная школа» строительным профессиям по профессии «Плотник»

в 2007- 2008 учебном году

В соответствии с постановлением правительства области от 27 мая 2005 года № 199-пп « Об организации обучения строительным профессиям о общеобразовательных учреждениях области, Приказа Управления образования Белгородской области № 1183 от 21 июня 2005 года в целях подготовки школьников к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики, на основании приказа отдела образования администрации Корочанского района в школе в рамках экспериментальной работы с 1 сентября 2006 года организована допрофессиональная подготовка учащихся 10-11 классов по строительной профессии «Плотник» путем изменения учебной программы «Технология».

Эксперимент «Отработка нового содержания образования по допрофессиональной подготовке школьников по профессии «Плотник» апробируется на основании нормативно-правовых документов:

Федеральная концепция модернизации российского образования,

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования,

Проект Федерального компонента государственного образовательного стандарта

общего образования.

Обновляющей идеей всех этих документов является идея личностной ориентированности современного образования. В соответствии с перечисленными документами, на основании приказов отдела образования администрации Корочанского района № 226 «А» от 09.09. 2004 года «О комплектовании методической сети на 2004-2005 учебный год», №226/1 «А» от 09.09.2004 года «Об организации углубленного изучения отдельных предметов в учреждениях образования Корочанского района», № 205 «А» от 29.07.2004 года «О реализации эксперимента по внедрению профильного и предпрофильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях» в 2006 - 2007 учебном году в МОУ «Большехаланская средняя общеобразовательная школа» начато профессиональное обучение учащихся 10-11 классов по профессии «Плотник». Код профессии - 16671. Квалификация - 2 разряд.

Обучение ведется по рабочей программе, составленной в соответствии с примерным учебным планом и программой для подготовки рабочих по профессии «Плотник» 2 разряда, рекомендованной экспертным советом по профессиональному образованию Министерства образования Российской Федерации. Рабочую программу составил учитель технологии Лысенко Сергей Иванович (1 квалификационная категория). Программа утверждена БРИПП.

Программа рассчитана на 350 часов. Продолжительность обучения 2 года.

На изучение программы в 10 классе отводится 175 часов из расчета 5 часов в неделю (4 часа за счет часов учебного плана и 1 час за счет кружковой работы). Программа включает в себя следующие разделы: охрана труда, материаловедение, электротехника, строительное черчение, технология плотничных работ.

На изучение программы в 11 классе отводится 175 часов из расчета 5 часов в неделю (2 часа за счет часов учебного плана и 3 час за счет кружковой работы).

По окончании учебного года в 10 классе запланировано проведение летней производственной практики на предприятии ОАО «Большехаланская Нива» продолжительностью 108 часов.

Теоретическое и производственное обучение учащихся осуществляется в школьной учебной мастерской.

Рабочие места учащихся оборудованы комбинированными верстаками ВК- 1, набором необходимых инструментов и приспособлений.

Обучение осуществляется по учебному пособию для начального профессионального образования Степанов Б.А. Справочник плотника и столяра. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.

В процессе обучения используется учебная литература:

Григорьев М.А. Материаловедение для столяров и плотников: Учебник для средних профессионально-технических училищ. М.:Высшая школа.1985., Крейндлин Л.Н. Столярные, плотничные и паркетные работы: Практическое пособие.- Высшая школа, 1989, Будасов Б.В., Каминский В.П.Строительное черчение: Учебник для вузов.- М.: Стройиздат,1990., Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7 -8 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Астрель: АСТ, 2001.

Для обеспечения наглядности используется серия из 30 плакатов «Столярно-плотничные и паркетные работы». Изд. центр «Академия», 2003.

Оформлен стенд «10 ступеней своего дома», который является наглядным пособием строительства своего дома своими руками. В учебной мастерской имеются: фуговально-пильный станок ФПШ-5М, токарные станки по дереву СТД-120М, настольный сверлильный станок 2М112, станок заточный СЗШ-1. В мастерской установлены новые деревообрабатывающие станки: ленточнопильный станок 8Е200, токарный станок по дереву 8Е208, фрезерный станок 8Е381, деревообрабатывающий станок ИЭ6009А2. Таким образом, материальная база учебной мастерской позволяет в условиях школы дать учащимся необходимый объем теоретических знаний и практических умений по данной профессии.

При изучении предмета «Материаловедение» используются образцы хвойных и лиственных пород древесины, образцы пиломатериалов и заготовок, образцы фанеры, древесноволокнистых, древесностружечных, фанерных и столярных плит.

В процессе изучения предмета «Охрана труда» учащиеся 10 класса познакомились с основами законодательства Российской Федерации по охране труда, законом Белгородской области «Об охране труда и окружающей среды», правами и обязанностями работника, правилами и нормами по охране труда, государственным и общественным контролем за состоянием охраны труда, основами гигиены труда, производственной санитарии и профилактики травматизма, правилами электробезопасности и пожарной безопасности при производстве плотничных работ, научились оказывать первую доврачебную помощь при травмах, пользоваться первичными средствами пожаротушения.

На уроках по предмету «Строительное черчение» учащиеся расширили общие сведения о чертежах планов, разрезов, фасадов зданий, условных изображениях элементов зданий: стен, перекрытий, полов, оконных и дверных проемов, совершенствовали умения и навыки чтения строительных чертежей.

На уроках по предмету «Электротехника» учащиеся расширили знания о простой электрической цепи, параллельном и последовательном соединении элементов электрической цепи, изучили устройство и принцип действия трансформаторов. Совершенствовали практические умения в сборке параллельных и последовательных электрических цепей.

В процессе изучения предмета «Материаловедение» у учащихся сформировано представление о строении дерева и древесины, физических, химических и механических свойствах древесины, классификации пороков древесины, основных породах древесины и их промышленном применении, о видах круглых лесоматериалов, пиломатериалов, шпона, фанеры, фанерных, древесноволокнистых, древесностружечных и столярных плит.

Учащиеся научились различать основные древесные породы по внешним признакам, виды пороков древесины, определять влажность древесины, размер и объем круглых лесоматериалов, виды пиломатериалов, качество фанеры, марку древесностружечных и древесноволокнистых плит.

В процессе изучения предмета «Технология плотничных работ» учащиеся познакомились с основами резания древесины, оборудованием и приспособлениями для выполнения плотничных работ, инструментами для разметки и тески древесины, приемами измерения и разметки лесоматериалов, приемами заточки и правки инструмента для тески древесины, приемами грубой оттески и окорки лесоматериалов. Научились правильно организовывать рабочее место плотника, выполнять измерение и разметку лесоматериалов, выполнять насадку, заточку и правку топора бруском.

В процессе изучения предмета «Охрана труда» учащиеся 11 класса познакомились с правилами техники безопасности при выполнении подготовительных и плотничных работ, безопасными приемами работы электрофицированным инструментом, правилами техники безопасности при выполнении монтажных и стропальных работ. На уроках по предмету «Строительное черчение» учащиеся углубили знания об условном изображении деревянных конструкций, научились читать чертежи деревянных конструкций и плотничных соединений.

На уроках по предмету «Электротехника» учащиеся познакомились с устройством электродвигателей постоянного и переменного тока, электроинструментом для пиления, строгания, фрезерования, долбления, сверления, шлифования древесины. Научились приемам работы электрифицированным инструментом, безопасными приемами работы электрифицированным инструментом

В процессе изучения предмета «Материаловедение» у учащихся сформировано представление о природных и синтетических клеях, фрезерованных деталях для строительста, досках для покрытия полов, погонажных изделиях, паркете, полимерных материалах для полов, мастиках, рулонных кровельных материалах, асбестоцементных изделиях, облицовочных материалах, сайдинге, изоляционных материалах, антисептических и огнезащитных составах, металлических крепежных изделиях, смазочных материалах. В процессе изучения предмета «Технология плотничных работ» учащиеся познакомились с назначением и устройством деревообрабатыващих станков, общими сведениями о зданиях и деревянных конструкциях, получили представление о подготовительных, плотничных и стропальных работах, о стандартизации продукции, ремонте деревянных конструкций. Учащиеся получили навыки выполнения простейших подготовительных и плотничных работ, ремонта деревянных конструкций.

Учителем ведется классный журнал в соответствии с требованиями и тематическим планированием.

Администрацией школы подготовлен пакет документов для получения лицензии для допрофессионального обучения школьников по профессии «Плотник».

На основании вышеизложенного рекомендую:

  1. Учителю технологии Лысенко С.И. ускорить работу по корректировке рабочей программы по профессии «Плотник».

  2. Завучу школы Ковалевской Н.Н. доработать план работы эксперимента по данному виду деятельности и вести его отслеживание согласно плана.

  3. Справку рассмотреть на совещании при директоре.

Справку составила директор школы О. И. Водяха

Справка рассмотрена на совещании при директоре ____________

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Участие в областном конкурсе творческих проектов «Дом, который построю сам» 2010 г.


Реферат Использование этнокультурных изделии




Реферат Использование этнокультурных изделии

38


© 2010-2022